Курсовая работа: Уголовные наказания за налоговые преступления: понятие, виды и правила их назначения
Из этого следует, что иные
правонарушения физических лиц являются менее опасными видами нарушений
законодательства о налогах и сборах, нежели налоговые преступления.
Соотношение налоговой ответственности
физических лиц с их уголовной ответственностью вызывает немало спорых вопросов:
а) в некоторых случаях санкции за
налоговые правонарушения могут превосходить санкции за преступления,
предусмотренные конкурирующими с НК РФ нормами (например, ст. 119 и 122 НК РФ в
совокупности относительно ст. 198 УК РФ; ст. 125 НК РФ относительно ч.1 ст. 312
УК РФ);
б) в случае перерастания налогового
правонарушения в преступление, законодательство не исключает последовательного
привлечения лица к налоговой, а затем к уголовной ответственности, несмотря на
внутреннее единство такого деяния; с этой позиции правильным будет подход,
согласно которому при привлечении к уголовной ответственности за уклонение от
уплаты налога физического лица не должны учитываться те налоги и сборы, за неуплату
которых лицо привлекалось к налоговой ответственности;[4]
в) не соответствует принципу
соотношения между уголовной и налоговой физических лиц регулирование в НК РФ
давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
(установленный п.1 ст.113 НК РФ срок давности в три года превышает
установленный ч.1 ст. 78 УК РФ срок давности при совершении преступлений
небольшой тяжести, к которым, в частности, относятся деяния, предусмотренные ч.1
ст.194, ч.1 ст. 198, ч.1 ст.199-1 УК РФ).
Физическое лицо, совершившее
преступление (например, ст. 198 НК РФ), может быть освобождено от уголовной ответственности
по нереабилитирующим основаниям, т.е. не связанным с отсутствием состава
преступления или невиновностью лица (например, в соответствии со ст.78, 84, 90
УК РФ). Поскольку данное деяние все равно считается преступлением, то согласно
указанию п.3 ст.108 УК РФ такое лицо не должно привлекаться к ответственности.
Таким образом, мы видим, в чем
сходство и различие налоговых преступлений и иных видов нарушений
законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации.
На основании Уголовного кодекса РФ (УК
РФ) ст. 43: уголовное наказание - это мера государственного принуждения,
заключающаяся в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод
лица, назначаемая и применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным
в совершении преступления. Наказание применяется в целях восстановления
социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и
предупреждения совершения новых преступлений как самим осужденным, так и
другими лицами. От мер ответственности (взысканий, санкций, наказаний),
предусмотренных другими отраслями права (в частности, от мер налоговой и
административной ответственности), уголовное наказание отличается, в первую
очередь, более высокой степенью карательного воздействия (более серьезными
лишениями и правоограничениями). Уголовные наказания гораздо чаще связаны с
воздействием собственно на личность виновного. Налоговые санкции носят исключительно
имущественный (денежный) характер (штрафы). Административные наказания за
правонарушения, связанные со сферой налогообложения, также чаще всего
заключаются в штрафах (за правонарушение, предусмотренное СТ. 15.12 КоАП РФ,
установлена также конфискация предметов или орудий правонарушений, а за
правонарушения, связанные с банкротством, - дисквалификация).
Виды уголовных наказаний
предусмотрены в ст. 44 УК РФ. При этом уголовные наказания могут назначаться в
качестве основных или в качестве дополнительных (последние назначаются не
самостоятельно, а только вместе с основным наказанием). В качестве
дополнительных наказаний за налоговые преступления могут назначаться штраф и
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью. Дополнительные наказания могут предусматриваться в норме
Особенной части УК РФ как обязательные (они могут не назначаться в таком случае
только при наличии исключительных обстоятельств в соответствии со ст. 64 УК РФ)
и как не обязательные (применяются по усмотрению суда). За налоговые
преступления могут быть назначены следующие наказания: штраф, лишение права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные
работы, обязательные работы, ограничение свободы, лишение свободы на
определенный срок.
Штраф в соответствии со ст. 46 УК РФ
- денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере,
выраженном в рублях, либо в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за определенный период. Штраф предусмотрен в качестве основного
наказания за преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 194, ч. 1 и 2 ст. 198,
ч. 1 и 2 ст. 199, ч. 1 и 2 ст. 199.1, ст. 199.2, 170, 173, ч. 1-3 ст. 183, ч. 1
и 2 ст. 171.1, ч. 3 ст. 325, ч. 1 и 2 ст. 327.1, ст. 196, 197 УК РФ (т. е.
практически за все налоговые преступления). Назначение данного вида наказания в
качестве основного за преступление, предусмотренное ст. 195 УК РФ, также не
исключается, в случае, если в соответствии со ст. 64 УК РФ суд сочтет возможным
в силу исключительных обстоятельств назначить наказание более мягкое, чем
предусмотрено за совершенное преступление. В качестве дополнительного наказания
штраф может назначаться только в случаях, прямо указанных в нормах Особенной
части УК РФ (если в качестве основного наказания суд назначит другой вид
наказания). Штраф в качестве дополнительного наказания предусмотрен за
преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 171.1, ч. 1 и 2 ст. 195, ст. 173,
196 и 197 УК РФ (в качестве обязательного - в ч. 1 ст. 171.1 и в ч. 1 ст. 195
УК РФ).
Штраф представляет собой
единовременное размерное взыскание. При этом уголовный штраф в отличие от
налоговых санкций (а в отдельных случаях - и от административных штрафов)
исчисляется не в процентном отношении от суммы неуплаченных (неперечисленных)
налогов, полученных доходов, причиненного ущерба и иных подобных показателей.
Он может быть установлен в двух единицах:
- в рублях (в твердой сумме); штраф
устанавливается в размере от 2,5 тысяч (данный минимальный критерий используется,
если в норме Особенной части УК РФ минимальный размер штрафа прямо не указан)
до 1 миллиона рублей (однако в размере свыше 500 тысяч рублей штраф может
устанавливаться только за тяжкие или особо тяжкие преступления). Для лиц,
совершивших преступления в возрасте до 18 лет, штраф назначается в размере от 1
до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 88 УК РФ).
- в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за определенный период. Штраф устанавливается в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель
до пяти лет (свыше трех лет -- только за тяжкие или особо тяжкие преступления),
а для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, -- за период от двух
недель до шести месяцев (ч. 2 ст. 46, ч. 2 ст. 88 УК РФ). Во внимание принимается
заработная плата или иной доход осужденного, имевшиеся у него на момент
вынесения приговора суда (п. 3 ПП ВС от 11.06.99 № 40), в т. ч. средний за
несколько последних месяцев; под заработной платой понимается вознаграждение,
получаемое осужденным от работы по трудовому договору (в т. ч. по
совместительству); под иным доходом понимается экономическая выгода лица (в
денежной, натуральной или иной форме), определяемая в соответствии с главой 23
НК РФ, в т. ч. доходы от занятия предпринимательской или иной самостоятельной
деятельностью. При этом при исчислении штрафа используется либо заработная
плата, либо иной доход, но не в совокупности.
В приговоре суд должен указать размер
штрафа как в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный
период, так и в исчисленной судом твердой денежной сумме (п. 15 ПП ВС от
04.07.97 № 8; БВС. 2000, № 10, С. 19).
Применительно к отдельным видам
налоговых преступлений УК РФ устанавливает следующие размеры штрафов:
до 80 тыс. руб. или до 6-месячного дохода
- за преступления, предусмотренные ст. 170, ч. 1 ст. 171.1 (в качестве
дополнительного наказания), ст. 173 (в качестве дополнительного наказания), ч.
1 ст. 183, ч. 2 ст. 195 (в качестве дополнительного наказания), ст. 197 (в
качестве дополнительного наказания) УК РФ;
до 120 тыс. руб. или до 12-месячного
дохода - за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 183 УК РФ;
до 200 тыс. руб. пли до 18-месячного
дохода - за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 171-1 (в качестве основного
наказания), ст. 173 (в качестве основного наказания), ч. 3 ст. 183, ч. 1 ст.
195 (в качестве дополнительного наказания), ч. 3 ст. 325 УК РФ;
до 300 тыс. руб. или до 24-месячного
дохода - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 171-1 (в качестве основного
наказания), ч. 1 ст. 194, ст. 197 (в качестве основного наказания), ч. 1 ст.
198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199-1, ч, 1 ст.327.1 УК РФ;
до 500 тыс. руб. или до 36-месячного
дохода - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 194, ч. 2 ст. 198, ч. 2 ст.
199, ст. 199-2, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ;
до 500 тыс. руб. или до 60-месячного
дохода - за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199.1 УК РФ;
до 1 млн. руб. или до 60-месячного
дохода - за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 171.1 УК РФ (в качестве
дополнительного наказания).
Лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) - состоит в
запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного
самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной
деятельностью в течение определенного срока. В ст. 47 УК РФ речь идет о запрете
занимать должности только на государственной службе, в органах местного
самоуправления; применительно к должностям в других организациях, речь может
идти только о лишении права заниматься определенной деятельностью (п. 16 ППВС
от 04.07.97 № 8). В приговор е должны быть указаны определенные должности (круг
должностей), которые запрещается занимать лицу (непосредственно наименования
должностей либо какие-либо специальные критерии, например, должности, связанные
с распоряжением денежными или материальными ценностями, с осуществлением
бухгалтерского или иного учета, с допуском к охраняемой законом тайной и т.
п.). Что касается лишения права заниматься определенной деятельностью, то речь
может идти о любой профессиональной деятельности; при этом, в приговоре должно
быть указано наименование соответствующей профессии (например, бухгалтерской).
Речь может идти также и об иной деятельности, но очевидно связанной с
необходимостью получения на ее осуществление специального разрешения (например,
осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, арбитражного
управляющего, аудитора и т. п.).
Лишение права может назначаться как в
качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. В качестве
основного данный вид наказания может быть назначен в случаях, предусмотренных в
нормах Особенной части УК РФ (применительно к налоговым" преступлениям
лишение права предусмотрено только в ст. 170 УК РФ), а также в порядке
назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление
(ст. 64 УК РФ), в этом случае оно может быть назначено за большинство налоговых
преступлений. В качестве дополнительного наказания лишение права может
применяться как в случаях, предусмотренных в Особенной части УК РФ
(применительно к налоговым преступлениям - ч. ч. 2 и 3 ст. 183 (в качестве
обязательного), ч. 2 ст. 194, ч. 1 и 2 ст. 199, ч. 1 и 2 ст. 199-1, ст. 199-2
УК РФ), так и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей
Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление,
если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного
преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
(ч. 3 ст. 47 УК РФ). Речь идет о случаях, когда совершение налогового
преступления было связано с соответствующей должностью, профессией или иной
деятельностью виновного (п. 21 ППВС от 05.11.98 N2 9, п. 25 ППВС от 11.06.99 N2
40): например, такое наказание может быть назначено должностным лицам налоговых
органов, аудиторам, которые содействовали физическому лицу в уклонении от
уплаты налогов и т. п.
Лишение права является срочным видом
наказания. В качестве основного вида наказания лишение права устанавливается на
срок от 1 до 5 лет (в ст. 170 УК РФ максимальный срок составляет 3 года). В
качестве дополнительного вида наказания лишение права устанавливается на срок
от 6 месяцев до 3 лет (именно 3 года предусмотрены в качестве максимального
срока лишения права как дополнительного наказания во всех перечисленных
налоговых преступлениях).
Обязательные работы в соответствии со
ст. 49 УК РФ заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы
или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты,
на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по
согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы
назначаются только в качестве основного вида наказания. Обязательные работы
могут назначаться в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (среди
налоговых преступлений они предусмотрены только в ст. 170 и в ч. 1 ст. 194 УК РФ
в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное
преступление (ст. 64 УК РФ). Данный вид наказания не может назначаться лицам,
перечисленным в ч. 4 ст. 49 УК РФ (речь идет о нетрудоспособных лицах, а также
о лицах, которых с учетом специфики их службы невозможно привлечь к
дополнительной работе). Обязательные работы представляют собой срочное
наказание (исчисляются в часах) и устанавливаются на срок от 60 до 240 часов (в
ст. 170 УК РФ максимальный срок составляет 180 часов), а для лиц, совершивших
преступления в возрасте до 18 лет, - на срок от 40 до 160 часов.
Исправительные
работы предусмотрены ст. 50 УК РФ. При данном виде наказания, осужденный
направляется на работу в определенную организацию, работает на платной основе.
Однако при этом из заработка осужденного производятся удержания в доход
государства от 5% до 20%.
Данный
вид наказания применяется лишь к лицам, не имеющим основного места работы. В
нормах Уголовного кодекса, касающихся налоговых преступлений, данный вид
наказания прямо не предусмотрен. Исправительные работы могут применяться вместо
лишения свободы в порядке ст. 64 УК РФ. Срок, на который может быть назначено
такое наказание может быть от 2 месяцев до 2 лет.
Ограничение свободы на основании ст.
53 УК РФ заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не
уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не
посещать определенные места, расположенные в пределах территории
соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы этого муниципального
образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не
участвовать в таких мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания,
место работы, учебы без согласия специализированного государственного органа
(уголовно-исполнительной инспекции). При этом суд возлагает на осужденного
обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от 1 до 4 раз в месяц
для регистрации. Ограничение свободы может назначаться в качестве основного
вида наказания в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (в
частности, при совершении налоговых преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст.
195 УК РФ), а также в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы.
Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам
без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на
территории Российской Федерации (ч. 6 ст. 53 УК РФ). Ограничение свободы
исчисляется в годах и месяцах и назначается лицам, осужденным за совершение
умышленных преступлений, на срок от 1 до 3 лет (по ч. 2 ст. 195 УК РФ - до 2
лет, по ч. 1 ст. 195 УК РФ - до 3 лет).
Лишение свободы на определенный срок
на основании ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем
направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию
общего, строгого или особого режима, воспитательную колонию либо в тюрьму.
Лишение свободы наряду со штрафом является наиболее распространенным наказанием
за налоговые преступления (из всех налоговых преступлений данное наказание не
предусмотрено только за занижение размеров платежей за землю - ст. 170 УК РФ).
В большинстве норм о налоговых преступлениях лишение свободы предусмотрено в
качестве альтернативного наказания (кроме ч. 4 ст. 183 УК РФ), а потому
согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ должно применяться судом только в случае, если менее
строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При
осуждении лица суд сначала должен обсудить вопрос о назначении наказания, не
связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение
должно быть мотивировано в приговоре (п. 3 ППВС от 11.06.99 N240).
Лишение свободы назначается только в
качестве основного вида наказания и только в случаях, предусмотренных в нормах
Особенной части УК РФ. Лишение свободы может применяться практически к любым
лицам, подлежащим уголовной ответственности. Лишь к несовершеннолетним,
осужденным за совершенное впервые преступление небольшой тяжести, наказание в
виде лишения свободы не может быть назначено. Лишение свободы представляет
собой срочное наказание (исчисляется в годах и месяцах). Согласно ч. 2 СТ. 56
УК РФ минимальный срок лишения свободы с 12.12.2003 составляет 2 месяца. Максимальный
срок лишения свободы, по общему правилу, составляет 20 лет, а для лиц,
совершивших преступления в возрасте до 18 лет, - 10 лет. Вместе с тем, УК РФ
обычно предусматривает более короткие сроки лишения свободы в отношении налоговых
преступлений:
• до 1 года - за преступления,
предусмотренные ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 198 УК РФ;
• до 2 лет - за преступления,
предусмотренные ч. 1 ст. 183, ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 199, ч. 1
ст. 199-1, ч. 3 ст. 325 УК РФ;
• до 3 лет - за преступления,
предусмотренные ч. 1 ст. 171-1, ч. 2 ст. 183, ч. 2 ст. 198, ч. 1 ст. 327-1 УК
РФ;
• до 4 лет - за преступление,
предусмотренное ст. 173 УК РФ;
• до 5 лет - за преступления,
предусмотренные ч. 3 ст. 183, ч. 2 ст. 194, ст. 199.2, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ;
• до б лет - за преступления,
предусмотренные ч. 2 ст. 171.1, ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 199.1 УК РФ;
• до 10 лет - за преступление,
предусмотренное ч. 4 ст. 183 УК РФ.
Правила назначения лицам, осужденным
к лишению свободы, вида исправительного учреждения определены в ст. 58 УК РФ.
При совершении тяжких преступлений в
качестве дополнительного наказания суд может назначить лишение специального,
воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48
УК РФ). В порядке назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено за
совершенное преступление (ст. 64 УК РФ), в качестве основного наказания за
большинство налоговых преступлений лицам, не имеющим основного места работы;
могут быть назначены исправительные работы (ст. 50 УК РФ). С 12.12.2003 из
системы уголовных наказаний исключена конфискация имущества. Однако УПК РФ предусматривает
так называемую «специальную конфискацию» как средство восстановления
нарушенного положения (меру особого характера, не являющуюся уголовным
наказанием). Согласно ч. 3 ст. 81 УПК РФ конфискации (обращению в доход
государства) на основании приговора суда подлежат орудия преступления,
принадлежащие обвиняемому, предметы, запрещенные к обращению, имущество, деньги
и иные ценности, полученные в результате преступных действий или нажитые
преступным путем, которые были вещественными доказательствами по уголовному
делу (при условии, что у указанных предметов нет законных владельцев). В
частности, такой конфискации могут быть подвергнуты немаркированные товары и
продукция, а также сырье, материалы и оборудование для их производства (ст. 171.1
УК РФ).