Курсовая работа: Налог на имущество организаций
Значение понятия
«земельный участок» установлено в Земельном кодексе РФ и Федеральном законе РФ
«О государственном земельном кадастре».
Не признается объектами
налогообложения по налогу на имущество организаций имущество, принадлежащее на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам
исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба и
(или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны,
гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в
Российской Федерации.
1.3 Формирование
объекта налогообложения и определение налоговой базы по налогу на имущество
организаций
Налоговая база – это
стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Данное понятие является
одним из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в
акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался
установленным.
Налоговая база и
порядок ее определения по федеральным налогам, региональным налогам и местным
налогам устанавливаются НК РФ части Ⅰ.
Конкретно нормами главы
30 НК РФ установлены правила определения налоговой базы по налогу на имущество
организаций.
В соответствии НК РФ
части Ⅱ,
налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества,
признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его
остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Если же для отдельных
объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость
указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью
и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных
отчислений в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговой базой
считается среднегодовая стоимость имущества, определяемая налогоплательщиком
самостоятельно в отношении каждого объекта за налоговый период как частное от
деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости
имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е
число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев
в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Так, среднегодовая
стоимость имущества за первый квартал, руб.:
Ос-т01.01+Ос-т 01.02+
Ос-т01.03+ Ос-т01.04
СГСИ 1 кв. = (3+1)
Где Ос-т01.01. –
стоимостная оценка имущества организации по состоянию на 1 января отчетного
периода, руб.;
Ос-т01.02– стоимостная
оценка имущества по состоянию на 1 февраля года, руб.;
Ос-т01.03– стоимостная
оценка имущества по состоянию на 1 марта года, руб.;
Ос-т01.04– стоимостная
оценка имущества по состоянию на 1 апреля 2004 года, руб.
Среднегодовая стоимость
имущества за полугодие, руб.:
Ос-т01.01+Ос-т 01.02+
Ос-т01.03+ Ос-т01.04+ Ос-т01.05+ Ос-т01.06+ Ос-т01.07
Ос-т. полуг. = (6+1)
Среднегодовая стоимость
имущества за 9 месяцев, руб.:
Ос -т01.01+Ос-т 01.02+
Ос-т01.03+ Ос-т01.04+ Ос-т01.05+ Ос-т01.06+ Ос-т01.07+ Ос-т01.08+ Ос-т01.09+
+Ос-т01.10
Ос-т.9 мес. = (9+1)
Среднегодовая стоимость
имущества за год, руб.:
Ос -т01.01+Ос-т 01.02+
Ос-т01.03+ Ос-т01.04+ Ос-т01.05+ Ос-т01.06+ Ос-т01.07+ Ос-т01.08+ Ос-т01.09+
+Ос-т01.10+Ос-т01.11+Ос-т01.12+Ос-т01.13
Ос-т . за год =(12+1)
где Ос-т01.13–
стоимостная оценка имущества организации по состоянию на 1 января следующего
года, руб.
Налоговая база
определяется отдельно в отношении:
- облагаемого имущества
по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах
постоянного представительства иностранной организации);
- имущества каждого
обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта
недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации,
обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или
постоянного представительства иностранной организации;
- имущества,
облагаемого по разным налоговым ставкам.
Обложению данным
налогом подлежит фактически все имущество, учитываемое в активе баланса на
соответствующих счетах бухгалтерского учета, за исключением денежных средств,
ценных бумаг и дебиторской задолженности. Поэтому для средств исчисления и
уплаты налога на имущество организаций учитывается именно балансовая стоимость
имущества, в том числе остаточная стоимость основных средств, нематериальных
активов (с учетом результатов переоценки основных фондов).
Налоговой базой в
отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не
осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные
представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества
иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в
Российской Федерации через постоянные представительства, признается
инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической
инвентаризации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Уполномоченные органы и
специализированные организации, осуществляющие учет и техническую
инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый
орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной
стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки)
указанных объектов.
Как следует из ст.376
НК РФ, налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего
налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в
налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в
отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего
отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества,
находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения
организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства
иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным
налоговым ставкам.
Если объект недвижимого
имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на
территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта
Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на
континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической
зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого
имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении
налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части,
пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на
территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
К таким объектам
относятся линии электропередачи, автомобильные и железные дороги, трубопроводы
(газопроводы, нефтепроводы), мосты, кабельные линии и т.д.
В отношении такого
объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и
принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ:
- в части, пропорциональной
доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории
соответствующего субъекта РФ (для объекта российской организации, а также для
объекта недвижимого имущества, относящегося к деятельности иностранной
организации на территории РФ через постоянное представительство);
- в части,
пропорциональной доле инвентаризационной стоимости объекта недвижимого
имущества на территории соответствующего субъекта РФ (для объекта,
принадлежащего на праве собственности иностранной организации, не осуществляющей
деятельности на территории РФ через постоянное представительство, а также
объекта, принадлежащего на праве собственности иностранной организации,
осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянные
представительства, но не относящихся к такой деятельности).
Налоговая ставка –
величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Данное
понятие – один из основных элементов налогообложения, которые должны быть
определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог
считался установленным.
Налоговые ставки
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать
2,2%. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от категорий
налогоплательщиков и (или) облагаемого имущества.
Правда, региональные
власти на местах вправе не устанавливать отчетные периоды. В этом случае
организации не будут уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года, а
будут уплачивать налог один раз по окончании налогового периода.
Ст.377 НК РФ
предусмотрены особенности определения налоговой базы в рамках договора простого
товарищества (договора о совместной деятельности).
Договор простого
товарищества (договор о совместной деятельности) – договор, по которому двое
или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно
действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или
достижения иной, не противоречащей закону цели.
Сторонами договора
простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской
деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или)
коммерческие организации.
Такая налоговая база
определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом
налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого
товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной
стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества,
приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности,
составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе
простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие
дела.
Каждый участник
договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в
отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в
совместную деятельность.
В отношении имущества,
приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности,
исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого
товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.
Лицо, ведущее учет
общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не
позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому
налогоплательщику – участнику договора простого товарищества (договора о совместной
деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее
имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного
периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо,
ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для
определения налоговой базы.
Таким образом, чтобы
участники договора могли рассчитать налог, им необходимо иметь сведения:
- об остаточной
стоимости общего имущества на 1-е число каждого месяца;
- о доле каждого
участника в общем имуществе.
Такие сведения
участникам договора должен сообщать участник, ведущий учет общего имущества.
Кодексом определен крайний срок сообщения указанных сведений – 20-е число
месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно ст.378 НК РФ,
имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество,
приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит
налогообложению у учредителя доверительного управления.
По договору
доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления)
передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок
имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять
управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им
лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не
влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Как указано в
постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2002 года №
5861/02, договор доверительного управления – это реальный договор, то есть
предполагающий возникновение гражданских прав и обязанностей не ранее передачи
имущества учредителем управления доверительному управляющему.
В договоре
доверительного управления имуществом должны быть указаны:
- состав имущества,
передаваемого в доверительное управление;
- наименование
юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется
управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);
- размер и форма
вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена
договором;
- срок действия
договора.
Подлежит
налогообложению у учредителя доверительного управления как имущество,
переданное в доверительное управление, так и имущество, приобретенное
доверительным управляющим в рамках договора доверительного управления.
Налоговым периодом по
налогу на имущество организаций признается календарный год.
Отчетными периодами
признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Законодательный
(представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не
устанавливать отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные (по отношению к
предусмотренным НК РФ части Ⅱ)
законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе.
1.4 Налоговые льготы,
налоговая декларация по налогу на имущество организаций
Налоговые льготы – это
полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий
налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое
нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент
налогообложения.
Налоговые льготы могут
предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.
В Российской Федерации
с принятием НК РФ используется термин «льготы по налогам и сборам».
Льготы по налогам и
сборам – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков
сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по
сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая
возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии НК РФ
части Ⅰ
нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и
условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального
характера.
Налогоплательщик вправе
отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один
или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно НК РФ части Ⅱ
и закону по Волгоградской области установлены налоговые
льготы по уплате налога на имущество организаций.
Так, освобождаются от
налогообложения:
- организации и
учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества,
используемого для осуществления возложенных на них функций;
- религиозные
организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления
религиозной деятельности;
- общероссийские
общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы
общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их
законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении
имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
- организации, уставный
капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов
среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты
труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для
производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров,
минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню,
утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с
общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за
исключением брокерских и иных посреднических услуг);
- учреждения,
единственными собственниками имущества которых являются указанные
общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества,
используемого ими для достижения образовательных, культурных,
лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и
иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания
правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
- организации, основным
видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, -
в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных
иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и
эпизоотиями;
- организации – в
отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального
значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- организации – в
отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных
отходов;
- организации – в
отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов
атомно-технологического обслуживания;
- организации – в отношении
железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог
общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также
сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается
Правительством Российской Федерации;
- организации – в
отношении космических объектов;
- имущество
специализированных протезно-ортопедических предприятий;
- имущество коллегий
адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
- имущество
государственных научных центров;
- организации в
отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента особой
экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;
- организации – в
отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Таким образом, по
сравнению с ранее действовавшими нормами, отменены следующие льготы:
- бюджетных организаций
(за исключением тех, которые имеют имущество, используемое для нужд культуры и
искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и
социального обеспечения);
- предприятий по
производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции,
выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка
от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки
от реализации продукции (работ, услуг);
- предприятий народных
художественных промыслов;
- жилищно-строительных,
дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
-
национально-культурных обществ и др.
Устанавливая налог на
имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ т.е.
города Волгограда определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл.30
НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также могут
устанавливать налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиками.
Корректно де-факто
освободить от обязанности по уплате налога отдельные категории налогоплательщиков
в отношении всего или части (отдельных видов) имущества законодательные
(представительные) органы субъектов РФ могут лишь путем введения
налогообложения по налоговой ставке 0 процентов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|