рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственные социальные внебюджетные фонды

В России действуют Базовая и Территориальные программы ОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, в каких именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественно на данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счёт указанных средств.

Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.

В России финансовые средства системы ОМС формируются из двух источников: платежи из бюджета; отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования.

Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.

Законом определён круг лиц, участвующих в системе ОМС и обеспечивающих её работоспособность.

В первую очередь это страхователи - любые предприятия, учреждения, организации, а также государство в лице местных органов государственной власти, уплачивающие взносы на ОМС. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации). Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между лечебно-профилактическими учреждениями и населением.

С 1 января 2001 года взносы в ФОМС уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового Кодекса РФ. За неработающих граждан взносы в ФОМС осуществляет государство.

Затем взносы поступают следующему участнику системы ОМС - в Федеральный или Территориальный Фонд ОМС. Это самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания целевых финансовых ресурсов. Аккумулированные взносы идут на оплату установленного страховой программой объёма медицинской помощи.

Территориальный ФОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне.

Следующий участник системы ОМС - страховые медицинские организации. Это юридические лица, имеющие лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому страхованию. Страховая медицинская организация (страховая компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС на некоммерческой основе, выдаёт страховые полисы, а также контролирует объём, сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы застрахованных.

Медицинские учреждения - ещё один участник системы ОМС - учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществление определённой деятельности и услуг по программам ОМС, а также имеющее аккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональным стандартам.

И, наконец, самые многочисленные участники системы ОМС - застрахованные лица - граждане России, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня дохода, а также иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, которые имеют право на бесплатное (для них) получение медицинских услуг, включённых в государственную программу обязательного медицинского страхования.


3. Анализ деятельности отделения пенсионного фонда России (ОПФР) по Красноярскому краю

Проводимая в нашей стране пенсионная реформа коренным образом меняет отношение застрахованных лиц к формированию своей будущей пенсии. Раньше роль будущего пенсионера была пассивной, о пенсионном обеспечении граждан заботилось государство исходя из своих финансовых возможностей, и пенсионер не мог повлиять на размер будущей пенсии. Начавшаяся в 2002 году пенсионная реформа направлена на то, чтобы застрахованные лица могли сами влиять на размер будущей пенсии. Повышение уровня пенсионного обеспечения является основной задачей проведения пенсионной реформы. Анализ деятельности ОПФР произведен по материалам аналитического вестника ПФР [12].

3.1 Уровень пенсионного обеспечения в Красноярском крае

Диаграмма 1 – Структура страхователей, зарегистрированных в ОПФР по Красноярскому краю (на 01.08.2008)

По состоянию на 1 июля 2008 года в территориальных органах ПФР Красноярского края состоит на учете 755 826 получателей пенсии в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края проживает 123071 получатель пенсий, что составляет 16 % от общего числа пенсионеров. Остальные 632755 пенсионеров проживают в 48 административно-территориальных образованиях и составляют третью группу северных районов, не относящихся к районам Крайнего севера и приравненным к ним местностям, но в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате.

Диаграмма 2 - Изменение численности пенсионеров в Красноярском крае по годам за период пенсионной реформы

Ежегодно увеличиваются и расходы на выплату пенсий. Ежемесячная потребность на выплату пенсии и денежных выплат за 2006 год в среднем составляла 2409,3 млн. руб., за 2007 год – 2851,9 млн. руб., за 2008 год – 3677,0 млн. руб.

Диаграмма 3 - Расходы на выплату пенсий и денежных выплат по Красноярскому краю за 2002-2008 гг.

 




По сравнению с «дореформенным» периодом средний размер пенсии в целом по краю повысился в 3,8 раза - с 1167,13 рублей (по состоянию на 31.12.2001) до 4389,66 рубля (на 01.07.2008). Средний размер трудовой пенсии по старости – с 1297, 39 рублей до 4776,43 рублей.

По отношению к прожиточному минимуму, установленному администрацией Красноярского края за II квартал 2008 года, средний размер трудовой пенсии по старости в крае на 01.07.2008 составил 122 процента, в районах Крайнего Севера – 116 процента, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 109 процентов, в центральных и южных городах и районах края – 119 процентов. В то же время вызывает обеспокоенность пенсионное обеспечение жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В отдельных территориях Красноярского края сохраняются противоречия между уровнем пенсионного обеспечения и стоимостью жизни. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях средние размеры трудовых пенсий по старости увеличились соответственно с 1588 рублей до 7624,15 рублей и с 1194 рублей до 5148,30 рублей, а в Норильском промрайоне – с 1671 рубля до 8245,84 рублей.

Средний размер трудовой пенсии по старости на 01.07.2008 в районах Крайнего Севера составляет 7624,15 рубля. В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера –5148,30 рубля. Самый высокий средний размер трудовой пенсии по старости на 01.04.2008 в Норильском промрайоне –8245,84 рубля.

На 01.07.2008 не достигли прожиточного минимума (за II квартал 2008 года) средние размеры трудовых пенсий по старости в Эвенкийском муниципальном районе (93%), Туруханском (90%) и Северо-Енисейском районах (87%), которые относятся к районам Крайнего Севера. В целом уровень пенсионного обеспечения «северян» ниже уровня пенсионного обеспечения жителей центральных и южных районов края.

Приводим динамику средних размеров трудовых пенсий по старости в крае за период с 01.01.2002 по 01.07.2008 по отношению к прожиточному минимуму.


Диаграмма 4 – Динамика средних размеров трудовых пенсий по старости в Красноярском крае по отношению к прожиточному минимуму

Анализ средних размеров пенсий свидетельствует, что за период с 01.01.2002 по 01.01.2008 повысилось соотношение средних размеров пенсий по старости в сравнении с прожиточным минимумом. Значительное увеличение прожиточного минимума за 1 квартал 2008 года в связи с установлением единого по краю, включая Эвенкию и Таймыр (ранее прожиточный минимум для данных территорий устанавливался отдельно), с 01.07.2008 повлекло снижение соотношения среднего размера пенсии по краю к прожиточному минимуму.

Для каждого гражданина индексация пенсий по-разному влияет на повышение уровня его пенсионного обеспечения. Чем выше размер получаемой пенсии, тем большую прибавку по результатам проведенной индексации получает пенсионер.

С 1 августа 2008 года проведено очередное повышение размеров пенсии. Размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 1794 рублей. Также утвержден коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии в размере 1,08.

В результате предусмотренного повышения пенсий прогнозируемый средний размер пенсии по краю увеличился на 490 руб. и составил 4834 рубля, прогнозируемый средний размер трудовой пенсии по старости – на 521 руб. и составил 5265 рублей. При этом для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прогнозируемый размер трудовой пенсии по старости увеличился на 818 руб. и на 571 руб. и составил 8364 рубля и 5693 рубля соответственно.

Для работающих пенсионеров ежегодно с 2003 года проводится перерасчет и корректировка страховой части трудовых пенсий в соответствии с п. 3 ст.17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Принципиальное отличие от дореформенного порядка исчисления пенсий заключается в том, что размер страховой части пенсии при перерасчете определяется не от величины заработка и продолжительности стажа, а от уплаченных страхователем (работодателем) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Из уплаченных страховых взносов формируется для работающих пенсионеров дополнительный расчетный пенсионный капитал, который является базой для увеличения размера пенсий. И это увеличение напрямую зависит, в свою очередь, от полноты и своевременности уплаты предприятиями страховых взносов в Пенсионный фонд, где трудятся работающие пенсионеры.

Перерасчету в 2008 году подлежат пенсии работающих пенсионеров, численность которых в крае составляет 194 655 человек. С заявлениями на перерасчет пенсий в 2008 году обратилось 103 516 пенсионера, произведено перерасчетов 102 109, среднее увеличение пенсий после перерасчета составило 193,78 руб. в месяц.

По сравнению с 2003 и 2004 годом значительно сократилось количество отказов в перерасчете страховой части пенсии из-за отсутствия уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если в 2003 количество пенсионеров, которые не смогли увеличить свой размер пенсий, было около 5 тысяч, в 2004 году – 425, в 2005 - 191, в 2006 – 139, в 2007 – 51, то в 2008 году их 7 (по причине неуплаты работодателем страховых взносов).


Диаграмма 5 – Динамика количества отказов в перерасчете страховой части пенсии из-за отсутствия уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование                                              

На 2007-2009 годы Правительством Российской Федерации рассматривается возможность доведения базовой части трудовой пенсии до прожиточного минимума, что приведет к существенному увеличению пенсионных выплат. Приводим динамику роста трудовых пенсий на 2007-2010 годы.

Диаграмма 6 – Увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости с учетом индексации на 2007-2010 гг.


Государственная социальная поддержка.

Диаграмма 7 – Динамика приема заявлений о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в 2007-2008 гг. (на 01.08.2008)

Диаграмма 8 – Информация о количестве поданных заявлений об отказе от получения набора социальных услуг в 2007-2008 гг. (по СФО на 01.08.2008)

Информация о реализации социальной программы в Красноярском крае за 2007 год в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в Приложении 1.


3.2 Неделя качества

В целях улучшения качества приема пенсионеров, застрахованных лиц и страхователей проведение недели качества обслуживания граждан в Управлениях (Отделах) ПФР Красноярского края стало традиционным. Начиная с 2004 года, неделя качества проводится ежегодно, приобретая новые формы и более широкий охват организаций.

Повторив положительный опыт в 2005 году, Отделение стало инициатором проведения недели качества на почтовых отделениях. Положительный результат и благодарственные отзывы со стороны населения поспособствовали дальнейшему развитию и более широкому внедрению данного мероприятия. И в 2006 году неделя качества на территории Красноярского края была проведена в подразделениях Сберегательного банка России, который обслуживает пенсионеров, производя выплату пенсий и других социальных выплат.

2007 год ознаменовал себя годом качества, и неделя качества на его фоне должна была приобрести новые форматы и воплотить в себе нетрадиционные методы обслуживания. В рамках проведения недели качества проводится анкетирование посетителей почтовых отделений и подразделений банка по актуальным вопросам организации выплаты пенсий, организованы посещения УПФР (Отделов ПФР) представителями почтамтов, сотрудниками почтовых отделений, структурных подразделений Сберегательного банка. Для объективной оценки на местах создаются независимые комиссии, состоящие из представителей органов исполнительной власти, Советов ветеранов и других организаций.

Результаты проведения недели качества обобщаются и доводятся до организаций, осуществляющих доставку пенсий, что позволяет выработать определенные мероприятия по улучшению обслуживания пенсионеров. Итогами проведения «Недели качества» стало размещение в почтовых отделениях информационных стендов для населения «Пенсионный фонд РФ информирует» и выделение отдельных окон для обслуживания пенсионеров в структурных подразделениях Сберегательного банка России.

Проведение данных мероприятий способствует более тесному взаимодействию и повышению имиджа территориальных органов ПФР края и организаций – доставщиков.

Получил широкое распространение «Звонок вежливости», который в территориальных подразделениях применяется относительно к престарелым, одиноким пенсионерам, ветеранам войн, почетным гражданам и другим. Звонок вежливости осуществляется с целью поздравления, информирования об изменениях в пенсионном законодательстве или просто общения в знак внимания.

Почетным и заслуженным гражданам по ходатайству территориальных органов ПФР на 01.07.2008 в крае вручено 885 Карт дорогого гостя.

Одним из способов усовершенствования обслуживания граждан стала предварительная запись на прием. Она дает возможность специалисту полноценно подготовиться к приему гражданина, подобрать весь необходимый нормативный материал, обеспечить удобное для гражданина время для приема, а также сэкономить его личное время и предотвратить очередь.

В г. Норильске 9 января 2007 года гостеприимно распахнуло двери для посетителей новое здание Управления ПФР. В новом здании были реализованы все возможности улучшения качества приема посетителей и предоставления всего спектра услуг по информированию. В первую очередь Управлением Пенсионного фонда в г. Норильске проведен анализ заполненных анкет и опросных листов и были учтены все замечания, которые посетители в них указали. Также был учтен опыт работы других Управлений Красноярского края и рекомендации Отделения ПФР. В новом здании созданы и функционируют два Клиентских зала по приему пенсионеров, страхователей, застрахованных лиц и др. Все специалисты Клиентской службы имеют единую форму в цветовой гамме Пенсионного фонда России. С IV квартала 2006 года выделено время для приема с сурдопереводчиком слабослышащих и глухонемых инвалидов.

Широко развивается ветеранское движение в тесном сотрудничестве с территориальными органами ПФР. Пенсионеры стали более осведомлены о своих правах и обязанностях, более грамотны в пенсионных вопросах. Больше предложений стало поступать по совершенствованию условий работы, а не качеству предоставляемых консультаций.

Новшество, которое внедрено в период недели качества - 2007 во всех Управлениях (Отделах) ПФР - это «Школа молодого пенсионера». Ее суть заключалась в проведении встречи с «молодыми пенсионерами». На встречу приглашаются пенсионеры, которым пенсия назначена недавно или находится в процессе назначения. Все приглашенные получают «урок» по расчету пенсии, информацию о своих пенсионных правах и обязанностях. С целью обеспечения комплексного консультирования пенсионеров в этом мероприятии принимают участие юристы, руководители управлений социальной защиты населения с выступлением о льготах и субсидиях и районных Советов ветеранов с выступлением об общественных организациях ветеранов в районе.

Встреча включает в себя: торжественное вручение пенсионных удостоверений, выступление руководителя и специалистов УПФР (Отдела ПФР) в городе (районе) с разъяснением пенсионного законодательства. Выдаются памятка для пенсионера с содержанием наиболее важной социальной информации, справка о расчете пенсии, при необходимости разовое поручение на выплату пенсии. Управлением ПФР в Ленинском районе г. Красноярска, кроме того, в период недели качества подготовлены и вручены «молодым» пенсионерам памятные подарки.

В Кировском районе это мероприятие проведено более широкомасштабно: на встречу приглашены два поколения - школьники и студенты, для которых проведен пенсионный всеобуч, и «молодые» пенсионеры, получившие свой первый пенсионный «урок». «Школа» получила положительный отзыв, признательность и благодарность со стороны «учеников» в адрес Пенсионного фонда. Для пенсионеров это особенное мероприятие, торжественное, волнительное, к которому они относятся с полной ответственностью, свойственной людям пожилого возраста.

3.3 Передвижная (мобильная) клиентская служба

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.