Курсовая работа: Государственные доходы, их основные формы и перспективы развития
Таблица 2
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и
плановый период 2011 и 2012 годов
Показатель |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Доходы, млрд. руб. |
5 127,2 |
6 278,8 |
7 781,1 |
9 275,9 |
6 561,3 |
6 636,2 |
7 346,9 |
8 097,4 |
%% к ВВП |
23,7 |
23,3 |
23,5 |
22,2 |
17,0 |
15,7 |
15,7 |
15,5 |
Расходы, млрд. руб. |
3 514,3 |
4 284,8 |
5 986,6 |
7 570,9 |
9 980,1 |
9 822,8 |
9 358,6 |
9 661,2 |
%% к ВВП |
16,3 |
15,9 |
18,1 |
18,2 |
25,9 |
23,2 |
20,0 |
18,5 |
в том числе условно
утверждаемые |
|
|
|
|
|
|
234,0 |
483,1 |
%% к общему объему
расходов |
|
|
|
|
|
|
2,5 |
5,0 |
Дефицит/профицит, млрд.
руб. |
1 612,9 |
1 994,1 |
1 794,6 |
1 705,1 |
-3 418,8 |
-3 186,6 |
-2 011,7 |
-1 563,8 |
%% к ВВП |
7,5 |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-8,9 |
-7,5 |
-4,3 |
-3,0 |
В 2010-2012 годах предполагается снижение
доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011
годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном
выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год. Таким
образом, учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по
сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой
стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9
% к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем
расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных
расходных обязательств Российской Федерации.
В 2010-2012 годах сохраняется тенденция
превышения расходов федерального бюджета над доходами, то есть планируется
дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в
2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Выводы и предложения
1. Будучи экономической формой распределительных отношений и
являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же
чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности,
отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу
относятся следующие:
1) государственный бюджет является особой экономической формой
перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального
дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и
отдельных государственно-территориальных образований;
2) пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у
других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного
воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом
историческом этапе его развития;
3) область бюджетного распределения занимает центральное место в
составе государственных финансов. Ни одно из других звеньев финансов не
осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и тому
подобное) и многоуровневого (федеральный, региональный, городской и тому
подобное) перераспределения средств как бюджет;
4) сфера действия распределительной функции государственного
бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все
участники общественного производства.
Государственный бюджет — это основной финансовый план государства,
имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых
экономических форм —доходов и расходов, выражающих последовательные этапы
перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках
государства.
В местный бюджет поступают также ассигнования на финансирование
осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам
местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами
местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ,
ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате
решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению
бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований.
2. В доходы федерального
бюджета поступают также налоги на капитал (доходы от денежного капитала,
процентные доходы от вкладов, от покупки ценных бумаг и тому подобное). Однако
в целом доля налогов с финансовых операций, недвижимости и капитала составляет
не более 3% доходов федерального бюджета. На наш взгляд, в условиях, когда доля
смешанного дохода в ВВП неуклонно растет, эти налоги должны составлять более
значимую часть доходов федерального бюджета.
Увеличение доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества,
находящегося в федеральной собственности, может быть увеличено за счет:
- повышения стоимости аренды. Средняя ставка арендной платы за 1
кв. м объекта недвижимости РФ в 2004 г. составила всего 1,8 тыс. руб. в год,
что явно ниже ее возможной рыночной величины;
- повышения степени контроля за обязательным прохождением арендных
платежей через органы федерального казначейства. Только в 2004 г. 204,9 млн
руб. доходов от сдачи в аренду федерального имущества не прошли через органы
федерального казначейства;
- сокращения задолженности по перечислению арендных платежей в
федеральный бюджет. По состоянию на 1 января 2005 г. эта задолженность
составила 2,3 млрд руб. или 18,3% от суммы поступлений в 2004 г.;
- формирования полного реестра государственной недвижимости, в том
числе за рубежом.
Что касается доходов от сдачи в аренду земли, то этот вид
неналоговых доходов за последние несколько лет существенно увеличился. Так,
если в 2005 г. доходы федерального бюджета от сдачи в аренду земли составляли
1,0 млрд руб., то в 2006 г. они составят 2,0 млрд руб. Планируется, что в
2007—2008 гг. эти доходы составят по 4 млрд руб. в год. Хотя доходы от аренды
земли каждый год увеличиваются, однако и в этой части неналоговых доходов
существуют определенные резервы. На наш взгляд, они связаны с завершением
работы по разграничению собственности на землю.
3. Учитывая значительное снижение доходов
федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и
необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема
расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012
году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение
принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.
В 2010-2012 годах сохраняется тенденция
превышения расходов федерального бюджета над доходами, то есть планируется
дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в
2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Список использованной литературы
1.
Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 209-ФЗ «О развитии малого
предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства
Российской Федерации.- 2008.-№ 31.-Ст.4006
2.
Постановление Правительства РФ от 22.04.2006 № 249 (в ред. от
23.02.2008) «Об условиях и порядке предоставления средств Федерального бюджета,
предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства,
включая крестьянские хозяйства» // Собрание законодательства РФ.- 2005.- №
18.- Ст. 1681
3.
Закон РТ от 21.10.2005 № 105-ЗРТ «Об утверждении
программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на
2005-2010 годы» (ред. от 17.07.2006)// Республика Татарстан. - 2005.- № 218.-
29 октября.
4.
Белотепова, Н. Совершенствование кредитования предприятий малого
бизнеса/ Белотепова Н. // Предпринимательство.- 2007.- № 4.- С.57-63
5.
Биншток, Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской
деятельности: учебное пособие/ Биншток Ф.И.; под ред. М.Г. Лапусты.- 2-е изд.,
перераб. и доп..- М.: ИНФРА-М, 2007.-200с.
6.
Вьюгина, В. Малый бизнес в решении социальных задач регионов/
Вьюгина В. // Предпринимательство.- 2008.- № 5.- С. 59-63
7.
Григорян, Р. Совершенствование финансово-кредитного механизма муниципальной
поддержки предпринимательства / Григорян Р.// Предпринимательство.- 2008.- №
4.- С.128-131
8.
Давыдова, Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой
экономике: роль и значение/ Давыдова Л.В., Будовская Л.А.// Финансы и кредит.-
2008.- № 13(253).- С.48-53
9.
Дудин, М. Государственная политика в области малого
предпринимательства в современных условиях развития России/Дудин М. //
Предпринимательство.- 2008.- № 4.- С.203-205
10. Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования
// Библиотечка Российской газеты.-2008.-Выпуск № 13
11. Меркушев, А. Малый бизнес и развитие сельских территорий/ Меркушев
А. // Предпринимательство.- 2008.- № 4.- С.108-113
12. Мещерякова, Л. Роль эффективности предпринимательской деятельности
для социально-экономического развития региона/ Мещерякова Л. //
Предпринимательство.- 2008.- № 2.- С. 125-130
13. Морозко, Н.И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России /
Морозко Н.И. // Финансы и кредит.- 2007.- № 28.- С.55-63
14. Нестеренко, Ю.К. разработке концепции государственной поддержки
малого инновационного предпринимательства / Нестеренко Ю.// Российский
экономический журнал.- 2008.- № 9-10.- С.123-125
15. Никологорский, Д.О методах государственной поддержки малого и
среднего бизнеса/ Никологорский Д. О // Проблемы теории и практики управления.-
2006.- № 11.- С.72-78
16. Онучак, В. Оценка эффективности региональных программ развития
малого предпринимательства/ Онучак В.//Проблемы теории и практики управления.-
2008.- № 2.- С.81-89
17. Предпринимательство: учебник / М.Г.Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин,
Л.Г. Скамай; под ред. М.Г. Лапусты.- 4-е изд., испр. и доп..- М.: ИНФРА-М,
2007.- 667 с.
18. Преображенский, Б. Анализ инновационных процессов в малом и
среднем предпринимательстве/ Преображенский Б., Шинкараева Н. //
Предпринимательство.- 2007.- № 6.- С.68-71
19. Преображенский, Б. Создание инфраструктуры поддержки малого
инновационного предпринимательства // Предпринимательство.- 2007.-№ 4.- С.18-24
20. Прудников, В.М. Государственное регулирование предпринимательской
деятельности: учебное
пособие / Прудников В.М..- М.: ПРИОР, 2006.- 250 с.
21. Семин, Р.Н. Развитие институциональной среды: финансовая
под-держка малого бизнеса //Финансы и кредит.- 2007.- № 19(259).- С. 59-68
22. Тахумова, О. Перспективные формы развития предпринимательства на
региональном потребительском рынке/ Тахумова О.// Предпринимательство.- 2007.-№
3.- С.5-7
23. Ушачев, И. Сельское хозяйство: приоритетно-целевой принцип
развития / Ушачев И.// Экономист.- 2008.- № 9.- С.18-25
24. Файрушина, Р.А. Государственная поддержка формирования
инфраструктуры инноваций / Файрушина Р.А.// Экономический вестник Республики
Татарстан.- 2008.-№ 4.- С.36-41
25. Хайт М.М., Развитие малого бизнеса на основе реструктуризации
крупных предприятий // Вестник Московского Университета.- Серия 6 «Экономика».-
2007.- № 4.- С.32-43
26. Хамидуллин, Ф.Ф. Малый бизнес в трансформируемой экономике:
тенденции и перспективы развития/ Хамидуллин Ф.Ф..- К.: Издательство Казанского
Университета, 2006.-180 с.
27. Хутаев, Р. Взаимодействие государства и коммерческих банков по
вопросам кредитования малого бизнеса России / Хутаев Р.// Предпринимательство.-
2007.- № 4.- С.132-135
28. Шабалин, А.А. Инновационная активность малых предприятий РТ //
Экономический вестник Республики Татарстан.- 2007.- № 3-4.- С. 64- 67
29. Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства:
учебно-методическое пособие/ Широков Б.М.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 496
с.
|