рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Особенности бюджетного финансирования


Таблица 1. Распределение прогнозируемых объемов финансирования мероприятий Программы развития (млн. рублей)[15].

Источник финансирования Объем финансирования
2006–2010 годы – всего в том числе
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Всего 61952,35 9485,19 10360,97 12740,85 13622,23 15743,11
Федеральный бюджет 45335,02 6335 7518,44 9300,87 10196,93 11983,78
Другие источники – всего 16617,33 3150,19 2842,53 3439,98 3425,3 3759,33

в том числе:
бюджеты субъектов Российской Федерации

12501,74 2673,93 2133,82 2486,79 2470,78 2736,42
внебюджетные источники 4115,59 476,26 708,71 953,19 954,52 1022,91

Расходы на образование и подготовку кадров – самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах – более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7%[16].

Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения – 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения[17].

Финансовое обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. человек населения Российской Федерации; для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета[18]. Однако в настоящее время эти нормативы не выдерживаются, так как финансирование образования зависит от величины бюджетных доходов.

Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Существует комплекс федеральных целевых программ (ФЦП) в сфере образования, финансируемых из федерального бюджета (таблица 2). Федеральные целевые программы формируются для решения конкретных задач или выполнения определенных функций с участием многих министерств и ведомств. В этом случае программа выступает как организационная форма, обеспечивающая горизонтальную координацию деятельности независимых компонентов в отраслевой структуре.

Таблица №2. Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета (тыс. рублей)[19].

Объем финансирования,
всего

2008 2009
Федеральная целевая программа «Жилище» (2002–2010 гг.) 1448600,0 1558506,1

Федеральная целевая программа
«Дети России» на 2006–2010 годы

370740,0 480700,0
Подпрограмма «Одаренные дети» 28800,0 21600,0
Подпрограмма «Здоровое поколение» 22000,0 22400,0
Подпрограмма «Дети и семья» 219940,0 436700,0

Федеральная целевая программа
«Русский язык» (2006–2010 гг.)

300000,0 280000,0

Федеральная целевая программа
«Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту» (2005–2009 гг.)

42369,0 50000,0

Федеральная целевая программа
«Национальная технологическая база»
(2007–2011 гг.)

25000,0 30000,0
Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно – технологического комплекса России на 2007–2012 годы» 80256,0 99265,0

Федеральная целевая программа
«Электронная Россия» (2002–2010 гг.)

20000,0 30000,0
Итого 2557705 3009171,1

Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь, и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.