Курсовая работа: Состав и структура государственных расходов и доходов
Состав и структура
доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой
политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и
исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в
определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления
расходов.
Как правило, источником
доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов
государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой
налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно
нестабильного характера[5].
Структура
государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает
семь частей:
I. Доходы.
II. Полученные
официальные трансферты (гранты).
III. Погашение кредитов,
выданных из бюджета.
IV. Расходы.
V. Кредитование.
VI. Дефицит (профицит)
бюджета.
VII. Финансирование
(дефицита (использование профицита) бюджета).
В свою очередь доходы
подразделяются на:
- налоговые поступления;
- неналоговые
поступления;
- доходы от операций с
капиталом.
Эти три основные
категории бюджетных поступлений дополняются частью (и одновременно категорией)
полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от
нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные),
субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной
основе (гранты).
Категория погашение
кредитов, выданных из бюджета представляет собой поступления денежных средств
со стороны государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам
(предоставленным на возвратной основе - кредитования в предыдущие периоды
(годы).
Во второй части расходы
отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги
общего характера; оборона; общественный порядок и безопасность; образование;
здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь;
жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство;
отрасли экономики; прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты
нижестоящим бюджетам.
Расходы по обслуживанию
государственного долга проводятся по функциональной группе - «обслуживание
долга» с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных
программ - аппарата акимов и Министерства финансов по подпрограммам -выплата
вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.
Средства, предназначенные для кредитования других
экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде
погашений, показываются в соответствующей части - кредитовании, являющейся
функциональной группой.
В ряде государств применяется практика разделения
расходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет
развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование,
инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с
расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы,
которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной
обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений
и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете развития
объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства,
централизованным финансированием новых социально-экономических мероприятий;
анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более
взвешенно и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства.
Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности
строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заемных.
Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного
характера и их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе
исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить
расходы бюджета развития.
Шестая часть - дефицит
бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и
расходами, включая кредитование; положительная разница между этими величинами
означает профицит бюджета.
Седьмая часть (и
одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование
профицита) бюджета отражает расходы по погашению внутреннего и внешнего
государственного долга. Она имеет двойное назначение:
1) в случае дефицита -
привлечение средств из внутренних источников (от Национального банка,
коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по зачету, остатки бюджетных
средств на начало года, обращаемые на покрытие расходов) и от внешних займов;
2) при профиците -
использование сверхплановых поступлений, в первую очередь на погашение
государственных обязательств или дополнительное финансирование первоочередных
бюджетных программ.
Для финансирования
дефицита используют три основных способа: монетизация, внешнее и внутреннее
долговое финансирование. Каждый из способов несет в себе определенные
положительные и негативные моменты.
Исполнение расходов и
кредитование бюджета по ведомственной классификации означают группировку по
администраторам бюджетных программ, например Администрация Президента
Республики Казахстан, хозяйственное управление Парламента, Канцелярия Премьер-министра,
акимы областей и городов Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства,
другие ведомства и службы Республики Казахстан.
Бюджетная
классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать
поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с
применением средств автоматизации.
Таким
образом, функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием
централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством
особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные
этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и
имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство
необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные
ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Глава 2. Анализ доходов и расходов государственного
бюджета за последние три года
Формирование
государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства:
оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и
оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов
населения и другие средства общества.
Государство является
собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного
продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов
является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов
образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных
организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для
удовлетворения общенародных потребностей.
К доходам от
государственной собственности относятся:
1) доход государственных
предприятий и организаций в виде валового дохода (прибыли), налога на
добавленную стоимость, акцизов, таможенных доходов;
2) доходы от
государственного имущества (от государственного жилого фонда, земли, лесов, водных
угодий, других природных ресурсов, средства от разгосударствления и
приватизации государственной собственности);
3) доходы от платных
услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями
(регистрационные сборы, сборы за поверку, клеймение и экспертизу мер и
измерительных приборов, плата за анализ и клеймение изделий из драгоценных
металлов) и плата за нехозяйственные услуги (государственная пошлина, сбор
дорожной полиции, заявочный сбор на товарные знаки);
4) специальные средства
бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных
предприятий и др.
Государственные доходы
имеют своим источником национальный доход, а финансовые ресурсы мобилизуются
при распределении и перераспределении всей суммы валового общественного
продукта. Покрытие государственных расходов обеспечивается совокупностью всех
финансовых ресурсов государства.
Проанализируем доходы
государственного бюджета Республики Казахстан за несколько последних лет.
2003 г. – 1004,6 млрд.
тенге
2004 г. – 1286,7 млрд.
тенге
2005 г. – 1752,7 млрд.
тенге
2006 г. – 2163,8 млрд.
тенге
2007 г. – 2887,8 млрд.
тенге
2008 г. – 2981,3 млрд.
тенге
На основании
вышеприведённых данных построена диаграмма, отображенная на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 2003 – 2008 гг.
Из диаграммы видно, что доходная часть
государственного бюджета РК растёт из года в год, так доходы бюджета за 2008
год превышают доходы за 2003 год более чем в 2 раза, прирост по данному периоду
2003-2008 гг. составляет 197%. В 2007 г. прирост доходов государственного
бюджета по сравнению с 2006 годом составил 33, 4%.
Доходная часть государственного
бюджета состоит из налоговых поступлений, неналоговых поступлений, поступлений
от продажи основного и поступлений трансфертов. Структура доходов бюджета за
2003-2008 гг. отражена в таблице 1.
Таблица 1 -
Структура доходов бюджета за 2003-2008 гг. (в млн. тенге)
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008
(план на 1 сентября)
|
Налоговые поступления |
947 251 |
1 186 137 |
1 654 679 |
2 036 479 |
2 356 040 |
2 823 556 |
Неналоговые поступления |
44 813 |
81 500 |
66 036 |
54 764 |
181 067 |
64 143 |
Поступления от продажи основного капитала |
12 502 |
19 096 |
32 010 |
72 583 |
92 686 |
93 608 |
Поступления трансфертов |
0 |
0 |
0 |
2 |
258 045 |
466 525 |
Примечание: Составлено автором на
основании данных Справки по государственному, республиканскому и местным
бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК |
Согласно таблице
поступление трансфертов в 2003-2005 гг. в государственный бюджет не
осуществлялось, в 2006 году составило 2 млн. тенге, в 2007 г. – 258045 млн.
тенге, а согласно плану на 1 сентября 2008 г. составило 466 525 млн. тенге.
В приложении 1 приведён
структурный анализ доходов государственного бюджета по годам, из которого можно
сделать вывод, что доля налоговых поступлений уменьшается из года в год, так
если налоговые поступления в 2003 году составляли 95% доходов госбюджета, в 2004
– 93%, в 2005, 2006 – 94%, то в 2007 – 82%, а в 2008 - 81%. Если доля
поступлений от продажи основного капитала меняется несущественно, то
поступления трансфертов растут начиная с 2006 года.
Проведём анализ динамики
налоговых поступлений в бюджет за 2003-2008 гг.
Рисунок 2 - Динамика налоговых поступлений в
государственный бюджет в период 2003-2008 гг.
Рисунок 2 наглядно демонстрирует рост налоговых
поступлений в госбюджет, так с 2003 года они выросли более чем в 3 раза. Если
проанализировать прирост за последние 3 года, то данные будут выглядеть
следующим образом: в 2006 г. по сравнению с 2005 г. прирост налоговых
поступлений составил 23%, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом прирост
налоговых поступлений составил 16%, согласно плану на 1 сентября 2008 г.
прирост налоговых поступлений по сравнению с 2007 годом составит 20%.
В своём Докладе по итогам исполнения бюджета за
первое полугодие 2008 года и задачах на второе полугодие Министр финансов
Республики Казахстан Жамишев Б.Б. отметил, что поступления в государственный
бюджет без учета внешних займов составили 1 600,7 млрд. тенге (98,1% к плану на
отчетный период), в т.ч. доходы составили 1 599,0 млрд.тенге, или 98,2%. При
запланированном дефиците 169,0 млрд. тенге,
фактически этот показатель сложился на уровне 112,2 млрд. тенге. По
сравнению с аналогичным периодом 2007 года темп роста доходов государственного бюджета составил 121,7%, недопоступило 29,5 млрд.тенге (план – 1 628,5 млрд.тенге)[6]
(рисунок 3).
Рисунок 3 - Исполнение доходов государственного
бюджета за 1 квартал 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года
Доходная часть бюджета в основном обеспечена за счет
поступлений корпоративного подоходного налога, таможенных платежей и налогов, а
также гарантированного трансферта из Национального фонда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|