Курсовая работа: Зарубежный опыт бюджетного планирования и прогнозирования
Курсовая работа: Зарубежный опыт бюджетного планирования и прогнозирования
Федеральное агентство по
образованию
ГОУ «Санкт –
Петербургский государственный политехнический университет»
Чебоксарский институт
экономики и менеджмента (филиал)
Кафедра финансов,
денежного обращения и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу "Бюджетное
планирование и прогнозирование"
Тема: "Зарубежный
опыт бюджетного планирования и прогнозирования"
Чебоксары
2009
Содержание
Введение
1. Становление
планирования и прогнозирования в зарубежных странах
1.1 Возникновение и
развитие прогнозирования и планирования в мировой практике
1.2 Методы, подходы и
особенности бюджетного прогнозирования и планирования за рубежом
2. Совершенствование
бюджетного планирования и прогнозирования в развитых странах мира
2.1 Долгосрочное
макроэкономическое прогнозирование: опыт стран Европейского Союза (ЕС)
2.2
Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США, Японии и Южной
Корее
Выводы
и предложения
Список
литературы
Введение
В
народе говорят, что мудрость – это умение предвидеть будущие последствия
происходящих в данный момент действий и умение руководить ими. Другими словами,
мудрость – это обращение в будущее, то есть человек знающий, пытается повлиять
на будущее. Это важно и в экономике.
Для
того чтобы управлять будущим, человечество создало определенные механизмы,
которые в экономической науке называются – прогнозирование, макроэкономическое
планирование и экономическое программирование. Прогнозирование – это получение
информации о будущем; это предвидение, которое делится на научное и ненаучное
(интуитивное, каждодневное и религиозное). Научное предвидение базируется на
знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное – на
так называемом жизненном опыте, связанными с аналогиями, приметами и т.д.;
религиозное предвидение ещё называют пророчеством, то есть верой в
сверхъестественные силы, предрассудки и прочее.
Прогнозирование
– это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании.
Какие же бывают прогнозы? Поисковый прогноз – это определение возможного
положения явления в будущем; нормативный – определение путей и сроков
достижения возможного положения явления, которое принято за цель.
Целевой прогноз отвечает на вопрос: что именно желательно и почему?
Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо сделать, чтобы
достичь желаемого? Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать
и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или,
что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то
другому аспекту.
Прогнозирование
необходимо, потому что будущее необычно и эффект многих решений, принимаемых
сегодня, на протяжении определённого времени не ощущаются. Поэтому точное
предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.
1.
Становление планирования и прогнозирования в зарубежных странах
1.1
Возникновение и развитие прогнозирования и планирования в мировой практике
В
зарубежных экономических центрах, занимающихся прогнозными и аналитическими
вопросами, используются десятки, сотни прогнозных эконометрических систем.
Широко известна одна из первых развернутых моделей национального хозяйства,
разработанная американским ученым-экономистом, лауреатом Нобелевской премии по
экономике (1980 г.) Лоренсом Робертом Клейном. Эта модель включает 15
внутрисистемных переменных, которые определяются с помощью 12 стохастических
линейных и нелинейных уравнений и четырех детерминированных тождеств.
В
современной России прогнозы развития национальной экономики, основных
народно-хозяйственных комплексов, уже стали основой формирования
государственной экономической политики. Широко развиваются прогнозы ситуаций на
валютном рынке, на рынке среднесрочных и краткосрочных ценных бумаг, но забыт
опыт оптимизационного прогнозирования социальной и производственной сфер всего
народного хозяйства. Поэтому изучение опыта зарубежных стран в области
прогнозирования и планирования, представляет для Российской Федерации большую
ценность.
Разработки
в области экономического планирования и прогнозирования, в зарубежных странах,
возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками
исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов, на
основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных.
Главными методами прогнозирования тогда были экспертные оценки, которые
основывались на качественном анализе рядов и простая экстраполяция, т.е.
перенесение прошлых тенденций на будущее.
В
начале ХХ века были сделаны первые попытки выявления экономических индикаторов.
В частности, экономист Дж. Брукмайер уже в 1911 г. пробовал
использовать для прогнозирования три хронологических ряда следующих
показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей
экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е годы в
исследованиях Гарвардского университета, использовались так называемые «гвардейские
кривые» (А – В-С). Кривая (А) представляла собой индекс стоимости ценных бумаг
на бирже, кривая (В) – величину депозитов в банках, кривая (С) – норму
процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали
представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла, данные
показатели должны были фиксировать изменения экономической конъюнктуры в
указанной последовательности.
Мощным
толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом, явилась «Великая
депрессия» – экономический кризис в США 1929–1933 гг., который заставил
государственные власти искать пути выхода из него.
В
30-е гг. XX века впервые за рубежом возникает планирование на макроэкономическом
уровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования
национальной экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели «затраты – выпуск»,
линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.
Первые планы на макроэкономическом уровне охватывали финансово-бюджетную и
денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов.
Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только
государства, но и в целом по стране.
В
1944 году известный немецкий экономист К. Ландауэр, эмигрировавший в США,
опубликовал свою книгу под названием «Теория национального экономического
планирования». Система планирования, предложенная автором, очень похожа на ту,
которая позже стала известна, как «Индикативное планирование», в рамках
которого национальное правительство воздействует на экономическое развитие
скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия
решений и выдачи указаний.
В
послевоенные годы планирование на макроэкономическом уровне становится
предметом широких дискуссий, с целью не только избежать кризисов, но и
регулирования процессов распределения национального продукта. Национализация
ряда отраслей, рост доли государственного сектора в экономике, дали возможность
правительствам осуществлять прямой контроль над внешней торговлей, ценовой
политикой и финансами. В 50-е гг. XX века, во многих странах произошел отход от
составления национальных государственных планов в форме бюджетов. Сформировались
два новых направления. Первое, связано с усложнением административного государственного
аппарата, используемого для разработки планов; второе, с расширением сферы деятельности
планирования и прогнозирования. Если на первом этапе национальные экономические
планы составлялись в Министерстве финансов государства, то в начале 60-х годов XX века создаются
специальные плановые органы: так, во Франции – это Генеральный комиссариат по
планированию, в Японии – это Экономический консультативный совет и Управление
экономического планирования; в Нидерландах – это Центральное плановое бюро; в
Канаде – Экономический совет.
Необходимость
макроэкономического планирования, была обусловлена макроэкономической
неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и
секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением
окружающей среды и другими немаловажными факторами.
До
70-х гг. XX века западные страны осуществляли прогноз посредством
национальных моделей прогнозирования. В середине 1970-х гг. начинают
создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется
развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали
разрабатываться в США. Так, модель «ЛИНК» включает 10 национальных моделей (9
европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики
Организация Объединенных Наций (ООН) использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева,
состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.
Каждая
страна, с учетом специфики национальной экономики, использует определенные
подходы в прогнозировании и планировании экономических и социально значимых процессов,
постоянно совершенствуя эти модели, применительно к изменяющимся условиям как
внутри страны, так и на мировой экономической авансцене.
1.2 Методы,
подходы и особенности бюджетного планирования и прогнозирования за рубежом
Бюджетное планирование (от англ.
budgetary planning) – это составляющая финансового планирования, позволяющая
определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов
на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; это
необходимый компонент функционирования бюджетной системы, неотъемлемая
часть бюджетного процесса.
В
условиях перевода национальных экономик стран СНГ на рыночные основы
хозяйствования, после распада Советского Союза, существенно изменились
содержание и методика бюджетного планирования, оставшаяся в наследство от
Госплана СССР. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании,
из директивных стали индикативными (рекомендательными), появилась возможность
вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на
конечные качественные и количественные результаты. Возникла необходимость
использования разных вариантов прогнозных расчетов, большое значение стало
придаваться выбору оптимальных решений. Также как и в Российской Федерации, в
Украине, в Республике Беларусь, Молдове и в Казахстане, бюджетное планирование
сохранило свое значение как база для составления основного финансового плана,
деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели
утверждаются на государственном и региональном уровнях – в форме законов, на
местном – в форме решений представительных органов местного самоуправления. К
числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования, относят
методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования;
индексный, балансовый и другие.
Бюджетное планирование в этих странах осуществляется
в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней;
рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение
проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных и представительных
органах государственной власти разных уровней и в органах местного
самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами
государственных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а
также составление сводных бюджетных
росписей.
Бюджетное прогнозирование (от
англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся на реальные
расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных
состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих
состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного
процесса, база бюджетного планирования. Прогноз
строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный
момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных
вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в
результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.
Прогнозирование бюджета ориентирует на поиск
оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В
процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства,
разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных
задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном,
региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета
обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере
формирования новых данных. В Армении, Туркменистане и Узбекистане для
составления прогнозов используются два подхода:
генетический и нормативно-целевой, которые с успехом переняли у своего
северного соседа – России.
В процессе прогнозирования бюджета используются
различные методы: метод математического моделирования; индексный; нормативный;
экспертных оценок; балансовый и другие. Метод математического моделирования,
основанный на применении экономико-математической модели, позволяет учесть
множество взаимных связывающих факторов, влияющих на бюджетные показатели, и
выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий,
соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и
проводимой бюджетной политики. При индексном методе используются разнообразные
индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и
т.д. Широко применяется дефлятор
(индекс цен),
коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для расчета бюджетных
доходов и расходов, т. к. в них, прежде всего, отражается инфляция.
Инструментами
нормативного метода являются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные нормативы,
необходимые для расчета бюджетных доходов на основе установленных налоговых
ставок и учета некоторых макроэкономических ориентиров: уровня налогового бремени;
предельного размера бюджетного дефицита (в% к ВВП и объему расходов бюджета);
предельной величины государственного долга и т.п.
К
методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных
экономических процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют, и приходится
использовать специально выполненные расчеты специалистов-экспертов. Балансовый
метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с
его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами,
выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.
Прогнозирование
бюджета сводится к расчету вероятных доходов бюджета (применительно к
соответствующему уровню бюджетной системы: государственному, региональному,
местному), определению объемов и направлений расходования бюджетных средств,
установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях. Если прогнозные
расчеты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для
конкретных видов доходов и расходов в соответствии с действующей в стране бюджетной классификацией; если же относятся к
периоду, следующему за планируемым годом, для основных параметров и структуры
соответствующего бюджета.
В
то же время, например, в Германии,
Австрии и Канаде, наряду с раздельными налоговыми доходами,
поступающими только в тот или иной уровень бюджетной системы, применяются и
совместные налоги, распределяемые между бюджетами разных уровней (в Канаде – все
на постоянной, а в Германии и Австрии – одни на постоянной, а другой на
временной основе). Федеральный центр обычно устанавливает и контролирует
налоговые доходы, в наибольшей степени связанные с макроэкономической
политикой: налоги с доходов корпораций, НДС, налог на природные ресурсы,
таможенные пошлины, налог на экспорт товаров и услуг. Такие налоги, как налог
на личные доходы, различные виды акцизов, прогнозируются и выполняются,
перечисляя в бюджеты разных уровней. За регионом и местными бюджетами в
большинстве случаев закрепляются: налоги с розничного оборота (налог с продаж),
налог на собственность, налог на автотранспортные средства и другие. Имеются и
иные подходы. Так, в США штаты и в Швейцарии кантоны получили право планировать
и выполнять взимание налогов с доходов корпораций и индивидуальный подоходный
налог, налоги за пользование природными ресурсами. В Австралии провинциям не
дано право взимать налог с продаж и прочие косвенные доходы. В Канаде властям
провинций разрешено планировать и взимать в свои бюджеты дополнительную
надбавку к общему подоходному налогу.
В
некоторых странах используют планы и прогнозы на составление Чрезвычайного
бюджета – это бюджет, принимаемый в условиях введения чрезвычайного положения в
стране, либо дополнительно к обычному бюджету, либо вместо него. Чрезвычайный
бюджет составляется в основном в период войн или стихийных бедствий. Однако в
некоторых странах он имел специфический характер. Так, в Бельгии до 1976 года
функционировал чрезвычайный бюджет капитальных затрат, впоследствии
объединенный с государственным бюджетом. В ряде африканских стран бюджеты
капиталовложений (или бюджеты развития) называют чрезвычайным бюджетом. Расходы
таких чрезвычайных бюджетов покрываются за счет внутренних и внешних займов и
кредитов.
В странах бывшего социалистического лагеря Восточной Европы применяются самые
разные методы прогнозирования и планирования. При переходе к рыночной экономике
изменились сложившиеся методы прогнозирования и планирования. В основу прогноза
и плана бюджетирования положена договорная система. Так, в Чехии и Словакии
главным в планировании и прогнозировании является хозяйственный договор, он
является основой разработки, как планов предприятий, так и государственного
прогноза развития национальной экономики. В Венгерской Республике достаточно
хорошо сложилась многоканальная система сбыта национального продукта, что
исключает монопольное положение производителя и покупателя. Все венгерские
предприятия самостоятельно заключают договоры с зарубежными покупателями, минуя
внешнеторговые государственные организации, и ведут расчеты в свободно
конвертируемой валюте на демократических началах. Основной задачей Министерства
сельского хозяйства и пищевой промышленности Венгрии является стратегическое
прогнозирование и планирование, с целью предупреждения товаропроизводителей о
перепроизводстве какого-либо вида продукции. В других странах Восточной Европы
планы и прогнозы также не носят директивного характера. Также просматривается легкое
государственное регулирование экономики в Венгрии и Польше.
2. Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования в
развитых странах мира
2.1 Долгосрочное макроэкономическое прогнозирование: опыт стран ЕС
(Европейского Союза)
В последние годы страны ЕС перешли к разработке собственного
ежегодного бюджетного процесса на основе стратегического многолетнего подхода.
Общим для всех подходов в долгосрочном бюджетировании, является включение
прогнозных оценок доходов и расходов на несколько лет вперед после текущего
года, при этом практика, связанная с долгосрочным бюджетом, существенно
различается от страны к стране. Поскольку подходы к составлению перспективного
бюджета зависят от различных политических задач и конкретных бюджетных
институтов, не имеет смысла пытаться установить наиболее оптимальный подход для
Европы. Здесь представлен обзор подходов к долгосрочному бюджетному
прогнозированию, которые оказались успешными для двух стран со значительными отличиями,
с двумя противоположными ситуациями – Германия и Франция.
Страницы: 1, 2
|