Реферат: Финансовая система Казахстана
21. АО
"СЕНИМ-БАНК"
22. АО "Ситибанк
Казахстан"
23. АО
"Торгово-промышленный Банк Китая в Алматы"
24. АО "Хоум
Кредит Банк" (АО "МБ "Алма-Ата")
25. АО
"Цеснабанк"
26. АО "Эксимбанк
Казахстан"
27. АО "ЭКСПРЕСС
БАНК"
28. АО «БанкПозитив
Казахстан (Дочерний банк Банка Апоалим Б.М.)»
29. АО «МЕТРОКОМБАНК»
30. АО ДБ
"Альфа-Банк"
31. АО ДБ "Банк
Китая в Казахстане"
32. АО ДБ "ТАИБ
Казахский Банк"
33. АО СБ
"ЛАРИБА-БАНК"
34. ДБ АО "HSBC
Банк Казахстан"
35. ДБ АО
"Сбербанк России"
36. Дочерняя
организация Акционерного общества «БТА Банк» - Акционерное общество «Темiрбанк»
Лидирующие позиции
закреплены за АО «БТА банк», АО «КАЗКОММЕРЦБАНК», АО «Народный Банк
Казахстана», за ними следуют АО «Альянс Банк», АО «АТФБанк» и АО «Банк
ЦентрКредит».
Глава II.
Бюджетная система Казахстана.
2.1. Экономическая
сущность бюджета и бюджетное устройство.
Как экономическая
категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между
государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения
и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного
фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного
воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
Государственный бюджет
как экономическая категория выполняет функции – распределительную и
контрольную. Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм.
Бюджетный механизм – это совокупность форм и методов образования и
использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование
экономики осуществляется путем установления количественных размеров
централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его
образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе
становления и исполнения бюджета.
Бюджетное устройство –
это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее
звеньев.
В состав бюджетной
системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет и местные бюджеты,
которые в свою очередь подразделяются на областные, бюджеты городов и районов.
Государственный бюджет
представляет собой свод республиканского и местных бюджетов без учета
взаимопогашающих операций между ними. В Бюджетном кодексе РК государственный
бюджет представлен понятием консолидированный бюджет – бюджет, который состоит
из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского
значения, столицы, поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд РК.
17 декабря 1991 года был
подписан первый Закон «О бюджетной системе», который определил бюджетное
устройство Казахстана. Второй Закон был подписан 24 декабря 1996 года
вследствие принятия Конституции и нового налогового законодательства. В 1997
году внедрена новая бюджетная классификация доходов и расходов, позволившая взаимоувязать
расходы бюджетов с выполнением программ.
В апреле 1999 года принят
третий Закон «О бюджетной системе». Произведено разделение доходной части между
республиканским и местными бюджетами по видам поступлений, разграничены
государственные функции. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса
стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства
экономики и торговли, Министерства государственных доходов, Министерства
экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов в 2002 году. Тем
самым были разделены функции планирования и исполнения бюджета, а процессы
стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.
С 2005 года вступил в
действие Бюджетный кодекс – единый закон, регламентирующий все финансовые
процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и
контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы,
коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного
планирования.
Введена вертикальная
схема внутреннего контроля республиканского и местных бюджетов: внутренний
контроль проводит Комитет финансового контроля Минфина. Функции внешнего
контроля остаются за Счетным комитетом и ревизионными комиссиями маслихатов.
Введен новый механизм перечисления средств в Национальный фонд. В целях
эффективной реализации поставленных задач Нацфонда разработан метод
сбалансированного бюджета с учетом положительного мирового опыта.
Бюджетная система
основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном
кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены принципы транспарентности,
последовательности, эффективности и результативности, приоритетности,
ответственности, самостоятельности бюджетов. В доходной части бюджета государства
основную долю занимают налоговые поступления – 90 %, а также существуют
неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала.
Рассмотрение проекта
республиканского бюджета осуществляется Республиканской бюджетной комиссией и
определяется на предстоящий финансовый год не позднее 1 августа года,
предшествующего планируемому финансовому году. Проект закона о республиканском
бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в Парламент РК
не позднее 1 сентября. Утверждение республиканского бюджета происходит на
совместном заседании палат Парламента РК не позднее 1 декабря текущего года.
Исполнение бюджета
начинается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового года.
Правительство РК
обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы
обеспечивают исполнение местных бюджетов.
Закон РК « О
республиканском бюджете на 2008 год» был принят 6 декабря 2007 года.
2.2. Состав
доходов и расходов государственного бюджета.
Функционирование бюджета,
связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных
средств государства, происходит посредством особых экономических форм – доходов
и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения.
Обе категории имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают
государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные
ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Состав и структура
доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой
политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и
исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в
определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления
расходов. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики
Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями
неналоговых средств.
Структура бюджета
строится на основе бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:
1)доходы:
- налоговые поступления;
- неналоговые
поступления;
- поступления от продажи
основного капитала;
- поступления
трансфертов;
2)затраты;
3)операционное сальдо;
4)чистое бюджетное
кредитование:
- бюджетные кредиты;
- погашение бюджетных
кредитов;
5)сальдо по операциям с
финансовыми активами:
- приобретение финансовых
активов;
- поступления от продажи
финансовых активов государства;
6)дефицит ( профицит)
бюджет;
7)финансирование дефицита
(использование профицита)бюджета:
- поступление займов;
- погашение займов;
- движение остатков бюджетных
средств.
Доходами бюджета являются
налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства,
передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основах.
Налоговые поступления –
налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом
Республики Казахстан.
Неналоговые поступления –
обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными
актами РК.
Поступления от продажи
основного капитала включают денежные средства:
- от продажи
государственного имущества;
- от продажи товаров из
государственного материального резерва;
- от продажи земельных
участков, находящихся в государственной собственности или предоставления их в
постоянное или временное пользование;
- от продажи нематериальных
активов, принадлежащих государству.
Поступления трансфертов –
безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.
Затратами бюджета
являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они
подразделяются на следующие виды:
1)
затраты,
обеспечивающие деятельность государственных учреждений;
2)
затраты,
связанные с организацией и проведением мероприятий, не носящих постоянного
характера;
3)
затраты на
государственный заказ – оплата государственными учреждениями товаров (работ,
услуг), полученных от физических, юридических лиц и крестьянских хозяйств на
основе гражданско–правовых сделок в рамках реализации бюджетных программ;
4)
денежные выплаты
физическим лицам – затраты, связанные с платежами физическим лицам в денежной
форме в соответствии с законодательными актами РК, кроме денежных выплат
работникам за труд;
5)
иные виды затрат
на выполнение обязательств государства.
Операционное сальдо – разница
между доходами и затратами бюджета.
Чистое бюджетное
кредитование – разница между бюджетными кредитами и их погашением. В
зависимости от срока предоставления бюджетные кредиты подразделяются на
следующие виды: краткосрочные – до 1 года; среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
долгосрочные – от 5 до 30 лет.
Cальдо по операциям с финансовыми активами – разница между
суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых
активов государства.
Динамика доходов
государственного бюджета за 2005 – 2007 годы.
|
2005 |
2006 |
2007 |
Показатели |
млрд тенге |
% |
к ВВП в % |
млрд тенге |
% |
к ВВП в % |
млрд тенге |
% |
к ВВП в % |
Всего доходов |
2098.5 |
100 |
27.7 |
2338.0 |
100 |
22.9 |
2887.8 |
100 |
22.7 |
Налоговые поступления, в т.ч. |
1998.3 |
95.2 |
26.3 |
2209.1 |
94.5 |
21.6 |
2356.0 |
81.6 |
18.5 |
КПН |
834.3 |
39.8 |
11.0 |
776.6 |
33.2 |
7.6 |
758.3 |
26.3 |
6.0 |
ИПН |
122.9 |
5.9 |
1.6 |
165.0 |
7.1 |
1.6 |
221.0 |
7.7 |
1.7 |
Соц. налог |
197.3 |
9.4 |
2.6 |
236.6 |
10.1 |
2.3 |
295.7 |
10.2 |
2.3 |
НДС |
343.9 |
16.4 |
4.5 |
489.6 |
21.0 |
4.8 |
629.3 |
21.8 |
5.0 |
Акцизы |
33.4 |
1.6 |
0.4 |
47.4 |
2.0 |
0.5 |
58.7 |
2.0 |
0.5 |
Неналоговые поступления |
66.0 |
3.2 |
0.9 |
54.8 |
2.3 |
0.6 |
181.1 |
6.2 |
1.1 |
Пост. от продажи осн. капитала |
34.2 |
1.6 |
0.5 |
71.1 |
3.2 |
0.7 |
92.7 |
3.2 |
0.7 |
Трансферты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
258.0 |
9.0 |
2.1 |
Анализ данных таблиц
показывает, что значительный рост доходов государственного бюджета наблюдается
в республике в 2005 году и составил 2098,5 млрд. тенге. Это было обусловлено
ростом нефтедоходов, в частности корпоративного подоходного налога. За год
поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога выросли в 2,2 раза
составив 834,3 млрд. тенге, или 39,8 % доходов бюджета. В 2006 году было
принято решение о том, что все нефтедоходы должны поступать в Национальный фонд
РК, а с Нацфонда предусмотреть трансферты в республиканский бюджет. В
результате использования этого механизма в 2006-2007 году в определенной степени
уменьшились поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога.
Страницы: 1, 2, 3
|