рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Технопарки и парки высоких технологий, их роль в современной экономике

В Украине пока нет ни долгосрочной политики привлечения инвестиций, ни гарантий для инвесторов: технопарки то получают льготы, то вновь теряют их. [3, с.9] Финансирование инновационной деятельности только из госбюджета неэффективно, даже в том случае, если в руководстве госфонда стоят кристально честные люди, не замешанные в коррупционных схемах. Чиновник не может определить, какие проекты имеют перспективу, а какие — нет. Однако если в проект уже вложены негосударственные деньги, это значит, что частный бизнес провел необходимую экспертизу и приложит все усилия, чтобы проект состоялся, — тогда и государство может инвестировать. [27] Государственная поддержка технопарков — это инвестиции в технологическое развитие страны. Они обязательно окупаются, но только доходы в бюджет поступают не из парков, где проекты находятся на начальных, затратных стадиях своего развития, а поступают по мере расширения производств, успешной деятельности компаний, повысивших свою конкурентоспособность, занявших с новыми продуктами новые рынки. [3, с.9] Один из возможных механизмов господдержки — компенсация процентной ставки коммерческих банков — заложен в новой редакции Закона «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков». Однако этот механизм пока ещё не работает. Сейчас участники украинских технопарков финансируют свои разработки, привлекая банковские кредиты на общих основаниях. Банки выдают такие кредиты очень неохотно, поскольку инновационные проекты сопряжены с высоким риском. За рубежом проекты на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) финансируются либо государством, либо бизнес-ангелами. Последние рискуют небольшими деньгами в расчете на то, что вложенные ими средства многократно увеличатся. Иногда такое бывает. Когда инновационный товар готов к выходу на рынок, проект финансирует венчурный инвестор. [27]

Инвестируя в создание технологических компаний, государство получает их акции и в дальнейшем может рассчитывать на дивиденды либо на доход от продажи своей доли. Оптимальным вариантом могло бы стать госфинансирование инновационных проектов при условии участия в них частного бизнеса. По мнению экспертов Центра науковедения им. Г. М. Доброва, государство могло бы участвовать в создании венчурных фондов, что стимулировало бы развитие венчурного инвестиционного бизнеса и одновременно создало бы условия для инвестирования в малые наукоемкие предприятия.

В Беларуси источниками финансирования деятельности технопарков являются:

-  доходы от собственной деятельности;

-  бюджетные средства, выделяемые в установленном порядке;

-  плата, получаемая от субъектов малого предпринимательства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого имущества;

-  денежные и материальные взносы учредителей (участников) технопарка;

-  кредиты банков и других кредиторов;

-  безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций и физических лиц;

-  инвестиции, в том числе иностранные;

-  иные источники, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [24]

Также у нас действует Белорусский Инновационный Фонд (Белинфонд) для усиления поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь. Средства Белинфонда выделяются субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе и на договорных условиях. Средства направляются на финансирование инновационной части проекта, связанной с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Объём выделяемых средств может составлять до 50% от общего объема средств, выделяемых для финансирования всего проекта. Остальная часть средств должна быть представлена из других внебюджетных источников. За время своего существования Белинфонд профинансировал свыше 30 инновационных проектов общей стоимостью более 2,5 миллиона долларов США. Три предприятия уже полностью рассчитались с фондом по взятым кредитам, выразив желание продолжить сотрудничество. [35] Однако, инновационные предприятия не осведомлены о возможности получения средств в Белинфонде. Опрос показал, что 48% предприятий ничего не знает об этом фонде, 49% знают, но не обращались к его услугам, и только 3% привлекали средства Белинфонда для финансирования своей деятельности .

Программы финансирования средствами республиканских и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов труднодоступны для инновационных предприятий Республики Беларусь или не популярны среди них. Одной из причин является долгое и сложное оформление, как подачи заявки на проекты, так и отчетности по его выполнению.

Основным источником финансирования инноваций в Республике Беларусь являются собственные средства предприятий (85%). 39% предприятий в своей деятельности прибегали к использованию средств республиканского и местных бюджетов.

Средства инновационных фондов привлекали 18% предприятий, 27% используют другие источники. И только 3% привлекали отечественные и зарубежные инвестиции. [16]

Таким образом, на площадке правильно организованного технопарка должны сойтись все участники инновационного процесса — представители науки, бизнеса и инвесторы. В этом случае авторы инновационных идей получат полноценную поддержку в их реализации на всех стадиях: от завершения НИОКР до выхода на рынок, включая помощь в его исследовании, а также в привлечении инвестиций, поиске потребителей. [27]

 

2.2 Сравнительный анализ парков высоких технологий Республики Беларусь и других стран

Парк высоких технологий (ПВТ) в Беларуси называют не иначе, как «белорусской Силиконовой долиной». [8, с.64] Поэтому оценивать деятель-ность нашего ПВТ необходимо с помощью сравнения с деятельностью аналогов Силиконовой долины, действующих в других странах. Но прежде необходимо определить параметры для сравнения, исходя из опыта создания и функционирования калифорнийской Силиконовой долины.

 

2.2.1 Опыт создания и функционирования Силиконовой долины

Первый парк высоких технологий появился в США, в штате Калифорния. Разбил его на своей территории знаменитый Стэнфордский университет, который по окончании Второй мировой войны попал в достаточно сложную экономическую ситуацию и начал испытывать трудности как со своим дальнейшим развитием, так и с распределением выпускников.

Поразмыслив, руководство учебного заведения разработало довольно любопытный бизнес-план: сдать часть университетской земли в аренду по льготной цене сроком на 99 лет высокотехнологичным компаниям, которые занимались бы непосредственно реализацией научных разработок и доводили их до стадии производства, созданием наукоемких технологий, тем самым тесно сотрудничая с университетом.

Своим названием Силиконовая долина обязана компании Fairchild Semiconductor, которая разработала для массового производства микроустройство с использованием кремниевого чипа (англ. – silicon cheep), поэтому правильнее всё же называть долину «Кремниевой». [2, с.90]

Оказалось, что для «прорыва в будущее» нужно совсем немного: выделить кусок земли (можно даже бросовой) и ввести для тех, кто на этой территории будет работать, значительные налоговые льготы. Причем льготы эти должны обязательно быть существенными, и предоставлять их нужно не только юридическим лицам, но и самим работникам, умственным трудом которых и создается любой интеллектуальный продукт.

Без последнего условия парки высоких технологий своей главной функции не исполняют, потому что работать на других американцы (да и все прочие иностранцы) не любят точно так же, как и мы. Это в первую очередь относится к самой динамичной части населения любой страны — творческой интеллигенции, особенно находящейся в возрасте «до тридцати» (необходимо отметить, что большинство технологических достижений последних лет — это дело рук именно этой категории граждан). [4, c.7-8]

В 70-х 280 гектаров, принадлежащих университету, было уже недостаточно для того, чтобы вместить всех желающих, и новые компании принялись осваивать расположенный в сорока километрах городок Сан-Хосе – столицу долины, а затем и всю долину. Кроме Стэнфордского университета, в деятельности долины принимают участие расположенные по соседству Калифорнийский университет (Беркли) и университет Сан-Франциско. [27] Сегодня Силиконовая долина занимает территорию в 1500 кв. миль с населением в 2,5 млн. человек. [30]

Либеральное законодательство в США создавало относительно небольшие помехи на пути роста создаваемых фирм. Таким образом, единственная роль государства, единственная положительная роль, заключалась в невмешательстве и минимизации барьеров на пути инновационно-активного населения. Выдающийся успех Силиконовой долины был результатом целеустремленной работы, можно сказать, эгоистичных интересов людей, а не стремлением правительства достичь тех или иных целей, будь то инновационная активность, диверсификация и т.д. [30]

Успех Силиконовой долины определяется тем, что именно там была разработана и применена особая схема финансирования высокотехнологичных проектов - венчурное финансирование[3]. [23] Уже в конце 60-х венчурный бизнес начинает активно финансировать компании Стэнфордского промышленного парка, хотя это и было сопряжено с немалым риском — из десяти компаний две разорялись. Однако в случае успеха одна инвестиция приносила до трехсот процентов прибыли и позволяла окупить три десятка неудачных вложений. В среднем удачными были три инвестиции из десяти, оставшиеся компании работали без особых достижений, примерно с сорокапроцентной доходностью. Такое сотрудничество было выгодно и учёным– они получали доступ к средствам, во много раз превышающим государственные ассигнования. Венчурный бизнес добавил к трем составляющим парка высоких технологий (образование, наука, производство) четвертую- финансовую. «Интеллектуальный капитал плюс венчурный капитал», — так американцы формулируют формулу успеха. [27]

Существуют и другие особенности экономики США. Гибкость трудового рынка Силиконовой долины указывает на то, что страны, желающие развить свои парки высоких технологий, должны обеспечить возможность легко нанимать и увольнять работников, а не ограничивать мобильность на рынке труда, повышая риски работодателя за счет чрезмерной защиты работника, дополнительными выходными пособиями, регламентированными выходными, и прочими мерами, как часто делают в Европе. У компаний больше стимулов нанимать дополнительных работников при росте бизнеса, если новые сотрудники могут быть легко уволены в случае возникновения кризиса – снижения спроса, острой конкуренции и т.д. [30]

Главная отличительная черта Силиконовой долины - сверхконкурентная среда, где работа по семь дней в неделю и по 24 часа в сутки. В Долине все традиционные методы ведения бизнеса перевернуты с ног на голову. Люди работают и конкурируют рядом друг с другом, создавая существенный «синергический» эффект. [30] Силиконовая долина живет на принципах: «Творить на равных с богами, управлять на равных с королями и работать на равных с рабами». [27] Не мешает сказать, что средняя зарплата в Силиконовой долине в 5 раз выше, чем в среднем по США. [23]

Деятельность компаний Силиконовой долины трижды приводила к мировым инновационным прорывам. Это открытия в полупроводниковой технике в 70-х, компьютерной технике в 80-х и сетевых технологиях и Интернете в 90-х годах. За несколько десятилетий Силиконовая долина из смелого эксперимента превратилась в доходное предприятие: совокупный ежегодный доход четырех тысяч компаний, расположенных в долине, — двести миллиардов долларов. [27]

Изучив опыт создания и функционирования первого парка высоких технологий, можно сделать вывод, что для успешного функционирования такого вида инновационных структур необходимо:

-  предоставление производственных площадей на льготных условиях;

-  находящиеся в непосредственной близости университеты;

-  специальная система налогообложения;

-  венчурное финансирование;

-  высококвалифицированные специалисты.

 

2.2.2 Сравнительный анализ парков высоких технологий Беларуси и Индии

Как уже отмечалось, большинство парков высоких технологий специализируются на информационных технологиях.

Рассказывая о зарубежном опыте в организации парков высоких технологий и центров оффшорного программирования, обычно упоминают несколько названий, и в первую очередь индийский «Бангалор». [13, c. 171] Бангалор, как наиболее яркое достижение индийской индустрии, появился в результате масштабных мероприятий правительства этой страны по стимулированию отрасли экспорта разработки ПО, в частности предоставления земли под строительство IT-парка. Бангалор начал работать в 1984 году с контракта, который был заключен с компанией Texas Instruments. Соблюден важнейший принцип парка высоких технологий – в Бангалоре присутствует высокоразвитая сеть исследовательских и образовательных институтов, объединяющая свыше 55 колледжей и университетов. Индийский парк включает не только офисы, но и жилые дома для сотрудников компаний, работающих в парке, места для проведения досуга, а также кафе, столовые, рестораны. Имеют место субсидии и льготные расценки за аренду помещений, квартир, за электричество и воду. [34] Если в 1985 году в Бангалоре работало 12 компаний, которые разрабатывали информационные технологии, то в настоящее время здесь работают порядка 1400 компаний. [13, c.171] Каждую неделю в Бангалоре открываются 2-3 IT-компании. [31]

Белорусский Парк высоких технологий создан в 2005 году. Государство выделило под застройку ПВТ земли общей площадью 50 га. Также как и в Индии государство предоставило существенные льготы на использование выделенных земель. В частности, земельные участки в границах ПВТ на период строительства на них резидентами этого Парка в течение 3 лет не облагаются земельным налогом; основные средства и объекты незавершенного строительства резидентов ПВТ, расположенные на территории Парка, не облагаются налогом на недвижимость; также при расчёте ставки арендной платы, уплачиваемой резидентами ПВТ на территории Парка, к базовой ставке арендной платы применяется понижающий коэффициент 0,5. [15, c.211] В Беларуси Парк высоких технологий создается на территориях и объектах Национальной академии наук по образцу американской Силиконовой долины. [22] В настоящее время в парке осуществляют деятельность 29 компаний, 1 индивидуальный предприниматель, зарегистрировано 6 бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий. 60% предприятий – белорусские, 27% – иностранные, 13% – совместные. [32]

Что касается специальной системы налогообложения парков высоких технологий, то в Индии компании, действующие в рамках парков высоких технологий, обладают правом беспошлинного ввоза оборудования и сырья, освобождаются от уплаты налога на прибыль на десять лет, получают доступ к выделенным линиям связи. Для этих компаний создана возможность льготного получения экспортных лицензий. Также устанавливаются более низкие налоги с продаж, акцизные сборы. [34]

В Беларуси предоставляется неизмеримо больше льгот. Резиденты ПВТ освобождаются от:

-  налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, установленных законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности);

-  налога на прибыль;

-  налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности). [6]

Кроме освобождения от налогов и сборов, перечисленных выше, резиденты ПВТ имеют льготы и по другим платежам:

-  основные средства и объекты незавершенного строительства резидентов Парка, освобождаются от налога на недвижимость в том случае, если они расположены на территории Парка;

-  с резидентов Парка не взимается оффшорный сбор при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам);

-  резиденты освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления видов деятельности, соответствующих направлениям деятельности ПВТ. [5, c.5-6]

Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка — индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% и в совокупный годовой доход не включаются (в Республике Беларусь действует прогрессирующая шкала подоходного налога с физических лиц, взимаемого по ставкам 9, 15, 20, 25 и 30 % в зависимости от величины совокупного годового дохода). [15, c.211] Кроме того, местным органам государственного управления рекомендовано освободить резидентов ПВТ от уплаты местных налогов и сборов. Также установлены льготы и для юридических лиц, не имеющих возможности из-за своей территориальной отдаленности (или простого желания) стать резидентами Парка: нерезиденты при реализации зарегистрированных бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий освобождаются от единого платежа, налога на прибыль и НДС при выполнении работ (оказании услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту [15, c.212]

Как правило, парки высоких технологий направлены либо только на поддержку отечественных компаний, как это принято в США и Западной Европе, либо на привлечение зарубежных — это азиатский путь. В Индии, как известно, парки высоких технологий создавались в основном за счет инвестиций ведущих западных компаний, которые открывали там сервисные подразделения, т.к. первоначально там не было своих специалистов и знания мировых рынков IT. [34] Белорусский ПВТ развивается по смешанному принципу: растёт за счет создания новых белорусских IT-компаний, а также за счет привлечения иностранных транснациональных компаний путем открытия их представительств и структурных отделений в ПВТ.[28] Основная проблема белорусского ПВТ – это создание основ для венчурного финансирования инновационных технологий (наше законодательство разрешает банкам предоставлять кредиты только под залог), т.к. оно является одним из необходимых условий эффективной деятельности парков высоких технологий. [2,c.93]

Ещё одним таким условием является наличие квалифицированных специалистов. По мнению экспертов, страна становится привлекательной для оффшорного программирования только тогда, когда число программистов в ней превышает 10 тыс. (а лучше 50 тыс.) человек. В Индии число таких специалистов намного превышает «норму» - в одном Бангалоре насчитывается более 80 тысяч квалифицированных программистов. [34] А в Беларуси количество таких специалистов пока не более 7-7,5 тыс. человек. Поэтому компании-резиденты ПВТ испытывают недостаток в специалистах на фоне растущего спроса на белорусское программное обеспечение в мире [20] (см. приложение).

Существует ещё несколько отличий ПВТ от Бангалора. В белорусском варианте, например, в отличие от индийского, заложен принцип экстерриториальности, продукт разрешено поставлять и на внутренний рынок. Также в белорусском ПВТ могут регистрировать свои проекты и госпредприятия, пользуясь предоставляемыми льготами и не боясь, таким образом, оттока высококвалифицированных специалистов в ПВТ.[2,c.92]

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.