рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловской области

  I.  Суженный подход базируется на оценке динамики валового регионального продукта, объёмов производства, развития инвестиционных и региональных рынков, в т.ч. фондового. Этот метод является упрощённым, но универсальным. Однако его справедливо критикуют за игнорирование объективных связей фактора инвестиций с другими (например, ресурсными) факторами региона.

  II.  Факторный подход основывается на наборе следующих основных факторов:

1. факторы и ресурсы, характеризующий экономический потенциал региона. Под таким потенциалом понимается совокупная способность экономики региона, его предприятий, хозяйств, осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, пользующиеся спросом на внутреннем и мировом рынках, удовлетворять запросы населения региона, общественные потребности.

2. зрелость рыночной среды в регионе как фактор инвестиционной привлекательности. Показатели:

· развитость конкурентной среды предпринимательства, о чём могут свидетельствовать наличие (отсутствие) в регионе эффективной поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов и т.д.;

· воздействие приватизации на инвестиционную активность региона (использование выручки от продажи приватизационных объектов для целей инвестирования);

· развитость в регионе всех форм инфраструктуры;

· степень инфляции и её влияние на инвестиционную деятельность.

3. периодические факторы, т.е. доверие населения к региональной власти, состояние политической стабильности в регионе;

4. социальные и социокультурные факторы, т.е. уровень жизни населения региона, влияние миграции на инвестиционный процесс, условия работы для иностранных специалистов;

5. организационно-правовые формы, т.е. отношение региональных властей к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства органами исполнительной власти региона, правовая культура предпринимателей, информационное обеспечение в регионе, доступность информации и т.д.;

6. финансовые факторы, т.е. состояние доходной части бюджета, уровень банковского процента, доля убыточных предприятий в регионе и т.д.

К достоинствам факторного подхода оценки инвестиционного климата (привлекательности) региона относятся возможность обеспечения максимально эффективного использования всех источников инвестиций, связь инвестиционного климата региона с условиями деятельности инвестора.

  III.  Третий подход представляет собой учёт рисков инвестирования капитала в регион. Так как оценка инвестиционной привлекательности региона – процесс сложный, требующий экспертных разработок, то методики, проводимые с использованием одного-двух факторов, не могут дать объективной картины. Поэтому при обосновании инвестиций как направления формирования конкурентоспособности региона необходимо учитывать следующие имеющие методологическое значение аспекты:

1. инвестиционный климат региона рассматривается с позиции некого “стратегического” инвестора, стремящегося к ускоренному максимальному получению прибыли (дохода) на вложенный капитал. При этом не учитывается, что, как и инвестиции, капитал бывает разным – промышленным, торговым, ссудным, акционерным и другим, а цели инвесторов зачастую не совпадают.

2. существует необходимость в инновационной “наполненности” привлекаемых в регион инвестиций. Это особенно актуально для привлечения инвестиций в сферу венчурного предпринимательства.

3. инвестирование должно быть связано с социальной динамикой, т.е. обеспечением занятости, повышением жизненного уровня населения региона, ростом квалификации работником во всех сферах региональной экономической деятельности.

4. инвестиционный климат не должен нарушать комплексные свойства экономической устойчивости региона.

5. интересы инвестируемых и инвесторов требуют комплексной оценки благоприятности инвестиционного климата и эффективности использования привлекаемых инвестиций.

Наиболее приемлемым считается рисковый подход к оценке инвестиционного климата региона. Авторы рисковой методологии предлагают два её варианта.

Вариант первый. Основу концепции составляет оценка уровня инвестиционных рисков с позиции развития региональной общественной системы в целом. Авторы учитывали факторы характеризующие материальную базу региона, но главный акцент они сделали на социально-политической обстановке в регионе, на человеческом капитале.

Вариант второй. Достоинство этой методики – оценка инвестиционной привлекательности региона и регионального инвестиционного риска осуществляется индивидуально для каждого из 83 регионов России. Инвестиционный климат – комплексная система, состоящая из двух подсистем: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Факторы объединяют в несколько групп, которые характеризуют инвестиционный потенциал региона – ресурсный, производственный, потребительский, инфраструктурный, инновационный, трудовой, институциональный, финансовый. Применительно к региону выделяют следующие виды рисков: политический, экономический, социальный, криминальный, экологический, финансовый, законодательный.

В России достаточно высокая мобильность инвестиционных ресурсов, т.е. невозможно в течение длительного времени выявить стабильность инвестиций в одни и те же регионы, что объясняется, крайней несбалансированностью регионов по риску.

Инвестиционный риск должен непременно рассчитываться по регионам. Существует несколько методов расчёта уровня рисков:

1.  Метод основных эквивалентов представляет собой корректировку ожидаемого потока инвестиций путём введения понижающих коэффициентов для каждого периода инвестирования. В результате ожидаемые инвестиции приводятся к величине инвестиций, которые практически не вызывают рисковых опасений. Этот метод рассчитан на такие инвестиции, которые не предполагают наращивание величины риска. Однако необходимо исчислять коэффициенты достоверности по каждому виду инвестиций, каждому периоду их осуществления, что достаточно трудно. Кроме того, этот метод оценивает риск в целом, что не позволяет выявить риск по ключевым позициям.

2.  Метод анализа чувствительности критериев эффективности инвестиций позволяет выявить влияние отдельных параметров на эффективность инвестиций, направления определения риска инвестиций в регионе. Суть этого метода в том, что в виде математического уравнения или неравенства задаётся взаимосвязь между исходными данными и результатом определённого вида инвестиций. Затем определяются наиболее вероятностные значения исходных показателей инвестиций и возможные диапазоны их изменений. Наконец, проводится изменение значений исходных показателей инвестиций в регионе и исследуется их воздействие на результат инвестирования. Однако данный метод не позволяет получить вероятностные оценки возможных отклонений при исследовании результирующих показателей. Этот метод достаточно далёк от реальной оценки рисков инвестиций региона, хотя и обеспечивает многофакторное изучение этих рисков.

3.  Метод сценариев позволяет достаточно наглядно определить результаты инвестиций при определённых условиях, складывающихся в данный период в региональном хозяйствовании. Этот метод позволяет обеспечить управление региона информацией о возможных отклонениях при осуществлении инвестиций, об изменениях критериев привлечения инвестиций в регион.

При определении рисков инвестиций особо важно выявить риски инвестора и риски региона. Применительно к конкурентоспособности более значимы риски самого региона в связи с привлечением инвестиций. В регионе возможно управление рисками инвестиций, но это управление ограниченно и определяется достоверностью расчётов самих рисков. Управление каждым видом рисков инвестиций может происходить с использованием его собственных способов.

В настоящее время начинает внедряться кэптивное (подконтрольное) страхование: кэптивная страховая компания находится в полной собственности компании компании-учредителя и обеспечивает защиту её интересов. Крупные российские корпорации уже имеют такие страховые компании, однако в регионах их нет. Развитие кэптивного страхования – действительный способ управления инвестиционными рисками региона, хотя их создание требует определённой перестройки финансовых потоков региона. Выполняя перестраховочную деятельность, предлагаемые компании смогут обеспечить управление инвестиционными рисками региона. При этом особое значение будут иметь рейтинг региона, его устойчивость, потенциальные возможности. Создание филиалов привлечёт не только отечественных, но и иностранных инвесторов. Если иностранный капитал вовлекается в хозяйственную деятельность региона, то и страховые компании этой страны оказываются заинтересованными в работе данного региона, могут страховать инвестиционные риски региона.

Для иностранных инвесторов положительными являются следующие позиции отечественного хозяйствования: большие масштабы рынка в России, слабая освоенность этого рынка, неограниченные сырьевые возможности страны, возможность получить большую прибыль на инвестиции. Однако социально-политическая нестабильность страны и регионов, слабая степень страхования инвестиций, коррумпированность управления, неразвитость инфраструктуры снижают привлекательность регионов России для инвестиций.

 

2.3 Разработка региональной инвестиционной стратегии

Формирование рыночных отношений обусловило необходимость развития новых форм долгосрочного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на их эффективное функционирование. Это обусловлено, прежде всего, не равномерностью этого процесса и слабостью воспроизводственной базы регионов. Однако экономическая самостоятельность, которой обладают эти субъекты, затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах.

Стратегия регионального развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать. В то же время может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов и целей. Для этого стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.

Разработка стратегии развития региона требует ответа на вопрос о том, чем и как задается ее целостность. Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона во многом определится тем, насколько полноценно в эту работу удастся вовлечь тех, кто объективно заинтересован в ее результатах и способен внести реальный вклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники и предприниматели, органы муниципальной и федеральной власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговоров и взаимодействий. Часть из них вполне может быть переориентирована на конструктивное обсуждение приоритетов и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих ориентиров, т.е. выступает как организатор.

Другим важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных с разными горизонтами и направлениями развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая профессионального анализа и необходимая для превращения стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему действий, оставляют у людей впечатление пустоты или создают впечатление лукавства и политического манипулирования.

Многочисленные исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес - климата на своей территории.

Правительство России впервые за годы реформ объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития.

Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном, российских институтов. Однако обычно это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.

В отличие от развитых стран не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития. При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией. Успешная реализация региональной стратегии невозможна без повышения эффективности административного управления.

Разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:

1.  Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов).

2.  Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес - климата.

3.  Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона.

Данный подход имеет следующие преимущества:

·  Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона.

·  Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием

·  Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС.

·  Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес - сообщества в процесс стратегического планирования региона через общее видение будущего.

·  Использование более совершенных методов анализа бизнес -климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров.

·  Создание ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии.

·  Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.

Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов:

·  конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона - СЭС),

·  привлекательный бизнес-климат;

·  эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения.

Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии - повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала. В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы в трех областях: стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона), состояние бизнес – климата и эффективность администрации.

Каждый российский регион имеет не более 20 - 30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС), отбор которых производится на основе следующих критериев:

·  существующий или потенциальный объем продаж;

·  количество и потенциал создания рабочих мест;

·  потребление ресурсов региона;

·  влияние на вспомогательные или связанные отрасли;

·  поддержка социальной инфраструктуры.

В процессе анализа производится оценка текущего состояния бизнес - климата, который включает:

·  Анализ наличия и качества специализированных факторов (ресурсов).

·  Анализ наличия и эффективности предприятий вспомогательных и смежных отраслей.

·  Анализ инвестиционного климата и текущей политики администрации региона.

·  Анализ состояния и качества спроса.

·  Определение региональных кластеров, анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие.

По результатам анализа бизнес - климата определяется видение будущего бизнес - климата, а также разрабатываются рекомендации по его совершенствованию. Повышение эффективности региональной администрации включает следующие задачи:

1.  Анализ существующих целевых групп потребителей администрации области (предприятия, Федеральное правительство, округ, население, др.).

2.  Анализ целей, а также задач и функций администрации по отношению к целевым группам потребителей.

3.  Анализ организационной структуры и ключевых бизнес-процессов администрации области.

4.  Разработка рекомендаций по уточнению целевых групп потребителей, определению целей и задач, а также изменениям организационной структуры и ключевых бизнес-процессов.

Важнейшей задачей является создание системы сквозных и сбалансированных показателей эффективности деятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериев успеха), которая будет скоординирована со стратегией развития региона. В процессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности, происходит изменение стратегической позиции региона. Разработанные показатели эффективности используются для мониторинга и оценки эффективности происходящих изменений.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.