Курсовая работа: Расходы бюджета с точки зрения заявленных и фактических приоритетов
Одной из важных функций государства является определение приоритетных
направлений расходования бюджетных средств. Они отражаются в федеральном законе,
законах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ и муниципальных образований
о бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время в РФ до сих пор сохраняется
целый ряд отрицательных моментов в области расходования бюджетных средств. К таким
моментам относятся: низкая эффективность использования бюджетных средств; нецелевое
расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение
социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство.
Все это снижает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.
К основным задачам в области совершенствования расходования бюджетных
средств в России можно отнести:
1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;
2) увеличение государственных инвестиций в приоритетных областях
экономики;
3) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов
и целевым программам;
4) уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;
5) концентрация расходов бюджета на наиболее затратах, гарантирующих
большую отдачу;
6) сокращение расходов на содержание государственного аппарата
и обслуживание государственного долга;
7) повышение эффективности использования бюджетных средств на
национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
8) усиление контроля за использованием бюджетных средств.
Расходная часть бюджета Они всегда носят целевой и, как правило,
безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление средств из бюджета на целевое
развитие называется бюджетным финансированием.[13]
Оно отличается от кредитования тем, что кредитование, как правило, предполагает
возвратный характер кредита. Но безвозвратность не означает произвольность в использовании
средств. При применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия
использования денежных средств для целевого направления и обеспечения общего экономического
роста и улучшения жизни населения.
Следует более подробно рассмотреть бюджетное финансирование и
бюджетное кредитование.
Бюджетное финансирование является основной системой предоставления
денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий,
предусмотренных бюджетом.
К принципам бюджетного финансирования относятся:
1)
Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны
предоставляться только при условии получения наибольшей результативности;
2)
Целевой характер использования предоставленных бюджетных средств, то есть
средства предоставляются только на основе утвержденного бюджета на заранее обусловленные
цели;
3)
Безвозвратность бюджетного финансирования;
4)
Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других
показателей и с учетом использования ранее предоставленных ассигнований.
5)
Бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств без уплаты
государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.
При бюджетном финансировании используются два способа:
"нетто-бюджет", когда средства выделяются на ограниченный круг затрат,
предусмотренных утвержденным бюджетом; и "брутто-бюджет", который применяется
для предприятий и организаций, состоящих полностью на бюджетном финансировании,
т.е. бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, связанных как с текущим
содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.
Одновременно с бюджетным финансированием существует и кредитование.
Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между банковскими кредитами и
бюджетным финансированием. В отличие от бюджетного финансирования эти кредиты выдаются
с условием возвратности, но проценты по ряду таких ссуд не взимаются.[14]
Бюджетные кредиты предоставляются в следующих формах:
1) Бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые
кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
2) Кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних
заимствований;
3) Кредиты иностранным государствам.
Бюджетные кредиты государственным и муниципальным предприятиям
предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Кредит
же частному юридическому лицу предоставляется на основании договора и только при
условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по
возврату кредита, которое должно иметь высокую степень ликвидности. Способы обеспечения
исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита - это банковские гарантии,
поручительства, залог имущества (в виде акций, иных ценных бумаг, паев). Обязательные
условия предоставления бюджетного кредита - проведение предварительной проверки
финансового состояния заемщика финансовым органом и отсутствие просроченной задолженности
по ранее выданным бюджетным кредитам.
При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на
которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты, а также условия и порядок их
предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных
кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года,
а также ограничения по возможным субъектам-заемщикам.
Бюджетные кредиты на возвратной и возмездной основах на срок
до одного года и в объеме, утвержденном в законе о бюджете на очередной финансовый
год, могут также предоставляться и бюджетам других уровней.
Основания, порядок предоставления, использования и возврата указанных
бюджетных кредитов устанавливаются законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными
правовыми актами исполнительных органов. Процентная ставка по бюджетным кредитам
устанавливается законом о бюджете на очередной финансовый год.
Все бюджетные расходы, производимые государством, можно условно
разделить на несколько направлений. Так, расходы, производимые в сфере материального
производства, жилищно-коммунальных услуг, относятся к расходам на финансирование
реального сектора экономики страны.
В данном направлении бюджетные средства выделяются министерствам,
ведомствам и предприятиям на затраты по расширению производства, обеспечение простого
воспроизводства, операционные и прочие расходы.
Основная часть денежных средств в данном направлении выделяется
таким приоритетным отраслям народного хозяйства как: энергетика, топливная промышленность,
сельское хозяйство и транспорт.
Необходимо выделить такое направление как расходы на социальные
нужды. Они связаны с выполнением государством социальных функций. К данному направлению
относятся расходы на образование, культуру, кинематографию, на средства массовой
информации, на здравоохранение, спорт, социальную политику и т.д.
Расходы на социальные нужды определяются на основе принципов
сметного планирования. Смета является финансовым планом бюджетных учреждений. На
основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который
включается в состав бюджета на текущий год.
Также выделяется такое направление как расходы на национальную
оборону. Объем данных расходов зависит от ряда внутренних и внешних факторов: международной
обстановки; размера территории страны; технической оснащенности армии; уровня социального
положения военнослужащих; экономических возможностей страны.
К расходам на оборону можно отнести: расходы на содержание армии
и флота, на закупку вооружений и военной техники, на капитальное строительство,
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий
и пособий военнослужащим и прочие затраты.
Также к основным направлениям расходования бюджетных средств
можно отнести расходы на управление.
В состав данного направления входят такие расходы как: расходы
на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры, на содержание
органов государственной власти, на проведение выборов и референдумов, и т.д.
Сделаем вывод.
Расходами бюджета являются выплачиваемые из бюджета денежные
средства, кроме средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками
финансирования дефицита бюджета.
Бюджетные расходы бывают следующих форм: трансферты, кредиты,
субсидии, бюджетные ссуды, ассигнования, займы и т.д.
Одной из важных функций государства является определение приоритетных
направлений расходования бюджетных средств.
В РФ до сих пор есть ряд негативных явлений в области расходов
бюджета: нецелевое расходование средств, низкая эффективность их использования,
выделение недостаточного количества средств, предназначенных для решения вопросов
и т.д. Из данных проблем вытекают следующие задачи улучшения исполнения расходов
бюджета: увеличение инвестиций в приоритетных областях; повышение эффективности
расходов; сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание
государственного долга; усиление контроля за использованием бюджетных средств и
т.п.
1.3 Классификация расходов
бюджета
Разработка политики в области государственных расходов, отвечающей
требованиям конкретного периода, во многом зависит от того, насколько четко классифицированы
государственные расходы. Обоснованная классификация расходов создает основу для
их точного планирования.[15]
Разнообразие видов бюджетных расходов продиктовано целым рядом
факторов:
природой и функциями государства;
уровнем социально-экономического развития страны;
развитостью связей бюджета с национальной экономикой;
административно-территориальным делением государства;
формами предоставления бюджетных средств и т.п.
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов
бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Рассмотрим различные классификации бюджета, приведенные в Бюджетном
Кодексе и литературе.
Бюджетная классификация предусматривает адресное выделение финансовых
ресурсов. С ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются
финансовые ресурсы из бюджета.[16]
Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой
группировку расходов федерального, регионального и местного уровней, отражающих
направление финансовых средств на выполнение органами власти функций государства,
решение социально-экономических задач. Она включает в себя следующие уровни:
·
Первый - разделы, отражают направления финансовых ресурсов на выполнение
основных функций государства;
·
Второй - подразделы, конкретизирующие каждое направление расхода бюджетных
средств в пределах разделов;
·
Третий - целевые статьи расходов бюджетов, отражающие финансирование
расходов по конкретным направлениям деятельности органов власти;
·
Четвертый - виды расходов бюджетов, детализирующие каждое направление
финансирования расходов по целевым статьям.
Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные
изменения. Вместо двадцати семи разделов, сегодня функциональная классификация включает
только 11.
На основании статьи 21 Бюджетного Кодекса можно выделить следующие
разделы расходов бюджета в РФ:
1)
Общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ, высшего должностного
лица субъекта РФ и муниципального образования, судебная система, международные отношения,
фундаментальные исследования и т.д.);
2)
Национальная оборона (Вооруженные Силы РФ и их модернизация, ядерно-оружейный
комплекс, прикладные научные исследования в области национальной обороны и т.д.);
3)
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры,
органы внутренних дел, внутренние войска, органы пограничной службы, миграционная
политика, обеспечение пожарной безопасности и т.д.);
4)
Национальная экономика (общеэкономические вопросы, исследование космического
пространства, сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь
и информатика и т.д.);
5)
Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство,
благоустройство, прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального
хозяйства, другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства);
6)
Охрана окружающей среды (экологический контроль, охрана объектов растительного
и живого мира, научные исследования в области окружающей среды и т.д.);
7)
Образование (дошкольное, общее, начальное профессиональное, высшее образования,
молодежная политика, прикладные научные исследования в области образования и
т.д.);
8)
Культура, кинематография и средства массовой информации (культура, кинематография,
телевидение, радиовещание, периодическая печать, издательства и т.д.);
9)
Здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная медицинская помощь,
амбулаторная помощь, скорая медицинская помощь, санаторно-оздоровительная помощь,
физическая культура и спорт и т.д.);
10)
Социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения,
социальное обеспечение населения, охрана семьи и детства и т.д.);
11)
Межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции бюджетам субъектов
РФ и муниципальных образований, и т.д.).
Функциональная классификация в части разделов и подразделов является
единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней
бюджетной системы.[17]
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания
делятся на текущие и капитальные.[18]
Капитальные расходы представляют собой часть расходов бюджета,
обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они состоят
из расходов, предназначенные для инвестиций в организации в соответствии с инвестиционной
программой; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные
цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта
(либо другие расходы, которые приведут к расширению воспроизводства); расходы, при
осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество; другие
капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета.
Текущие расходы бюджета, обеспечивают текущее функционирование
органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений,
а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики,
а также другие расходы, которые не включены в капитальные расходы в соответствии
с бюджетной классификацией.
Они включают затраты на государственное потребление (содержание
экономической и социальной инфраструктуры, текущие расходы государственных учреждений,
государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг); оказание
государственной поддержки (субсидии, субвенции, текущие трансферты) нижестоящим
органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату
процентов по государственному долгу и другие расходы.
В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, некоторые
из них относятся к числу защищенных статей, то есть не подлежащих сокращению в результате
секвестирования бюджета. Данные статьи не могут быть сокращены даже при недостатке
доходных источников. К защищенным статьям относятся такие как: заработная плата
с начислениями; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; компенсации
за продовольственное обеспечение; пенсии, стипендии, государственные пособия и другие
выплаты населению; оплата коммунальных услуг и т.д.
Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут
превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.[19]
В литературе расходы бюджета также классифицируют по их общественному
назначению. В соответствии с этой классификацией выделяют следующие группы расходов:
1) Финансирование социально-культурных мероприятий;
2) Финансирование промышленного производства;
3) Содержание правоохранительных органов, органов государственной
власти и управления;
4) Финансирование науки;
5) Финансирование обороны;
6) Расходы по внешнеэкономической деятельности;
7) Создание резервных фондов;
8) Расходы по обслуживанию государственного долга;
9) Прочие расходы и выплаты.
Существует также ведомственная классификация расходов по иерархии
уровня власти:
расходы федерального бюджета;
расходы бюджетов субъектов РФ;
расходы местных бюджетов.
Ведомственная классификация необходима для адресного выделения
средств и реализации принципа целевого использования бюджетных средств. В каждом
из уровней данной классификации расходов, выделяются уровни главных распорядителей
средств соответствующего бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам
расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ (федерального, регионального
или местного), а также по группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам
расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ, которые утверждаются
федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете субъекта
РФ или постановлением о бюджете местного органа власти на очередной финансовый год.
Вывод к параграфу.
Для понимания направлений и объемов расходования бюджетных средств,
а также для их эффективности необходима классификация расходов бюджета. В Бюджетном
кодексе приводится функциональная классификация, состоящая из: раздела, подраздела,
целевой статьи и вида расходов.
Кроме функциональной классификации в литературе выделяют еще
такие, как: по общественному назначению расходов, ведомственную классификацию.
Следует отметить также разделение расходов в зависимости от их
экономического содержания на текущие и капитальные. Капитальные расходы обеспечивают
инновационную и инвестиционную деятельность государства; а текущие - обеспечивают
текущее функционирование органов государственной власти, органов МСУ и бюджетных
учреждений, а также поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики.
Выводы к главе.
Расходы бюджета являются очень важной категорией. Ведь именно
от них зависит, какие стороны функционирования государства будут развиваться быстрее,
а какие медленнее, а это напрямую отражается на жизни населения, на его уверенности
в завтрашнем дне.
Нельзя рассматривать расходы бюджета, не имея представления о
нем самом.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных
средств, которые предназначаются для решения задач и функций государства и местного
самоуправления.
Бюджет играет огромную роль в экономической жизни страны, он
регулирует как всю экономику в целом, так и по отдельным отраслям; поддерживает
развитие страны, ускоряет научно-технический прогресс и т.д.
Существует 3 уровня бюджетной системы РФ: Федеральный бюджет,
бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Из этого вытекает,
что он может быть сбалансированным или профицитным, или дефицитным. В 2009 году
дефицит составил 3 131 396,5 млн. руб., а в 2010 на данный момент, в соответствии
с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период
2011 и 2012 годы" составляет 2 381 468,3 млн. руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|