Курсовая работа: Негосударственные пенсионные фонды в РФ. Современное состояние. Перспективы развития
Объединяемые в системе негосударственного
пенсионного обеспечения в Кемеровской области подсистемы формируются на
основании договоров между вкладчиками - физическими и юридическими лицами и
НПФ. Для участия в программе негосударственного пенсионного обеспечения
работников бюджетной сферы негосударственного пенсионного фонда отбирается на
конкурсной основе.
Создание и функционирование подсистем
негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области происходит на
основании федерального и регионального законодательства, договоров
негосударственного пенсионного обеспечения между вкладчиками и
негосударственными пенсионными фондами, внутренних нормативных актов вкладчиков
- юридических лиц.
1.3 Состав участников системы негосударственного
пенсионного обеспечения
Участники системы выполняют контролирующие,
управленческие, финансирующие, инвестиционные и учетные функции.
Состав участников системы негосударственного
пенсионного обеспечения в Кемеровской области:
Ø
представительные
органы - Совет народных депутатов Кемеровской области, представительные органы
местного самоуправления;
Ø
исполнительные
органы государственной власти Кемеровской области, органы местного
самоуправления;
Ø
негосударственные
пенсионные фонды. Деятельность негосударственного пенсионного фонда в рамках
системы негосударственного пенсионного обеспечения заключается в
аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете
пенсионных обязательств, назначении и выплате негосударственной пенсии. Кроме
того, в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию негосударственного
пенсионного фонда аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует
инвестирование средств пенсионных накоплений, ведет учет средств пенсионных
накоплений застрахованных лиц, назначает и выплачивает накопительную часть
трудовой пенсии застрахованным лицам;
Ø
вкладчики
фонда - юридические или физические лица, являющиеся сторонами пенсионного
договора и перечисляющие пенсионные взносы в пользу назначенных им участников.
Вкладчиком в пользу работников, финансируемых за
счет средств бюджета Кемеровской области, является Администрация Кемеровской
области, она выступает стороной пенсионного договора и перечисляет пенсионные
взносы из средств областного бюджета.
Вкладчиком в пользу работников бюджетной сферы
муниципальных образований при наличии соответствующих договоров с негосударственными
пенсионными фондами являются органы местного самоуправления.
Вкладчиком в пользу работников коммерческих
предприятий являются работодатели, заключившие договор негосударственного
пенсионного обеспечения с негосударственными пенсионными фондами и
перечисляющие взносы за своих работников в соответствии с пенсионной программой
предприятия;
Ø
управляющая
компания - акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью,
созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее
лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами,
паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Осуществляет управление пенсионными резервами фонда на основании заключенного
договора;
Ø
участники
- физические лица - граждане Российской Федерации, которым в силу заключенного
между вкладчиками и фондом пенсионным договором должны производиться или
производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать
вкладчиком в свою пользу;
Ø
депозитарий
- акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, созданное
в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию на
осуществление депозитарной деятельности и лицензию на деятельность
специализированного депозитария инвестиционных фондов и негосударственных
пенсионных фондов. Осуществляет деятельность по хранению сертификатов ценных
бумаг или учёту и переходу прав на ценные бумаги.
2 О ФИНАНСОВОМ ПОТЕНЦИАЛЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
В
большинстве развитых стран доля государственной пенсии в совокупном пенсионном
обеспечении граждан составляет не более 40-50%. Остальные 50-60%
обеспечиваются частными пенсионными системами. Развитие в России
негосударственной пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу
повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы
пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%. Согласно же рекомендации
Международной организации труда пособия по старости должны возмещать типичному
получателю не менее 40% общей суммы утраченных общих доходов).
Поданным
Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России
зарегистрировано 247 НПФ, причем лишь 218 фондов реально осуществляют
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Только 187 фондов
имеют численность участников, превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали
заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному
страхованию в качестве страховщика и, в соответствии с заявительным порядком,
вправе осуществлять эту деятельность. Однако реально функции страховщиков по
обязательному пенсионному страхованию. Т.е. заключение соответствующих
договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений,
ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т. п.,
выполняют лишь 106 фондов, причем, только у 72 из них численность
застрахованных лиц превышает 1000 чел.
Общая
численность участников по негосударственному пенсионному обеспечению составляет
в настоящее время 6,6 млн. чел., застрахованных лиц по обязательному
пенсионному страхованию, формирующих пенсионные накопления в НПФ, - 3,6 млн.
чел.
Объем
собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд.
руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной
деятельности фондов, составляют 96,1 млрд. руб., средства пенсионных резервов -
484,9 млрд. руб., средства пенсионных накоплений — 42,6 млрд. руб. Объемы этих
средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только
доходная часть которого в 2008 г. предполагается в размере 2,6 трлн. руб., представляются
явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии
граждан из государственных и частных источников пока еще рано.
При
рассмотрении вопроса финансовой обеспеченности системы НПФ следует обратить
внимание на следующее обстоятельство. Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет
деятельность на основании лицензий, действие которых в соответствии с п. 4 ст.
7 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прекратится 1
июля 2009 г. Для получения новой лицензии эти НПФ должны будут соответствовать
ряду новых формальных требований, в частности, совокупный вклад учредителей
каждого фонда должен составлять не менее 30 млн. руб., а величина денежной
оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять
не менее 50 млн. руб. Такие требования к финансовым показателям фондов
установлены в декабре 2007 г. и, в числе прочих мер, направлены на повышение
финансовой устойчивости системы НПФ. Действительно, государство в лице органов
законодательной и исполнительной власти не может оставить без внимания вопрос
надежности этой части пенсионной системы страны, поскольку невозможность
исполнения фондами принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае
возникновения способна вызвать большую социальную напряженность. Таким образом,
законодательство изначально устанавливает чрезвычайно высокий уровень средств
фонда для обеспечения уставной деятельности и рассматривает наличие этих
средств как дополнительную гарантию надежности исполнения НПФ принимаемых
пенсионных обязательств. Согласно Федеральному закону «О негосударственных
пенсионных фондах», «фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом», в том числе образованным за счет учредительских вкладов. При
этом, конечно, использование фондом для исполнения пенсионных обязательств
имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, может
рассматриваться как крайняя мера, применимая лишь в условиях полной
невозможности исполнения обязательств за счет каких-либо иных собственных
ресурсов НПФ.
В
зарубежной практике обычно учредитель пенсионного фонда берет на себя роль
гаранта его экономической устойчивости и при необходимости вносит средства для
покрытия возникшего дефицита в случае, если результаты деятельности фонда
окажутся хуже первоначально предполагавшихся. Однако в нашей стране ни для
какой организации, даже крупной, нельзя гарантировать, что она будет способна
осуществлять финансовую поддержку учрежденного ей НПФ в течение периода,
сравнимого по продолжительности с периодом действия пенсионных договоров. Таким
образом, гарантийные средства должны быть внесены единовременно при учреждении
пенсионного фонда.
Однако
новации могут иметь и негативные последствия. Из числа НПФ, действие лицензий
которых прекращается в 2009 г., указанным требованиям в настоящее время не соответствует
91 фонд. Общая численность участников этих фондов составляет 755,9 тыс. чел.,
застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию — 79,6тыс. чел.,
совокупный объем пенсионных резервов равен 7,5 млрд. руб., пенсионных
накоплений — 1,5 млрд. руб. Хотя доля этих фондов в суммарных показателях
системы НПФ не так велика, тем не менее, приостановление их работы негативно
отразится на пенсионных перспективах сотен тысяч граждан. Кроме того, важно
понимать, что значительная часть этих фондов — местного значения, и прекращение
их деятельности надолго сделает затруднительным осуществление
негосударственного пенсионного обеспечения в регионах, где крупные НПФ начнут
работать еще не скоро. Остается надеяться, что за оставшееся до срока
прекращения действия лицензий время такие фонды в основном еще смогут увеличить
ресурсную базу до необходимых объемов, хотя здесь следует отметить, что в
совокупности им необходимо привлечь свыше 1,5 млрд. руб. учредительских вкладов
и нарастить размеры имущества для осуществления уставной деятельности более чем
на 3,1 млрд. руб., а также то, что 54 НПФ необходимо будет увеличить совокупный
вклад учредителей более чем в два раза, 57 фондам - увеличить размер имущества
для осуществления уставной деятельности более чем в два раза. Очевидная
невозможность такого резкого наращивания средств для осуществления уставной
деятельности фондов приведет к применению соответствующих правовых санкций,
нарушению прав и интересов сотен тысяч застрахованных лиц, возможно, — к утрате
системой НПФ общественного доверия.
Чрезмерность
установленных требований к финансовым показателям пенсионных фондов наиболее
очевидна при сравнении названных требований с аналогичными, предъявляемыми к организациям,
наиболее тесно взаимодействующим с НПФ в процессе работы последних со
средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений, т.е. управляющих
компаний и конкретно тех из них, которые в силу специфики осуществляемой
деятельности так и называются — «управляющие компании инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов». Для
указанных организаций даже не законом, а подзаконным актом — письмом
Федеральной службы по финансовым рынкам — на сегодняшний день установлен
норматив достаточности собственных средств (аналог имущества для осуществления
уставной деятельности НПФ) в размере 30 млн. руб., а с 1 января 2009 г. — в
размере 40 млн. руб. Несоответствие требований к НПФ и их управляющим компаниям
очевидно. Необходимо помнить, что фонды не наделены правом самостоятельного
инвестирования средств пенсионных накоплений и существенно ограничены в праве
самостоятельного размещения средств пенсионных резервов. Таким образом, процесс
инвестирования пенсионных ресурсов как таковой фактически выведен из-под
контроля НПФ, которые, таким образом, ограничены в возможности противодействия
инвестиционным рискам — наиболее существенному виду рисков, присущих пенсионной
сфере. В отношении НПФ можно говорить лишь о риске злоупотреблений при перемещении
средств, составляющих пенсионные ресурсы. Для предотвращения указанных
злоупотреблений вполне достаточной представляется существующая схема управления
пенсионными ресурсами под контролем специализированного депозитария и регулирующих
органов. Риски же инвестиционного характера присутствуют в деятельности
управляющих компаний и должны страховаться комплексом мер в ношении этих
организаций, тем более что каждая из управляющих компаний может работать со
средствами неограниченного числа НПФ.
Проблематичность
увеличения вкладов учредителей в Н ПФ связана еще и с тем обстоятельством, что
соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и без
возможности их компенсирования учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от
управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве
таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли). Неразрешимость этой
проблемы при создании новых и усилении ресурсной базы действующих фондов
настолько очевидна и значима, что в связи с ее существованием вереде
специалистов пенсионной сферы возникло мнение о допустимости коммерциализации
деятельности НПФ, необходимости изменения организационно-правовой формы
организаций пенсионного обеспечения и страхования и т. д. Эта позиция,
(условно, отражает интересы юридических лиц-учредителей фондов, и реализация
этих идей могла бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной
пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С учетом изначально
социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их
коммерциализации является чрезвычайно спорным. Гораздо более целесообразным
представлялось бы вменение более гибкого подхода при предъявлении формальных
требований к финансовым показателям фондов, введение различных уровней этих
требований НПФ различного назначения, усиление устойчивости негосударственной
пенсионной системы в большей мере за счет повышения надежности управляющих
компаний и т.д.
Некоторой
чрезмерностью формальных требований к финансовым показателям фондов отчасти
объясняется недостаточность темпов развития системы НПФ в предшествующем
периоде. В таблице приведены значения некоторых характеристик системы за
2004—2008 гг. поданным Инспекции негосударственных пенсионных фондов и
Федеральной службы по финансовым рынкам. Из этих данных видно, что размеры
привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по
отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ.
Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже
уменьшилось. Очевидно, что законодательные новации декабря 2007 г. еще более
затормозят развитие системы.
И,
наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ
приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной
ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых
рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного
влияния на Россию. Опубликованные результаты деятельности отечественных
управляющих компаний за первый квартал текущего года и предварительные итоги
полугодия не дают повода для оптимизма, хотя их и нельзя назвать критическими.
Хрупкость
символического инвестиционного портфеля по результатам года вполне может
обернуться реальными потерями для инвесторов, в том числе НПФ.
Размеры
собственного имущества негосударственных пенсионных фондов в период 2004-2008
гг.
Таблица
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Число НПФ,
представивших отчетность |
257 |
270 |
261 |
256 |
240 |
Суммарные размеры
имущества для осуществления уставной деятельности НПФ (млрд. руб.) |
31,5 |
42,5 |
59,6 |
91,4 |
96,5 |
Суммарные размеры
пенсионных резервов НПФ (млрд. руб.) |
89,6 |
169,8 |
277,4 |
405,2 |
472,9 |
Суммарные размеры
средств пенсионных накоплений НПФ (млрд. руб.) |
- |
- |
2,0 |
10,0 |
26,8 |
Суммарные размеры собственного
имущества НПФ (млрд. руб.) |
125,6 |
215,8 |
344,3 |
514,8 |
603,1 |
3
РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИ
Страницы: 1, 2, 3
|