Курсовая работа: Осуществление финансового контроля в Российской Федерации
создавать
совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в
установленной сфере деятельности;
разрабатывать
и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия
и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.
Федеральная
налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности
нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными
законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации, а также управление государственным
имуществом и оказание платных услуг.
Федеральную
налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению
Министра финансов Российской Федерации.
Руководитель
Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Службу задач и функций, имеет заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации
по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя
Службы устанавливается Правительством Российской Федерации. [н-п № 10]
Центральный
банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Он действует в
соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002г. №86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)». Центральный банк РФ, являясь
юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного
управления, наделенного властными полномочиями. По вопросам, отнесенным к его
компетенции, он имеет право издавать нормативные акты, обязательные для
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических
лиц. Уставный капитал и другое имущество Банка России являются федеральной
собственностью. Банк России подотчетен государственной Думе Федерального
Собрания РФ. [ н-п № 4]
Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:
назначение на должность и освобождение от должности
Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
назначение на должность и освобождение от должности членов
Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России,
согласованному с Президентом РФ;
направление и отзыв председателей Государственной Думы в Национальном
банковском совете в рамках своей квоты;
рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики и принятие по ним решений;
рассмотрение годового отчета Банка России и принятие по нему
решения;
принятие решения о проверке Счетной палатой Российской
Федерации финансового - хозяйственной деятельности Банка России, его
структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято
только на основании предложения Национального банковского совета;
проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России
с участием его представителей;
заслушивание докладов Председателя Банка России
Государственной Думе о деятельности Банка (при представлении годового отчета и
основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики).
Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за
деятельностью банков и других кредитных организаций; принимает меры для поддержания
стабильной банковской системы, совершает широкий спектр различных банковских
операций; защищает и обеспечивает устойчивость рубля, в том числе его
покупательную способность и курс по отношению к иностранным валютам, обеспечивает
эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. Банк России
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, изготовление
банковских билетов и металлических монет по заявкам Банка России, организует и
обеспечивает Министерство финансов РФ. Банк России осуществляет валютное
регулирование, включая операции по покупке и продажи иностранной валюты, а так
же организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через
уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.
Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании
недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти
субъектов РФ и органом местного самоуправления. [ л № 14 стр.27]
Таким образом, специализированные органы, осуществляющие
финансовый контроль – это Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ.
Федеральная налоговая служба обеспечивает выработку и
проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и
сборов, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по
вопросам налогов и сборов, осуществляет государственный контроль за
соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления,
полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в
соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Центральный банк РФ - организует и контролирует
денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков.*
2.2
Негосударственный
финансовый контроль – аудит
Аудиторский контроль, возникший в Российской Федерации с
конца 80-х гг., — это независимый вневедомственный финансовый контроль, который
проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и
зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские
фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму,
предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества
открытого типа).
Основными задачами аудиторского контроля являются :
а) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности
и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным
актам;
б) проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций
и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.
Финансовый контроль, кроме того, можно классифицировать по
времени проведения, по субъектам контроля, по сферам финансовой деятельности,
по форме проведения и методам проведения. [л № 15 стр. 26]
Негосударственный
финансовый контроль подразделяется на: внутрихозяйственный
финансовый контроль (Он осуществляется на конкретных предприятиях, в
организациях и учреждениях их руководителями и структурными подразделениями.
Исключительно важная роль в проведении этого контроля принадлежит главному
бухгалтеру предприятия, организации, учреждения.); аудиторский финансовый
контроль - это независимый вневедомственный финансовый контроль (аудиторская
деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов и
аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок
бухгалтерской (финансовой) отчетности.)
Таким
образом, аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый
контроль. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутрихозяйственный финансовый контроль;
аудиторский финансовый контроль.*
2.2.1
Понятие и
цели аудиторской деятельности
Аудиторский финансовый контроль- это независимый
вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов
предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности. [л № 12 стр.132]
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым
контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии
с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными
органами.
Основной целью аудиторской деятельности является установление
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим
в Российской Федерации.
Аудитор (лат. auditor
— слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние
финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.
Аудиторская деятельность помимо проверок включает оказание
различного рода услуг:
— ведение бухгалтерского учета для различных предприятий и
организаций;
— восстановление бухгалтерского учета;
— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых
деклараций в ГНИ;
— совершенствование (модернизация) действующей системы учета;
— постановка бухгалтерского учета;
— экономический и финансовый анализ;
— консультационные услуги;
— проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтерского
персонала предприятий (учреждений, организаций);
— обучение бухгалтерского персонала;
— издание методических пособий по бухгалтерскому учету,
налогообложению, анализу, аудиту;
— автоматизация бухгалтерского учета.
Аудиторская проверка — необходимый элемент аудита и один из
видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской
отчетности, а также в совершении иных услуг, в частности, в составлении
деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, консультировании по вопросам
финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические
лица - аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности,
в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и
физическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия,
создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую
организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской
Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.
Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься
аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое
соглашение (контракт), либо самостоятельно, т.е. зарегистрировавшись в качестве
предпринимателей. Аудиторская фирма может быть учреждена в форме
индивидуального (семейного) частного предприятия, полного товарищества,
смешенного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью
(акционерного общества закрытого типа), государственного, муниципального
предприятия.
Заниматься аудиторской деятельностью можно лишь на основе
специального разрешения (лицензии), а также при наличии квалификационного
аттестата. ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ утвержден порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Все физические
лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию и
получить квалификационный аттестат аудитора единого образца. Проведение
аудиторской деятельности без аттестации запрещается. [ н-п № 5]
Инициативная аудиторская проверка проводится по решению
самого экономического субъекта. Цель такой проверки — выявить недостатки в
ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении,
провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в
организации учета и отчетности.
Кроме обязательного и инициативного аудита, различают аудит
внешний и внутренний.
Внешний аудит проводится на договорной основе с экономическим
субъектом (предприятием, организацией) аудиторской фирмой (аудитором) с целью
объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а
также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия,
повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов
производства.
Внутренний аудит проводится штатными аудиторами - работниками
предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия, и представляет собой
независимую деятельность по проверке и оценке работы предприятия (организации)
в интересах его руководителей. Цель такого аудита - помочь сотрудникам
предприятия эффективно выполнять свои функции, а главная задача — осуществление
постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их
снижению. Если на предприятии нет штатных аудиторов внутренний аудит можно
поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах. [ л
№ 15 стр. 50]
Таким образом, основной целью аудиторской деятельности
является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Существует
внутренний, внешний, инициативный аудит.*
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь рассмотрев и детально изучив
тему «Осуществление финансового контроля» во многих аспектах, а так же проведя
исследовательскую работу в области «Органы, осуществляющие финансовый контроль»
можно сделать следующие выводы, о том насколько важен финансовый контроль для
реализации финансовой политики государства.
Реализацию финансовой политики
обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию
финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения
государством его функций и программ. Важнейшее место среди этих мероприятий
принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений. Финансовая
политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного
объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований.
Значение финансового контроля
выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение
установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами
государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями,
организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и
эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и
муниципальных образований.
Современный этап развития Российской
Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти,
повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с
коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает
значение и роль финансового контроля.
Наличие финансового контроля
объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не
только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством
и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно
предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.
Юридические права и обязанности государственных органов как
субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению
определенной части финансовой деятельности государства, подлежащую обязательной
реализации. Компетенция государственного органа распределяется между его
структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности
требует от них активных действий. Права и обязанности граждан связаны главным
образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в
распоряжение государства.
Таким образом, финансовый контроль
служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой
финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в деятельности по
образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и
субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы
государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,
граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и
законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). [н-п № 1]
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция РФ
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)//"Российская газета", N
237, 25.12.1993.
2.
Федеральный
конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) "О
Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)//"Собрание
законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
3.
Федеральный закон
от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 24.07.2007)"О Счетной палате Российской
Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.11.1994)//"Российская газета", N
9 - 10, 14.01.1995.
4.
Федеральный закон
от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007)" О Центральном банке Российской
Федерации (Банк России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)//"Парламентская
газета", N 131-132, 13.07.2002.
5.
Федеральный закон
от 07.08.2001 N 119-ФЗ (ред. от 03.11.2006)"Об аудиторской
деятельности" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)//"Российская газета"
N 151-152, 09.08.2001.
6.
Бюджетный кодекс
Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998),(ред.
от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007),(с изм. и доп., вступающими в силу с
01.01.2008)//"Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст.
3823.
7.
Указ Президента
РФ от 08.06.2004 N 729"Об утверждении положения о Контрольном управлении
Президента Российской Федерации"//"Собрание законодательства
РФ", 14.06.2004, N 24, ст. 2395.
8.
Постановление
Правительства РФ от 01.12.2004 N 703(ред. от 11.11.2006)"О Федеральном
казначействе Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ",
06.12.2004, N 49, ст. 4908.
9.
Постановление
Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении положения о
Федеральной службе финансово- бюджетного надзора"//"Российская газета",
N 126, 17.06.2004.
10.
Постановление
Правительства РФ от 30.09.2004 N 506(ред. от 06.06.2007) "Об утверждении
положения о федеральной налоговой службе"//"Собрание законодательства
РФ", 04.10.2004, N 40, ст. 3961.
11.
Грачева Е.Ю.,
Соколова Э.Д. Финансовое право – М.:Юристъ,2005.
12.
Горбунова О.Н.,
Карасева М.В., Крохина Ю.А., Новоселов В.И., Покачалова Е.В., Соколова Э.Д.,
Н.И. Химичева Финансовое право - М.: Юристъ,2001.
13.
Вострикова Л.Г.
Финансовое право – ЗАО Юстицинформ,2007.
14.
Электронное
методическое пособие Финансовое право – М.:2002.
15.
Эриашвили Н.Д. Финансовое
право — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
|