рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы и перспективы оптимизации

В то же время законопроекты, подготовленные депутатами, предполагают достаточно сложный механизм идентификации видов угля, введение дополнительных коэффициентов к налоговой ставке по географическому признаку, создавая неравные условия пользования недрами для лиц, осуществляющих добычу угля, и для лиц, добывающих рудные полезные ископаемые, горно-химическое сырье и иные виды минерального сырья в этих же географических условиях. Механизм определения коэффициентов, учитывающих степень метанообильности и склонности угля к самовозгоранию, предлагаемый означенными законопроектами, допускает возможность субъективного подхода к определению значений коэффициентов.

В отличие от указанных законопроектов, правительственный законопроект предусматривает индексацию налоговых ставок на ежегодный коэффициент-дефлятор, который характеризует динамику цен на уголь, более четко раскрывает механизм налогового вычета, определяемого с использованием регламентированного порядка утверждения показателя безопасности труда.

Тем не менее на практике механизм налогового вычета приведет к существенному усложнению налогового администрирования по следующим основаниям: во-первых, сохранение права на полный вычет расходов в течение трех лет вызовет необходимость раздельного учета затрат по налоговым периодам; во-вторых, определение конкретного состава затрат подзаконным актом может привести к неоднозначному толкованию конкретных видов расходов и последующим судебным спорам.

Из иных видов твердых полезных ископаемых реформирование налогообложения добычи должно быть осуществлено, в первую очередь, в отношении металлов, имеющих экспортно ориентированный характер. В частности, в отношении твердых полезных ископаемых может быть рассмотрена возможность введения налога на дополнительные доходы по аналогии с предлагаемым к введению НДД в нефтяной отрасли[10,с.112-116].


Заключение

Налог на добычу полезных ископаемых является центральным элементом системы налогообложения природных ресурсов. Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации.

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

Цель, поставленная в начале курсовой работы, выполнена в полном объеме – рассмотрены принципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезных ископаемых.

Выполнены такие задачи как:

- рассмотрена история возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;

- дана поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых;

- рассмотрена динамика поступления, проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых на примере добычи твердых полезных ископаемых.

Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ

В результате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. его поступления превысили поступления платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. на 71,6%, при этом прирост был достигнут только благодаря налогу с углеводородного сырья, а по твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2002 г. составила немногим более половины суммы отмененных платежей. Но поступление налога с каждым годом увеличивается. Так, в 2009 году бюджет получил от организаций 1 708 млрд. руб., что по сравнению с 2008 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2007 г. - на 46,9%.

Основу экономики значительного числа субъектов Российской Федерации составляет продукция предприятий, добывающих уголь, металлические и иные твердые полезные ископаемые, и платежи при добыче полезных ископаемых являются одними из основных доходных источников консолидированных бюджетов данных субъектов.

Развитие налогообложения добычи твердых полезных ископаемых неоднократно определялось основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В частности, предусматривалась возможность введения с 2007 г. специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых по полезным ископаемым, не относящимся к углеводородному сырью. До настоящего времени решений по данному вопросу не принято. Существует много элементов, которые следует доработать в налогообложении недропользования.


Список используемых источников

1. Налоговый кодекс Часть 2 Глава 26

2. Министерство по налогам и сборам РФ. Письмо о порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых от 01 июля 2004 г. N 21-2-05/74

3. Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах»

4. Методические рекомендации по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ утверждены приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-21/170

5. Письмо МНС России от 23.04.2002 г. № НА-6-21/524 «О налоге на добычу полезных ископаемых»

6. Письмо МНС России от 22.03.2002 г. № АС-6-21/337 «О направлении Методических указаний по осуществлению налогового контроля за налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых»

7. Грызлова Е.В. О вопросах реформирования налогообложения нефтедобычи//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2008, N 4, с.19 – 23

8. Пудыч Ю.В. Эффективность правового регулирования взимания налога на добычу полезных ископаемых // Налоговый Вестник, 2007, февраль, с. 86-88

9. Салина А.И. Налогообложение добычи полезных ископаемых // Налоговый вестник, 2007, август, с. 74-75

10. Фадеев Д.Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы//Налоговый вестник.2010, 288 с.

11. Юмаев М.М. Налогообложение добычи основных видов минерального сырья: проблемы и направления совершенствования//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2009, N 12, с. 15-16

12. Юхимова Я.Я. Налог на добычу полезных ископаемых и его реформирование //Диссертация кандидата экономических наук.,М.: Б.и., 2008, 34 с.

13. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2006 – 318 с.

14. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации – Спб.: Питер, 2006. – 416 с.: ил.

15. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000 – 416 с.

16. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», « Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008 – 511 с.

17. Налогообложение природопользования: учебное пособие / С.В. Барулин, Ю.Н. Солнышкова. – М.: Экономистъ, 2008 – 285 с.

18. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Спб.: Питер, 2006 – 496 с.

19. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М,2002 – 320 с.

20. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник – М.: Фин. и статистика, 2006 – 464 с.: ил.

21. Шувалов Е.Б., Налоги и налогообложение, учебное пособие / Московская финансово-промышленная академия – М., 2005 – 563 с.

22. Интернет ресурсы: www.nalog.ru


Приложение А

Таблица 2 Начисленная сумма налога на добычу полезных ископаемых ОАО «Стройматериалы» за 2007-2009 г (тыс. руб)

Месяц 2007г 2008г Отклонение 2009г Отклонение
Абсол. Относ. Абсол. Относ.
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Январь 389,6 359,9 - 29,7 0,92 388,5 28,6 1,08
2. Февраль 362,6 359,9 - 2,7 0,99 389,3 29,4 1,08
3. Март 376,3 362 - 14,3 0,96 389,9 27,9 1,08
4. Апрель 375,5 359,9 - 15,6 0,96 391,3 31,4 1,09
5. Май 367,6 360,9 - 6,7 0,98 390,9 30 1,08
6. Июнь 380,3 362,2 - 18,1 0,95 390,9 28,7 1,08
7. Июль 385,1 359,9 - 25,2 0,93 393,3 33,4 1,09
8. Август 383,7 367,9 - 15,8 0,96 393,7 25,5 1,07
9. Сентябрь 384,4 371,5 - 12,9 0,97 390,9 19,4 1,05
10. Октябрь 383,4 367,3 - 16,1 0,96 389,8 22,5 1,06
11. Ноябрь 384,5 385,7 1,2 1,003 386,8 1,1 1,002
12. Декабрь 380,8 386,7 5,9 1,01 386,8 0,1 1,002
Итого за год 4554,2 4404,3 - 149,9 0,97 4682,1 277,8 1,06

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.