рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансовые ресурсы общества

2. Проблема участия физических лиц в распределении бюджетных потоков.

3. Проблема дезинтеграции населения и экономического пространства.

4. Проблема обязывания получателя целевым исполнением социального трансферта.

По нашему мнению, необходимо последовательно уменьшать количество целевых социальных трансфертов, переключая эти финансовые бюджетные потоки на увеличение именно денежных доходов россиян, прежде всего, пенсий и пособий. Тогда целевые привязки социальных трансфертов будут постепенно поглощены приоритетом повышения среднего дохода на душу населения. Приемлемый средний доход позволит каждому гражданину без напряжения собственных финансов и без дополнительных обязательств перед государством приобретать на рынке необходимые товары и услуги. В рамках такой финансовой стратегии сокращение целевых социальных трансфертов до минимума будет способствовать оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов.

Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2006 году» обеспечение макроэкономической устойчивости должно оставаться важнейшей задачей бюджетной политики. Необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции.

Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Необходим комплексный учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике и социальной сфере. В противном случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.

Новые расходные обязательства могут включаться в федеральный бюджет лишь в целях обеспечения приоритетов государственной социально-экономической политики и при условии проведения оценки их ожидаемой эффективности.

Необходима активизация работы по совершенствованию механизмов применения программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов.

Действующие расходные обязательства федерального бюджета в 2006 году должны выполняться безусловно. Особое внимание следует уделить обеспечению устойчивого функционирования пенсионной системы, безусловной выплаты заработной платы и выполнения иных финансовых обязательств перед населением.

Вновь принимаемые расходные обязательства в приоритетном порядке должны способствовать решению проблемы повышения жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц. Следует определиться с возможностями и сроками реального повышения оплаты труда в среднесрочной перспективе. Необходимо начать переход к внедрению отраслевых систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Это позволит обеспечить соответствие между качеством труда и уровнем заработной платы в бюджетном секторе.

Необходимо модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала.

Особое внимание следует уделить повышению результативности бюджетных расходов. Прежде всего, это относится к обеспечению доступности и качества услуг здравоохранения и образования, непосредственно влияющих на уровень жизни населения. Решение этой задачи потребует, в том числе, изменения сложившихся механизмов финансирования. Необходимо восстановить престиж и общественную значимость профессии врача и учителя, создать условия для привлечения в здравоохранение и образование квалифицированных кадров, технического перевооружения и развития этих отраслей.

Следует также оказывать поддержку в рамках федеральных программ проводимым на региональном уровне мероприятиям по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам и многодетным семьям, по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи, по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.

В 2006 году необходимо обеспечить дальнейшее улучшение материального положения пенсионеров, увеличение размеров социальных и трудовых пенсий в объемах, опережающих рост потребительских цен.

§2. Направления улучшения использования финансовых ресурсов организаций

Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать, уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств не требует капитальных затрат и ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей отвлекают значительную часть средств из оборота .

В качестве оборотного капитала на предприятии используются текущие активы. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам.

Один из способов экономии оборотного капитала, а следовательно - повышения его оборачиваемости заключается в совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида текущих активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.

Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее, имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам.

Повышение оборачиваемости оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:

планирование закупок необходимых материалов;

введение жестких производственных систем;

использование современных складов;

совершенствование прогнозирования спроса;

быстрая доставка сырья и материалов.

Второй путь ускорения оборачиваемости оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

Оплата товаров постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 полная 30", означающая, что:

покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования;

покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30 день кредитного периода;

в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям (факторинг).

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

общий объем денежных средств и их эквивалентов;

какую долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;

когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.

По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

Еще одним важным инструментом повышения эффективности использования финансовых ресурсов является управление основными производственными фондами предприятия и нематериальными активами. Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисления амортизации. Успех управления финансовыми ресурсами прямо зависит от структуры капитала предприятия. Структура капитала может способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ее активов. Она также прямо воздействует на норму прибыли, поскольку компоненты прибыли с фиксированным процентом, выплачиваемые по долговым обязательствам, не зависят от прогнозируемого уровня активности компании. Если фирма имеет высокую долю долговых выплат, возможны затруднения с поиском дополнительных капиталов.

Считается аксиомой, что структура капитала должна соответствовать виду деятельности и требованиям компании. Соотношение заемных средств и рискового капитала должно быть таким, чтобы обеспечить акционерам удовлетворительную отдачу от инвестиций. Гибкость в изменении структуры капитала может быть необходимым элементом успеха. Обычно легче договориться о краткосрочных займах, чем о средне- и долгосрочных. Краткосрочный капитал может обеспечить ожидаемые и неожидаемые колебания потока наличных, тогда как средний долгосрочный капитал требуется в основном для длительных проектов (например, программы зарубежной экспансии).

В западных странах большое влияние на эффективность управления финансовыми ресурсами оказывают ожидания держателей акций предприятия. Этот фактор требует от компании установления минимальной долгосрочной нормы прибыли, которая обеспечивала бы держателям акций доход, и принимает во внимание ряд моментов: потенциальные дивиденды и возможности для повышения стоимости капитала; элемент риска в бизнесе (в отраслях с малой степенью риска доход членов акционерного общества в целом также низок и наоборот); величину дохода, который держатели акций могли бы получить в другом месте от инвестиций со сравнимым риском.

Так как подавляющее большинство держателей акций не имеют ясного представления о текущих или потенциальных проблемах, с которыми сталкивается компания, в которую они вложили средства, их надежды в отношении дохода почти всегда нереалистичны и завышены. Степень, до которой могут учитываться их ожидания, зависит от того, насколько сильно их воздействие на компанию. Если держатели будут неудовлетворенны, они могут просто продать акции.

Чем более конкурентна отрасль, тем больше давление на держателей ее акций в части инвестиций на обновление и модернизацию оборудования и сооружений, исследования, обучение, компьютеризацию. Ни по одному из этих направлений, вероятно, не будет быстрой отдачи от инвестиций через год или даже чуть больше. Более того, неопределенность спроса, проявляющаяся в изменениях моды, поведения потребителей, технологий, в нерегулярности предпринимательского цикла, конкуренции, будет отражаться в ошибках, которые обычно сопровождают процесс определения прибыли. При осуществлении управления финансовыми ресурсами необходимо решить, каким образом определять как стоимость капитала, принимаемого за базу для расчетов, так и его приращение (выбытие).


Выводы

Все экономические проблемы финансовых ресурсов государства определяются проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых и кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеют объективную экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения; во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса. В государственном бюджете находят органическую увязку все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, они в бюджете получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.

В целом основными принципами современной бюджетной политики РФ являются:

недопущение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики;

безусловное исполнение принятых сектором государственного и муниципального управления обязательств;

приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления развития экономики;

конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;

открытость и доступность информации по расходам государственного бюджета на всех уровнях.

Изыскание финансовых источников развития  предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие  вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги.

Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования  ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах  привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной  потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных  вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно  воспользоваться выпуском ценных бумаг; однако, подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

Важнейшая сторона деятельности финансовой службы предприятия состоит в рациональном использовании свободных финансовых ресурсов, нахождении наиболее эффективных направлений инвестирования средств, приносящих предприятию дополнительную прибыль.


Литература

1.  Конституция Российской Федерации.

2.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от  12 октября 2005 г.).

3.  Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год».

4.  Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год».

5.  Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год».

6.  Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

7.  Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».

8.  Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2004 г.).

9.  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году».

10.  Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. – М.: ЗАО «Издательский дом «Главбух», 2003.

11.  Финансы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2001.

12.  Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2002.

13.  Вавилов Ю.Я., Конова А.С. Аудит эффективности государственных внешних заимствований Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2005. - № 18.

14.  Глущенко О. Тенденции развития российского рынка финансовых услуг // Финансовая газета. – 2005. - № 36.

15.  Ерков А. Финансирование инвестиционных проектов // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2005. - № 38.

16.  Колесов А. Расходы не могут быть доходами // Практическая бухгалтерия. - 2005. - № 10.

17.  Матвеева В.М. Подходы к анализу деятельности организации // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2000. - № 7.

18.  Матвеева В.М., Тимофеева Г.В.Реформирование баланса.  // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2000. - № 3.

19.  Сажина М.А. Эффективность бюджетной политики государства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2005. - № 12.


Приложение


Таблица 1

Динамика и структура доходов федерального бюджета за 2000–2004 гг.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Налоговые доходы 949,913 93,7 1115,33 94,5 1726,31 94,3 2012,25 92,1 2071,38 75,5
Неналоговые доходы 63,789 6,2 64,261 5,4 104,284 5,7 170,648 7,8 219,194 7,9
Всего 1013,702 100 1179,591 100 1830,59 100 2182,89 100 2742,85 100

Таблица 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.