Курсовая работа: Налогообложение доходов ЖКХ
Основными условиями осуществления
налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов.
В настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу
исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на
камеральные, выездные (плановые и внеплановые; комплексные, тематические,
встречные) и рейдовые. Правовой режим и правовая регламентация проверки зависят
от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами. Следует
иметь в виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования -
обеспечение "собираемости" налогов - зависит не только и не сколько
от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется прежде
всего возможностями самой экономики.
Таким образом, налогообложение
представляет собой процесс установления и взимания налогов в стране,
определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга
юридических и физических лиц, облагаемых налогами. Налогообложение в структуре
общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач: фискальная,
регулирующая, стимулирующая. Принципы и задачи налогообложения базируются на
налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты,
указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ и т.д. Налоговая
система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных
налоговым законодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их
установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков,
налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового
законодательства; а так же форм и методов налогового контроля.
Жилищно-коммунальное хозяйство (в
дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть
территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности
человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство,
качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от
которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в
населенных пунктах.
В составе ЖКХ выделяются
следующие подотрасли:
жилищное хозяйство и
ремонтно-эксплуатационное производство;
водоснабжение и водоотведение;
коммунальная энергетика (электро-,
тепло-, газоснабжение);
городской транспорт (автобус,
трамвай, троллейбус);
информационное хозяйство (кабельные
сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы
связи, системы компьютерной связи и обеспечения;
внешнее городское
благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное
строительство;
санитарная очистка территорий (уличная
уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);
зеленое хозяйство (озеленение
городов, цветоводство);
гостиничное хозяйство;
бытовое обслуживание (бани,
прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);
уличное освещение [1, c.135].
К числу особенностей ЖКХ как
отрасли национальной экономики можно отнести:
сочетание производственных и
непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и
оказанием услуг;
особую социальную значимость,
усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны
потребителей;
сочетание коммерческих (ориентированных
на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
отрасль представлена как
естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и
отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и
услуг);
многообразие организационно-правового
статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица)
и форм собственности;
сочетание крупного (производство
энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;
рассредоточение центров оказания
услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных
органов самоуправления;
особая значимость экологического
и санитарно-эпидемиологического контроля;
необходимость гарантированного
обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;
многообразие потребителей (граждане,
их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).
Повышение требований к ЖКХ, его
развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни
людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.
В настоящее время развитие
жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее ЖКХ РБ) осуществляется
в рамках Национальной жилищной программы. Однако названная Программа не в
полной мере учитывает проблемы, стоящие перед отраслью, и экономические реалии
сегодняшнего дня. В связи с чем была выработана Концепция развития
жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года,
предусматривающая перевод жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного
функционирования при обеспечении адресной поддержки малообеспеченных граждан и
развитии конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Основная цель реформирования и
развития ЖКХ РБ в рамках данных документов - создание экономических, правовых и
организационных условий для безубыточного функционирования, дальнейшего
развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, направленных на
повышение эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения
населения, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением
затрат на их производство, обеспечение социальной защиты населения.
Основными целями
функционирования ЖКХ РБ являются:
обеспечение и соблюдение
минимальных нормативов социального стандарта по предоставлению населению услуг
в области жилищно-коммунального обслуживания;
совершенствование системы
социальной защиты населения путем упорядочения существующих льгот, усиления
адресной направленности выделяемых на эти цели средств;
дальнейшее совершенствование
системы платы за пользование жилыми помещениями и платы, предусматривающей
участие нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации
граждан-застройщиков в финансировании в многоквартирных жилых домах доли затрат
по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных
помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых
домов, содержанием придомовых территорий (далее - за техническое обслуживание) и
коммунальных услуг;
совершенствование и оптимизация
структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством;
финансовое оздоровление
организаций жилищно-коммунального хозяйства;
переход на формирование
договорных отношений, развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального
обслуживания;
развитие инженерной
инфраструктуры населенных пунктов, обеспечение ее надежности и устойчивости
функционирования с привлечением инвестиций на эти цели.
Достижение целей и реализация
задач развития жилищно-коммунального хозяйства возможны только в условиях
радикального изменения хозяйственного механизма - перехода отрасли в режим
безубыточного функционирования.
Основной проблемой развития
жилищно-коммунального хозяйства в достижении данных целей и задач в перспективе
до 2015 года является обеспечение финансирования его воспроизводства. В
настоящее время на смену централизованному государственному управлению и
финансированию развития отрасли пришла их децентрализация, которая была
осуществлена путем передачи основных фондов в коммунальную собственность, а
также путем приватизации гражданами значительной части государственного и
общественного жилищного фонда. Общие темпы и неравномерность развития основных
фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства в отдельных
населенных пунктах требуют совершенствования экономических отношений в сфере
жилищно-коммунальных услуг. Плата за пользование жилыми помещениями,
техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по
фиксированным тарифам, средства местных бюджетов, включая доходы от сдачи в
аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг,
предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения
простого воспроизводства в отрасли [1, c.142].
Поэтому главным направлением
развития ЖКХ РБ является выработка подходов к решению задачи обеспечения
населения и других потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в
соответствии с нормативами социального стандарта в области
жилищно-коммунального обслуживания с одновременным переводом субъектов хозяйствования,
осуществляющих свою деятельность на рынке данных услуг, на самоокупаемость и в
перспективе - расширенного воспроизводства в отрасли.
В связи с этим необходимо
осуществить ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между
производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг путем изменения
системы финансирования, то есть переход от частичного бюджетного и
перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению, к
оплате их в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты
малообеспеченных граждан и экономического стимулирования улучшения качества
обслуживания.
В настоящее время за счет
совершенствования тарифной политики и снижения издержек достигнут 50-процентный
уровень возмещения затрат по основным видам услуг.
Основные усилия на ближайшую
перспективу (ориентировочно до 2012 года) должны быть сосредоточены на
рационализации и снижении издержек производителей услуг. За счет данного
фактора должен быть удержан уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без
существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне. Повышение уровня
возмещения на данном этапе должно быть достигнуто за счет:
совершенствования системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством;
проведения демонополизации и
развития конкурентной среды;
внедрения энерго- и
ресурсосберегающих технологий;
дифференциации оплаты в
зависимости от качества и месторасположения жилых помещений;
дальнейшего упорядочения системы
льгот и усиления их адресной направленности, выделяемых на эти цели средств.
В целях экономической
заинтересованности производителей услуг независимо от форм собственности на
период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере
жилищно-коммунальных услуг должны быть сохранены все прочие источники возмещения
затрат по предоставлению услуг для населения: субсидии из бюджета, арендная
плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня
возмещения затрат платежами населения за счет снижения издержек будет
постепенно снижаться нагрузка на бюджет и промышленность путем ликвидации
перекрестного субсидирования.
Учитывая экономическую ситуацию
на мировых рынках и в республике, в том числе продолжающиеся инфляционные
процессы, предполагается проводить работу по совершенствованию тарифов на жилищно-коммунальные
услуги за счет планомерного снижения себестоимости при повышении уровня
возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам платежами населения.
С учетом сложившейся ситуации
реформа в жилищном хозяйстве должна обеспечить конкуренцию подрядных
организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг,
конкуренцию в сфере управления недвижимостью за получение заказа от
собственника на управление жилищным фондом.
Вместе с тем должна оставаться
возможность сохранения в отрасли государственных организаций
жилищно-коммунального хозяйства в случаях:
если собственники жилых
помещений выбрали такую форму обслуживания недвижимого имущества;
при невозможности создания
конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг (малые города,
городские поселки, сельская местность).
В настоящее время из-за
недостаточности объемов финансирования на развитие и обновление объектов
коммунального хозяйства продолжается их физическое и моральное старение,
увеличивается количество сооружений, эксплуатируемых с превышением
амортизационного срока и возрастает себестоимость коммунальных услуг, снижается
надежность, экономичность и безопасность их эксплуатации.
Основными проблемами в
коммунальной энергетике являются низкая техническая и экономическая
эффективность систем теплоснабжения и большие потери энергоресурсов при
транспортировке и использовании тепловой энергии.
В ходе реформирования ЖКХ РБ
предполагается:
осуществить передачу в
коммунальную собственность ведомственных котельных и тепловых сетей, объектов
водоснабжения и канализации, разработать оптимальные схемы управления системами
тепло-, водоснабжения, канализации, привести все объекты инфраструктуры в
надлежащее техническое состояние;
внедрить менее энергоемкое
оборудование и прогрессивные технологии, завершить оснащение источников и
потребителей приборами учета воды, тепла и регулирования тепловой энергии,
обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию коммунальных котельных с
переводом их на сжигание природного газа и местных видов топлива, ликвидацию
неэкономичных котлов и подвальных газовых котельных;
привести в порядок теплоизоляцию
тепловых камер и сетей с применением при строительстве и реконструкции
предварительно изолированных труб и внедрением блочных индивидуальных тепловых
пунктов, осуществить переход к частичной децентрализации теплоснабжения, в
первую очередь на селе.
Современное состояние
водопроводно-канализационного хозяйства обусловлено ухудшением качества
подземных вод при недостаточной мощности сооружений подготовки и очистки
питьевой воды и характеризуется низкой обеспеченностью населенных пунктов
системами сбора и очистки поверхностного стока, нерациональным использованием
воды, низкой обеспеченностью приборами учета воды и высоким удельным
водопотреблением населения.
В целях выполнения Закона
Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З "О питьевом водоснабжении"
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 50, 2/46) и
Государственной программы по водоснабжению и водоотведению "Чистая вода",
утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января
2002 г. № 52 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г.,
№ 12, 5/9793), предполагается создать в районах (городах) организации
водопроводно-канализационного хозяйства с правом юридического лица. Осуществить
дальнейшее развитие и модернизацию действующих систем питьевого водоснабжения и
городской канализации, совершенствование организационных форм управления
водопроводно-канализационным хозяйством, снижение удельного водопотребления,
неучтенных расходов, непроизводительных потерь воды, обеспечив к 2015 году
развитие отрасли до среднеевропейского уровня.
Городской электрический
транспорт является экологически чистым, надежным, комфортным и экономичным в эксплуатации,
перспективным видом городского пассажирского транспорта с неоспоримыми
преимуществами перед другими его видами. На первом этапе предлагается
обеспечить его дальнейшее приоритетное развитие, довести ежегодное обновление и
восстановление подвижного состава городского электрического транспорта до
нормативного уровня, к 2011 году ликвидировать допущенное при этом отставание и
до 2015 года в соответствии с Концепцией развития транспортного комплекса
Республики Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 27 мая 1997 г. № 589, внедрить городской электрический транспорт в
городах с населением свыше 100 тыс. человек.
В настоящее время состояние
дорожного покрытия городских улиц и дорог не отвечает современным требованиям возрастающих
транспортных потоков. Около четверти городских мостов и путепроводов имеют
габариты, не удовлетворяющие требования норм по интенсивности движения
транспорта, не выдерживается периодичность обследования и не в полном объеме
выполняются работы по их реконструкции и капитальному ремонту. В жилой
застройке ряда населенных пунктов габариты внутриквартальных территорий не
позволяют осуществлять качественную работу специализированного транспорта по их
уборке и вывозу коммунальных отходов. В некоторых населенных пунктах имеет
место дефицит ландшафтно-рекреационных территорий, специализированных парков,
недостаточные мощности и ассортимент древесно-кустарникового посадочного
материала в питомниках, а также зоны с неблагоприятной экологической ситуацией
и высоким уровнем загрязнения приземных слоев воздуха.
Необходимо осуществить поэтапное
повышение уровня освещенных и с усовершенствованным покрытием городских улиц и
дорог. В городах предлагается осуществить строительство подземных переходов и
многоуровневых паркингов с привлечением для этих целей внешних инвестиций. Реконструкцию
и капитальный ремонт внутриквартальных дворовых территорий производить с
обязательным расширением проездов и устройством разворотных площадок, гостевых
стоянок, хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок, а также площадок
для выгула домашних животных. Увеличить площади крупных зеленых массивов (лесопарков,
парков), обладающих высокой экологической эффективностью.
Ежегодный объем образования
твердых коммунальных отходов имеет устойчивую тенденцию к его росту и изменению
морфологического состава. В настоящее время не полностью охвачены
планово-регулярной санитарной очисткой в городских населенных пунктах районы
частной и малоэтажной застройки. Более половины имеющихся полигонов для
размещения коммунальных отходов имеют ограниченный срок эксплуатации и не
соответствуют современным природоохранным требованиям. Оснащенность организаций
жилищно-коммунального хозяйства мусоровозами ниже нормативной. Около половины
из них требуют обновления. Низка обеспеченность населенных пунктов
оборудованными местами временного складирования твердых коммунальных отходов и
мини-полигонами для их размещения в сельской местности. Отсутствие промышленных
комплексов по переработке коммунальных отходов приводит к возврату в
хозяйственный оборот не более одного процента их общего объема.
Таким образом, необходимо
охватить планово-регулярной санитарной очисткой и полигонами (площадками
временного складирования) для размещения коммунальных отходов все городские и
сельские населенные места, садоводческие товарищества, снизить затраты на сбор,
вывоз и обезвреживание коммунальных отходов путем оптимизации схем санитарной
очистки и развития конкурентной среды с привлечением на конкурсной основе к
оказанию данных услуг организаций негосударственной формы собственности. До
2010 года довести обновление специальной коммунальной техники и контейнеров до
нормативного уровня и обеспечить строительство объектов сортировки и
переработки коммунальных отходов в областных центрах и г. Минске с применением
прессования балластной части отходов и других технологий.
Совместно с Минторгом и
Белкоопсоюзом необходимо расширить систему закупок (заготовок) отходов,
относящихся к вторичному сырью, у населения и организаций за счет средств
производителей и импортеров товаров, упакованных в стеклянную, пластмассовую и
бумажную тару, с увеличением использования коммунальных отходов в качестве
вторичного сырья.
На завершающем этапе
реформирования жилищно-коммунального хозяйства предполагается, что действующие
тарифы будут составлять 100 процентов затрат, включая источники расширенного
воспроизводства и расходов по обязательному страхованию жилых помещений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|