рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Практические результаты и преимущества использования лизинга в ОАО "Пермская ГРЭС"

Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение имущества-предмета договора рассчитываются по формуле:

ПК=(КР x СТк)/100 где:

ПК - плата за используемые кредитные ресурсы;

СТк - ставка за кредит, процентов годовых.

При этом имеется в виду, что в каждом расчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита в этом году или среднегодовой остаточной стоимостью имущества-предмета договора:

КРt=Q(OCn+OCk)/2  где:

КРt - кредитные ресурсы, используемые на приобретение имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году;

ОСn и ОСк - расчетная остаточная стоимость имущества соответственно на начало и конец года;

Q - коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества. Если для приобретения имущества используются только заемные средства, коэффициент Q = 1.

Комиссионное вознаграждение может устанавливаться по соглашению сторон в процентах:

а) от балансовой стоимости имущества-предмета договора;

б) от среднегодовой остаточной стоимости имущества.

В соответствии с этим расчет комиссионного вознаграждения осуществляешься по формуле:

KBt=p x БС   где:

р - ставка комиссионного вознаграждения, процентов годовых от балансовой стоимости имущества;

БС - балансовая стоимость имущества-предмета договора лизинга

KBt=((OCn+OCk)/2) x (CTb/100)  где:

СТb - ставка комиссионного вознаграждения, устанавливаемая в процентах от среднегодовой остаточной стоимости имущества-предмета договора.

Математически процесс расчета лизинговых платежей по этой методике можно представить следующим образом. Для удобства предположим, что возмещение стоимости имущества в каждом периоде постоянно и за период договора стоимость имущества полностью возмещается. Тогда лизинговые платежи находятся как:

  при   t=1,N  где:

ЛПt – лизинговый платеж в t-м периоде

At – величина лизингового вознаграждения в t–м периоде

Bt – сумма возмещения стоимости имущества в t–м периоде

N – количество платежей

  при   t=1,N  где:

Ut – остаточная стоимость имущества в периоде t;

b - лизинговое вознаграждение лизингодателя в долях;

Величина возмещения имущества (Bt) с учетом сделанных предположений определяется делением общей стоимости имущества (С) на число платежей (N):

Остаточная стоимость для последующего периода находится по формуле:

Возмещение стоимости имущества (Bt) в составе лизингового платежа необязательно должно быть постоянным и равняться амортизации, поэтому последовательность Bt можно задавать произвольным образом.

В ряде компаний создана и применяется программа для расчета ежемесячных лизинговых платежей, в основе которой заложена вышеописанная методика. При помощи этой программы создан и приводимый ниже пример сравнительного расчета приобретения имущества в лизинг и с использованием банковского кредита.

1.6. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов.

Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю оборудования; инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания; государству, которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики; банку, который в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.

Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуации, сложившейся в России на данном этапе, заключаются в следующем:

Для государства. При сложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает для государства особое значение.

Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности.

Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.

Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических проблем.

Для лизингополучателя. При наличии рентабельного проекта потребитель имеет возможность получить оборудование и начать то или иное производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих мелких и средних предпринимателей.

Уменьшение размеров налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, хотя это и не обязательно, но в большинстве случаев, отражается в активе баланса лизингодателя, (например, при оперативном лизинге).

Согласно федеральному закону “О лизинге” ко всем видам движимого имущества, составляющего объект лизинга и относимого к активной части основных фондов разрешено применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3.

У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начисление амортизации, выплата части налогов и управление долгом  осуществляет лизинговая компания.

В договоре лизинга можно предусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности.

Для лизингодателя. Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.

До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков.

В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.

Лизингодателем передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.

Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.

Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.

Для продавцов лизингового имущества. В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.

Понятие лизинга вошло в официальную российскую финансовую лексику на рубеже 1989 — 1990 годов, когда в лицензиях коммерческих банков на право осуществления банковских операций был введен лизинг как вид банковской деятельности по предоставлению банковских услуг. Лизинг стал находить отражение и в некоторых нормативных документах, регулирующих банковскую деятельность. Банки оценили целесообразность использования в своей практике лизинговых операций по-разному.

На первом этапе для большинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно выступали в роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру банков — выделялись самостоятельные подразделения, либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.

На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:

o  лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;

o  лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;

o  полукоммерческие лизинговые компании;

o  лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;

o  иностранные фирмы - поставщики оборудования;

o  международные лизинговые компании.

Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

1.7. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России

Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.

Высокий уровень налогов.

Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.

Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.

За рубежом термином “ лизинг ” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятие налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

Макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуации какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга). Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.

1.8. Налогообложение лизинговых операций

1.8.1. Налогооблажение лизингодателя.

1. Авансовые лизинговые платежи, уплачиваемые лизингополучателем лизингодателю, могут идти на:

аванс поставщику;

таможенные пошлины и сборы;

таможенный НДС;

Дополнительные расходы по сделке облагаются НДС, который подлежит внесению в бюджет лизингодателем в момент поступления аванса и зачету у Лизингополучателя по мере зачета аванса.

2. Лизинговые платежи облагаются НДС по ставке 20%. У лизингополучателя эта сумма идет в зачет, а у лизингодателя эта сумма подлежит уплате в бюджет за минусом НДС, уплаченного при таможенной очистке оборудования.

3. В ходе договора лизинга, лизингодатель уплачивает в бюджет:

НДС

Налог с оборота 4% от лизингового платежа

Налог на имущество 2%

Налог на прибыль 33%.

4. Амортизация может идти с коэффицентом ускорения до 3.

5. Лизингодатель относит на себестоимость проценты за пользование валютным кредитом только в размере 15%, а остальное идет из чистой прибыли.

1.8.2. Налогооблажение лизингополучателя.

1. Лизигновые платежи относятся на себестоимость и облагаются НДС по ставке 20%, который идет в зачет.

2. Авансовые платежи, уплачиваемые лизингополучателем лизингодателю относятся на себестоимость в долях, согласованных с лизингополучателем. При этом в зачет идет НДС, уплаченный вместе с лизинговыми платежами. Авансовые платежи расходуются на таможенные сборы и аванс поставщику оборудования. За счет их учета в виде авансовых лизинговых платежей, они удоражаются на налог с оборота у лизингодателя и на НДС, который в последствии идет в зачет. Данное увеличение платежей, компенсируется тем, что все расходы относятся на себестоимость и в результате, с учетом экономии по налогу на прибыль, лизингополучатель несет меньшие расходы.

3. Кроме договора лизинга, лизингополучатель ведет текущую деятельность. По текущей деятельности он облагается следующими налогами:

разницу приходящего и уходящего НДС

налог с оборота 4% от лизингового платежа

налог на имущество 2%

налог на прибыль 33%

ГЛАВА II. ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ НА ОАО «ПЕРМСКАЯ ГРЭС».

В данной главе будет рассмотрена исходная ситуация сложившаяся на ОАО «Пермская ГРЭС» в конце 90-х годов, а в третьей главе будет рассмотрено практическое применение лизинга в России на примере поставки и передачи в лизинг питательных насосов для Пермской ГРЭС.

В 1997 году на Пермской ГРЭС было принято почти невыполнимое по тем временам решение о модернизации питательных насосов на 3 блоках по 800 МВт. каждый.

В 1996-1997 годах ситуация в электроэнергетике России была на грани критической отметки, основные фонды изношены, морально устарели, не соответствуя никаким международным нормам как надежности так и экономичности. Специфика работы электростанций такова, что каждые 10-15 лет требуются значительные капитальные вложения на реновацию технологического оборудования в связи с его износом, прежде всего в моральном плане, т.к. в принципе дальнейшее его использование возможно, на что указывает опыт работы многих небольших станций (например, ТЭЦ). Однако это сопряжено с высокой частотой ремонтных работ и крайне неэкономичными показателями в выработке электроэнергии.

Пермская ГРЭС была введена в эксплуатацию в 1985 году (1 блок) и на протяжении лет являлась одной из самых современнейших электростанций в России, кроме того, показатели экономичности были самыми лучшими в России среди электростанций подобного типа. К 1997 году назрела объективная необходимость реновации основных фондов, на обсуждении в Российском акционерном обществе "Единая энергетическая система России" (РАО "ЕЭС России"), которому принадлежит 100% акций Пермской ГРЭС, было принято решение по реновации питательных (бустерных) насосов.

Такое оборудование является крайне специфическим, производится практически по индивидуальным заказам, и не более 5 фирм в мире имеют техническую возможность справиться с данным заказом.

Для выбора производителя был назначен тендер на производство и поставку питательных насосов к трем блокам по 800 МВт. для Пермской ГРЭС. В ходе первоначального сравнения технических параметров и характеристик, предоставленных фирмами производителя, как российскими, так и зарубежными, были выбраны 2 фирмы которые и должны были дать конкретные предложения, включая и ценовые параметры. На основании представленных документов был выбран победитель тендера, которым стала фирма KSB (Германия), как предложившая по совокупности лучшие условия, с ней в 1998 году и был подписан соответствующий Контракт. Общая стоимость контракта составила более 12 млн. долларов США.

Хотя поставка и оплата оборудования была растянута более чем на 2 года, в связи с длительным и трудоемким процессом изготовления насосов, Пермская ГРЭС не могла профинансировать данный проект в полном объеме.

В тех условиях надо было вовремя выполнять условия платежей по контракту. Следует отметить, что реальные денежные платежи по России не превышали 50%, оставшаяся часть платилась товарами. Бартер был основной формой осуществления платежей между предприятиями. Но тем не менее, оплатить более 10 млн. долларов из собственных средств, представлялось нереальным. Банковский кредит российского банка для финансирования данной сделки являлся так же невозможным прежде всего из-за высокой стоимости заемных средств, невозможности предоставить банку достаточной гарантии по возврату кредита и что самое главное нежелательностью российских банков идти на длительное кредитование и отсутствие реальных средств для такого кредитования.

Оставался единственный способ, который был зачастую не совсем выгодным, а именно бартер. Продажа получаемого по бартеру товара в России была сопряжена с тяжелыми реалиями того времени: задержки платежей, высокая инфляция, как следствия высокие потери при конвертации российских рублей в иностранную валюту. В связи со всем вышесказанным было принято решение непосредственной продажи поступающей в счет оплаты электроэнергии товарной продукции зарубеж.

После дефолта в августе 1998 года ситуация в России резко изменилась и после кратковременного спада пошла стабильно в сторону улучшения всех экономических показателей, во многом благодаря более экономически направленной и стабильной политике государства. Так же после дефолта стал невыгоден бартерный расчет, и предприятия стали переходить к денежным формам расчета.

Так к середине 1999 года сложились объективные причины для поиска новых путей финансирования дальнейших поставок насосов и запасных частей к ним.

Не смотря на все усилия со стороны ОАО "Пермская ГРЭС" выполнять платежи вовремя, получалось это далеко не всегда. Исполнив платежи по первым двум поставкам, всего контрактом предусматривалось 4 поставки, в полном объеме и, получив оборудование ОАО "Пермская ГРЭС" стала рассматривать возможности финансирования оставшихся поставок во избежание дальнейших срывов по платежам и исполнению контракта в целом.

Как наиболее предпочтительные рассматривались следующие варианты приобретения оборудования:

За собственные средства;

За счет кредита/займа;

По лизинговой схеме.

ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПЕРМСКАЯ ГРЭС».

В этой главе будут рассмотрены все три метода поставки оборудования.

3.1. Приобретение за счет собственных средств.

Не смотря на значительные улучшение платежеспособности потребителей электроэнергии и экономической ситуации в целом, консолидировать в 1999-2000 годах более 5 млн. долларов для оплаты 3 и 4 поставки выглядело мало реалистичным. Причинами этого являлись накопившаяся за предыдущие годы задолженность перед бюджетом и поставщиками, прежде всего топлива (газа) и практически нулевая прибыльность в сфере электроэнергетики. Жесткое государственное регулирование цен на электроэнергию не давало электростанциям обеспечить необходимую норму прибыли для осуществления модернизации производства и основных фондов. Надеяться на получения финансирования от головной структуры (РАО "ЕЭС России") не представлялось возможным, по тем же вышеуказанным причинам.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.