Курсовая работа: Международный кредит
2.3 Участие России в международных
финансовых институтах. Стратегия. Проблемы развития
международных кредитных отношений
Интеграция России в
мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых
институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для
своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых
организациях, которые созданы на основе межгосударственных соглашений с целью
регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами,
содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи [22].
В число таких организаций
входят Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный
банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная
финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, региональные
международные банки развития.
Международный валютный
фонд (МВФ) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования
валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им
финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного
баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной
валюте [13, с.394].
27 апреля 1992 г. Совет
управляющих МВФ проголосовал за прием России и тринадцати других бывших
советских республик. После подписания Статей Соглашения МВФ 1 июня 1992 г.,
учредительных документов МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г.
российскими представителями Россия официально стала участницей этих
организаций.
По величине квоты (5,9
млрд. СДР, или 8,5 млрд. долл.) Россия занимает десятую строку (2,8% общей
суммы квот стран-членов). Россия оплатила в конвертируемой валюте около 25%
суммы квоты. Остальная часть подписки оплачена национальной валютой.
Членство МВФ дало
возможность России пользоваться в течении переходного периода кредитами в
свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ и покрытия
дефицита государственного бюджета и платежного баланса (Приложение 1).
Был обнародован ряд
международных программ помощи России при поддержке МВФ. В целом за 1992 – 1999
гг. МВФ одобрил семь договоренностей о кредитах России на сумму 36,6 млрд.
долл.. В 1999 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: на конец апреля ее
долг составлял 17,4 млрд. долл., и на нее приходилось 19,2% общей суммы не
погашенных на тот момент странами-членами кредитов Фонда. В результате
регулярного погашения Россией долга Фонду он снизился до 3,33 млрд. долл. в
ноябре 2004 г.
Россия по-прежнему
осуществляет постоянное сотрудничество с МВФ, регулярно проводит консультации с
ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. С 1999 г. Россия не
обращалась к Фонду за новыми кредитами и регулярно погашала свою задолженность,
которая ликвидирована в январе 2005 г.
Также Россия сотрудничает
с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который является
основным компонентом группы Всемирного банка. Квота России в МБРР составляет
5,4 млрд. долл. (оплачено 6,2%) и по доле в капитале (2,85%) [11, с.529]
соответствует ее квоте в МВФ. Россия имеет такое же количество акций (44795),
как Индия, Италия, Канада и Саудовская Аравия, и по количеству, и по стоимости
акций она делит с этими странами 7-11 места.
МБРР так определял цель
предоставления кредитов России: "Помощь в максимально быстром переходе к
рыночному финансированию путем повышения роли частного сектора, укрепления
через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов
государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в
российскую экономику"[11, с.530].
МБРР поводит тщательные
предынвестиционные исследования, проверки и ревизии предлагаемых проектов. С
момента выделения кредита до фактического кредитования объекта проходит
несколько лет. Период использования кредита составляет от шести до девяти лет
(бюджетозамещающих кредитов на цели структурной перестройки – от одного до трех
лет) (см. Приложение 2).
С 1992 по март 2004 г.
МБРР предоставил России 59 займов (включая гарантии) на сумму 13,5 млрд. долл.
Около 40% кредитов МБРР
России имели макроэкономический характер, пополняли доходы государственного
бюджета (реабилитационные, на структурную перестройку экономики,
государственное управление и развитие частного сектора) (Приложение 3). Эти
крупные заимствования России, близкие по своему назначению кредитам МВФ, были
обусловлены кризисным состоянием ее экономики.
В настоящее время,
несмотря на существенное улучшение макроэкономических и финансовых показателей,
Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой Всемирного банка,
особенно в целях развития национальной экономики – промышленности и сельского
хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования,
здравоохранения, экологии и институциональных преобразований.
Таким образом, в условиях
рыночной экономики Россия все активнее участвует в международных
валютно-кредитных отношениях. Происходит ее постепенная интеграция в мировой
финансовый рынок, но вместе с тем мы сталкиваемся с большим количеством проблем.
Одной из них является
низкая экономическая эффективность связанных кредитов под государственные
гарантии РФ, так как их привлечение налагает обязанность закупать услуги или
товары у стран, которые эти кредиты предоставляют. Эффективное использование
иностранных связанных кредитов может быть обеспечено только при условии
наведения порядка в заимствованиях, обеспечении государственного контроля над
указанным процессом и добросовестного отношения заемщиков к своим
обязательствам.
Далее, в настоящее время
международные кредиты имеют довольно высокую стоимость. Ежегодное сокращение
расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга может быть
достигнуто при досрочном погашении части задолженности, но в большинстве
случаев кредиторы не поддерживают эту инициативу.
Кроме того, не
обеспечивается контроль над эффективным использованием закупаемых в счет
иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и развития
российских предприятий, а также товаров и сырья.
И наконец, анализируя
исполнение законодательно-нормативных документов, необходимо отметить, что
изложенные в них требования выполняются не в полном объеме. Не выполняются
постановления и в части регистрации подписанных правительством РФ
межправительственных соглашений в Государственной книге внешнего долга РФ:
некоторые из них не имеют регистрационных номеров.
Для решения выявленных
проблем в России разработана долговая стратегия в области государственного
внешнего долга, согласно которой к 2008 году должны быть достигнуты следующие
цели [20, с. 41]:
1.Повышение суверенного
кредитного рейтинга РФ для поддержания стабильного доступа России к
международным рынкам капитала;
2. Осуществление внешних
заимствований в форме несвязанных кредитов;
3. Увеличение рыночной
составляющей в государственном внешнем долге РФ;
4.Существенное сокращение
задолженности перед правительствами иностранных государств и международными
финансовыми организациями.
Для достижения указанных целей
следует прежде всего предпринять действия по качественному изменению структуры
государственного внешнего долга РФ в соответствии со структурой развитых
индустриальных стран.
Так, стратегия в области
взаимодействия с международными финансовыми организациями будет нацелена на
существенное сокращение привлечения новых кредитов и ускоренное погашение
имеющихся обязательств. А с 2008 года принято решение полностью отказаться от
заимствований у международных финансовых организаций [20, с.42].
Итак, без международных
вливаний экономика России развиваться не может. Выход один: обеспечить
эффективность использования международных кредитов. Для этого необходимо
совершенствование и повышение институциональных механизмов регулирования.
Таким образом, мы
рассмотрели современные тенденции развития международных кредитных отношений и этапы
внешних заимствований, представили Россию как международного должника и
кредитора, изучили участие России в международных финансовых институтах,
описали долговую стратегию в области государственного долга, проблемы внешних
заимствований и пути их решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование
позволяет сделать вывод, что международный кредит представляет собой сложное
экономическое явление, роль которого огромна для всего мирового сообщества.
В данной курсовой работе международный
кредит определен как экономическая категория, раскрыто понятие международного
кредита, описаны его принципы, функции, условия и основные формы. Выявлено, что
международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: позитивную и
негативную.
Затем проанализирована
динамика использования международного кредита в России. Было выяснено, что
Россия является не только крупным заемщиком, но и кредитором. Россия выступает
в качестве заемщика у развитых стран и как кредитор развивающихся стран. В
связи с этим в нашей стране существует проблема внешнего долга, т.к. возврат
долгов России развивающимися странами практически не происходит в связи с их
неплатежеспособностью.
В настоящее время
происходит интеграция России в мировую экономику. Она активно участвует в
международных кредитных отношениях, сотрудничает с международными
финансово-кредитными организациями, такими как МВФ, МБРР и др. В процессе
участия Россия сталкивается с рядом проблем, для решения которых разработана
долговая стратегия в области государственного долга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бюджетный кодекс
Российской Федерации // ПСИС "Консультант Плюс".
2.
Постановление
Правительства РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой
задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами"
// ПСИС "Консультант Плюс".
3.
Федеральный закон
от 26.12.1994 № 76-ФЗ "О государственных внешних заимствованиях Российской
Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией
иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям"
// ПСИС "Консультант Плюс".
4.
Грязнов М.Б.
Деньги, кредит, банки: конспект лекций (для студентов экономического факультета
заочной формы обучения). – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. -127 с.
5.
Деньги. Кредит.
Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.;
Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ –
ДАНА, 2003. – 600 с.
6.
Деньги. Кредит.
Банки: Учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б.
И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.
7.
Деньги, кредит,
банки: Учебник / колл. авт.; под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и
доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 560 с.
8.
Жук И.Н., Киреева
Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие / Под общ. ред И.Н.
Жук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.
9.
Звонова Е. А.
Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М.: Экономика,
2002. – 324 с.
10.
Карелин О. В.
Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и
статистика, 2003. – 176 с.: ил.
11.
Международно-кредитные
и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.: ил.
12.
Мировая
экономика: Учебник / Под ред. проф. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 734 с. –
серия (Homo faber).
13.
Основы
международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред.
д-р эконом. наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА–М, 1998. – 432 с.
14.
Пузакова Е. П.
Мировая экономика. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс",
2001. – 480 с.
15.
Сергин А. М.
Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 365 с.
16.
Финансы и кредит.
Серия "Высшее образование" / Под ред. А. П. Ковалева. Ростов н/Д:
Феникс, 2003. – 480 с.
17.
Финансы и кредит:
Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с. – (Серия "Учебники и
учебные пособия").
18.
Власов А. В.
Внешнеэкономические отношения России: внешний долг // "Деньги и кредит",
2001, № 10, с. 35-37.
19.
Захаров Д.Ю.
Анализ полученных и выданных кредитов Российской Федерации за 2003 – 2005 гг.
// "Финансы и кредит", 2007, № 4 (244). – с. 12-17.
20.
Иванова М.А.
Нормативно-правовая база и проблемы внешних заимствований Российской Федерации
// "Финансы и кредит", 2006, № 17 (221). – с. 33-42.
21.
Косов Н. Н.
Международные валютно-кредитные отношения // "Деньги и кредит", 2005,
№ 7, с. 60-62.
22.
www.businessvoc.ru
23.
www.cbr.ru
24.
www.mvf.ru
25.
www.finansmag.ru
Приложение 1
Кредиты МВФ России [11, с.515-520]
Дата предос-тавления
кредитов |
Виды кредитов |
Сумма |
Период использования |
Сроки погашения |
Страновая квота, % |
Условия кредитов |
млн. СДР |
млрд. долл. |
|
1992 г., 5 августа |
Первый транш резервного кредита (стэнд-бай) |
719,0 |
1,0 |
5 месяцев |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев |
16,7 |
Дефицит госбюджета до 5% ВВП; контроль за ростом денежной
массы; темп инфляции – менее 10% в месяц |
1993 г., 6 июля |
Первый транш кредита в рамках механизма финансирования
системных преобразований |
1078,27 |
1,5 |
Единовременно, в полной сумме |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года |
25 |
Сокращение дефицита госбюджета наполовину – до 10% ВВП;
контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – не свыше 7-9% в месяц |
1994 г., 25 апреля |
Второй транш кредита в рамках механизма финансирования
системных преобразований |
1078,27 |
1,5 |
Единовременно, в полной сумме |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года |
25 |
Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации
аналогичны условиям предыдущего кредита; либерализация внешнеэкономической деятельности,
ликвидация нетарифных мер регулирования экспорта |
1995 г., 11 апреля |
Резервный кредит (стэнд-бай) |
4313,1 |
6,8 |
12 месяцев |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому
отдельному траншу |
100 |
Требования детализированы и ужесточены: сокращение дефицита
госбюджета (с 11%ВВП до 6%); уменьшение кредита органам власти с 8% ВВП в
1994 г. до 3% в 1995 г.; снижение инфляции до 12% в месяц. |
1996 г., 26 марта |
Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования |
6901,0 |
10,1 |
3 года |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному
траншу |
160 (первый год – 65%; второй год – 55%, третий год – 40%) |
Продолжение макроэкономической, финансовой стабилизации:
сокращение дефицита госбюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998
г.; уменьшение кредитной экспансии; снижение инфляции к концу 1996 г. до 1% в
месяц, а в 1998 г. – до 6,9% в год |
1998 г., 20 июля |
Кредитный пакет:
1. Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного
кредитования 1996г.
2. Кредит в рамках механизма кредитования дополнительных
резервов
|
2313,1
3992,5
|
3,0
5,3
|
Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15
сентября и 15 декабря 1998 г. |
1,5 года с отсрочкой погашения на 1 год по каждому
отдельному траншу |
50 |
Осуществление антикризисной программы: финансовая
стабилизация; сокращение дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% ВВП
в 1999 г.; реформа налоговой системы и улучшение сбора налогов. Обмен ГКО на
еврооблигации с более длительными сроками погашения по рыночным ставкам.
Снижение темпа инфляции |
|
3. Кредит в рамках механизма компенсаци-онного
кредитования. |
2156,6 |
2,9 |
Единовременно в полной сумме |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев |
50 |
Структурные реформы: решение проблемы неплатежей;
реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства |
Итого |
8462,2 |
11,2 |
|
|
190 |
|
1999 г., 28 июля |
Резервный кредит (стэнд-бай) |
3300,0 |
4,5 |
17 месяцев. Предоставление семью равными траншами по 471,4 млн.
СДР (640 млн. долл.) каждый |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому
отдельному траншу |
55,5 |
Введение новых налогов и повышение ставок действующих
налогов; сохранение режима плавающего валютного курса; реформирование
финансового сектора, реструктуризация банковской системы |
Общая сумма одобрен-ных дого-вореннос-тей о кредитах в
1992-1999 гг. |
|
25851,8 |
36,6 |
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|