Курсовая работа: Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом
Курсовая работа: Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом
Министерство
образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский
государственный инженерно-экономический университет
Кафедра
финансов и банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
на
тему: “Система регулирования рынка ценных бумаг в России и за рубежом”
Санкт-Петербург
2007г.
Содержание
Введение
1. Система регулирования рынка ценных
бумаг
1.1 Понятие, цели и задачи системы
управления рынком ценных бумаг
1.2 Государственное регулирование
рынка ценных бумаг
1.3 Саморегулируемые организации
рынка ценных бумаг
1.4 Система управления рынком ценных
бумаг в России
1.5 Регулирование рыка ценных бумаг
за рубежом
1.6 Работа рынка ценных бумаг в США
1.7 Проблемы развития регулирования
рынка ценных бумаг в России
Заключение
Список литературы
Введение
Любая человеческая
деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не
является исключением и рынок ценных бумаг. Регулирование нужно, прежде всего
для того, чтобы управлять процессами, которые происходят на рынке, поддерживать
порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а
также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества
отдельных участников рынка.
В данной курсовой работе
была создана попытка ответить на вопросы кто, каким образом, на основании чего
и вообще для чего занимается регулированием такого сложного механизма, как
рынок ценных бумаг.
1. Система
регулирования рынка ценных бумаг
1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных
бумаг
Регулирование рынка
ценных бумаг – это
упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со
стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [15]
Система управления
рынком ценных бумаг
– это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию
функционирования и развития фондового рынка. [10] Система регулирования рынка
складывается исторически под влиянием тех проблем, которые накапливаются и
требуют своего разрешения, с тем, чтобы, с одной стороны, рынок мог развиваться
и дальше, а с другой – чтобы его развитие не противоречило каким-то
общественным интересам. [11]
Ключевым моментом в
процессе управления любой системой является определение цели. Цель
системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости,
сбалансированности и эффективности рынка.
В качестве цели
регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой
подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из
элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно
связан с другими элементами системы управления и обладает способностью
взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из
элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что
противоречит общему правиле менеджмента: стремиться к устойчивости системы в
целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно
обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы
всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать
тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы
находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами,
посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка. [10]
Регулирование рынка
ценных бумаг (РЦБ) охватывает всех его участников:
v эмитентов;
v инвесторов;
v профессиональных фондовых
посредников;
v организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование
участников рынка может быть:
1.
Внешнее
регулирование – это
подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства,
других организаций, международным соглашениям.
2.
Внутреннее
регулирование – это
подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным
документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим
деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.
Регулирование РЦБ
охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем:
o
эмиссионные;
o
посреднические;
o
инвестиционные;
o
спекулятивные;
o
залоговые;
o
трастовые и т.п.
Регулирование РЦБ
осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение
функций регулирования. С этих позиций различают:
1)
государственное
регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию
которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
2)
регулирование со
стороны профессиональных участников РЦБ, или саморегулирование рынка. Этот
процесс в данный момент развивается двояко: с одной стороны, государство может
передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или
отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны,
последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает
некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.
3)
общественное
регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете,
именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке
ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные
регулятивные действия государства или профессионалов рынка. [15]
В процесс регулирования
рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги
управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое
обеспечение – это законодательные акты, указы, циркулярные письма и другие
правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение – это
инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также
правила, утверждаемые организациями и профессиональными участниками рынка.
Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая,
финансовая и прочая информация.
Совокупность
государственных и негосударственных методов регулирования составляет, в свою
очередь, основу системы управления РЦБ. Регулирование рынка ценных бумаг – это
объединение в 1 систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить
совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам.
Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников РЦБ в
рамках действующего законодательства. [10]
1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Объектами
государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и
совершаемые с ними разнообразные операции, в частности:
1.
Ценная бумага с
позиций:
a)
юридического
статуса;
b)
размещения
(выпуска);
c)
обращения;
d)
использования в
качестве основы для производных инструментов;
e)
налогообложения и
др.
2.
Участники рынка в
отношении их:
a)
отбора для работы
на рынке в том или ином качестве;
b)
защиты в качестве
инвесторов от мошенничества;
c)
налогообложения и
т.п.
3.
Операции с
ценными бумагами с позиций:
a)
разрешенных видов
рыночных операций;
b)
совмещения разных
видов операций с ценными бумагами;
c)
разрешения
имущественных споров;
d)
налогообложения и
т.п.
Государственное
регулирование РЦБ включает в себя:
-
создание и
совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;
-
создание органов
регулирования рынка;
-
организация
отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка
ценных бумаг;
-
контроль за
соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;
-
разрешение споров
между участниками рынка. [11]
Задачами государственного регулирования являются:
-
реализация
государственной политики развития рынка ценных бумаг;
-
обеспечение
безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
-
создание открытой
системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием
информации участниками рынка. [10]
Формы государственного
регулирования рынка
(в зависимости от вида инструмента регулирования):
1.
Прямое или административное – это
государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно
включает:
a.
нормативно-законодательную
деятельность;
b.
регистрационную
деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических
лиц, ценных бумаг и др.);
c.
разрешительную
деятельность (лицензирование, аттестацию);
d.
поддержание
правопорядка на рынке;
e.
выставление
требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности,
информированию и др.
2.
Косвенное, или экономическое – это
государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических
инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода
регулирование включает проведение государством:
a.
определенной
денежной политики;
b.
политики
налогообложения;
c.
политики
формирования государственных доходов и направления использования
государственных расходов;
d.
политики
управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у
государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.
В отличие от
государственного регулирования рынка в целом, или регулирования
макроэкономических процессов, регулирование РЦБ по преимуществу является административным,
т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических
рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление
процентных ставок.
На практике указанные
способы регулирования обычно дополняют друг друга. [11]
1.3 Саморегулируемые организации
рынка ценных бумаг
Саморегулируемые
организации – это
некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными
участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных
аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в
присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
Количество и
направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться
государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может
регулироваться сразу двумя или более однотипными органами. [15]
Задачи саморегулируемой организации:
A.
Обеспечение
благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.
B.
Соблюдение
стандартов профессиональной этики на рынке.
C.
Защита интересов
профессиональных участников в государственных органах регулирования.
D.
Защита интересов
клиентов профессиональных участников.
E.
Установление
правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их
выполнением. [11]
Права саморегулируемой организации:
1)
разработка
обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на
рынке;
2)
осуществление
профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для
работы на данном рынке;
3)
контроль за
соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
4)
информационная
деятельность на рынке;
5)
обеспечение связи
и представительства (защиты) интересов участников. [15]
Положительные стороны саморегулирования:
1.
Разработка
стандартов поведения самими профессиональными участниками РЦБ, реально
представляющими его особенности.
2.
Экономия
государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг.
3.
Участники РЦБ
больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные
чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны
чиновников.
4.
Проще ввести
этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ. [13]
1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России
Принципы регулирования
российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и
экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную
временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.
Основные принципы:
I.
Разделение
подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной
стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В
первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и
лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и
исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и
профессиональным участником или между профессиональными участниками.
II.
Выделение из всех
видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются
массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть
быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку
именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб
участникам рынка.
III.
Максимально
широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка –
эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом
достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для
принятия деловых решений при операциях на рынке.
IV.
Необходимость
обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и
снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных
документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты
регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не
упоминаются конкретные имена или фирменные названия.
V.
При разделении
полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что
нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.
VI.
Обеспечение
гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем
рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.
VII.
Соблюдение
принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную
историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального
фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему
регулирования рынка “с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт
мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные
регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение
чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.
VIII. Оптимальное распределение функций
регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами
управления. [15]
Как любая система управления,
система управления РЦБ строится в соответствии с его целями, стратегией и
задачами и включает 2 подсистемы: управляющую и управляемую, которые
обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура.
Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая – объекта управления.
Управляющая подсистема
включает:
1.
Государственные
органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг
законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность.
2.
Законодательную
инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых
– законодательные акты).
3.
Этику фондового
рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).
4.
Традиции и
обычаи.
Управляемая и управляющая
подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления
относятся:
®
организация
движения финансовых ресурсов;
®
обеспечение
качества ценных бумаг;
®
информационное
обеспечение рынка.
Субъект управления
выполняет такие функции:
®
координация;
®
регулирование;
®
прогнозирование;
®
стимулирование;
®
организация
®
контроль
процессов, происходящих на рынке.
Воздействие субъекта на
объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при
условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой
подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу,
переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на
применении современной вычислительной техники и технологии, развитии
телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные РЦБ. Создание
общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки,
даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг
в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации
ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и
ускорит процесс совершения сделок.
Российский фондовый рынок
имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций
выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР
России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных
участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась
смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с
равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие
финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют
серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для
коммерческих банков). [10] В нашей стране пока отсутствуют общественные
организации регулирования РЦБ, но на стихийной основе время от времени они
возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как,
например, в период прекращения существования “билетов МММ” в первой половине
1990-х гг. [11]
В соответствии с
Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” государственное регулирование
данного рынка осуществляется на основе:
A.
установления
обязательных требований к деятельности на РЦБ:
Q эмитентов ценных бумаг;
Q профессиональных участников;
Q саморегулируемых организаций
B.
установления
стандартов эмиссии ценных бумаг
C.
государственной
регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг
D.
государственной системы
контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным
ценным бумагам
E.
лицензирования
деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
F.
запрещения и
пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии
Страницы: 1, 2
|