рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Международный кредит

 

2.3 Участие России в международных финансовых институтах. Стратегия. Проблемы развития международных кредитных отношений

Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях, которые созданы на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи [22].

В число таких организаций входят Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, региональные международные банки развития.

Международный валютный фонд (МВФ) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте [13, с.394].

27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и тринадцати других бывших советских республик. После подписания Статей Соглашения МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. российскими представителями Россия официально стала участницей этих организаций.

По величине квоты (5,9 млрд. СДР, или 8,5 млрд. долл.) Россия занимает десятую строку (2,8% общей суммы квот стран-членов). Россия оплатила в конвертируемой валюте около 25% суммы квоты. Остальная часть подписки оплачена национальной валютой.

Членство МВФ дало возможность России пользоваться в течении переходного периода кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ и покрытия дефицита государственного бюджета и платежного баланса (Приложение 1).

Был обнародован ряд международных программ помощи России при поддержке МВФ. В целом за 1992 – 1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о кредитах России на сумму 36,6 млрд. долл.. В 1999 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: на конец апреля ее долг составлял 17,4 млрд. долл., и на нее приходилось 19,2% общей суммы не погашенных на тот момент странами-членами кредитов Фонда. В результате регулярного погашения Россией долга Фонду он снизился до 3,33 млрд. долл. в ноябре 2004 г.

Россия по-прежнему осуществляет постоянное сотрудничество с МВФ, регулярно проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. С 1999 г. Россия не обращалась к Фонду за новыми кредитами и регулярно погашала свою задолженность, которая ликвидирована в январе 2005 г.

Также Россия сотрудничает с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который является основным компонентом группы Всемирного банка. Квота России в МБРР составляет 5,4 млрд. долл. (оплачено 6,2%) и по доле в капитале (2,85%) [11, с.529] соответствует ее квоте в МВФ. Россия имеет такое же количество акций (44795), как Индия, Италия, Канада и Саудовская Аравия, и по количеству, и по стоимости акций она делит с этими странами 7-11 места.

МБРР так определял цель предоставления кредитов России: "Помощь в максимально быстром переходе к рыночному финансированию путем повышения роли частного сектора, укрепления через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в российскую экономику"[11, с.530].

МБРР поводит тщательные предынвестиционные исследования, проверки и ревизии предлагаемых проектов. С момента выделения кредита до фактического кредитования объекта проходит несколько лет. Период использования кредита составляет от шести до девяти лет (бюджетозамещающих кредитов на цели структурной перестройки – от одного до трех лет) (см. Приложение 2).

С 1992 по март 2004 г. МБРР предоставил России 59 займов (включая гарантии) на сумму 13,5 млрд. долл.

Около 40% кредитов МБРР России имели макроэкономический характер, пополняли доходы государственного бюджета (реабилитационные, на структурную перестройку экономики, государственное управление и развитие частного сектора) (Приложение 3). Эти крупные заимствования России, близкие по своему назначению кредитам МВФ, были обусловлены кризисным состоянием ее экономики.

В настоящее время, несмотря на существенное улучшение макроэкономических и финансовых показателей, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой Всемирного банка, особенно в целях развития национальной экономики – промышленности и сельского хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных преобразований.

Таким образом, в условиях рыночной экономики Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных отношениях. Происходит ее постепенная интеграция в мировой финансовый рынок, но вместе с тем мы сталкиваемся с большим количеством проблем.

Одной из них является низкая экономическая эффективность связанных кредитов под государственные гарантии РФ, так как их привлечение налагает обязанность закупать услуги или товары у стран, которые эти кредиты предоставляют. Эффективное использование иностранных связанных кредитов может быть обеспечено только при условии наведения порядка в заимствованиях, обеспечении государственного контроля над указанным процессом и добросовестного отношения заемщиков к своим обязательствам.

Далее, в настоящее время международные кредиты имеют довольно высокую стоимость. Ежегодное сокращение расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга может быть достигнуто при досрочном погашении части задолженности, но в большинстве случаев кредиторы не поддерживают эту инициативу.

Кроме того, не обеспечивается контроль над эффективным использованием закупаемых в счет иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и развития российских предприятий, а также товаров и сырья.

И наконец, анализируя исполнение законодательно-нормативных документов, необходимо отметить, что изложенные в них требования выполняются не в полном объеме. Не выполняются постановления и в части регистрации подписанных правительством РФ межправительственных соглашений в Государственной книге внешнего долга РФ: некоторые из них не имеют регистрационных номеров.

Для решения выявленных проблем в России разработана долговая стратегия в области государственного внешнего долга, согласно которой к 2008 году должны быть достигнуты следующие цели [20, с. 41]:

1.Повышение суверенного кредитного рейтинга РФ для поддержания стабильного доступа России к международным рынкам капитала;

2. Осуществление внешних заимствований в форме несвязанных кредитов;

3. Увеличение рыночной составляющей в государственном внешнем долге РФ;

4.Существенное сокращение задолженности перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

Для достижения указанных целей следует прежде всего предпринять действия по качественному изменению структуры государственного внешнего долга РФ в соответствии со структурой развитых индустриальных стран.

Так, стратегия в области взаимодействия с международными финансовыми организациями будет нацелена на существенное сокращение привлечения новых кредитов и ускоренное погашение имеющихся обязательств. А с 2008 года принято решение полностью отказаться от заимствований у международных финансовых организаций [20, с.42].

Итак, без международных вливаний экономика России развиваться не может. Выход один: обеспечить эффективность использования международных кредитов. Для этого необходимо совершенствование и повышение институциональных механизмов регулирования.

Таким образом, мы рассмотрели современные тенденции развития международных кредитных отношений и этапы внешних заимствований, представили Россию как международного должника и кредитора, изучили участие России в международных финансовых институтах, описали долговую стратегию в области государственного долга, проблемы внешних заимствований и пути их решения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что международный кредит представляет собой сложное экономическое явление, роль которого огромна для всего мирового сообщества.

В данной курсовой работе международный кредит определен как экономическая категория, раскрыто понятие международного кредита, описаны его принципы, функции, условия и основные формы. Выявлено, что международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: позитивную и негативную.

Затем проанализирована динамика использования международного кредита в России. Было выяснено, что Россия является не только крупным заемщиком, но и кредитором. Россия выступает в качестве заемщика у развитых стран и как кредитор развивающихся стран. В связи с этим в нашей стране существует проблема внешнего долга, т.к. возврат долгов России развивающимися странами практически не происходит в связи с их неплатежеспособностью.

В настоящее время происходит интеграция России в мировую экономику. Она активно участвует в международных кредитных отношениях, сотрудничает с международными финансово-кредитными организациями, такими как МВФ, МБРР и др. В процессе участия Россия сталкивается с рядом проблем, для решения которых разработана долговая стратегия в области государственного долга.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации // ПСИС "Консультант Плюс".

2.  Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами" // ПСИС "Консультант Плюс".

3.  Федеральный закон от 26.12.1994 № 76-ФЗ "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" // ПСИС "Консультант Плюс".

4.  Грязнов М.Б. Деньги, кредит, банки: конспект лекций (для студентов экономического факультета заочной формы обучения). – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. -127 с.

5.  Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 600 с.

6.  Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.

7.  Деньги, кредит, банки: Учебник / колл. авт.; под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 560 с.

8.  Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие / Под общ. ред И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.

9.  Звонова Е. А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М.: Экономика, 2002. – 324 с.

10.  Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.: ил.

11.  Международно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.: ил.

12.  Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 734 с. – серия (Homo faber).

13.  Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р эконом. наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА–М, 1998. – 432 с.

14.  Пузакова Е. П. Мировая экономика. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2001. – 480 с.

15.  Сергин А. М. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 365 с.

16.  Финансы и кредит. Серия "Высшее образование" / Под ред. А. П. Ковалева. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

17.  Финансы и кредит: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с. – (Серия "Учебники и учебные пособия").

18.  Власов А. В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг // "Деньги и кредит", 2001, № 10, с. 35-37.

19.  Захаров Д.Ю. Анализ полученных и выданных кредитов Российской Федерации за 2003 – 2005 гг. // "Финансы и кредит", 2007, № 4 (244). – с. 12-17.

20.  Иванова М.А. Нормативно-правовая база и проблемы внешних заимствований Российской Федерации // "Финансы и кредит", 2006, № 17 (221). – с. 33-42.

21.  Косов Н. Н. Международные валютно-кредитные отношения // "Деньги и кредит", 2005, № 7, с. 60-62.

22.  www.businessvoc.ru

23.  www.cbr.ru

24.  www.mvf.ru

25.  www.finansmag.ru


Приложение 1

Кредиты МВФ России [11, с.515-520]

Дата предос-тавления кредитов Виды кредитов Сумма Период использования Сроки погашения Страновая квота, % Условия кредитов
млн. СДР млрд. долл.
1992 г., 5 августа Первый транш резервного кредита (стэнд-бай) 719,0 1,0 5 месяцев 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев 16,7 Дефицит госбюджета до 5% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – менее 10% в месяц
1993 г., 6 июля Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований 1078,27 1,5 Единовременно, в полной сумме 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года 25 Сокращение дефицита госбюджета наполовину – до 10% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – не свыше 7-9% в месяц
1994 г., 25 апреля Второй транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований 1078,27 1,5 Единовременно, в полной сумме 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года 25 Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации аналогичны условиям предыдущего кредита; либерализация внешнеэкономической деятельности, ликвидация нетарифных мер регулирования экспорта
1995 г., 11 апреля Резервный кредит (стэнд-бай) 4313,1 6,8 12 месяцев 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу 100 Требования детализированы и ужесточены: сокращение дефицита госбюджета (с 11%ВВП до 6%); уменьшение кредита органам власти с 8% ВВП в 1994 г. до 3% в 1995 г.; снижение инфляции до 12% в месяц.
1996 г., 26 марта Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования 6901,0 10,1 3 года 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу 160 (первый год – 65%; второй год – 55%, третий год – 40%) Продолжение макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита госбюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.; уменьшение кредитной экспансии; снижение инфляции к концу 1996 г. до 1% в месяц, а в 1998 г. – до 6,9% в год
1998 г., 20 июля

Кредитный пакет:

1. Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996г.

2. Кредит в рамках механизма кредитования дополнительных резервов

2313,1

3992,5

3,0

5,3

Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г. 1,5 года с отсрочкой погашения на 1 год по каждому отдельному траншу 50 Осуществление антикризисной программы: финансовая стабилизация; сокращение дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% ВВП в 1999 г.; реформа налоговой системы и улучшение сбора налогов. Обмен ГКО на еврооблигации с более длительными сроками погашения по рыночным ставкам. Снижение темпа инфляции
3. Кредит в рамках механизма компенсаци-онного кредитования. 2156,6 2,9 Единовременно в полной сумме 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев 50 Структурные реформы: решение проблемы неплатежей; реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства
Итого 8462,2 11,2 190
1999 г., 28 июля Резервный кредит (стэнд-бай) 3300,0 4,5 17 месяцев. Предоставление семью равными траншами по 471,4 млн. СДР (640 млн. долл.) каждый 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу 55,5 Введение новых налогов и повышение ставок действующих налогов; сохранение режима плавающего валютного курса; реформирование финансового сектора, реструктуризация банковской системы
Общая сумма одобрен-ных дого-вореннос-тей о кредитах в 1992-1999 гг. 25851,8 36,6

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.