рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Расходы федерального бюджета

субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

иные межбюджетные трансферты;

межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Целевые статьи и виды расходов федерального бюджета формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств федерального бюджета. [Бюджетный кодекс Российской федерации от 31 мая 1998 г. №145-ФЗ. (последняя редакция Федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ, вступившая в действие от 01.01.2008).]


Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета РФ за последние годы

В настоящее время хорошо то, что государство провозглашает приоритеты. Раньше, во всяком случае, такой определенности не было. Сложилась и подходящая форма их выражения – бюджетные послания Президента РФ. И нынешний год стал не исключением. Более того, в связи с переходом к трехлетнему бюджетному планированию обозначение приоритетов на среднесрочную перспективу стало настоятельной необходимостью. С обнародованием Бюджетного послания Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2010 гг. стало ясно, на чем собирается сконцентрироваться государство в ближайшие годы. [И.А. Николаев, Бюджетные расходы до 2010 года // Финансовые и бухгалтерские консультации» - 2007.- №5.-с.4]

В Приложении 1 и в Приложение 2 я представила два проекта расходов федерального бюджета на 2007 год и на 2008 год. [Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» Приложение № 8, Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» Приложение №10]

Федеральный бюджет на 2007 год представлен по расходам в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей, а на 2008 год в сумме 5 781 044 997,2 тыс. рублей, из этого наглядно видно, что на 2008 год расходов федерального бюджета предполагается на 217565097,2 тыс. рублей больше чем в предыдущем году.

Расходы на общегосударственные вопросы 2008 года увеличились на 20580573,7 тыс. руб. или на 2,5% по сравнению с 2007 годом, и важно заметить, что расходы на прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов составляют на 72 % больше чем в 2007 г.

Расходы на национальную оборону в 2008 г. значительно уменьшились по сравнению с 2007 г на 61%, так как в проект бюджета не были включены некоторые статьи расходов, это расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку, на подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, ядерно-оружейный комплекс. Расходы на вооруженные силы в 2008 г. на 41 % меньше чем было запланировано на 2007 год.

Начиная с 1993 года, в расходной части бюджета России появился раздел "Национальная оборона", который до этого присутствовал в общесоюзном бюджете.

В рассматриваемый период расходы на национальную оборону составляли:

·  1994 год - 40626 млрд. рублей;

·  1995 год - 48577 млрд. рублей;

·  1996 год - 80185,1 млрд. рублей;

·  1997 год - 104317,5 млрд. рублей;

·  1998 год - 81765 млн. рублей;

·  1999 год - 93702,4 млн. рублей;

·  2000 год - 209445 млн. рублей;

·  2001 год - 214687,7 млн. рублей;

·  2002 год - 284157,8 млн. рублей;

·  2003 год - 344525,3 млн. рублей;

·  2004 год - 413700 млн. рублей;

·  2005 год - 531133,4 млн. рублей;

·  2006 год - 667257,4 млн. рублей;

·  2007 год - 822035 млн. рублей.

Как видно из приведенных данных, до 1998 года (до дефолта) расходы на национальную оборону находились приблизительно на одном уровне с учетом некоторых колебаний то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. В результате дефолта 1998 года эти расходы в 1999 году составили свой минимум. Но затем начался их ежегодный рост и в 2007 году военные расходы составили наибольшую величину за все годы существования Российской Федерации.

Ядерно-оружейный комплекс 1994-2007 гг.

·  1994 год - 873600 млн. руб.

·  1995 год - 1016635,0 млн. руб.

·  1996 год - 1512457,3 млн. руб.

·  1997 год - 2094957,3 млн. руб.

·  1998 год - 2095000,0 тыс. руб.

·  1999 год - 1932700,0 тыс. руб.

·  2000 год - 3453181,3 тыс. руб.

·  2001 год - 6330000,0 тыс. руб.

·  2002 год - 13990000,0 тыс. руб.

·  2003 год - 13010000,0 тыс. руб.

·  2004 год - 5615900,0 тыс. руб.

·  2005 год - 8693100,0 тыс. руб.

·  2006 год - 11429600,0 тыс. руб.

·  2007 год - 12098530,0 тыс. руб.

Анализ этих цифр показывает, что за прошедшие годы расходы на ядерно-оружейный комплекс часто от года к году менялись в довольно сильной степени, как менялись расходы по самому разделу "Национальная оборона", и расходы федерального бюджета в целом. Так, например, в 2004 году произошло резкое снижение уровня затрат на ядерно-оружейный комплекс (они составили 44,9% от уровня 2003 года).

Можно сказать, что в течение 1994-1997 годов расходы на военную программу постепенно росли. Спад этих расходов начался в 1998 году, что связано с дефолтом и достигли своего минимума в 1999 году, бюджет на который принимался в условиях, когда последствия этого события еще продолжали развиваться. Резкий, более чем в два раза, рост этих расходов произошел в 2002 году, а затем в 2004 году снова резкий спад более чем в два раза. На 2006 год предусмотрен рост расходов на ядерно-оружейный комплекс по сравнению с 2005 годом более чем на 30%. Однако в отличие от расходов на национальную оборону в целом нельзя сказать о тенденции их роста за последние годы.

Теперь рассмотрим, какую долю расходы по рассматриваемому подразделу составляли по годам в процентах от общих расходов на национальную оборону: [П.Б. Ромашкин, кандидат технических наук, Советник Российской Федерации I класса - Анализ федеральных бюджетов Российской Федерации по разделу расходов "Национальная оборона" подраздел "Ядерно-оружейный комплекс]

Годы 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
% 2,17 2,93 1,81 2,01 2,56 2,00 1,65 2,95 4,90 5,90 1,35 1,64 2,11 2,47

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2008 г. уменьшились на 27% по сравнению с предыдущим 2007 годом.

Расходы на национальную экономику в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличились на 41% .

Положительным в законопроекте является то, что рост расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности природоресурсного комплекса составил примерно в 1,23 раза по сравнению с 2006 годом.

На выполнение задач по обеспечению сохранности, воспроизводства и неистощимого использования лесных ресурсов предусмотрены средства на 2007 год по подразделу "Лесное хозяйство" раздела "Национальная экономика" функциональной классификации расходов Российской Федерации в объеме 7 716,4 млн. руб., что значительно меньше на 35%, чем было предусмотрено в 2006 году, и на 5% чем предусмотрено в 2008 году.

Финансирование расходов по разделу "Национальная экономика" подразделу "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" в 2007 году составило в объеме 20651,6 млн. рублей или ростом по сравнению с 2006 годом на 3 406,8 млн. рублей. Комитет в своих предложениях к проектировкам федерального бюджета в 2007 году высказывал пожелания о выделении средств на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы не ниже уровня 18 710 млн. рублей. Таким образом, были учтены пожелания Комитета по данному подразделу.

Финансирование осуществляется в соответствии с Долгосрочной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья на период до 2020 года. За 15 лет в ГРР предполагается вложить 255 млрд. рублей бюджетных средств, при этом предполагается на 1 рубль бюджетных средств придется около 10 рублей внебюджетных инвестиций. Эффективность ГРР составит 70-100 рублей на 1 рубль затрат. В проекте бюджета заложено финансирование на сумму 20651,6 млн. рублей. Таким образом, в 2007 году соблюден запланированный уровень выделения средств на воспроизводства минерально-сырьевой базы.

На рациональное использование и сохранение водных ресурсов в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" по разделу "Национальная экономика" предусмотрено 14080,5 млн. руб., из них - 11494,5 для осуществления федеральных функций, в том числе на строительство объектов общегражданского назначения, водохозяйственные мероприятия, гидротехнические сооружения, Федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года". Следует отметить, что в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" по данному разделу учтены пожелания Комитета в полной мере, которые были высказаны в процессе формирования проектировок федерального бюджета на 2007 год.

Подраздел "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела "Национальная экономика" сформирован в объеме 21583,2 млн. рублей с увеличением по сравнению с 2006 годом в 1,04 раза, и с 2008 годом в 2 раза.

Одним из способов повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса является предоставление государственной поддержки рыбохозяйственным организациям.

Изучение опыта иностранных государств показало, что за рубежом широко применяется практика государственной поддержки рыбохозяйственных предприятий. В иностранных государствах общий объем субсидий для осуществления рыболовства, как правило, составляет 20-25 процентов дохода от этого вида деятельности.

В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2007" не предусмотрены субсидии рыбопромышленным товаропроизводителям и организациям рыбной отрасли для приобретения горюче-смазочных материалов, а также кредиты на строительство рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях. В бюджете на 2006 год на предоставление указанных кредитов было предусмотрено 15,0 млн.рублей. Государственная Дума неоднократно обращалась в Правительство Российской Федерации в связи с необходимостью компенсации рыбодобывающим организациям части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов.

По расчетам экспертов, исходя из общих допустимых уловов на 2007 год, субсидии на компенсацию 50% стоимости ГСМ по низкорентабельным видам водных биоресурсов составили 3,5 млрд.рублей.

В своих предложениях к проектировкам федерального бюджета на 2007 год Комитет высказывал пожелания о выделении средств в сумме 4468 млн. рублей на развитие рыбохозяйственного комплекса, полного освоения водных биологических ресурсов, а также освоения новых районов промысла, в том числе открытых районов Мирового океана, обеспечение возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях рыбопромышленными товаропроизводителями и организациями рыбной отрасли всех форм собственности на закупку рыбообрабатывающего оборудования, субсидирование расходов на ГСМ и процентных ставок по кредитам, закупку отечественного рыбного сырья для промышленной переработки, предметов материально-технического снабжения и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ и ведения промысла водных биологических ресурсов, строительства и модернизации рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях.

Расходы на Жилищно-коммунальное хозяйство в 2008 году превысили на 3 % по сравнению с 2007 г.

Разрабатываются различные национальные проекты в сфере ЖКХ, например реализуется проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» необходимо сосредоточиться на расширении государственной поддержки создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства. [И.А. Николаев, Бюджетные расходы до 2010 года // Финансовые и бухгалтерские консультации» - 2007.- №5.-с.4]

Расходы на охрану окружающей среды в 2008 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 15,2 %.

Расходы на образование выросло в 2008 году на 10,5% по сравнению с 2007 годом. Объем расходов на обеспечение продолжения приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г. определен в размере 48891,5 млн. руб. с ростом против 2006 г. на 66,9%. Расходы на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрены по соответствующим статьям Бюджетной классификации РФ. В числе этих мероприятий, предусматривается оказание финансовой помощи субъектам РФ посредством межбюджетных трансфертов.

С 1 сентября 2007 г. было запланировано увеличение размера стипендий в 1,5 раза и установление их в следующих размерах: учащимся и студентам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – 315 руб.; студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования – 900 руб. На указанное повышение стипендиального фонда образовательных учреждений предусмотрены ассигнования в сумме 4178,3 млн. руб.

К основным федеральным целевым программам в области затрат на академическую и вузовскую науку можно отнести «ФЦП развития образования на 2006-2010 гг.», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 гг.». [Н.И. Булаев, Бюджетные ассигнования для поддержки науки в 2007 году // Инновации.- № 7.- с. 19-20]

Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации в 2008 году значительно увеличились по сравнению с 2007 годом на 23,6 %. Расходы на здравоохранение и спорт в 2008 выше на 2,5% чем в предыдущем году. Расходы на межбюджетные трансферты на 2008 год превышают на 23,7% по сравнению с 2007 годом. В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита).

Расходы на социальную политику в 2008 году возросли на 25,6% по сравнению с 2007 годом. И следует отметить, что в 2008 году в 2 раза увеличилась сумма расходов на социальное обеспечение населения по сравнению с 2007 годом. Совершенствование системы государственных социальных выплат, безусловно, необходимо проводить в направлении увеличения государственных муниципальных пенсий, пособий, стипендий, чтобы довести указанные трансферты хотя бы до уровня научно обоснованного прожиточного минимума. Но эти мероприятия будет целесообразным начать не с повышения пенсий, а с поступательного роста минимальной заработной платы. [Ефимова С.Б., оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере // Финансы и кредит. - №1. – 2007. – с.49-52]

В 2007 году предполагалось осуществить повышение (индексацию) заработной платы работников федеральных государственных учреждений с 1 сентября 2007 года на основе введенных с 1 мая 2006 года межразрядных коэффициентов ЕТС. Учитывая, что с 1 сентября 2007 года предполагается установить минимальный размер оплаты труда в сумме 1400 руб. в месяц. [Н.И. Булаев, Бюджетные ассигнования для поддержки науки в 2007 году // Инновации.- № 7.- с. 19-20]

По-прежнему явно недостаточно средств выделяется на профилактику детской безнадзорности и обустройство беспризорных детей. Это целевое направление вообще отсутствует в видах расходов федерального бюджета, за исключением расходов на перевозку детей, самовольно ушедших из семей, детских домов в размере 0,034 млрд. рублей. Весь прироста средств, выделяемых по этому направлению, идет на стимулирование опеки и попечительства в объеме до 6,17 млрд. рублей. Остается не решенной проблема обеспечения жильем детей-сирот, которых насчитывается сегодня более 20 тысяч (требуется 22,4 млрд. руб.) В программе «Здоровое поколение» программы «Дети России», заменившей подпрограмму «Здоровый ребенок», текущие расходы остались без индексации, то есть уменьшатся в реальном выражении более чем на 8%. В то же время прирост инвестиций составляет 45%. По непонятным причинам планируется снижение общего объема расходов в подпрограммах «Сахарный диабет» «Туберкулез», в том числе текущих расходов соответственно на 24% и 32%. Несмотря на то, что в стране выделяется каждым годом все больше средств на социальную сферу, все равно, по мнению многих критиков этих средств недостаточно, и они предлагают свои рекомендации по решению этих проблем.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.