рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Состав и структура государственных расходов и доходов

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера[5].

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает семь частей:

I. Доходы.

II. Полученные официальные трансферты (гранты).

III. Погашение кредитов, выданных из бюджета.

IV. Расходы.

V. Кредитование.

VI. Дефицит (профицит) бюджета.

VII. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета).

В свою очередь доходы подразделяются на:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- доходы от операций с капиталом.

Эти три основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

Категория погашение кредитов, выданных из бюджета представляет собой поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитования в предыдущие периоды (годы).

Во второй части расходы отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики; прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.

Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по функциональной группе - «обслуживание долга» с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов и Министерства финансов по подпрограммам -выплата вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.

Средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются в соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой.

В ряде государств применяется практика разделения расходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование, инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете развития объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально-экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы бюджета развития.

Шестая часть - дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.

Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы по погашению внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:

1) в случае дефицита - привлечение средств из внутренних источников (от Национального банка, коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по зачету, остатки бюджетных средств на начало года, обращаемые на покрытие расходов) и от внешних займов;

2) при профиците - использование сверхплановых поступлений, в первую очередь на погашение государственных обязательств или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.

Для финансирования дефицита используют три основных способа: монетизация, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Каждый из способов несет в себе определенные положительные и негативные моменты.

Исполнение расходов и кредитование бюджета по ведомственной классификации означают группировку по администраторам бюджетных программ, например Администрация Президента Республики Казахстан, хозяйственное управление Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и городов Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы Республики Казахстан.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

Таким образом, функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.


Глава 2. Анализ доходов и расходов государственного бюджета за последние три года

2.1 Анализ доходов государственного бюджета

Формирование государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.

Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для удовлетворения общенародных потребностей.

К доходам от государственной собственности относятся:

1) доход государственных предприятий и организаций в виде валового дохода (прибыли), налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных доходов;

2) доходы от государственного имущества (от государственного жилого фонда, земли, лесов, водных угодий, других природных ресурсов, средства от разгосударствления и приватизации государственной собственности);

3) доходы от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями (регистрационные сборы, сборы за поверку, клеймение и экспертизу мер и измерительных приборов, плата за анализ и клеймение изделий из драгоценных металлов) и плата за нехозяйственные услуги (государственная пошлина, сбор дорожной полиции, заявочный сбор на товарные знаки);

4) специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий и др.

Государственные доходы имеют своим источником национальный доход, а финансовые ресурсы мобилизуются при распределении и перераспределении всей суммы валового общественного продукта. Покрытие государственных расходов обеспечивается совокупностью всех финансовых ресурсов государства.

Проанализируем доходы государственного бюджета Республики Казахстан за несколько последних лет.

2003 г. – 1004,6 млрд. тенге

2004 г. – 1286,7 млрд. тенге

2005 г. – 1752,7 млрд. тенге

2006 г. – 2163,8 млрд. тенге

2007 г. – 2887,8 млрд. тенге

2008 г. – 2981,3 млрд. тенге

На основании вышеприведённых данных построена диаграмма, отображенная на рисунке 1.


Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 2003 – 2008 гг.


Из диаграммы видно, что доходная часть государственного бюджета РК растёт из года в год, так доходы бюджета за 2008 год превышают доходы за 2003 год более чем в 2 раза, прирост по данному периоду 2003-2008 гг. составляет 197%. В 2007 г. прирост доходов государственного бюджета по сравнению с 2006 годом составил 33, 4%.

Доходная часть государственного бюджета состоит из налоговых поступлений, неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного и поступлений трансфертов. Структура доходов бюджета за 2003-2008 гг. отражена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура доходов бюджета за 2003-2008 гг. (в млн. тенге)

2003 2004 2005 2006 2007

2008

(план на 1 сентября)

Налоговые поступления 947 251 1 186 137 1 654 679 2 036 479 2 356 040 2 823 556
Неналоговые поступления 44 813 81 500 66 036 54 764 181 067 64 143
Поступления от продажи основного капитала 12 502 19 096 32 010 72 583 92 686 93 608
Поступления трансфертов 0 0 0 2 258 045 466 525
Примечание: Составлено автором на основании данных Справки по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК

Согласно таблице поступление трансфертов в 2003-2005 гг. в государственный бюджет не осуществлялось, в 2006 году составило 2 млн. тенге, в 2007 г. – 258045 млн. тенге, а согласно плану на 1 сентября 2008 г. составило 466 525 млн. тенге.

В приложении 1 приведён структурный анализ доходов государственного бюджета по годам, из которого можно сделать вывод, что доля налоговых поступлений уменьшается из года в год, так если налоговые поступления в 2003 году составляли 95% доходов госбюджета, в 2004 – 93%, в 2005, 2006 – 94%, то в 2007 – 82%, а в 2008 - 81%. Если доля поступлений от продажи основного капитала меняется несущественно, то поступления трансфертов растут начиная с 2006 года.

Проведём анализ динамики налоговых поступлений в бюджет за 2003-2008 гг.

Рисунок 2 - Динамика налоговых поступлений в государственный бюджет в период 2003-2008 гг.

Рисунок 2 наглядно демонстрирует рост налоговых поступлений в госбюджет, так с 2003 года они выросли более чем в 3 раза. Если проанализировать прирост за последние 3 года, то данные будут выглядеть следующим образом: в 2006 г. по сравнению с 2005 г. прирост налоговых поступлений составил 23%, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом прирост налоговых поступлений составил 16%, согласно плану на 1 сентября 2008 г. прирост налоговых поступлений по сравнению с 2007 годом составит 20%.

В своём Докладе по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2008 года и задачах на второе полугодие Министр финансов Республики Казахстан Жамишев Б.Б. отметил, что поступления в государственный бюджет без учета внешних займов составили 1 600,7 млрд. тенге (98,1% к плану на отчетный период), в т.ч. доходы составили 1 599,0 млрд.тенге, или 98,2%. При запланированном дефиците 169,0 млрд. тенге, фактически этот показатель сложился на уровне 112,2 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года темп роста доходов государственного бюджета составил 121,7%, недопоступило 29,5 млрд.тенге (план – 1 628,5 млрд.тенге)[6] (рисунок 3).

Рисунок 3 - Исполнение доходов государственного бюджета за 1 квартал 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года

Доходная часть бюджета в основном обеспечена за счет поступлений корпоративного подоходного налога, таможенных платежей и налогов, а также гарантированного трансферта из Национального фонда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.