Курсовая работа: Финансовый контроль в Украине
Курсовая работа: Финансовый контроль в Украине
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
Введение
3
I. Содержание
финансового контроля, формы, виды и
значение в условиях рыночной экономики 4
1.1. Сущность, цели и задачи финансового
контроля 4
1.2. Формы и методы финансового контроля
7
1.3. Принципы финансового контроля
11
II. Негосударственный контроль
14
2.1 Внутрихозяйственный
контроль
14
2.2 Контроль
со стороны коммерческих банков 15
2.3. Аудиторский
контроль
15
III. Система государственного контроля в Украине
18
3.1. Система
государственного финансового контроля 18
3.2. Органы
государственного финансового контроля в Украине 20
3.3. Пути повышения
эффективности финансового контроля 27
Заключение
33
Список
используемой литературы
34
Введение
В настоящее время в Украине складывается новый тип
государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего
прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы
государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных
функций государственного управления — создание и поддержание эффективной
финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Проблема
переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является,
на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается
как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость
налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью
финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом
свою прибыль).
Коренные перемены в
социально-экономическом строе Украиныи в методах управления экономикой сделали
неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших рычагов
финансово-хозяйственного управления – финансового контроля.
Ликвидация
административно-командной системы управления экономикой со всесторонней
регламентацией хозяйственной деятельности серьезно поколебала основы
сложившейся ранее системы финансового контроля, который престал отвечать
потребностям общества, его социально-экономическом реалиям. Это не замедлило
проявиться на практике, вызвало ряд негативных последствий.
Как свидетельствует мировой
опыт, цивилизованное экономическое развитие возможно только при соблюдении
установленных государством законов и норм и защите интересов граждан.
Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное
распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо
контролировать. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание
вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно
сферы государственных финансов.
Для Украины в высшей степени
актуальна организация эффективной и всеобъемлющей системы финансового контроля.
Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована
на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной
собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические
преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы
финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей
все стороны экономической жизни.
Актуальность темы финансовый
контроль, вызванная объективными причинами социально-экономического и
политического положения в стране, обеспечила определенный интерес
ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в
учебной литературе. Современное состояние финансового контроля в Украине, его
развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются
в периодических изданиях.
Цель данной курсовой работы
– дать общее представление о финансовом контроле, его методах и формах.
В соответствии с
поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
·
отразить
теоретические аспекты финансового контроля;
·
дать общую
характеристику финансовому контролю в Украине.
Объектом изучения работы
является финансовый контроль.
Предмет изучения –
сущность финансового контроля, его организация и функционирование.
При написании курсовой
работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к
общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны
периодические издания, подведены итоги проделанной работы.
I. Содержание финансового контроля, формы, виды, значение
и функции в условиях рыночной экономики.
1.1.
Сущность,
цели и задачи финансового контроля
Финансовый контроль
является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как
экономической категории.
Финансовый контроль
обычно рассматривают в двух аспектах:
1)
строго
регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за
соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех
экономических субъектов;
2)
неотъемлемый
элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с
целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций1.
Оба аспекта контроля
взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в
первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во
втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.
Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием
социально-экономических процессов в обществе является важной сферой
деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы
контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии
успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса
формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и
звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку
многократно возрастает.
Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является
одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает
необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания
финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же
как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же
время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль
является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс
движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых
ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и
кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
Можно
сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций
по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его
организации [5,163].
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные
органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права,
обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в
законодательном порядке.
Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с
использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и
соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются
денежные, распределительные процессы при формировании и использовании
финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех
уровнях и звеньях экономики страны.
Предмет финансового контроля.
Непосредственным
предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как
прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость,
издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели
имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой,
тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и
коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также
механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сфера
финансового контроля.
Сферой
финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с
использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и
т. п.).
Контролю
подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие
нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований
экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения
стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и
исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного
использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и
организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие
направления.
Задачи
финансового контроля.
Перед
финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие
сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных
доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление
внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по
снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному
расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в
организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и
нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий,
относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой
отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным
операциям и др.
Финансовый
контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений,
а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение
финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в
административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на
нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно
проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового
механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его
интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема
усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля
требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с
другой, повышения их результативности.
Цели
финансового контроля.
В
государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля
подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит
глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. В
странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Украины,
экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты.
Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного
финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо
института счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная
система государственного финансового контроля Украины включает и ряд других
специальных органов.
Поскольку частная форма собственности в Украине еще не заняла
подобающее место в экономической системе, действия государственных контролеров
распространяются на многие сферы приложения акционерного и частного капитала.
Трудности переходного к рынку периода непосредственно отражаются и на методах
контроля. Так, проблема нехватки государственных средств для покрытия бюджетных
расходов зачастую решается посредством скорее административных, чем
экономических методов, тотального ужесточения санкций за налоговые и другие
финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов частного капитала и
снижению деловой активности.
По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация
финансового контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближайся
к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою
эффективность. Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость
более тщательного контроля за исполнительной властью и соответственно
повышением профессионального уровня контрольных служб. С другой стороны,
усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия совершенствовать методы
внутреннего контроля, привлекая специалистов специализированных
консультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций.
1.2. Формы,
виды и методы финансового контроля
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.
1. времени проведения:
-
предварительный;
-
текущий
(оперативный);
-
последующий.
2.субъектам контроля;
§ президентский;
§ контроль представительных
органов власти и местного самоуправления;
-
контроль
исполнительных органов власти; _
-
контроль
финансово-кредитных органов;
-
ведомственный;
-
внутрихозяйственный;
§ аудиторский.
3 . В сфере финансовой деятельности:
§ бюджетный;
-
страховой;
-
инвестиционный;
-
контроль
за денежной массой.
4. форме проведения:
-
обязательный
(внешний);
-
инициативный
(внутренний);
5. методы проведения:
§ проверки;
-
обследования;
-
надзор;
-
анализ
финансовой деятельности;
-
наблюдение
(мониторинг)
-
ревизии.
Рассмотрим основные формы и методы проведения финансового контроля.
-
Предварительный
финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное
значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности
финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и
неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне
является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых
планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и
разработки макроэкономических показателей развития экономики страны.
На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет,
кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление
прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной
деятельности и т. д.
-
Текущий
(оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения дёнежных
сделок, финансовых операций, выдачи ссуд - и субсидий и т.д. Он предупреждает
возможные злоупотребления при получении и расходовании средств,
способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления
финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
-
Последующий
финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и
бухгалтерской документации. Этот контроль предназначен для оценки результатов
финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых
планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления
предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с
прогнозируемыми и т.д.
-
В
процессе проведения
проверок на основе отчетной документации и расходных документов
рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для
устранения выявленных нарушений.
-
Обследование
в
отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических
показателей обследуемого экономического субъекта для определения его
финансового состояния и возможных перспектив развития.
-
Надзор
производится
контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной
вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил
и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны НБ Украины за деятельностью
коммерческих банков; со стороны Укрстрахнадзора — за страховыми фирмами.
-
Анализ
финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное
изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью
общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния
и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
-
Наблюдение
(мониторинг) - это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за
использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.
Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности
может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного
возврата ссуды.
-
Ревизия
- это
наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное
обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с
целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные - и тематические;
плановые и внеплановые; документальные и фактические (проверка не только документов,
но и наличия денег товарно-материальных ценностей).
Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон
финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков
финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих
Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны
деятельности, проверяемого предприятия, охватывает хозяйственную и финансовую
деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного
использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния
бухгалтерского учета и отчетности.
Тематичёская ревизия проводится на определенную тему по деятельности
однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения
и принять меры к их устранению.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|