Курсовая работа: Расходы федерального бюджета
субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований;
иные межбюджетные трансферты;
межбюджетные трансферты бюджетам государственных
внебюджетных фондов.
Целевые статьи и виды расходов федерального бюджета
формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению
за счет средств федерального бюджета. [Бюджетный кодекс Российской федерации от
31 мая 1998 г. №145-ФЗ. (последняя редакция Федерального закона от 26.04.2007
№63-ФЗ, вступившая в действие от 01.01.2008).]
Глава 2. Анализ расходов
федерального бюджета РФ за последние годы
В настоящее время хорошо
то, что государство провозглашает приоритеты. Раньше, во всяком случае, такой
определенности не было. Сложилась и подходящая форма их выражения – бюджетные
послания Президента РФ. И нынешний год стал не исключением. Более того, в связи
с переходом к трехлетнему бюджетному планированию обозначение приоритетов на
среднесрочную перспективу стало настоятельной необходимостью. С обнародованием
Бюджетного послания Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2010
гг. стало ясно, на чем собирается сконцентрироваться государство в ближайшие
годы. [И.А. Николаев, Бюджетные расходы до 2010 года // Финансовые и
бухгалтерские консультации» - 2007.- №5.-с.4]
В Приложении 1 и в Приложение 2 я
представила два проекта расходов федерального бюджета на 2007 год и на 2008
год. [Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» Приложение № 8,
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»
Приложение №10]
Федеральный бюджет на
2007 год представлен по расходам в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей, а на 2008
год в сумме 5 781 044 997,2 тыс. рублей, из этого наглядно видно, что на 2008
год расходов федерального бюджета предполагается на 217565097,2 тыс. рублей
больше чем в предыдущем году.
Расходы на
общегосударственные вопросы 2008 года увеличились на 20580573,7 тыс. руб. или
на 2,5% по сравнению с 2007 годом, и важно заметить, что расходы на прикладные
научные исследования в области общегосударственных вопросов составляют на 72 %
больше чем в 2007 г.
Расходы на национальную
оборону в 2008 г. значительно уменьшились по сравнению с 2007 г на 61%, так как
в проект бюджета не были включены некоторые статьи расходов, это расходы на
мобилизационную и вневойсковую подготовку, на подготовку и участие в
обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности,
ядерно-оружейный комплекс. Расходы на вооруженные силы в 2008 г. на 41 % меньше
чем было запланировано на 2007 год.
Начиная с 1993 года, в
расходной части бюджета России появился раздел "Национальная
оборона", который до этого присутствовал в общесоюзном бюджете.
В рассматриваемый период
расходы на национальную оборону составляли:
·
1994 год - 40626
млрд. рублей;
·
1995 год - 48577
млрд. рублей;
·
1996 год -
80185,1 млрд. рублей;
·
1997 год -
104317,5 млрд. рублей;
·
1998 год - 81765
млн. рублей;
·
1999 год -
93702,4 млн. рублей;
·
2000 год - 209445
млн. рублей;
·
2001 год -
214687,7 млн. рублей;
·
2002 год -
284157,8 млн. рублей;
·
2003 год -
344525,3 млн. рублей;
·
2004 год - 413700
млн. рублей;
·
2005 год -
531133,4 млн. рублей;
·
2006 год -
667257,4 млн. рублей;
·
2007 год - 822035
млн. рублей.
Как видно из приведенных
данных, до 1998 года (до дефолта) расходы на национальную оборону находились
приблизительно на одном уровне с учетом некоторых колебаний то в сторону
увеличения, то в сторону уменьшения. В результате дефолта 1998 года эти расходы
в 1999 году составили свой минимум. Но затем начался их ежегодный рост и в 2007
году военные расходы составили наибольшую величину за все годы существования
Российской Федерации.
Ядерно-оружейный комплекс
1994-2007 гг.
·
1994 год - 873600
млн. руб.
·
1995 год -
1016635,0 млн. руб.
·
1996 год -
1512457,3 млн. руб.
·
1997 год -
2094957,3 млн. руб.
·
1998 год -
2095000,0 тыс. руб.
·
1999 год -
1932700,0 тыс. руб.
·
2000 год -
3453181,3 тыс. руб.
·
2001 год -
6330000,0 тыс. руб.
·
2002 год -
13990000,0 тыс. руб.
·
2003 год -
13010000,0 тыс. руб.
·
2004 год -
5615900,0 тыс. руб.
·
2005 год -
8693100,0 тыс. руб.
·
2006 год -
11429600,0 тыс. руб.
·
2007 год - 12098530,0
тыс. руб.
Анализ этих цифр
показывает, что за прошедшие годы расходы на ядерно-оружейный комплекс часто от
года к году менялись в довольно сильной степени, как менялись расходы по самому
разделу "Национальная оборона", и расходы федерального бюджета в
целом. Так, например, в 2004 году произошло резкое снижение уровня затрат на
ядерно-оружейный комплекс (они составили 44,9% от уровня 2003 года).
Можно сказать, что в
течение 1994-1997 годов расходы на военную программу постепенно росли. Спад
этих расходов начался в 1998 году, что связано с дефолтом и достигли своего
минимума в 1999 году, бюджет на который принимался в условиях, когда
последствия этого события еще продолжали развиваться. Резкий, более чем в два
раза, рост этих расходов произошел в 2002 году, а затем в 2004 году снова
резкий спад более чем в два раза. На 2006 год предусмотрен рост расходов на
ядерно-оружейный комплекс по сравнению с 2005 годом более чем на 30%. Однако в
отличие от расходов на национальную оборону в целом нельзя сказать о тенденции
их роста за последние годы.
Теперь рассмотрим, какую
долю расходы по рассматриваемому подразделу составляли по годам в процентах от
общих расходов на национальную оборону: [П.Б. Ромашкин, кандидат технических
наук, Советник Российской Федерации I класса - Анализ федеральных бюджетов
Российской Федерации по разделу расходов "Национальная оборона" подраздел
"Ядерно-оружейный комплекс]
Годы |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
% |
2,17 |
2,93 |
1,81 |
2,01 |
2,56 |
2,00 |
1,65 |
2,95 |
4,90 |
5,90 |
1,35 |
1,64 |
2,11 |
2,47 |
Расходы на национальную
безопасность и правоохранительную деятельность в 2008 г. уменьшились на 27% по сравнению с предыдущим 2007 годом.
Расходы на национальную
экономику в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличились на 41% .
Положительным в
законопроекте является то, что рост расходов федерального бюджета на
обеспечение деятельности природоресурсного комплекса составил примерно в 1,23
раза по сравнению с 2006 годом.
На выполнение задач по обеспечению
сохранности, воспроизводства и неистощимого использования лесных ресурсов
предусмотрены средства на 2007 год по подразделу "Лесное хозяйство"
раздела "Национальная экономика" функциональной классификации
расходов Российской Федерации в объеме 7 716,4 млн. руб., что значительно
меньше на 35%, чем было предусмотрено в 2006 году, и на 5% чем предусмотрено в
2008 году.
Финансирование расходов по
разделу "Национальная экономика" подразделу "Воспроизводство
минерально-сырьевой базы" в 2007 году составило в объеме 20651,6 млн.
рублей или ростом по сравнению с 2006 годом на 3 406,8 млн. рублей. Комитет в
своих предложениях к проектировкам федерального бюджета в 2007 году высказывал
пожелания о выделении средств на геологическое изучение недр и воспроизводство
минерально-сырьевой базы не ниже уровня 18 710 млн. рублей. Таким образом, были
учтены пожелания Комитета по данному подразделу.
Финансирование
осуществляется в соответствии с Долгосрочной программой изучения недр и
воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и
воспроизводства минерального сырья на период до 2020 года. За 15 лет в ГРР
предполагается вложить 255 млрд. рублей бюджетных средств, при этом
предполагается на 1 рубль бюджетных средств придется около 10 рублей
внебюджетных инвестиций. Эффективность ГРР составит 70-100 рублей на 1 рубль
затрат. В проекте бюджета заложено финансирование на сумму 20651,6 млн. рублей.
Таким образом, в 2007 году соблюден запланированный уровень выделения средств
на воспроизводства минерально-сырьевой базы.
На рациональное
использование и сохранение водных ресурсов в проекте федерального закона
"О федеральном бюджете на 2007 год" по разделу "Национальная
экономика" предусмотрено 14080,5 млн. руб., из них - 11494,5 для
осуществления федеральных функций, в том числе на строительство объектов
общегражданского назначения, водохозяйственные мероприятия, гидротехнические
сооружения, Федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в
Российской Федерации до 2010 года". Следует отметить, что в проекте
федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" по данному
разделу учтены пожелания Комитета в полной мере, которые были высказаны в
процессе формирования проектировок федерального бюджета на 2007 год.
Подраздел "Сельское
хозяйство и рыболовство" раздела "Национальная экономика"
сформирован в объеме 21583,2 млн. рублей с увеличением по сравнению с 2006
годом в 1,04 раза, и с 2008 годом в 2 раза.
Одним из способов
повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса является предоставление
государственной поддержки рыбохозяйственным организациям.
Изучение опыта
иностранных государств показало, что за рубежом широко применяется практика
государственной поддержки рыбохозяйственных предприятий. В иностранных
государствах общий объем субсидий для осуществления рыболовства, как правило,
составляет 20-25 процентов дохода от этого вида деятельности.
В проекте федерального
закона "О федеральном бюджете на 2007" не предусмотрены субсидии
рыбопромышленным товаропроизводителям и организациям рыбной отрасли для
приобретения горюче-смазочных материалов, а также кредиты на строительство
рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях. В бюджете
на 2006 год на предоставление указанных кредитов было предусмотрено 15,0
млн.рублей. Государственная Дума неоднократно обращалась в Правительство
Российской Федерации в связи с необходимостью компенсации рыбодобывающим
организациям части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов.
По расчетам экспертов,
исходя из общих допустимых уловов на 2007 год, субсидии на компенсацию 50%
стоимости ГСМ по низкорентабельным видам водных биоресурсов составили 3,5
млрд.рублей.
В своих предложениях к
проектировкам федерального бюджета на 2007 год Комитет высказывал пожелания о
выделении средств в сумме 4468 млн. рублей на развитие рыбохозяйственного
комплекса, полного освоения водных биологических ресурсов, а также освоения
новых районов промысла, в том числе открытых районов Мирового океана,
обеспечение возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным
в российских кредитных организациях рыбопромышленными товаропроизводителями и
организациями рыбной отрасли всех форм собственности на закупку
рыбообрабатывающего оборудования, субсидирование расходов на ГСМ и процентных
ставок по кредитам, закупку отечественного рыбного сырья для промышленной
переработки, предметов материально-технического снабжения и других материальных
ресурсов для проведения сезонных работ и ведения промысла водных биологических
ресурсов, строительства и модернизации рыбопромысловых судов на отечественных
судостроительных предприятиях.
Расходы на
Жилищно-коммунальное хозяйство в 2008 году превысили на 3 % по сравнению с 2007
г.
Разрабатываются различные
национальные проекты в сфере ЖКХ, например реализуется проект «Доступное и
комфортное жилье – гражданам России» необходимо сосредоточиться на расширении
государственной поддержки создания коммунальной инфраструктуры на земельных
участках, предназначенных для жилищного строительства. [И.А. Николаев,
Бюджетные расходы до 2010 года // Финансовые и бухгалтерские консультации» -
2007.- №5.-с.4]
Расходы на охрану окружающей
среды в 2008 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 15,2 %.
Расходы на образование
выросло в 2008 году на 10,5% по сравнению с 2007 годом. Объем расходов на
обеспечение продолжения приоритетного национального проекта «Образование» в
2007 г. определен в размере 48891,5 млн. руб. с ростом против 2006 г. на 66,9%.
Расходы на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта
«Образование» предусмотрены по соответствующим статьям Бюджетной классификации
РФ. В числе этих мероприятий, предусматривается оказание финансовой помощи
субъектам РФ посредством межбюджетных трансфертов.
С 1 сентября 2007 г. было
запланировано увеличение размера стипендий в 1,5 раза и установление их в
следующих размерах: учащимся и студентам образовательных учреждений начального
и среднего профессионального образования – 315 руб.; студентам образовательных
учреждений высшего профессионального образования – 900 руб. На указанное
повышение стипендиального фонда образовательных учреждений предусмотрены
ассигнования в сумме 4178,3 млн. руб.
К основным федеральным
целевым программам в области затрат на академическую и вузовскую науку можно
отнести «ФЦП развития образования на 2006-2010 гг.», ФЦП «Исследования и
разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса
России на 2007-2012 гг.». [Н.И. Булаев, Бюджетные ассигнования для поддержки
науки в 2007 году // Инновации.- № 7.- с. 19-20]
Расходы на культуру,
кинематографию и средства массовой информации в 2008 году значительно
увеличились по сравнению с 2007 годом на 23,6 %. Расходы на здравоохранение и
спорт в 2008 выше на 2,5% чем в предыдущем году. Расходы на межбюджетные
трансферты на 2008 год превышают на 23,7% по сравнению с 2007 годом. В расходах
за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в
связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и
перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с
перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита).
Расходы на социальную
политику в 2008 году возросли на 25,6% по сравнению с 2007 годом. И следует отметить,
что в 2008 году в 2 раза увеличилась сумма расходов на социальное обеспечение
населения по сравнению с 2007 годом. Совершенствование системы государственных
социальных выплат, безусловно, необходимо проводить в направлении увеличения
государственных муниципальных пенсий, пособий, стипендий, чтобы довести
указанные трансферты хотя бы до уровня научно обоснованного прожиточного
минимума. Но эти мероприятия будет целесообразным начать не с повышения пенсий,
а с поступательного роста минимальной заработной платы. [Ефимова С.Б.,
оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере // Финансы
и кредит. - №1. – 2007. – с.49-52]
В 2007 году
предполагалось осуществить повышение (индексацию) заработной платы работников
федеральных государственных учреждений с 1 сентября 2007 года на основе
введенных с 1 мая 2006 года межразрядных коэффициентов ЕТС. Учитывая, что с 1
сентября 2007 года предполагается установить минимальный размер оплаты труда в
сумме 1400 руб. в месяц. [Н.И. Булаев, Бюджетные ассигнования для поддержки
науки в 2007 году // Инновации.- № 7.- с. 19-20]
По-прежнему
явно недостаточно средств выделяется на профилактику детской безнадзорности и
обустройство беспризорных детей. Это целевое направление вообще отсутствует в
видах расходов федерального бюджета, за исключением расходов на перевозку
детей, самовольно ушедших из семей, детских домов в размере 0,034 млрд. рублей.
Весь прироста средств, выделяемых по этому направлению, идет на стимулирование
опеки и попечительства в объеме до 6,17 млрд. рублей. Остается не решенной
проблема обеспечения жильем детей-сирот, которых насчитывается сегодня более 20
тысяч (требуется 22,4 млрд. руб.) В программе «Здоровое поколение» программы
«Дети России», заменившей подпрограмму «Здоровый ребенок», текущие расходы
остались без индексации, то есть уменьшатся в реальном выражении более чем на
8%. В то же время прирост инвестиций составляет 45%. По непонятным причинам
планируется снижение общего объема расходов в подпрограммах «Сахарный диабет»
«Туберкулез», в том числе текущих расходов соответственно на 24% и 32%. Несмотря
на то, что в стране выделяется каждым годом все больше средств на социальную
сферу, все равно, по мнению многих критиков этих средств недостаточно, и они
предлагают свои рекомендации по решению этих проблем.
Страницы: 1, 2, 3
|