Курсовая работа: Налоги России и стран рыночной экономики
Основную часть доходов
федерального бюджета составляет подоходный налог с населения (income tax), субъектам которого выступают
физические лица, индивидуальные предприятия и партнерства, не имеющие статуса
юридического лица (табл. 2.3).
Подсчет выполняется в 3 этапа:
1. Подсчитывается валовой доход,
который может состоять из: заработной платы, аннуитета, пенсии, алиментов,
доходов по ценным бумагам, вознаграждений, бонусов, ренты и роялти, фермерского
дохода, социального пособия и пособия по безработице, стипендии, доходов от
трастовых операций и недвижимости и т.д.
2. Валовой доход корректируется
за счет вычетов из него разрешенных затрат и льгот. К ним относятся торговые
или производственные затраты, убытки от продажи или обменных операций с ценными
бумагами, пенсионные взносы лиц, уплаченные алименты, авансовые налоговые
взносы и т. Д.
3. Из суммы скорректированного
валового дохода исключаются классифицированные, или стандартные, вычеты.
Полученная величина является налогооблагаемым доходом. К основным вычетам
относятся: необлагаемый минимум на каждого иждивенца налогоплательщика,
стандартные скидки, дополнительные скидки для лиц старые 65 лет и инвалидов,
расходы по переезду на новое место жительства, связанное с повышением
квалификации, командировочные, благотворительные взносы и др. Указанные вычеты
могут производиться в размере не более 50% с откорректированного валового
дохода, а оставшиеся 25% могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет.
Таблица
2.3
Структура налоговых поступлений
федерального бюджета США и штатов
Виды
федеральных налогов
%
Виды
налогов штатов
%
Подоходный
налог с физических лиц
38
Подоходный
налог с физических лиц
30
Отчисления
на социальное страхование
28
Налог на
прибыль корпораций
8
Налог на
прибыль корпораций
7
Акцизы
6
Акцизы
5
Налог с
продаж
30
Налог на
имущество
10
Налог с
владельцев автотранспорта
4
Другие
12
Поимущественные
налоги
2
Итого
100
Другие
20
Итого
100
Источник: [15,
с.201]
Еще один важнейший налог в
системе подоходного обложения - налог на прибыль корпораций (corporation income tax), претерпевший существенные изменения в результате
известных налоговых реформ 1980-1990-х гг. Главным принципом налогообложения
корпораций в США является взимание налога с чистой прибыли как окончательного
объекта обложения. Плательщиками этого налога являются прежде всего акционерные
компании. Примерно 85% налога взимается на федеральном уровне, а 15% - штатами
и местными органами власти. Объект обложения определяется в 3 этапа.
1. Определяется валовой доход
компании, состоящий из валовой выручки от реализации и всех внереализационных
доходов и расходов.
2. Из валового дохода
вычитаются: заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги,
рентные платежи, уплаченные местные и штатные налоги, амортизация, проценты за
кредит, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных
бедствий, благотворительные взносы, операционные убытки, расходы на НИОКР,
расходы на капитальный ремонт и т.д. В налоговом законодательстве тщательно
оговариваются все расходы, которые можно включать в издержки производства при
определении корпорационного налога. Международные стандарты, лежащие в основе
этих законов, носят достаточно либеральный характер. Как правило, в
индивидуальный перечень разрешается включать все затраты компании, связанные с
ее текущей производственно-коммерческой деятельностью. Ограничения
незначительны и в основном касаются запрета на включение в издержки
«чрезмерных» представительских расходов.
3. После вычета из валового
дохода издержек, дополнительных расходов и уплаченных налогов из него вычитают
те льготы, которые направлены непосредственно на уменьшение налогооблагаемой
прибыли. Заключительный этап связан с решением проблем двойного обложения той
части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов [20, с.145].
Огромные льготы имеют фермерские
хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций (особенно в засушливые годы)
некоторые компании сводят налоговую базу к нулю. После «фермерских» льгот
большое внимание уделяется также вопросу льготного обложения индивидуальных
инвесторов, вкладывающих средства в малый инновационный бизнес.
Заинтересованность государства в их поддержке очевидна. Так, для лиц, ставки
подоходного налога которых установлены в размере 28, 31, 36 и 39,6%,
фактическая ставка обложения прироста капитала находится на уровне 14%. Для
инвесторов, обычная ставка которых равна 15%, реальная составляет только 7,5%.
Основная ставка налога на корпорации установлена в размере 34% и вносится по
следующей схеме: корпорация уплачивает 15% за первые $50 тыс. налогооблагаемого
дохода, 25% - за следующие $25 тыс., свыше $75 тыс. – 34%. Кроме того, на
доходы в пределах от $100 тыс. до $335 тыс. установлен дополнительный сбор в
размере 5%. Ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для
средних и малых предприятий. Что касается доходов, обеспечиваемых поступлениями
от взносов на социальное страхование (social insurance tax), то они имеют тенденцию к росту. Комбинированная ставка
для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. Налоги с наследств и
дарений (inheritance and gift taxes) физические лица платят по
ставке от 18 до 55% (если стоимость имущества превышает $600 тыс.). Их доля в
общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока (1-2%) и имеет
тенденцию к снижению за счет повышения значимости этого налога на местном
уровне.
Ставки подоходного налога,
введенные в соответствии с планом президента США Б. Клинтона, представлены в
табл. 2.4.
Структура налоговых доходов 50
штатов США существенно отличается от федеративной. В целом собственные
поступления составляют приблизительно 80% общих доходов, оставшиеся 20% - это
федеральные субсидии (гранты). Доля в общем объеме поступлений налога с продаж
(sales tax)
достигает 30-40%. Объектом его обложения является стоимость товаров и услуг.
Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 4-8%.
Подоходный налог с населения взимается в 44 штатах, в остальных он «переходит»
органам местного самоуправления. Ставки налога варьируются в диапазоне от 2 до
10%; объекты обложения этим налогом различаются. Но с целью унификации и
удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как
определенный процент от базового, федерального, налога. При этом в них имеется
своя форма налоговой декларации, а суммы уплаченного налога штата вычитаются
при определении обязательств субъектов налогообложения по федеральному налогу
[2, с.14].
Налог на прибыль также взимается
почти во всех штатах и не столько имеет фискальную направленность, сколько
используется в качестве метода воздействия на экономическую ситуацию.
Практически во всех штатах взимается налог на имущество (property tax), который уплачивают как
физические, так и юридические лица. Ставки налога различаются и варьируются в
размерах от 0,5 до 5%. Кроме того, штатами взимается налог на наследство,
всевозможные акцизы, налог на капитал и лицензионные сборы, а работодатели
производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице.
Наряду со штатами в качестве
административных образований в США насчитывается почти 85 тыс. районов,
подпадающих под юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на
графства, в них существует примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства,
муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои
органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и
предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган
самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и
реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в него.