Курсовая работа: Налоговые доходы федерального бюджета
Поступления акцизов на
нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в
федеральный бюджет в январе-октябре 2007 года составили 43,6 млрд. рублей, что
на 2,0% больше, чем в январе-октябре 2006 года.
Налога на добычу полезных
ископаемых (далее – НДПИ) в январе-октябре 2007 года поступило в федеральный
бюджет 888,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 801,5 млрд. рублей, на
добычу газа горючего природного – 73,0 млрд. рублей; на добычу газового
конденсата из всех видов месторождений – 5,8 млрд. рублей. По сравнению с
январем-октябрем 2006 года поступления НДПИ снизились на 3,9%[10].
3. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального
бюджета
Несовершенство налоговой
системы является одним из факторов на пути развития экономики и
предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.)
являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.
Масштабы фактической
мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для
социально-экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны.
Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений,
что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени
начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический
российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около
половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же
прибыльных предприятий являются низкорентабельными.
Нездоровая ориентация
российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один
негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в
бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой
структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам
потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной
развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором,
сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства,
реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение
налоговых поступлений[11].
При неблагоприятном в
целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики,
которые практически не участвуют в формировании государственных доходов.
Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не
выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.
Нгуен Суан Тханг в книге
« Методологические
подходы к формированию налоговых доходов бюджета: зарубежный опыт» пишет, что, невзирая на множество способов и
методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило,
результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих
подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания
нескольких методик, которые Россия должна учитывать.
В целях снятия всех
налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы
в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные
направления налоговой политики:
- создание стабильной и
ясной налоговой системы;
- формирование стимулов к
повышению собираемости налогов;
- создание благоприятных
условий для повышения эффективности производства;
- укрепление доходной
части бюджета.
В основе разработки
проекта федерального бюджет на 2008 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные
направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее
сбалансированности.
Разработка параметров
федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме финансового
плана, опыт которого был реализован на трехлетний период – 2008-2010 гг.
В соответствии с
Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008
год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов
федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.
Прогнозируемое в 2008 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние
на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.[12]
Так, с 2008 г. должен быть изменен порядок налогообложения доходов организаций, полученных в виде
дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено
по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации в
российской или в иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий
стратегического участия предлагается установить в виде доли участия организации
не менее 50%, при обязательном выполнении условия, согласно которому такая доля
в абсолютном выражении будет составлять не менее 500 млн. руб.
С 1 января 2008 г. согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ для всех налогоплательщиков (в том
числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов)
налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как
квартал.[13] В настоящее время
согласно ст. 163 НК РФ налоговый период установлен как календарный месяц, а для
налогоплательщиков (налоговых агентов), у которых ежемесячная сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн. руб. – как квартал.
Предусмотрена, ставшая
традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок
по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина),
спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым
автомобилям.
Кроме того, подготовлены
поправки в части налогообложения доходов физических лиц, которые должны
вступить в действие с 1 января 2008 г. Речь идет о снижении ставки налога на
доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов
физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. При этом
необходимо отметить следующее. Изменения налогового законодательства в части
взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на
формировании е консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это
связано с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают,
несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в
консолидированные бюджеты субъектов РФ с последующим распределением между
региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным
соответствующими статьями БК РФ.
По своей величине
основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на
добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на
прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от
общего объема доходов бюджета.
Поступления НДС в
федеральный бюджет составят:[14]
В 2008 г. – 2168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.
В 2009 г. – 2797 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.
В 2010 г. – 3221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.
При планировании
поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ,
учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет,
установленные налоговым законодательством.
В основном расчет поступлений
НДС базируется на определении размера следующих показателей: суммы налога (в 2008 г. – 16 101,7 млрд. руб.), исчисленного исходя из валового объема выручки
налогоплательщиков и суммы налоговых вычетов за соответствующий период (общая
сумма налоговых вычетов в 2008 г. прогнозируется в размере 14 860,6 млрд.
руб.) При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим
признакам.
Во-первых, это налоговые
вычеты, предъявляемые подрядными организациями при проведении капитального
строительства. Расчетная сумма налоговых вычетов по указанной группе в 2008 г. определена в размере 270,2 млрд. руб.
Во-вторых, налоговые
вычеты по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью
налогоплательщиков. Сумма налоговых вычетов в 2008 г. может составить 1 199,9 млрд. руб.; по операциям, связанным с реализацией товаров на
экспорт,- 672,1 млрд. руб.
В-третьих, самая большая
и разнообразная группа по своему составу - прочие налоговые вычеты, суммы
которых в 2008 г. может составить 13 390,5 млрд. руб.
При расчете НДС кроме
налоговых вычетов, уменьшающих поступление налога в бюджет, также предусмотрены
суммы, подлежащие возмещению в связи с применением специального налогового
режима – «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе
продукции». Прогнозируемое в 2008 г. возмещение НДС при выполнении соглашений
о разделе продукции оценивается в размере 6,7 млрд. руб.
В связи с изменением
налогового законодательства и введением поквартальной уплаты налога. В 2008 г. вероятны дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб.
Кроме того, при
прогнозировании НДС учитывается корректирующий коэффициент, который отражает
средний уровень собираемости, сложившийся за предыдущие годы.
Вместе с тем, в 2008 г. возможны дополнительные поступления до 329,0 млрд. руб. в связи с уплатой налога по
результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами.[15]
При расчете НДС,
уплачиваемого при вывозе товаров на таможенную территорию РФ, в качестве
базового показателя принимается прогнозируемый на среднесрочную перспективу
объем импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики
Беларусь, который корректируется на сумму ввозимых товаров, не подлежащих
налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
Доход федерального
бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний
период, должны составить: в 2008 г. – 534.5 млрд. руб., в 2009 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно.
В 2008 г. сумма налога на прибыль по обычным видам деятельности, подлежащего зачислению в федеральный
бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов
(облагаемых по ставке 20%, 15 % и 9%) может составить 52,3 млрд. руб. А с
учетом уровня собираемости налога, ожидаемые поступления могут составить
примерно 9% от прогнозируемого объема.
Кроме того, в 2008 г. возможны потери бюджета в связи с изменением налогового законодательства – применения ставки
в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими
организациями, при стратегическом участии в российской или иностранной
организации, выплачивающей дивиденды.[16]
Вместе с тем, ожидаются
дополнительные поступления в результате повышения эффективности работы
налоговых органов (в части контроля за соблюдением налогоплательщиками
налогового законодательства) и улучшения администрирования налога.
Поступления от уплаты
НДПИ на среднесрочный период планирования ожидаются: в 2008 г. – 868,5 млрд. руб., в 2009 г. – 851,9 млрд. руб., в 2010 г. – 849,9 млрд. руб.[17]
Сложность прогнозирования
НДПИ заключается в том, что налогообложению подлежит весьма широкий спектр по
своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.
Утверждение федерального
бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по
сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому
статусу является в большей мере справочно-информационным материалом,
определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает
гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной
поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность
органов власти за выполнение возложенных на них функций.[18]
С другой стороны, при
утверждении характеристик федерального бюджета в форме закона, к качеству
организации бюджетного процесса предъявляются более высокие требования, в том
числе, к стабильности государственной политики и ее ориентации на решение
стратегических задач социально-экономического развития, достоверности
макроэкономического прогнозирования. В первую очередь, необходима высокая
степень уверенности в стабильности экономических условий, как на внутреннем,
так и на мировом рынке. Значительная степень зависимости доходных источников
федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее
время, создает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в
федеральном бюджете.
Заключение
Выполненная курсовая
работа позволяет сделать следующие основные выводы.
Доходы бюджетов
образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет
безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам
относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации
федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Наибольший удельный вес в
налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги
(НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.
Значительное место в
системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование
природными ресурсами.
В абсолютном выражении,
по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам
налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение
налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего
продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.
Аккумулируя налоги в
бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и
деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов:
здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная
деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в
областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом,
государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей
его граждан.
Весьма серьезной
проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на
территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:
1) федеральные налоги и сборы;
2) налоги и сборы субъектов Федерации;
3) местные налоги и сборы.
В России основную часть
доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет
более 93%.
Необходимость сохранения
объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой
нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению
и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача
дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста
уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации,
принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение
налогового бремени.
Укрепление доходной базы
государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных
налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения
налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с
прогрессивным и пропорциональным обложением – в чем и достигается
совершенствование налоговых доходов.
Одной из главных задач в
сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового
законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и
справедливости.
В соответствии с
Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008
год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов
федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.
Прогнозируемое в 2008 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние
на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Утверждение федерального
бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по
сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому
статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим
основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию
реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной
поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность
органов власти за выполнение возложенных на них функций.
Список
использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 г.)
2. Налоговый кодекс РФ часть первая
от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.).
3. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».
4. Федеральный закон Российской
Федерации от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
5. Федеральный закон от 24 июля .2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года».
Учебная литература
6. Алиев Б.Х. Налоги и
налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
7. Гринкевич Л. С. Государственные и
муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2007.- 560 с.
8. Косарева Т.Е. Налогообложение
физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2005. – 240 с.
9. Мысляева И. Н. Государственные и
муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2007.- 360 с.
10. Нешитой А. С. Финансы: Учебник.-
7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2007.- 512 с.
11. Селезнев А. З. Бюджетная система
Российской Федерации.- М.: Магистр,2007.- 383 с.
12. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г.
Грязновой, Е. В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2004. – 344 с.
13. Финансы: Учебник / Под ред. М В.
Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2006.- 464 с.
14. Черник Д.Г. Налоги и
налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.
Периодические издания
15. Багиров А.В. Возвращение блудного
дефицита // Российская бизнес-газета.- 2007.- №5.- С. 7.
16. Васильева Л.А. Доходы
федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.- С. 8-10.
17. Зевакин М. Ю.Механизм
формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных
унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2007.- № 22.- С. 30-33.
18. Качур О.В. Некоторые аспекты
налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2007.- № 2.- С.
28-33.
19. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет –
бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2007.- № 4.- С. 3-7.
20. Нетреба П. Налоги ждут бюджетного
послания президента. // Комерсантъ.- 2007.- №34/П.- С. 3.
Интернет-источники
21. Сайт федеральной налоговой службы
www.nalog.ru
22. www.minfin .ru
Приложение
1
Структура
доходов федерального бюджета за 2004-2007 гг.
(в % к общей сумме доходов)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|