Курсовая работа: Государственные внебюджетные фонды
Каждому виду
страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения по обязательному социальному
страхованию:
- оплата
медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному
лицу необходимой медицинской помощи;
- пенсия по
старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
- пособие по
временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным
заболеванием, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им
полутора лет, по безработице и др.;
- пособие на
санаторно-курортное лечение;
- социальное
пособие на погребение;
- оплата
путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их
семей.[4]
Внебюджетные
фонды составляют и исполняют свои бюджеты, что является составной частью
бюджетного процесса в РФ.
Проекты
бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления
указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на
рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и
материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на
очередной финансовый год.
Бюджеты
государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются
Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием
федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Проекты
бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются
органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных
(представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов
законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются
одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый
год.[5]
Исполнение
бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным
казначейством РФ.
Отчет об
исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом
управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и
утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.
Отчет об
исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда
составляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение
законодательному (представительному) органу субъекта РФ в форме закона субъекта
РФ.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется
органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего
уровня бюджетной системы РФ, в порядке, установленным БК РФ.
Порядок и
сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе
публикуемой, также определяются в соответствии БК РФ.
В бюджетах
внебюджетных фондов отражаются их доходы и расходы.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за
счет обязательных платежей и других доходов, предусмотренных законодательством
РФ.
Сбор и
контроль за поступление обязательных платежей в государственные внебюджетные
фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены
функции сбора налогов в федеральный бюджет.
2.1 Фонд социального страхования
Фонд
социального страхования РФ является государственным внебюджетным
централизованным фондом финансовых ресурсов, предназначенных для оказания
социальной помощи и социальных услуг.
Фонд
формируется на страховой основе. Бюджет фонда социального страхования РФ и
отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных
и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения
правлением фонда утверждаются председателем фонда.
С точки
зрения организации фонд является специализированным финансово-кредитным
учреждением при Правительстве РФ, имеющим региональные отделения. Его имущество
является собственностью государства, которое передано фонду в оперативное
управление.
В
обязанности фонда входит обеспечение сбора страховых взносов и иных платежей,
перечисляемых работодателями на государственное социальное страхование на
единый текущий счет фонда и счета исполнительных органов. На текущие счета
фонда зачисляются суммы:
•
единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной
системы налогообложения по нормативу 5% от суммы платежа налогоплательщика;
•
единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности по нормативу 5% от суммы платежа налогоплательщика;
• единого
сельскохозяйственного налога по нормативу 6,4% от суммы платежа
налогоплательщика;
• минимального
налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу
20% от суммы платежа налогоплательщика.
Контроль за
полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых
взносов и иных платежей осуществляется фондом.
Задачами
фонда являются:
• обеспечение
гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности,
при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет;
•
обеспечение государством пособий на погребение или возмещение
стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, а также
санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
• участие в
разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников,
мер по совершенствованию социального страхования и мер, обеспечивающих
финансовую устойчивость фонда;
• разработка
предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное
страхование;
•
организация работы по подготовке и повышению квалификации
специалистов для системы государственного социального страхования;
• международное
сотрудничество по вопросам социального страхования работников.
В состав
фонда входят:
•
региональные отделения, управляющие средствами
государственного социального страхования на территории субъекта РФ;
•
центральные отраслевые отделения, управляющие средствами
государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;
• филиалы
отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями
фонда.
Региональные
отделения фонда образуются в субъектах РФ и решают следующие задачи:
•
регистрируют страхователей, выдают удостоверения о
регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;
• осуществляют
финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или
отрасли экономики;
• устанавливают
для страхователей нормативы расходов, необходимых для обеспечения
государственных гарантий по социальному страхованию работников;
• обеспечивают
полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное
страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда;
• аккумулируют
страховые взносы и другие платежи для создания резервов, принимают решения об
использовании свободных денежных средств;
• разрабатывают
проекты бюджетов органов фонда и смет расходов;
• производят
расчеты со страхователями и другими органами фонда и организациями;
• организуют и
осуществляют контроль за расходованием средств фонда.
Источниками
формирования фонда являются:
• страховые
взносы работодателей;
• страховые
взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся
определенными видами деятельности;
• страховые
взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных
уплачивать взносы на социальное страхование;
• страховые
взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на других условиях, кроме
работы на производстве и занятия индивидуальной трудовой деятельностью, но
имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
• доходы от
инвестирования части свободных средств фонда в ликвидные ценные бумаги и
банковские вклады;
• добровольные
взносы граждан и юридических лиц;
• другие
поступления, возмещаемые страхователями. Средства фонда используются на
следующие мероприятия:
• выплаты
пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам,
вставшим: на учет в ранние сроки беременности;
• выплаты на
погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
• оплату
дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с
детства до достижения им совершеннолетия;
• оплату
путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных
учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории
России аналогичных учреждений;
• частичное
содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных
учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;
• создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности
и содержание аппарата управления фонда;
• финансирование
подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту трудовых
прав работников и охрану труда;
• проведение
НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
• финансирование
программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и
охраны труда;
• осуществление
других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.
Средства
социального страхования являются централизованными и не зачисляются на личные
счета застрахованных. Выплата пособий, оплата путевок в оздоровительные
заведения, финансирование других мероприятий осуществляются непосредственно
через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и
расходования средств государственного социального страхования несет
непосредственно администрация страхователя в лице руководителя и главного
бухгалтера организации.
Страхователь
не вправе приостановить выплату пособий по государственному социальному страхованию
даже в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных
страховых взносов. Недостающая сумма возмещается страхователю в десятидневный
срок по получении от него расчетной ведомости за отчетный период (квартал)
путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа
фонда на расчетный или текущий счет страхователя.
Расходы на
санаторно-курортное обслуживание производятся страхователем в пределах
нормативов, установленных исполнительным органом фонда на текущий финансовый
год.
Страхователи
ведут учет:
• сумм
начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет фонда;
• сумм
произведенных расходов по их видам;
• сумм
произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;
• расчетов по
средствам социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они
зарегистрированы.
Страхователи
составляют финансовые отчеты об исполнении бюджета фонда ежеквартально.
Система
социального страхования, как и пенсионная система, имеет ряд недостатков в
структурном, организационном и функциональном плане. Основными направлениями
реформирования системы могут быть следующие:
• совершенствование
законодательной базы системы социального страхования в направлении разработки
механизма передачи страховых взносов непосредственно страховым фондам
предприятий или бюджетам муниципальных образований с определением размеров и
порядка использования в соответствии с бюджетной классификацией;
• упрощение
структуры системы социального страхования и передачи функций формирования фонда
социального страхования непосредственно на предприятиях или в системе
муниципального образования и распоряжения этими средствами на местах, что
сократило бы бюрократический аппарат, сделало бы систему простой, гибкой,
прозрачной и более эффективной;
• сокращение
непроизводственных финансовых расходов фонда за счет отказа от субсидирования
санаторно-курортных мероприятий всех лиц, кроме действительно нуждающимся в
лечении;
• создание
рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с
расширением сети страховых кампаний, но при условии законодательного механизма
гарантий гражданам со стороны государства;
• перевод
страховых выплат пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначенным
пособиям по трудовой инвалидности в рамки индивидуального обязательного
сохранения жизни, выработки механизма защиты граждан со стороны работодателей и
государства;
•
снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в
рамках обязательного социального страхования, выработки механизма оказания
помощи со стороны работодателей всех форм собственности.[6]
2.2 Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования РФ
Медицинское
страхование в России начало свое существование еще в 1894 году. В этом году
было издано положение о Земских учреждениях, на которые была возложена
обязанность попечения о народном здоровье. До этого времени врачебная помощь
существовала только исключительно в городах. Крестьяне видели врачей крайне
редко лишь при рекрутских наборах или при выездах на вскрытие. Позже регулярно
стали проводиться съезды земских врачей. Первый съезд такого рода был проведен
в Твери, затем в Самаре и Рязани (1872 год). С течением времени забота врачей о
здоровье населения стала выходить на первый план. В 1912-1914 гг. начали
создавать больничные кассы, которые представляли собой систему медицинских
мероприятий, направленных на предупреждение и лечение заболеваний. За 1912 год
в качестве опыта удалось открыть приблизительно 8 больничных касс в
Санкт-Петербурге. Говоря современным языком, это были своего рода первые
территориальные фонды медицинского страхования.
Медицинское
страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране
здоровья, способом реализации гражданами своего конституционного права на
медицинскую помощь.
Современное
медицинское страхование создается с целью гарантирования гражданам при
возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет
накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий, которые
осуществляются за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Фонд
обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованный в соответствии с
Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (от 28 июня
1991 г), является правовой, экономической и организационной основой
медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и
ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия,
учреждения, организации в охране здоровья работников.
Фонд
медицинского страхования делится на федеральный и территориальный, является
юридическим лицом, самостоятельной финансово-кредитной системой.
Основными
задачами фонда медицинского страхования являются:
• обеспечение
реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
• обеспечение
предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС;
• достижение
социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;
• участие в
разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области
обязательного медицинского страхования;
• разработка и
осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости
системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для
выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой на всей
территории РФ;
• обеспечение
всеобщности ОМС граждан;
• обеспечение
финансовой устойчивости системы ОМС.
Функции
фонда медицинского страхования:
• осуществление
выравнивания условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению
финансирования программ ОМС;
• проведение
финансирования целевых программ в рамках ОМС
• утверждение
Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан;
• организация
разработки нормативно- методических документов, обеспечивающих реализацию
Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ »;
• совместно с
органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями
принятие участия в разработке базовой программы обязательного медицинского
страхования граждан;
• внесение в
установленном порядке предложений о страховом тарифе взносов на обязательное
медицинское страхование;
• осуществление
сбора и анализа информации о финансовых ресурсах системы обязательного
медицинского страхования;
• организация
подготовки специалистов для системы ОМС;
• участие в
создании территориальных фондов ОМС;
• осуществление
контроля за рациональным использованием финансовых средств системы
обязательного медицинского страхования;
• внесение
предложений по совершенствованию законодательных и нормативных актов по
вопросам медицинского страхования;
• изучение и
обобщение практики применения нормативных актов по вопросам обязательного
медицинского страхования;
• осуществление
международного сотрудничества по вопросам ОМС;
• обеспечение
организации научно - исследовательских работ в области обязательного
медицинского страхования;
• осуществление
финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми
медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими
договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым
нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;
• осуществление
финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного
медицинского страхования;
• выравнивание
финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного
медицинского страхования;
• предоставление
кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной
нехватке у них финансовых средств;
• накапливание
финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного
медицинского страхования;
• разработка
правил обязательного медицинского страхования на соответствующей территории;
• осуществление
контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на
обязательное медицинское страхование граждан;
• осуществление
других мероприятий по организации обязательного медицинского страхования.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном
и добровольном.[7]
Обязательное
медицинское страхование является частью государственного медицинского
страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении
медицинской и лекарственной помощи и предоставлении ее за счет средств
обязательного медицинского страхования.
Добровольное
медицинское страхование строится на основе соответствующих программ и
обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх
установленных программой обязательного медицинского страхования. Добровольное
медицинское страхование осуществляется за счет средств предприятий и личных
средств граждан путем заключения договора между страхователем и медицинским
учреждением, в котором устанавливается размер страховых взносов. Добровольное
медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
Страницы: 1, 2, 3
|