Курсовая работа: Налоговая система Республики Беларусь
Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему
Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к
налоговым системам развитых стран.
Плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать
только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический налог,
земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносить в течение
года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций (в
настоящее время – 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций).
С учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и
социальной защиты количество налоговых платежей будет составлять 32 в год, а
количество деклараций – 15 [21].
Следует отметить, что реформы, проведенные в 2010 и 2011 годах, позволят
повысить рейтинг Республики Беларусь в исследовании ”Ведение бизнеса – 2013“ по
показателю ”Налогообложение“ до 70 с 183 места.
Важным фактором в развитии налоговой системы государства
является и то, что Беларусь является активным участником в сфере международного
сотрудничества и региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 года
сформировался таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В рамках этого альянса
приняты ряд соглашений (например: Соглашение о принципах взимания косвенных
налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в
таможенном союзе), а также Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Сотрудничество в
сфере налогообложения позволяет использовать опыт более развитых стран и тем
самым преобразовать налоговую систему Республики Беларусь в сторону улучшения и
упрощения.
Подводя итог, можно выделить следующие проблемы функционирования
налоговой системы Республики Беларусь:
·
сложное законодательство;
·
нечеткость изложения некоторых норм;
·
высокая периодичность уплаты налогов;
·
большое количество налогов и сборов;
·
относительно высокие налоговые ставки;
·
жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за
мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;
·
высокое налоговое бремя;
·
значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что
является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;
·
частые случаи уклонения т уплаты налогов;
·
большое количество документов, необходимых для заполнения при
уплате налогов.
Однако не стоит строго судить белорусскую налоговую систему. Она
зародилась совсем недавно и сейчас находится на этапе формирования и
становления. В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению
налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить
следующие тенденции:
·
снижение числа налогов и сборов;
·
упрощение налогового законодательства;
·
систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;
·
упрощение документооборота;
·
введение электронной системы расчетов;
·
снижение налоговой нагрузки на экономику;
·
увеличение периода уплаты налогов;
·
меры по избеганию двойного налогообложения и др.
Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг
государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются
интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому
внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень
взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных
на оздоровление экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Налоговая система
является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у
государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.
Налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин,
взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют
налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого
уровня. Важными элементами налогообложения являются :
·
Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;
·
Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;
·
Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить
плательщик;
·
Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;
·
Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;
·
Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и
др.
Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и
бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы,
которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в
Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов,
Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.
Важным звеном налоговой системы является также налоговое
законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы
выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые
льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике
Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных
актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента,
Парламент.
2. В Республике Беларусь взимаются следующие налоги общегосударственного
значения:
·
подоходный налог с физических лиц, основная ставка которого 12%;
·
налог на прибыль – 24%;
·
акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки;
·
НДС – 20%;
·
налог на недвижимость;
·
экологический налог;
·
земельный налог.
Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также
акцизы формируют значительную часть доходов бюджета.
Состав и количество местных налогов определяют Советы Депутатов
соответствующей административно-территориальной единицы. Перечень местных
налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен
Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Субъектами налогообложения налога на прибыль являются юридические лица; подоходного
налога - физические лица; земельный, налог на недвижимость, НДС, акцизами –
юридические и физические лица; налог за добычу и экологический налог –
юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС –
обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов –
определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др.
Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение
налоговой базы и налоговой ставки.
Важным элементом налоговой системы являются также таможенные пошлины -
денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны. Таможенные
пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары.
3. Можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики
Беларусь:
·
сложное законодательство;
·
нечеткость изложения некоторых норм;
·
высокая периодичность уплаты налогов;
·
большое количество налогов и сборов;
·
относительно высокие налоговые ставки;
·
жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за
мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;
·
высокое налоговое бремя;
·
значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что
является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;
·
частые случаи уклонения т уплаты налогов;
·
большое количество документов, необходимых для заполнения.
В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой
системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие
тенденции:
·
снижение числа налогов и сборов;
·
упрощение налогового законодательства;
·
систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;
·
упрощение документооборота;
·
введение электронной системы расчетов;
·
снижение налоговой нагрузки на экономику;
·
увеличение периода уплаты налогов;
·
меры по избеганию двойного налогообложения и др.
Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг
государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются
интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому
внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень
взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных
на оздоровление экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Налоги и налогообложение: учебник/ Н.Е.Заяц и др.; под общ.ред.
Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь, И.Н.Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск:
выш.шк., 2008. – 320с.
2.
Налогообложение: учеб. пособие / А.А.Савицкий. – Минск : выш. шк., 2007.
192 с.
3.
Налогообложение: тексты лекций для студентов экономических
специальностей / Л.А.Ханкевич. – Минск: БГТУ, 2008. – 158с.
4.
Налоговая система - [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Налоговая_система. - Дата доступа 31. 10.2010.
5.
Адаменкова С. И., Евменчик О. С. Налоги и их применение в
финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика). – 3-е
изд., доп и перераб. Мн.; Элайда, 2005. – 568с.
6.
О.А.Карякина, Л.М.Барсегян, Н.А.Прокопович. Налоги и налогообложение:
Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь,
2004. – 232 с.
7.
Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть - Мн.: Национальный
центр правовой информации РБ, 2003 г. № 8, 2/933
8.
О.А.Карякина, Л.М.Барсегян, Н.А.Прокопович. Организация и охрана труда:
Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь,
2004. – 232 с.
9.
Налоговая система Республики Беларусь в 2010 году - [Электронный
ресурс] – Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь - Режим
доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalogsistem/nalsys2010/ - Дата
доступа – 19.10.2010.
10.
Налоговый Кодекс Республики Беларусь: Особенная Часть. Национальный
центр правовой информации РБ, 2009 г. № 71-З
11.
Единый Таможенный Тариф Таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) (в ред. Решения Комиссии
Таможенного союза от 19 декабря 2009 года №155
12.
Бухгалтерский учет и анализ №03 (135) 2008 . Налоги в рыночной
экономике. Анализ налогообложения Беларуси. Е.М.Попов, профессор БТЭУ ПК.
13.
Финансы. Учет. Аудит. №7, 2010. Белорусская налоговая система: важен не
только рейтинг. – В.Герасимова.
14.
Бухгалтерский учет и анализ №8,2009. Налоговое законодательство
Республики Беларусь : каким ему быть? – Е.М.Попов.
15.
Нарушений законодательства в сфере производства и оборота подакцизных
товаров - [Электронный ресурс] - Официальный сайт Министерства по налогам и
сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.by/news/ministries/f744b1c0a6103dcf.html.
- Дата доступа 04.11.2010.
16.
Налоговое Планирование: в разумных пределах - [Электронный ресурс] - Официальный
сайт «Экономической Газеты». - Режим доступа:
http://www.neg.by/publication/2002_07_02_647.html - Дата доступа 04.11.2010.
17.
В Беларуси в 2011 году снизится налоговая нагрузка на граждан - [Электронный
ресурс] - Официальный сайт Белорусского Телеграфного Агентства – Режим доступа
-
http://www.belta.by/ru/all_news/economics/V-Belarusi-v-2011-godu-snizitsja-nalogovaja-nagruzka-na-grazhdan_i_517388.html.
Дата доступа - 04.11.2010.
18.
Налоговая нагрузка на экономику Беларуси снизилась за 4 года на 7,3
процентного пункта - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://news.tut.by/161655.html
- Дата доступа: 04.11.2010.
19.
Налоги и налогообложение: курс лекций / Л.М. Баргесян. – Мн.: Аккад.
упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 147с.
20.
Заметны ли мировому сообществу изменения в белорусской системе
налогообложения? - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biz.bizpro.by/109-pomosch-jurista-v-nalogooblozgenii/
- Дата доступа: 10.11.2010.
21.
Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 174-З «О внесении
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1. - Ставки акцизов по
подакцизным товарам
Наименование товаров |
Единица налогообложения |
Ставки акцизов (в рублях за единицу
налогообложения) |
Алкогольная продукция с объемной
долей этилового спирта 28 процентов и более (за исключением спиртов,
коньяков, бренди, кальвадоса, коньячных напитков, вин, оригинальных
алкогольных напитков, произведенных по нетрадиционной технологии с
применением народных рецептов в культурно-этнографических центрах,
национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях
воссоздания полноты белорусских национальных традиций) и напитки винные |
1 литр безводного (стопроцентного)
этилового спирта, содержащегося в готовой продукции |
18 830 |
2. Алкогольная продукция с объемной
долей этилового спирта от 7 до 28 процентов (за исключением спиртосодержащих
растворов, вин, напитков винных и пива) |
» |
14 240 |
3. Коньяк, бренди, кальвадос,
коньячные напитки |
» |
15 870 |
4. Оригинальные алкогольные напитки
с объемной долей этилового спирта 28 процентов и более, произведенные по
нетрадиционной технологии с применением народных рецептов в
культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных
объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских
национальных традиций |
» |
9 410 |
5. Вина плодовые крепленые
ординарные и виноградные (за исключением натуральных, в том числе игристых,
шампанских, газированных и шипучих, а также особых и оригинальных, плодовых
крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии,
фруктово-ягодных натуральных) |
» |
5 100 |
6. Вина плодовые крепленые
марочные, улучшенного качества и специальной технологии |
» |
2 690 |
7. Вина виноградные оригинальные |
» |
22 300 |
8. Вина фруктово-ягодные
натуральные, сидры фруктово-ягодные |
1 литр готовой продукции |
0 |
9. Вина натуральные, за исключением
игристых, шампанских, газированных и шипучих |
» |
770 |
10. Вина игристые, шампанские,
газированные и шипучие |
» |
2 740 |
11. Слабоалкогольные напитки с
объемной долей этилового спирта от 2 до 7 процентов |
1 литр безводного (стопроцентного)
этилового спирта, содержащегося в готовой продукции |
11 420 |
12. Пиво: |
|
|
12.1. с нормативным
(стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5
процента включительно |
1 литр готовой продукции |
0 |
12.2. с нормативным
(стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5
процента до 7 процентов |
» |
325 |
12.3. с нормативным (стандартизированным) содержанием
объемной доли этилового спирта 7 процентов и более |
» |
610 |
13. Спирт: |
|
|
13.1. этиловый из пищевого сырья |
1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта,
содержащегося в готовой продукции |
8 000 |
13.2. этиловый – сырец из пищевого сырья, отпущенный
организациям Республики Беларусь для производства спирта этилового
ректификованного |
1 литр готовой продукции |
0 |
13.3. этиловый ректификованный из пищевого сырья,
отпущенный организациям Республики Беларусь для производства алкогольной
продукции, уксуса |
» |
0 |
13.4. этиловый ректификованный технический |
1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта,
содержащегося в готовой продукции |
50 |
14. Спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового
спирта 7 процентов и более, за исключением отпущенных организациям Республики
Беларусь для производства безалкогольных напитков |
» |
19 400 |
15. Спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового
спирта до 7 процентов, а также спиртосодержащие растворы с объемной долей
этилового спирта 7 процентов и более, отпущенные организациям Республики
Беларусь для производства безалкогольных напитков |
1 литр готовой продукции |
0 |
16. Табачные изделия: |
|
|
16.1. табак трубочный |
1 килограмм |
73 980 |
16.2. табак курительный |
» |
37 170 |
16.3. сигары |
1 штука |
2 130 |
16.4. сигариллы |
1000 штук |
14 780 |
16.5. сигареты с фильтром, розничная цена на которые
установлена в размере: |
|
|
16.5.1. до 70 000 рублей |
» |
6 650 |
16.5.2. от 70 000 до 125 000 рублей |
» |
12 500 |
16.5.3. от 125 000 рублей |
» |
20 630 |
16.6. сигареты с фильтром, розничная цена на которые не
установлена |
» |
28 130 |
16.7. сигареты без фильтра |
» |
3 400 |
16.8. папиросы |
» |
2 120 |
17. Бензины автомобильные: |
|
|
17.1. с октановым числом «95» и выше |
1 тонна |
1 228 300 |
17.3. с октановым числом до «91» |
» |
863 880 |
|
18. Дизельное топливо: |
|
|
|
18.1. дизельное топливо товарное |
» |
695 740 |
|
18.2. дизельное топливо, отгруженное (отпущенное) для
производства биодизельного топлива, топлива дизельного, соответствующего СТБ
1658-2006 (EN 590:2004) |
» |
0 |
|
19. Биодизельное топливо, топливо дизельное,
соответствующее СТБ 1658-2006 (EN 590:2004) |
» |
96 570 |
|
20. Судовое топливо |
» |
695 740 |
|
21. Газ углеводородный сжиженный, используемый в качестве
автомобильного топлива |
» |
227 160 |
|
22. Газ природный топливный компримированный, используемый
в качестве автомобильного топлива |
1000 куб. метров |
227 160 |
|
23. Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных)
двигателей |
1 тонна |
114 850 |
|
24. Микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе
переоборудованные в грузовые: |
|
|
|
24.1. мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно |
0,75 киловатта |
|
|
(1 лошадиная сила) |
0 |
|
|
24.2. мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно |
» |
1 550 |
|
24.3. мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) |
» |
15 380 |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание – источник [10]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|