Курсовая работа: Социально-экономическая сущность, порядок формирования и использования средств Фондами обязательного медицинского страхования
Курсовая работа: Социально-экономическая сущность, порядок формирования и использования средств Фондами обязательного медицинского страхования
Министерство науки и
образования Российской Федерации
Федеральное агентство
образования
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: Социально-экономическая
сущность, порядок формирования и использования средств Фондами обязательного
медицинского страхования.
Выполнила: студентка
группы №7044
Маслова Татьяна Андреевна
зачетная книжка № 071828
Руководитель:
Дементьева Нина Михайловна
Новосибирск 2009
Оглавление
Введение
1.
Функции и задачи ФОМС
1.1
Роль ФОМС в системе обязательного медицинского страхования
1.2.
Функции и полномочия ФОМС
2.
Анализ бюджета федерального Фонда обязательного медицинского страхования 2008 и
2009 годов
2.1.
Источники формирования бюджета ФОМС
2.2.
Анализ структуры и динамики расходов бюджета ФОМС
3.
Проблемы ФОМС и пути их решения
Заключение
Список
использованной литературы
Приложения
Ведение
Медицина поистине есть
самое
благородное из всех
искусств.
Гиппократ
Важным звеном государственных и
муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность
финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих
целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется
финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов
перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных
групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных
услуг населению.
Переход к страховой медицине
обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское
страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану
здоровья с состоянием собственного здоровья. Тема медицинского страхования
звучит злободневно, где говорят о серьезных просчетах и недостатках в этой
области. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
Также актуальность данной темы
характеризуется тем, что Фонд обязательного медицинского страхования
обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении
медицинской и лекарственной помощи.
Цель курсовой работы - раскрыть социально-экономическую
сущность средств Фонда обязательного медицинского страхования и изучить порядок
формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского
страхования.
Для достижения поставленной цели поставлены
следующие задачи:
Исследовать деятельность Федерального
фонда обязательного медицинского страхования: функции, полномочия, средства.
Рассмотреть нормативно-правовую сторону
формирования и функционирования Фонда обязательного медицинского страхования.
Рассмотреть проблему реформирования
системы обязательного медицинского страхования на современном этапе, наметить
пути совершенствования формирования и использования Фонда обязательного
медицинского страхования.
Объектом исследования выступил Федеральный
Фонд обязательного медицинского страхования, предметом – порядок формирования и
использования средств Фондами обязательного медицинского страхования
Поэтому в первой главе курсовой работы
рассмотрен Фонд обязательного медицинского страхования – его роль, функции,
полномочия, а также направления деятельности.
Во второй главе показаны источники
формирования бюджета Фонда и направления использования средств, показана
динамика расходов за период 2008 – 2009 годов.
А третья часть показывает проблемы Фонда обязательного
медицинского страхования с путями их решения.
Основой для выполнения курсовой работы
явились: федеральное законодательство, нормативные акты и работы таких ученых и
специалистов, как: Гехт И.А., Гришин В.В., Лаврова Ю.В., Левант Н.А., Семенков
А.В., Таранов А.М. и других.
1. Функции и задачи ФОМС
1.1 Роль ФОМС в системе
обязательного медицинского страхования
Система обязательного медицинского
страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на
получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции РФ.
Медицинское страхование является формой
социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым актом,
регулирующим обязательное медицинское страхование, является Закон РФ «О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый в 1991 году.
Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского
страхования населения в РФ, определил средства обязательного медицинского
страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских
учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели
финансирования здравоохранения.
Обязательное медицинское страхование
является составной частью государственного социального страхования и
обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и
лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного
медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам
обязательного медицинского страхования. [27]
Принципы обязательного медицинского
страхования, а также их сущность представлены в приложении 1.
В качестве субъектов медицинского
страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская
организация, медицинское учреждение.
Численность граждан, застрахованных
согласно спискам к договорам ОМС, составила 143 065, 0 тыс. человек;
численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС — 139 346,
0 тыс. человек, в том числе: работающих — 57 217,5 тыс. человек, неработающих —
82 128,5 тыс. человек. На 01.01.2008 в ТФОМС зарегистрировано 8 000
620 страхователей, из них 87 страхователей неработающего населения -
органов исполнительной власти. [18]
На 01.01.2009 работу по организации и
проведению вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе ОМС
осуществляли 12108 специалистов, участвующих в деятельности по защите прав
застрахованных граждан, в том числе 1 412 штатных специалистов ТФОМС, 3 253
штатных специалистов СМО, 7 443 внештатных медицинских экспертов, включенных в
территориальный регистр.
Для реализации
государственной политики в области обязательного медицинского страхования
граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования.
По состоянию на 01.01.2009 в систему ОМС
Российской Федерации входят 84 территориальных фондов ОМС, 120 страховых
медицинских организаций (СМО) и 262 филиала СМО. [27]
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов,
созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Он
является правовой, экономической и организационной основой медицинского
страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как
самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации
в охране здоровья работников. Создан 24 февраля 1993 года постановлением
Верховного Совета РФ № 4543-I.
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного
медицинского страхования граждан как составной части государственного
социального страхования.
ФОМС является самостоятельным
государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим
свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим
законодательством РФ.
ФОМС осуществляет свою деятельность в
соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями
и распоряжениями Правительства РФ и уставом Федерального фонда ОМС.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными
законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля
1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав ФОМС. [14]
Основными задачами ФОМС являются:
Финансовое обеспечение установленных
законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств
обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом РФ «О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Обеспечение финансовой устойчивости
системы обязательного медицинского страхования и создание условий для
выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на
всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского
страхования.
Аккумулирование финансовых средств ФОМС
для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
[27]
Стратегическим направлением
деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской
Федерации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а
также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.
Во исполнение установленных
функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения
финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий
деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС
финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой
программы ОМС, а также осуществляет в соответствии с законодательством РФ
расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по
обеспечению лекарственными средствами, национальный проект «Здоровье», пилотный
проект в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере
здравоохранения. [14]
Расходование средств ФОМС
осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим
его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным
законом.
Деятельность ФОМС регулируется Уставом,
утвержденным постановлением Правительства. Деятельность ТФОМС осуществляется в соответствии
с Положением о ТФОМС, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ.
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования выполняют роль центральной финансирующей организации страховой
медицине. Они вступают в правовые и финансовые отношения либо с гражданами (физическими
лицами), либо с предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими лицами,
страхователями), страховыми организациями, а так же объектами здравоохранения. При
этом территориальные фонды контролируют объем и качество предоставляемой
медицинской помощи. [15]
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта РФ и
осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном
фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление
Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке
финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».
В настоящее время в России предпринимается
попытка перехода от государственной (бюджетной) системы финансирования медицинской
помощи к финансированию через систему обязательного медицинского страхования.
Немаловажным фактором является создание
основы системы ОМС на уровне субъекта РФ, что позволит урегулировать взаимоотношения
«центра» и «регионов» в отношении разделения полномочий в системе
здравоохранения, а не территориальном уровне осуществлять выравнивание финансовых
средств территорий, необходимых для реализации программ ОМС. [21]
Основной смысл проводимых в
здравоохранении преобразований заключается в создании медицинских услуг при соблюдении
принципа общественной солидарности и удовлетворения потребности граждан в медицинской
помощи.
1.2 Функции и полномочия
ФОМС
Роль федерального фонда обязательного
медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства
раскрывается через его функции. В целях выполнения основных задач ФОМС:
Осуществляет выравнивание финансовых
условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского
страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Разрабатывает и в установленном порядке
вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование.
Осуществляет в соответствии с
установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда.
Участвует в создании ТФОМС.
Выделяет в установленном порядке средства
территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на
безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ
обязательного медицинского страхования.
Осуществляет совместно с территориальными
фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной
налоговой службы РФ контроль за своевременным и полным перечислением страховых
взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования.
Осуществляет совместно с территориальными
фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным
использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского
страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых
проверок.
Осуществляет в пределах своей компетенции
организационно - методическую деятельность по обеспечению функционирования
системы обязательного медицинского страхования.
Вносит в установленном порядке предложения
по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по
вопросам обязательного медицинского страхования
Участвует в разработке базовой программы
обязательного медицинского страхования граждан.
Осуществляет сбор и анализ информации, в
том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского
страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство РФ.
Организует в порядке, установленном
Правительством РФ, подготовку специалистов для системы обязательного
медицинского страхования.
Изучает и обобщает практику применения
нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования.
Обеспечивает в порядке, установленном
Правительством РФ, организацию научно - исследовательских работ в области
обязательного медицинского страхования.
Участвует в порядке, установленном
Правительством РФ, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного
медицинского страхования.
Ежегодно в установленном порядке
представляет в Правительство РФ проекты федеральных законов об утверждении бюджета
Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении. [27]
Управление Федеральным фондом
осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим
исполнительным органом - директором.
К компетенции правления Федерального фонда
относится решение следующих вопросов:
Утверждение перспективных планов работы
Федерального фонда.
Рассмотрение проектов бюджета Федерального
фонда и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах
деятельности Федерального фонда.
Определение направлений и порядка
использования доходов Федерального фонда, в том числе полученных от
использования временно свободных средств и нормированного страхового запаса, а
также порядка покрытия убытков.
Утверждение порядка направления финансовых
средств на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов
обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования, на выполнение целевых программ по оказанию
медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Рассмотрение проектов базовой программы
обязательного медицинского страхования и предложений о тарифе взносов на
обязательное медицинское страхование.
Рассмотрение разрабатываемых Федеральным
фондом проектов нормативных актов по совершенствованию системы обязательного
медицинского страхования.
Принятие решений о внесении в
установленном порядке предложений по определению норматива средств на
содержание Федерального фонда, о рекомендациях по определению норматива средств
на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и
страховых медицинских организаций.
Формирование ревизионной комиссии. [27]
Контроль за деятельностью Федерального
фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере
необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку
деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной
организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой
проверки представляется в Правительство РФ.
Состав правления Федерального фонда в
количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления
3 года.
Правление возглавляет председатель,
который имеет 1 заместителя. Они избираются правлением Федерального фонда. В состав
правления входит по должности директор Федерального фонда.
В состав правления могут входить
представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и
общественных объединений.
Решение правления принимается простым
большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. Заседания
правления проводятся не реже 1 раза в 3 месяца. [14]
Глава 2. Анализ бюджета
ФОМС 2008 и 2009 годов
2.1 Источники формирования бюджета
ФОМС
Финансовые средства ФОМС являются
федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и
изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федерального фонда
образуются за счет:
Части страховых взносов (отчислений)
хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское
страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.
Ассигнований из федерального бюджета на
выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского
страхования.
Добровольных взносов юридических и
физических лиц.
Доходов от использования временно
свободных финансовых средств.
Нормированного страхового запаса
Федерального фонда.
Поступлений из иных источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации.
Временно свободные финансовые средства
Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских
депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных
государственных ценных бумаг.
Финансовые средства, не израсходованные в
истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из
федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Федеральный фонд вправе осуществлять
приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном
порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и
направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
Федеральный фонд ежегодно разрабатывает
бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ
утверждаются федеральным законом. [27]
Федеральный закон РФ от 21 июля 2007 г. N
184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на
2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусматривает утверждение
бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 г. по
доходам в сумме 123 241 204,4 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных
трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 45 674 381,4 тыс.
рублей; по расходам – 123 241 204,4 тыс. рублей, в том числе межбюджетные
трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 16
600 000,0 тыс. рублей. [3]
Страницы: 1, 2, 3
|