Курсовая работа: Теория и практика проведения налоговых проверок юридических лиц
Глава 3. Выездная налоговая проверка
Налоговый
контроль за деятельностью бюджетных организаций осуществляется сотрудниками
налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок,
получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, а также в других
формах, предусмотренных п. 1 ст. 82 НК РФ, в частности путем проведения
камеральной (КНП) и выездной (ВНП) налоговых проверок.
Согласно
п. 1 ст. 89 НК РФ выездная проверка проводится на основании решения
руководителя (заместителя руководителя) налогового органа как на территории (в
помещении) налогоплательщика, так и в здании налоговой инспекции, если
налогоплательщик не может предоставить помещение для ее проведения. Форма
такого Решения приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N
САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении
и оформлении налоговых проверок; Оснований и порядка продления срока проведения
выездной налоговой проверки; Порядка взаимодействия налоговых органов по
выполнению поручений об истребовании документов; Требований к составлению акта
налоговой проверки" (далее - Приказ ФНС России N САЭ-3-06/892@).
Решение
о проведении ВНП в обязательном порядке должно содержать следующие сведения (п.
2 ст. 89 НК РФ):
-
полное и сокращенное наименования налогоплательщика;
-
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых
подлежит проверке;
-
периоды, за которые проводится проверка;
-
должность, Ф.И.О. сотрудников налогового органа, которым поручается проведение
проверки.
В
соответствии с п. 3 ст. 89 НК РФ в отношении одного налогоплательщика ВНП может
проводиться по одному или нескольким налогам.
В
ходе контрольных мероприятий налоговики вправе охватить проверкой период, не
превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено
решение о проведении проверки. Причем периодичность таких проверок в отношении
одного налогоплательщика не должна превышать двух раз в течение года (п. 5 ст.
89 НК РФ). Исключение из правила - решение руководителя ФНС.
Вместе
с тем контролеры могут провести повторную выездную налоговую проверку в порядке
контроля вышестоящим налоговым органом деятельности инспекции или на основании
поданной налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма
налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ). В рамках этой
проверки проверяется период, за который представляется уточненная налоговая
декларация.
В
соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ срок проведения ВНП не может превышать двух
месяцев, начиная со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивая днем
оформления справки о проведенной проверке. В Письме от 04.04.2007 N
03-02-07/1-157 Минфин дал разъяснения о сроках проведения ВНП. В нем, в
частности, сказано, что если последний день срока ее проведения попадает на
нерабочий день, то с учетом ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается
ближайший следующий за ним рабочий день.
В
последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан
составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки
ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст.
89 НК РФ).
3.2
Основания продления выездной налоговой проверки
В
определенных случаях проверка может затянуться до четырех, а иногда и до шести
месяцев. Основания и порядок продления срока ее проведения утверждены Приказом
ФНС России N САЭ-3-06/892@.
В
соответствии с п. 3 этого Приказа основаниями продления срока проведения
выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести
месяцев могут являться:
1)
проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2)
получение в ходе выездной (повторной выездной) налоговой проверки от
правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации,
свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового
агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной
проверки;
3)
наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.д.) на
территории, где проводится проверка;
4)
проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных
подразделений, а именно:
-
четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;
-
менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если
доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные подразделения, составляет не
менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный
вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от
общей стоимости имущества организации;
-
десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;
5)
непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в
установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых
для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
6)
иные обстоятельства. В данном случае необходимость и сроки продления выездной
(повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности
проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов,
количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества
осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности
организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности
технологических процессов и т.д.
Особо
следует отметить последний пункт, который делает перечень
"исключительных" случаев увеличения срока проведения ВНП открытым.
Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что при большом желании налоговики
могут применить данный пункт практически ко всему, тем самым затягивая срок
проведения проверки на полгода.
В
соответствии с п. 4 Приказа ФНС России N САЭ-3-06/892@ для продления срока
проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговый орган,
проводящий проверку, направляет в вышестоящий налоговый орган мотивированный
запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой
проверки.
Решение
о продлении ее срока принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС:
-
при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой
управлением ФНС по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового
органа, проводившего проверку;
-
при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки,
проводимой межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
-
при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки,
проводимой ФНС. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока ее
проведения представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС
руководителем проверяющей группы (бригады).
В
остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной)
налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления
ФНС по субъекту РФ.
Положения
налогового законодательства (п. 9 ст. 89 НК РФ) позволяют контролерам в
определенных случаях приостанавливать проведение ВНП, однако общий срок
приостановления не может превышать шести месяцев. Если была приостановлена
проверка по вопросу получения информации от иностранных государственных органов
в рамках международных договоров, срок ее приостановления может быть увеличен
еще на три месяца.
Приостановление
и возобновление проведения ВНП осуществляются на основании решений руководителя
налогового органа или его заместителя, формы которых утверждены Приказом ФНС
России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106
В
ходе налоговой проверки могут осуществляться выемка и истребование документов.
По
поводу выемки документов Минфин в Письме от 06.03.2009 N 03-02-07/1-113 дал
следующие пояснения: если у проверяющего достаточно оснований полагать, что
документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть
уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, то производится выемка этих
документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, то есть на основании
мотивированного постановления о выемке документов. Данное постановление
подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего
налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).
Истребование
документов осуществляется согласно ст. 93.1 НК РФ. Налоговый орган вправе
запросить документы бухгалтерского и налогового учета, касающиеся деятельности
проверяемого налогоплательщика (Письма Минфина России от 13.02.2008 N
03-02-07/1-58, от 04.12.2007 N 03-02-07/1-468). В свою очередь,
налогоплательщик обязан предоставить ему такую возможность (пп. 5 п. 1 ст. 23,
п. 12 ст. 89 НК РФ).
В
этих целях налоговики вручают учреждению Требование о представлении документов
(информации) по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 N
ММ-3-06/338@. В нем должны быть указаны наименования, реквизиты, иные
индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся.
Интересующие
контролеров документы должны быть представлены проверяемым в виде заверенных им
копий в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст.
93 НК РФ). Причем данный срок следует исчислять в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК
РФ). В противном случае налогоплательщика могут привлечь к ответственности,
предусмотренной п. 1 ст. 126 "Непредставление налоговому органу сведений,
необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ. Напомним, что
данной нормой установлена ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за
каждый непредставленный документ.
В
соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в
течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке
уполномоченные должностные лица налоговых органов обязаны составить в
установленной форме акт налоговой проверки.
Из
п. 5 ст. 100 НК РФ следует, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с
даты составления данного акта должен быть вручен лицу, в отношении которого
проводилась проверка, или его представителю под расписку либо передан иным
способом, свидетельствующим о дате получения акта указанным лицом (его
представителем). При этом в акте налоговой проверки согласно пп. 1 п. 3 ст. 100
НК РФ должна быть отражена дата его подписания лицами, проводившими проверку.
Срок
вручения акта налоговой проверки не был законодательно установлен, на что
неоднократно указывал Минфин (Письма от 26.09.2008 N 03-02-07/2-161 и от
02.06.2008 N 03-02-08-12), поэтому Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ
были внесены изменения в п. 5 ст. 100 НК РФ, вступившие в силу с 01.01.2009.
Согласно внесенным
поправкам акт выездной налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику
в срок не позднее двух месяцев и пяти дней, исчисляемый в соответствии с п. 2
ст. 6.1 НК РФ со дня, следующего за последним днем проверки
3.5 Нюансы проведения выездных налоговых проверок
Проверки,
проводимые налоговыми органами, - это составная часть финансовых проверок и
важнейшая форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения налогоплательщиками в бюджеты и государственные
внебюджетные фонды налогов и сборов, а также за исполнением ими иных
обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и другими
нормативными актами. В данном материале мы разберемся в нюансах проведения
выездных налоговых проверок.
В
п. 1 ст. 89 НК РФ определен основной признак выездной налоговой проверки,
отличающий ее от камеральной: выездная налоговая проверка проводится на
территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя
(заместителя руководителя) налогового органа. При этом также предусмотрено, что
в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить
помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может проводиться по
месту нахождения налогового органа.
В
соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой
проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту
жительства физического лица (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14
мая 2008 г. N А56-31372/2007).
Решение
о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке,
предусмотренном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков,
выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в
качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная
выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на
основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного
подразделения.
Решение
о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
-
полное и сокращенное наименования организации либо фамилию, имя, отчество
налогоплательщика;
-
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых
подлежит проверке;
-
периоды, за которые проводится проверка;
-
должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается
проведение проверки.
Форма
решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении
выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см.
форму данного решения в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006
г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при
проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока
проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых
органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к
составлению Акта налоговой проверки").
Пункт
3 ст. 89 НК РФ гласит, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика
может проводиться по одному или нескольким налогам.
Предметом
выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность
уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом в рамках выездной налоговой
проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет,
предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
В
соответствии с разъяснениями, предоставленными ФНС России в Письме от 22
октября 2007 г. N ШТ-6-03/809@ "О направлении Письма Минфина России от
19.06.2007 г. N 03-07-08/160", срок проведения выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления
справки о проведенной проверке.
В
п. 5 ст. 89 НК РФ закреплено, что налоговые органы не вправе проводить две и
более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же
период (Постановление ФАС Центрального округа от 19 февраля 2009 г. N
А08-2803/2008-25).
Также
они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух
выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев
принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Постановление
Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о
Федеральной налоговой службе"), о необходимости проведения выездной
налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При
определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не
учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок
его филиалов и представительств.
Пункт
6 ст. 89 НК РФ регламентирует, что выездная налоговая проверка не может
продолжаться более двух месяцев (Постановление ФАС Поволжского округа от 21
января 2009 г. N А12-7693/2008).
Указанный
срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до
шести месяцев (форму решения о продлении выездной налоговой проверки см. в
Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 7 мая 2007 г. N ММ-3-06/281@ "Об
утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при
реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о
налогах и сборах").
Основания
и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно
положениям Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. N
САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении
и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения
выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по
выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта
налоговой проверки" основаниями продления срока проведения выездной
налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:
-
проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
-
получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки
информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных
источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора,
налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей
дополнительной проверки;
-
наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.д.) на
территории, где проводится проверка;
-
другое.
В
соответствии с п. 7 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки налоговый
орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств
налогоплательщика. Он также вправе проводить самостоятельную выездную налоговую
проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и
своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов (Постановление ФАС
Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. N А56-27517/2008).
Налоговый
орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и
представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства
две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот
же период.
Налоговый
орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства
налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного
календарного года.
При
проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и
представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
Пункт
8 ст. 89 НК РФ регламентирует, что срок проведения выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления
справки о проведенной проверке.
Приостановление
и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются
соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового
органа, проводящего указанную проверку.
В
соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в
связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может
проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет,
предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|