Курсовая работа: Управление государственным долгом РФ
Основным методом управления госдолгом является оптимизация
государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод
регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации
заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними
займами. [12]
Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его
обслуживания, включая следующие меры: обесценение эквивалентности текущих
долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе
налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация
политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер
по трансформации политики роста долга в ограничительную политику,
стабилизирующую рост долга.
Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственного
долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения «коротких»
и «дорогих» долгов на «длинные» и
«дешевые».
Вывод: Система управления государственным долгом Российской
Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;
процедура принятия основных параметров управления государственным долгом
Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления
государственным долгом в течение планового года.
В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере
управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным
механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация
ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование
налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и
организации обслуживания долга. Система управления государственным долгом
должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме
воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося
дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых
заимствований.
Государственный долг представляет собой сложное
экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий
использования системы методов для его регулирования. [17]
2.
Управление государственным долгом в РФ
2.1 Анализ
внешнего долга России за 2007–2009 гг.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это
обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской
Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых
иностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации
включаются:
·
номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам
Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
·
объем основного долга по кредитам, которые получены Российской
Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том
числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под
государственные гарантии Российской Федерации;
·
объем обязательств по государственным гарантиям Российской
Федерации, выраженным в иностранной валюте.
В 2007 году политика в области государственного долга
Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями политики в сфере
государственных заимствований и управления государственным долгом Российской
Федерации на 2007–2009 годы, одобренными Правительством Российской Федерации
20 апреля 2006 года, направлена на снижение государственного долга в
процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП)
размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних
заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг,
использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной
стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции. [8]
Основные показатели внешнего долга за период 2007–2009 гг.
приведены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2007–2009 гг.
|
на 1.01.2007 г. |
на 1.01.2008 г. |
на 1.01.2009 г. |
|
млрд. долл. США |
структура
%
|
млрд. долл. США |
структура
%
|
млрд. долл. США |
структура
%
|
Гос. внешний долг, всего |
79,2 |
100 |
46,7 |
100 |
43,3 |
100 |
Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов
международного права, иностранных юр. лиц |
11,5 |
12,6 |
11,0 |
23,6 |
10,3 |
23,8 |
Гос. ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте |
64,05 |
80 |
32,8 |
70,2 |
29,5 |
68,1 |
Госгарантии в иностранной валюте |
4,2 |
7,4 |
2,9 |
6,2 |
3,5 |
8,1 |
Из таблицы видно, что в период 2007–2009 гг. государственный
внешний долг сокращается. Верхний предел
государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на
1 января 2008 года предусматривается в законопроекте в размере
46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро, что на 32,5 млрд. долларов
США (на 41%), или на 28,1 млрд. евро (на 43,6%), меньше утвержденного
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на
1 января 2007 года, соответствующего 79,2 млрд. долларов США,
или 64,4 млрд. евро. По сравнению с оценкой 2008 года (46,7 млрд. долларов
США) внешний долг за 2009 год (43,3 млрд. долларов США) уменьшился на 3,4 млрд.
долларов США, или на 7,3%. по состоянию на 1 января 2009 года предусматривается
статьей 1 законопроекта в размере 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро,
что на 7,3% меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на
2007 год» показателя на 1 января 2008 года. [2]
В законопроекте расходы федерального бюджета на обслуживание
внешнего долга в 2007 году предусмотрены в объеме 79,99 млрд. рублей, на
2008 год – 81,4 млрд.рублей, на 2009 год – 78,4 млрд. рублей.
Процентные платежи по кредитам МФО в 2007 году определены в
сумме 11, 5 млрд. рублей (435,3 млн. долларов США), на 2008 год – 11 млрд.
рублей, что на 5 млрд. рублей или 4,35% меньше по сравнению с показателем 2007
года, на 2009 год – 10,3 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей или 10,4%
меньше, чем за 2007 год и 0,7 млрд. рублей или 6,4% по сравнению с 2008 годом.
В 2007 году на выплату процентов по государственным ценным
бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте,
предусматриваются средства в объеме 64,05 млрд. рублей, что составляет 80%
платежей по обслуживанию внешнего долга. Этот же показатель за 2008 год
составляет 32,8 млрд. рублей, что составляет 70,2% платежей по обслуживанию
внешнего долга. За 2009 год – 29,5 млрд. рублей, что составляет 68,1% платежей
по обслуживанию внешнего долга. Это показатель значительно сокращается за
период 2007–2009 гг. на 34,55 млрд. рублей или на 11,9% платежей по
обслуживанию внешнего долга. [20]
Вывод: внешний долг – это
обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и
управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годы
направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение
абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного
внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними,
развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов
долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней
денежной массы в целях снижения инфляции.
2.2 Анализ
внутреннего долга России за 2007–2009 годы
Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ
внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации,
а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в
рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем внутреннего государственного долга включаются:
·
номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам
Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской
Федерации;
·
объем основного долга по кредитам, которые получены Российской
Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
·
объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской
Федерацией;
·
объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в
валюте Российской Федерации.
Согласно статье 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ,
содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного
внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению
кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством
РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в
три года.
Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не
предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит
определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия,
то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с
государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как
государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается
с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии. [15]
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен
порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации,
государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации,
муниципального долга.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых
обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального
бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской
Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не
предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций
по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и
выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым
институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по
размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате
доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений,
заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных
ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по
обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно. [12]
Долговые обязательства России подлежат учету и регистрации в
государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе
указанные книги обозначены единым понятием – Государственная долговая книга РФ).
Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России
от 23 августа 2006 г. №107н утвержден порядок ведения Государственной
долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской
Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения
Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета,
своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и
устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения
и хранения Долговой книги. [4]
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы
выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся
долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в
объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного
внутреннего долга Российской Федерации. [23]
В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга
увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к
концу 2009 года. [20]
Государственный внутренний долг превысит государственный внешний
долг, удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного
2007 года составил 52,5%. Особенностью федерального бюджета 2007 года
в сфере государственного долга станет превышение объема государственного
внутреннего долга над объемом государственного внешнего долга, при этом в
соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2007–2009 годы
достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на
2009 год. Удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного
долга возрастет с 44,7% на начало 2007 года до 52,5% на конец
2007 года, что обусловлено досрочным погашением внешнего долга странам –
членам Парижского клуба кредиторов (обязательства бывшего СССР), расширением
внутренних и сокращением внешних заимствований. [23]
Страницы: 1, 2, 3
|