рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Методы анализа инвестиционного проекта

Значительные объемы прямых иностранных инвестиций поступили от резидентов Швейцарии (38,9% от общего объема прямых инвестиций), России (16,1 %); Кипра (13,5%), Эстонии (4,6%), Нидерландов (4,1%), Латвии (3,5%), Германии (3%).

Прочих иностранных инвестиций (торговые кредиты, другие кредиты, включая под гарантии Правительства, коммерческих банков, залог имущества, поручительство, ссуды, займы, финансовый лизинг) было получено 1 813,3 млн. долл. США или 78% от общей суммы иностранных инвестиций. (Данные взяты с официального сайта МИД Республики Беларусь).

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующими привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь является "Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь".

Ни для кого не секрет, что страны с переходной экономикой обладают большой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено прежде всего тем, что в развивающейся экономике легче получить высокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов являются крупные предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации. По оценкам экспертов, потребность белорусской экономики во внешних инвестициях до 2010 года эквивалентна $13 млрд.

Согласно версии правительства, в республике созданы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов. И, несмотря на кажущееся благополучие, в настоящее время около двух третей в общем объеме инвестиций в основной капитал Министерства промышленности, составляют собственные средства предприятий и кредиты банков. Так может, следовало бы задуматься, так ли уж привлекательны наши предприятия для иностранных инвесторов. Но, однако, находятся люди, готовые вложить свои деньги в нашу экономику. Они (иностранные инвесторы) хотят получить под свое развитие на новом рынке определенные гарантии и взамен готовы предоставить себя "принимающей стороне" в качестве налогоплательщика, мецената и благотворителя. Единственное, что нужно инвестору, так это не мешать ему развиваться.

Белорусские власти не против прихода в страну крупных иностранных инвесторов. Как показывает пример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения ИП и СП от налогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственное законодательство и как реально оно выполняется. Но именно по этим критериям рейтинг Беларуси остается едва ли не самым низким даже среди стран СНГ. После распада СССР молодые независимые государства очень быстро увидели, что без финансовой помощи Запада (или Востока - для кого как) справиться с нарастающими экономическими проблемами им не удастся. В 90-е годы в погоне за инвестициями буквально все правительства пытались строить отношения с инвесторами по схеме: мы вам - льготы, вы нам - деньги. Какие-то капиталы действительно были ввезены, но далеко не в том объеме, а главное, отнюдь не того "качества", на которые делался первоначальный расчет. Даже свободные экономические зоны, созданные на территории постсоветских республик, не оказали действительно серьезного влияния на динамику их экономического развития.

Беларусь же, объявив о своей новой программе привлечения иностранных инвестиций, фактически ничего не сделала для обновления своей концепции сотрудничества с инвесторами. Им по-прежнему предлагают главным образом льготы в виде освобождения от налога на прибыль и обязательной продажи валюты, что само по себе неплохо, но, с учетом других факторов, реального влияния на ситуацию в бизнесе почти не оказывает. В условиях крайней нестабильности белорусского законодательства действительно существенное значение для привлечения иностранных инвесторов мог бы иметь предусмотренный Инвестиционным кодексом мораторий на неприменение к ним в течение 5 лет норм законодательства, ухудшающих условия их деятельности инвесторов. Но на практике данная норма под разными предлогами постоянно нарушается, что особенно заметно в сфере налогового законодательства. К сожалению, хозяйственные суды в таких спорах, если они и возникают, отказываются, как правило, встать на сторону инвестора.

Фактически не реализуется и другая предусмотренная Инвестиционным кодексом и имеющая важное значение для крупных инвесторов возможность заключения инвестиционного договора. Таким образом складывается ситуация, когда в стране, с одной стороны, существует современное инвестиционное законодательство, вполне привлекательное для инвесторов, а, с другой стороны, отсутствует практика применения его важнейших норм. Свои отступления от закона власти компенсируют льготами.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и коррупция. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Помимо ущерба в результате направления не по адресу ресурсов и долларовых инвестиций, которые оказываются в карманах чиновников, коррупция является сильным отпугивающим фактором для зарубежных инвесторов.

Часто любое поступление средств из-за рубежа, кроме гуманитарной помощи, расценивается как инвестиции. Однако инвестиции - это только долгосрочные вложения капитала. Нельзя считать внешними инвестициями кредиты, так как заемные средства должны быть возвращены. Результат использования средств кредитора не интересует, так как он в любом случае вернет свое, ибо защищен страховкой и гарантиями. Зато заемщик должен добиться максимальной отдачи ресурсов, вернуть кредит и заплатить проценты. Это и становится причиной отказа от внешнего кредитования значительной части предприятий. В отличие от кредитора инвестор, вкладывая средства, рассчитывает только на получение прибыли. Таким образом, инвестиционная привлекательность основана на экономической эффективности вложений.

Международными финансовыми организациями Беларусь отнесена к 7 классу, группе "С", что предполагает наивысшую степень риска для иностранного кредитора. Соответственно премии за риск потери инвестиций в Беларуси самые высокие. Поэтому проценты по иностранным кредитам - 12% и выше, что делает их малопривлекательными для заемщика. Валютные кредиты белорусских банков имеют практически ту же стоимость, поэтому долгосрочные ссуды на развитие производства не пользуются популярностью. Кроме того, получаемые кредиты, как правило, связанные. Это значит, что финансовые средства идут товаропроизводителю страны-кредитора, заемщик получает продукцию, а рассчитывается валютой. По оценке МИДа, удешевление внешних кредитов для нас возможно в случае удовлетворения политических требований международных финансовых организаций.

По показателям оценки внешнего долга, Беларусь относится к группе стран с наименьшей закредитованностью. По данным 2000 г., отношение внешнего долга к ВВП у нас составило 7,12%, к экспорту товаров и услуг - 11%. В России эти показатели - соответственно были 69,5% и 137%, в Украине - 32,5% и 57,1%. Беларусь аккуратно рассчитывается по таким долгам и с этой стороны достаточно привлекательна для кредитования, особенно при наличии правительственных гарантий.

В настоящее время часто говорят о конкурентоспособной продукции. Но на самом деле конкурирует не продукция, а предприятия. Товар одинакового качества и потребительских свойств в условиях рынка продается всегда по одинаковой цене, которая формируется отношением спроса и предложения (если речь не идет о демпинге). Другими словами, продать можно все. А конкурентоспособность предприятия выявляется в сравнении издержек на производство и реализацию. Так, владелец одной итальянской компании приехал в нашу страну в поисках возможности организации производства станков. Предполагалась закупка материалов и энергоносителей по внутренним белорусским ценам и получение всех положенных по законодательству льгот. На выбор были предложены незагруженные производственные помещения в областных городах и их окрестностях, а также в СЭЗ Гомель-Ротон и Витебск, где предприятия Министерства промышленности располагают свободными площадями. Однако гостя это по разным причинам не устраивало. Совместное производство с одним из местных предприятий могло бы снизить цены за аренду, но итальянский предприниматель сомневался в деловых качествах белорусских партнеров. По расчетам инвестора для успешной реализации проекта стоимость аренды помещений должна быть в 10-12 раз ниже минимальной ставки, установленной по республике, тарифы на энергоносители - на уровне оплаты населением, налоговые платежи - не выше 15% от выручки. Зарубежный бизнесмен уехал с убеждением, что предприятие лучше размещать в Греции. И был по-своему прав.

В середине 90-х годов издержки производства промышленной продукции в России и у нас были выше, чем в Японии в 2,8 раза, США - в 2,7, Франции, Германии, Италии - в 2,3, Великобритании - в 2 раза. Высокие издержки в промышленности наших стран принято объяснять отставанием в технологии, изношенным оборудованием и соответственно большими затратами энергии, перерасходом сырья и материалов. Несомненно, все это имеет место. Но, кроме того, природные условия Беларуси и тем более России значительно более суровые, чем в Европе, в том числе северной. Отопительный сезон в Беларуси длится полгода. В большинстве европейских стран средняя температура января выше нуля. Влияние климата на экономику выражается в несоизмеримо более высоких затратах на отопление жилья и производственных помещений, на поддержание нормального течения технологических процессов. Это удорожание в несколько раз расходов на фундамент и стены при строительстве. Глубина промерзания почвы в Беларуси 90 -100 см. В Западной Европе достаточно залить площадку бетоном, чтобы возводить здание. То же можно сказать о строительстве и содержании дорог. Отсюда разница в ценах на транспортировку грузов. Если принять во внимание стоимость добычи нефти и газа в Западной Сибири, расходы на их транспортировку до Беларуси, право, не стоит обижаться на разницу цен на газ в Могилевской и Оренбургской областях. Все это входит в себестоимость материалов и готовой продукции, цену на которую устанавливает рынок. Учитывая сказанное, можно предугадать эффективность экспорта белорусских товаропроизводителей.

Надо признать, что Беларусь выпадает из числа стран, куда иностранные инвестиции потекут рекой. Открытость экономики сама по себе не означает привлекательность для инвесторов. В большей степени она характеризуется зависимостью от конъюнктуры внешних рынков. Открытость белорусской экономики - неизбежность, поскольку емкость внутреннего рынка слишком мала для имеющегося уровня развития промышленности. Это не означает, что инвестиции в белорусскую экономику исключены. Можно назвать ряд направлений, где привлекательность инвестиций достаточно велика. Это транзит грузов и связанная с ним инфраструктура, пищевая и фармацевтическая промышленность. Анализ конъюнктуры рынков указывает на более благоприятную ситуацию для отечественной промышленности в России.

Крайне актуально формирование правовой базы, необходимой для решения поставленных задач. Одного Инвестиционного кодекса для этого недостаточно. Приоритет отдается внешним инвесторам, ставя в неравное положение внутренних. Отсутствует закреплённый на законодательном уровне чёткий порядок выбора инвестора. Необходима правовая база создания холдингов, в том числе международных.

Приоритет экспорта для страны часто понимается как необходимость работы на внешних рынках всех субъектов хозяйствования, безусловное выполнение ими прогнозных показателей. Результатом часто становится низкая эффективность, убыточность. Более перспективным путем развития экспорта представляется разумное ограничение внешнеэкономической деятельности с активным участием посредников - специализированных торговых и инжиниринговых компаний, в том числе международных.

Относительная слабость банковской системы республики не позволяет кредитовать промышленность на условиях, аналогичных предлагаемым банками других стран. Возможным решением могло бы стать привлечение иностранных банков для работы в Беларуси и создание для этого соответствующих условий. Развитие производства новых видов продукции, удержание и завоевание новых рынков сбыта требуют привлечения значительных инвестиций. Для этого необходима консолидация ресурсов различных предприятий и банковских структур при создании холдингов или вхождении в уже существующие. Нуждаются в переменах формы и методы управления: стратегический инвестор вправе требовать участия в руководстве, а то и полной передачи предприятия в свои руки. Без изменения формы собственности здесь не обойтись. При этом политика новых владельцев по получению прибыли может не совпадать с социальной политикой государства.

Безусловно, необходимо добиваться дальнейшего улучшения инвестиционного режима, сделать более перспективными стратегию и механизмы стимулирования и привлечения иностранных инвестиций. И важнейшим приоритетом в связи с этим в предстоящие годы является улучшение инвестиционного климата в стране по всем его составляющим.

Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему. Не случайно оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. В современных условиях иностранные инвесторы обращают внимание главным образом не столько на выгодность, сколько на стабильность предоставляемого им правового режима. А это, прежде всего, наличие государственной долгосрочной инвестиционной программы, отвечающей национальным интересам, определение конкретных органов, ответственных за ее реализацию, и, наконец, завершение разработки во исполнение государственной инвестиционной программы полной и завершенной законодательной базы, отвечающей принципам стабильности и перспективности, системности и однозначности регулирования отношений по иностранным инвестициям. По словам Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, "мы никогда не дождемся иностранных инвестиций, если не приложим усилий для формирования инвестиционного климата". Поэтому одна из задач, стоящих перед Правительством, сформировать благоприятный инвестиционный климат в стране.


2. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций.

Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия включает в себя подготовку инвестиционного проекта. Сама подготовка инвестиционного проекта – длительный, а порой и очень дорогостоящий процесс, состоящий из ряда стадий и этапов. В международной практике принято различать три основных этапов этого процесса:

- прединвестиционный этап;

- этап инвестирования;

- этап эксплуатации вновь созданных объектов.

В данной курсовой рассматриваются методы прогнозирования инвестиционной деятельности прединвестиционного этапа.

Для принятия решения об участии инвестора в проекте используются общие критерии. И этих критериев два: финансовая оценка и экономическая оценка.

Более подробно мною исследуются методы, применяемые при экономической оценке инвестиционного проекта. Это методы, основанные на учётной величине денежного потока и методы, основанные на дисконтированной величине денежных потоков.

2.1 Методы, основанные на учётной величине денежного потока

Методы, основанные на учётной величине денежного потока или "статистические" методы, как правило, основываются на использовании проектных, плановых и фактических данных о затратах и результатах, определении статистическими методами их среднегодовых значений за весь срок реализации инвестиционного проекта. На практике эти методы используются довольно часто и они применимы к инвестиционным проектам, имеющим относительно короткий период их функционирования (обычно не более года), либо для оценки более долгосрочных проектов, в которых затраты и результаты (расходы и доходы) различаются по периодам времени несущественно.

Метод расчета срока окупаемости инвестиций (англ. рауbасk реrjod, РР) заключается в определении необходимого для возмещения инвестиций периода времени, за который ожидается возврат вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. Более точно под сроком окупаемости понимается продолжительность периода времени, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения проекта, равна сумме инвестиций.

Известны два подхода к расчету срока окупаемости. Первый заключается в том, что сумма первоначальных инвестиций делится на величину годовых (лучше среднегодовых) поступлений. Его применяют в случаях, когда денежные поступления равны по годам.

Пример. Проект предполагает объем инвестирования в сумме, скажем, 800 млн. руб. и затем ожидается в течение 10 лет получение ежегодного дохода в размере 200 млн. руб. В этом случае период окупаемости составит 4(800/200) года, т.е. ожидается, что сумма первоначальных инвестиций будет возвращена за 4 года, а следующие 6 лет инвестор будет получать чистый доход от этих инвестиций.

Второй подход расчета срока окупаемости предполагает нахождение величины денежных поступлений (дохода) от реализации инвестиционного проекта нарастающим итогом, т.е. как кумулятивной величины.

Пример. Тот же инвестиционный проект, что и в предыдущем примере, но поступление доходов от его реализации по годам составляет: 1-й -100 млн. руб., 2-й - 150; 3-й - 250; 4-й - 300; 5-й - 400 млн. руб. и т.д. Срок окупаемости нетрудно подсчитать суммированием годичных денежных поступлений до тех пор, пока результат не станет равным сумме инвестиций, т.е. 100 + 150 + 250 + 300 - 800, т.е. 4 года.

Если при расчете периода окупаемости с нарастающей суммой денежных доходов срок накоплений необходимой суммы не равен целому числу лет, то поступают следующим образом. Допустим, что в рассмотренном проекте доходы по годам сложились по иному: 1-й год - 100 млн. руб., 2-й - 200, 3-й - 300, 4-й - 400, 5-й - 600 млн. руб. и т.д., т.е. кумулятивная сумма денежных поступлений за 3 года меньше величины первоначальных инвестиций (800 млн. руб.), а за 4 года - больше. В этом случае находят кумулятивную сумму доходов за целое число периодов, при котором она оказывается наиболее близкой к величине инвестиций, но обязательно меньше ее. В примере это 3 года (100 + 200 + 300 = 600), так как сумма за 4 года будет больше величины инвестиций. Далее определяют, какая часть инвестиций еще осталась непокрытой доходами: 800 – 600 = 200 млн. руб. Разделив этот остаток на величину доходов в следующем целом периоде, получают результат, характеризующий ту долю данного периода, которая в сумме с предыдущими целыми числами и образует срок окупаемости, т.е. 200/400 = 0,5. Тогда общий срок окупаемости будет равным 3,0 + 0,5 = 3,5 года.

Период возврата (окупаемости) инвестиций Ток определяют и как отношение величины начальных инвестиций (капитальных вложений) К к ожидаемой чистой прибыли П или разности между годовыми доходами Д и затратами 3 (без амортизации), т.е.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.