Курсовая работа: Иностранные инвестиции в национальной экономике
Неблагоприятно
на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:
1.
отсутствие
научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны;
2.
правовая
нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных
актов;
3.
неэффективное
земельное законодательство;
4.
высокий уровень инфляции,
нестабильность обменного курса рубля;
5.
низкий уровень
развития рыночной инфраструктуры;
6.
изношенность
производственной и транспортной инфраструктуры;
7.
непрогнозируемость
таможенного режима;
8.
слабое
информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах,
отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
9.
сильная
бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.
Также следует заметить, что весьма негативное влияние на
инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился
после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих
инвесторов капитала.
Оценивая инвестиционный климат России в целом по
международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и
социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации
внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры,
банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно
дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что
практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира. Вопрос
об инвестиционном климате в России является одним из ключевых. От его решения
во многом зависит будущее отечественной экономики. Для реализации всего комплекса
основных экономических проблем России необходим экономический рост - не менее
4-5% в год в течение примерно 20 лет.
Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и обладает
давними научно-исследовательскими, промышленными и культурными традициями. Она
является крупнейшим на планете поставщиком нефти, природного газа, минералов,
драгоценных металлов и леса. Активизировав приток инвестиций и направляя их на
модернизацию промышленности, Россия имеет шанс стать крупным производителем
продовольственных и потребительских товаров, химической продукции и
машиностроения.
Сегодня в России недостаточно ясными
представляются позиции субъектов российского финансового рынка: банков с
устойчивым финансовым положением неоправданно мало, брокерских компаний больше,
но они работают почти исключительно на вторичном рынке, а не с первичным
размещением корпоративных бумаг, т.е. они практически не связаны с
отечественными производственными компаниями. Практически нет частных пенсионных
фондов. Страховые компании мелкие. То есть все субъекты финансового рынка
находятся в России в зародышевом состоянии. Банковский сектор, может быть,
имеет наилучшие перспективы в силу макроэкономических причин – политическая
стабилизация вместе с проведением правильной денежной политики должны создать
условия для демонетизации экономики и вытеснения бартеров из расчетов, что
должно привести к подъему банков. Одновременно надо укреплять инфраструктуру
фондового рынка. Тогда возникнет конкуренция финансовых посредников, а у
компании появится выбор, каким путем привлекать деньги. В настоящее время
возникла потребность устанавливать реально осуществимые темпы развития
инвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать их
структуру, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих
практической реализации в плановом периоде на основе многовариантных прогнозных
расчетов. Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процесс
изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в
будущем.
Очевиден тот факт, что объем привлекаемых
иностранных инвестиций, их структура и динамика определяются прежде всего
привлекательностью той или иной страны как для отечественных, так и иностранных
инвесторов, то есть состоянием инвестиционного климата в стране. Вот уже
несколько лет ведутся непрекращающиеся разговоры о том, что в России надо
улучшать инвестиционный климат. Сегодня под инвестиционным климатом
подразумевают прежде всего финансовые, политические и другие условия,
оказывающие влияние на активность инвестиций в экономику страны.
Важным элементом системы стимулирования
инвестиционной деятельности является налоговое стимулирование, как инвесторов,
так и самих эмитентов. В этих целях государству необходимо разработать ряд мер,
способных стимулировать потенциальных инвесторов, включая население к повышению
инвестиционной активности.
Говоря о налоговом стимулировании
инвестиционной деятельности посредством использования механизма рынка ценных
бумаг, следует отметить, что российскими регионами не используется практически
ни одна из форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги,
положительно зарекомендовавших себя в большинстве развитых стран мира. К таким
формам относятся:
- освобождение от налога на доходы физических
лиц и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами;
- зачет отрицательных курсовых разниц для
различных инвесторов;
- перенос отрицательных разниц на несколько лет
вперед;
- поощрение долгосрочных инвестиций налоговыми
льготами, если акции держатся определенной доли бизнеса;
- налоговое поощрение вложений в акции
приоритетных отраслей или акции, имеющие листинг на фондовой бирже;
- вычет процентов за кредит, взятый на покупку
акций, из налогооблагаемой базы.
Среди наиболее существенных причин отсутствия
масштабных дополнительных эмиссий можно выделить следующие:
- противодействие этому держателей значительных
пакетов акций, поскольку это ведет к уменьшению доли принадлежащих им ценных
бумаг в уставном капитале общества и ослабляет контроль над ними;
- малочисленность эффективных собственников –
субъектов присвоения, прямо или опосредованно обеспечивающих расширенное
воспроизводство валового внутреннего продукта;
- незаинтересованность в раскрытии финансовой
информации предприятиями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- пассивность отечественных институциональных
инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов) на рынке
ценных бумаг;
- достаточно высокое налогообложение
дополнительных выпусков ценных бумаг;
- разочарование большей части инвесторов в
возможностях фондового рынка, недоверие к ценным бумагам, эмитентами которых
является как государство, так и акционерные общества;
- слабая правовая и гарантийная защита
инвестиций, отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;
- неразвитость отдельных составляющих
инфраструктуры и субъектов рынка ценных бумаг;
- неэффективность существующего механизма
государственного регулирования рынка ценных бумаг;
- низкая правовая культура потенциальных
отечественных инвесторов;
- не высокий уровень практики корпоративного
управления, который оказывает негативное воздействие на эффективность
инвестиций, а также способствует возникновению более крупных проблем системного
характера на национальном и региональном уровне.
Опыт показал, что проведение акционерными
обществами дополнительных эмиссий сталкивается с упорным противодействием
владельцев крупных пакетов акций. Они, к сожалению, предпочитают скорее
оставить свои компании без притока инвестиций (путем дополнительных эмиссий),
чем допустить возможность уменьшения принадлежащего им пакета акций. Эти
акционеры понимают, что при дополнительной эмиссии, для сохранения своей доли и
удержания контроля над предприятием, им необходимо будет вложить значительные
средства в приобретение дополнительных акций (несравнимые по размеру с теми
затратами, которые они понесли при приобретении данных пакетов в период
приватизации). И это несмотря на то, что вложенные ими средства пойдут на
развитие принадлежащего им же акционерного общества.
К сожалению, на сегодняшний день состояние
российского инвестиционного климата оценивается как высокорисковое по всем трем
направлениям. Причина такого состояния не в отсутствии средств для вложения в
новые проекты, а в непредсказуемости и неопределенности экономического положения
страны в целом, и повышенного риска любых форм инвестирования. Вплоть до
недавнего времени весь набор рисков и проблем оставался практически без
изменений. Однако, многие специалисты считают, что сейчас ситуация улучшилась
радикально. До недавнего времени в России действовала система, которую можно
назвать олигархической. [15]
Хозяйственная жизнь в стране контролировалась
несколькими группами так называемых олигархов, и для иностранного инвестора,
который не входит ни в одну из этих групп, было очень тяжело узнать, какие
будут установлены правила игры. Действительно, во всем мире сначала
устанавливаются твердые правила игры, а рынок потом сам подстраивается под эти
правила, главное, чтобы эти правила были четко определены. Для инвестора
становится огромным препятствием постоянная смена этих правил, а в России в
последние три года происходило именно это. Страх неизвестности самым отрицательным
образом влияет на рынок. Неизвестность и отсутствие правил – хуже, чем плохие
правила. Поэтому потенциальные инвесторы прежде всего обращают внимание на
оценку признанных международных экспертов привлекательности и степени
рисковости тех или иных стран с точки зрения возможностей вложения капиталов.
Создаваемые в России благоприятные условия для
иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации позволили привлечь
инвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные инвестиции в экономику
Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов
они разнятся. Однако одно дело - вложения прямых инвестиций непосредственно в
создание промышленных предприятий по выпуску продукции и товаров народного
потребления, и совсем другое дело - скупка по дешевке ваучеров и акций у
рабочих действующих предприятий.
Современный финансовый
кризис 2008 года в российской экономике повлек за собой как общее сокращение
всех видов инвестиционных поступлений в страну, так и свертывание, и
замораживание конкретных инвестиционных программ. Данные, приводимые в таблице,
скорее всего, дают основания говорить о массовом уходе иностранных инвесторов с
российских рынков капитала. Как прежде, в целом сохраняется пропорция
привлекаемых капиталов – основная их часть представлена прочими инвестициями,
за которым следуют прямые и портфельные инвестиции.
В настоящий момент наиболее привлекательными
для иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с
эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал
(металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая
отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок
(пищевая промышленность, производство товаров народного потребления). В
последние годы резко возрос интерес к развитию средств связи и
телекоммуникаций. По количеству крупных проектов, инвестируемых в этих
отраслях, наша страна является одним из мировых лидеров.
Глава 3. Роль государства
в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику
3.1
Правовое регулирование иностранного инвестирования в России
Правовое регулирование иностранных инвестиций
придерживается принципа национального режима. Это означает, что
правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной
от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим
деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный
российским инвесторам. Благодаря принципу национального режима нормы
гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц
без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено
федеральным законом (статья 2 ГК РФ). Законодательство устанавливает два
вида изъятий из данного принципа:
1)
изъятия ограничительного характера
(в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только
ФЗ. Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав
иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и
сферах деятельности. Российским законодательством установлены ограничения на
участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в
сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и
банковской деятельности;
2)
изъятия стимулирующего характера в виде
льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в
интересах социально-экономического развития РФ) предусматриваются
законодательством. Например, освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным
инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве
взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями[16]
1.
Право на суброгацию.
Означает право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки
требования и перевода долга другому лицу в соответствии с гражданским
законодательством РФ. Например, если иностранное государство производит платеж
в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному
инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ (договор
страхования политических рисков), к этому иностранному государству переходят
права иностранного инвестора на указанные инвестиции (ст.7 Закона об
иностранных инвестициях в РФ). К политическим рискам относятся риск
неконвертации валюты страны - получателя инвестиций, причинение ущерба
инвестициям в результате войны или социальных беспорядков, риск экспроприации инвестиций.
2.
Право на компенсацию при реквизиции
или национализации. В случае реквизиции или национализации
имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными
инвестициями они имеют право на возмещение стоимости изъятого имущества, а
также на возмещение убытков при национализации (ст.7 Закона об иностранных
инвестициях в РФ). Надо отметить, что гарантия российского законодательства в
отношении компенсации при реквизиции или национализации содержит существенно
худшие условия по сравнению с международными соглашениями, которые обычно
предусматривают право инвестора (и соответственно, обязанность государства) на
"быструю, адекватную и эффективную компенсацию" (формула Хэлла).
3.
Стабилизационная
("дедушкина") оговорка. В целях обеспечения
стабильности правового режима иностранных инвестиций, обусловленного налоговым,
валютным и таможенным законодательством, иностранным инвесторам и коммерческим
организациям с иностранными инвестициями предоставляются гарантии от
неблагоприятного для них изменения законодательства РФ (ст.9 Закона об
иностранных инвестициях в РФ). Стабилизационная оговорка предусмотрена в
отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными
инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет
иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную
территорию РФ, используются в целях реализации приоритетных инвестиционных
проектов.
4. Право
на использование доходов от инвестиций. Иностранный
инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов
имеет право на свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в
объекты предпринимательства на территории России, а также на беспрепятственный
перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных
сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями,
включая дивиденды, проценты, средства в связи с исполнением гражданско-правовых
обязательств, с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями
или филиала или компенсацией при реквизиции и национализации.
– Гарантии правовой защиты деятельности
иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в
РФ» от 09.07.1999 г.). Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту
своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои
экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом
арбитражным судом Российской Федерации. Данная гарантия подразумевает и
гарантию возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или
должностных лиц этих органов.
Акцентируем внимание на том, что Российская
Федерация является участником Конвенции об урегулировании инвестиционных споров
между государствами и физическими или юридическими лицами других государств
(Вашингтон, 18 марта 1965 г.). Таким образом, инвестиционные споры могут быть
рассмотрены в порядке, установленном названной конвенцией в арбитражном суде
при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров.
– Гарантии использования иностранным инвестором
различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6 ФЗ «Об
иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.) Данная гарантия дает право
иностранным инвесторам осуществлять инвестиции на территории Российской
Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской
Федерации. Будь то прямая инвестиция, т.е. приобретение иностранным инвестором
не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, либо договорные
формы осуществления иностранных инвестиций, либо договорная форма. Главная
особенность такого рода иностранных инвестиций – участие в соглашении
государства или уполномоченного государственного органа с частной
компанией-инвестором. Система инвестиционных договоров может включать в себя
договоры: купли-продажи, финансовой аренды (лизинга), строительного подряда,
возмездного оказания услуг, коммерческой концессии, доверительного управления
имуществом, простого товарищества (в том числе учредительный договор).[17]
– Гарантия перехода прав и обязанностей
иностранного инвестора другому лицу (ст. 7 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»
от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои
права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании
закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и
обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации.
– Гарантия компенсации при национализации и
реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с
иностранными инвестициями (ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от
09.07.1999 г.). Как закреплено в Конвенции о защите прав инвестора, заключенной
в Москве в марте 1997 г., инвестиции не подлежат национализации и не могут быть
подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий,
аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный
характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти
меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом
(Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть
осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации. При прекращении
действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный
инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями в
соответствии с указанной статьей вправе требовать в судебном порядке возврата
сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму
компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|