Курсовая работа: Налоги: сущность, виды и функции
В глобальной налоговой системе все доходы
физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает
расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных
государствах.
Кроме вышеназванных существуют и более подробные
и развернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одновременно
несколько критериев. Пример такой классификации приведен в таблице 2.
3. Основные функции налогов
Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В
первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение
как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов
государства.
На практическом уровне налогообложение выполняет несколько
функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.
Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы
выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:
• фискальная;
• распределительная (социальная);
• регулирующая;
• контрольная;
• поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что
указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер,
так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
3.1.
Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем
Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи,
куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные
расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск"
государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения.
Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов:
формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также
аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или
целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно
назвать производными от фискальной.
3.2. Распределительная функция
Распределительная (или как её ещё называют — перераспределительная)
(социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов
между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит
передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет
возложения налогового бремени на более сильные категории населения.
Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим.
Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы,
устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на
предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются
средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как
производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет
часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на
развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и
капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками
окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,
электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая
система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как
это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем
установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части
бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения
от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
3.3. Регулирующая функция
С развитием экономической системы возникла необходимость
определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические
параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как
происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух
основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры",
то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения
действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и
наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции
государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,
продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также
бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов,
ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного
регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного
производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом,
действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным
образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы
людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном
обществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими
методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных
вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных
программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов
занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя
условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство
создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем.
Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение
через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей,
регионов.
Налоговое регулирование стало активно практиковаться,
начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и
дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает
стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и
платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к
увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции
и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом»
рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической
деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый
оборот.
По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги
существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
Регулирующая функция направлена на достижение посредством
налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта
функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и
воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или
иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и
освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий
набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов,
сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные
вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.
Стимулирующее воздействие налогов реализуется
через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих
основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются,
как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в
соответствии с экономической политикой государства.
Налоговые льготы используются и для смягчения социального
неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная
функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в
обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные
права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции
относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные
налоговые вычеты и др. показатели.
Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение
между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство
между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная
функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов,
предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения
(многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям
граждан).
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление
через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических
процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так,
для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере
90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин,
налога на имущество, акцизов и других.
Воспроизводственная подфункция предназначена для
аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию
выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за
воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского
хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих
экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку
инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями
развития производства и расширения бизнеса.1
В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и
непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного
налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери
его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское
крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством)
привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога
на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов,
пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х
годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика
протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных
товаров.
Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб.— 2-е
издание - М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС 1996 г.
3.4. Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль над
финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками
доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное
сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы,
обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
3.5. Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством
особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление
налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и
другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов
для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода
физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со
строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной
деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый
доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным
обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например,
реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные
(коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций
создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются
социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных
и государственных экономических интересов.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно
фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге
стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении
поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь
выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных
расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что
стимулирующая и регулирующая функции менее важны.
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается
путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого
директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные
отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных
сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.1
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов
есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и
народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции,
то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы
конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов
проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения,
масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики.
Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов,
применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также
другие.
1Основы экономической теории: учеб. Пособие/ под ред.
проф. В.Д.Камаева. - М: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999. - С.148.
Заключение
Мы рассмотрели сущность налогов, их виды и функции. И теперь в
заключение работы, постараемся сделать некоторые обобщения относительно
изученной темы.
Итак, применение налогов является одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой
формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и
местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи
налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение
иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц,
получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых
ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики
государства в современных условиях.
Кроме того, являясь фактором перераспределения национального
дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие "сбои" в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии
той или иной формы деятельности.
Сколько веков существует государство, столько же
существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального
налогообложения.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то
неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и
инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и
систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или
недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным
последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны,
правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и
скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых
накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых
инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых
платежей из казны.1
1 Курс экономики: Учеб./ Под ред. проф.
Р.А.Райзберга - М.: ИНФРА - М., 1999. - С.203.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Андриянов В.П.,
Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. – М.: «ЮНИТИ», 2004, - 335с
2.
Барулин С.В.
Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. –
1996, - №3. – с.25-29
3.
Борисов
Е.Ф.Экономическая теория: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
«Юрайт-М», 2000, – 535с
4.
Бункина М.К., Семёнов
А.М. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2003, – 544с
5.
Бугаян И.Р.
Макроэкономика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000, – 352с
6.
Гукасьян
Г.И.Экономическая теория. Ключевые вопросы. – М.: «Инфра-М», 1998, - 284с
7.
Гукаськова М.Ф.,
Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.
пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999, - 278с
8.
Иохин В.Я.
Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2005, - 861с
9.
Камаев В.Д.
Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб.
и доп. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, - 384с
10.
Караваева И.В.
Налоговое регулирование рыночной экономики. Учеб. пособие для вузов.
– М.: «Юнити-дана», 2000, - 215с
11.
Кураков Л.П.,
Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. – М.: «Гелио» АРВ, 2005, - 536с
12.
Курс экономики:
Учеб./ Под ред. проф. F.А.
Райзберга – М.: «Инфра – М»., 1999, - 305с
13. Макконел К.Р., Брю С.Л.
Экономикс: принципы, проблемы и политика:
Пер. с 13-го англ. изд. –
М.: «Инфра-М», 2001, - 974с
14.
Матвеев Т. Ю.,
Никулина И.Н. Основы экономической теории. – М.:
«Дрофа», 2003, - 213с
15.
Миронова Т.Н.
Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – «Минск», 2002, - 304с
16.
Основы
экономической теории: Учеб. пособие / под ред. Проф. В.Д. Каменева. – М.:
Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999, - 196с
17.
Пансков В.Г.
Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп. –
М.: «Книжный мир», 2000, - 592с
18.
Романенко И.В.
Экономическая теория: Конспект лекций. – СПб: « Изд-во Михайлова В.А.», 2003, -
62с
19.
Рузавин Г.И.
Основы рыночной экономики: Учебник – М., Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1996, - 384с
20.
Седов В.В.
Экономическая теория: В 3-х ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учебное пособие. –
Челябинск, 2002, - 214с
21.
Симкина Л.Г.
Экономическая теория. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер Принт, 2006, –
384с
22.
Филлипов Н.И.
Основы экономической теории. – Екатеренбург, 2001, - 131с
23.
Ходов В.Л. Налоги
и налоговое регулирование экономики. – М.: «ТЕИС», 2003, - 254с
24.
Шишкин А.Ф.
Экономическая теория: учеб. Кн. 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр
«ВЛАДОС», 1996, - 352с
|