рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Государственный финансовый контроль

Реферат: Государственный финансовый контроль


Государственный финансовый контроль


Содержание

Введение

1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи

2. Виды финансового контроля

3. Система органов государственного финансового контроля и оценка его эффективности

Заключение

Список литературы


Введение

Данная работа посвящена рассмотрению вопроса о государственном финансовом контроле.

Финансовый контроль — это система надзора контрольных органов за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций с целью обоснованной оценки эффективности их деятельности, проверки законности и целесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшения использования ресурсов и увеличения доходов государственного бюджета.

С позиций теории управления, контроль как одна из его функций представляет собой механизм обратной связи, т. е. систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта для оценки эффективности управленческих решений, условий и результатов их реализации. В этом смысле финансовый контроль выражается совокупностью действий субъекта управления по надзору за состоянием финансовых ресурсов и динамикой денежных потоков объектов хозяйственного управления в финансовой системе.

Субъектами финансового контроля могут выступать сама хозяйственная структура, вышестоящие организации и ведомства, регламентирующие ее деятельность, органы исполнительной, представительной и судебной власти на федеральном, региональном или местном уровнях. Наиболее содержательным и общественно значимым видом контроля является государственный финансовый контроль, который осуществляется от имени государства с использованием государственных полномочий.


1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи

Поскольку финансовая система государства включает финансовые системы всех административно-территориальных образований и субъектов хозяйствования, государственный финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Он призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений, защищенные законными средствами государственного принуждения. В отношении институтов, являющихся объектами государственной собственности, этот контроль охватывает все стороны их деятельности, а по отношению к негосударственной сфере экономики распространяется лишь на область выполнения денежных обязательств перед государством, соблюдения денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Государственный финансовый контроль представляет собой систему институтов, инструментов и объектов по проверке законности и целесообразности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Будучи одной из форм государственного контроля, он способствует обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогает вскрыть нарушения финансовой дисциплины. Назначение финансового контролясодействие успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов государства.

Анализ источников высокой эффективности экономики развитых стран свидетельствует о том, что государственный финансовый контроль является важным инструментом установления баланса между действием рыночных сил и государственным регулированием.

Формирование российской системы государственного финансового контроля происходило в период перехода от административно-командной к рыночной экономике, которому присущи следующие негативные явления. В чем состоят научные предпосылки, отражающие реальные особенности данного периода? Их несколько. Прежде всего следует указать на незавершенность правовых основ функционирования многоукладного рыночного хозяйства, в частности, неупорядоченность отношений собственности. Заметна неустойчивость платежной системы и неэффективность организации движения финансовых ресурсов государства, что порождает кризис взаимных неплатежей участников хозяйственного оборота. Негативным фактором является использование в денежном обороте страны нескольких валют. Это создает благоприятные возможности для безнаказанной утечки капитала. Не способствует улучшению дел отсутствие у субъектов современных рыночных отношений морально-этических традиций легитимного предпринимательства. Слишком высока коррумпированность государственного аппарата, законодательных структур и юридических органов в сочетании с криминализацией частного предпринимательства и огромными масштабами теневой экономики.

Все эти обстоятельства актуализировали проблему формирования действенной системы государственного финансового контроля и обусловили его функции как необходимого инструмента нормализации хозяйственной жизни страны, повышения эффективности национальной экономики, обеспечения ее социальных приоритетов.

Имеется еще один важный аспект проблемы актуализации роли государственного финансового контроля в переходной экономике. Он обусловлен задачами приватизации и эффективного управления госсобственностью. Речь идет об оценке стоимости контролируемых активов, а следовательно, об определении экономической целесообразности их текущего и перспективного использования.

Как утверждает теория оценки собственности, стоимость любого актива определяется его доходностью, которая непосредственно зависит от ликвидности актива и инвестиционного риска. В свою очередь, указанные критерии экономической оценки актива определяются его миссией, т. е. общественным предназначением данного актива. Влияние миссии на доходность и ликвидность некоторых активов прямо противоположно направлению стоимостной зависимости. Из этой коллизии вытекает финансовое противоречие, имеющее весьма существенные практические последствия.

Поскольку миссия государственной собственности, как правило, связана не с извлечением прибыли, а с социальным предназначением, эта собственность обладает пониженной доходностью и минимальной ликвидностью. Подход к ее оценке исключительно со стоимостных позиций ориентирует экономику на деструктивное развитие, при котором стремление к увеличению доходности активов путем бездумной коммерциализации неизбежно приводит к массовой утрате ликвидности всех звеньев народного хозяйства — от домохозяйств до муниципальных и региональных бюджетов.

Из указанных макроэкономических целей вытекают следующие основные задачи государственного финансового контроля. Началом начал является проверка правильности составления и использования государственного бюджета на всех уровнях бюджетирования. Чрезвычайно важна проверка имущественного состояния и эффективности использования государственных ресурсов предприятий и организаций. Понятно, что необходимо строго следить за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, тарифной и валютно-денежной политики, за соблюдение норм и правил ведения бухгалтерского учета, своевременным предоставлением бухгалтерской и статистической отчетности. Наконец, контроль нужен в целях выявления резервов роста финансовых ресурсов государства. Приведенный круг задач не является исчерпывающим, но претерпевает постоянные изменения с учетом изменений в финансовой системе, законодательстве и содержании общественных потребностей. Он варьируется также в зависимости от уровня контроля, полномочий субъектов контроля и его функционального назначения.

Независимо от конкретики решаемых задач и специфики их исполнения содержание государственного финансового контроля определяется его общими принципами. К ним относятся тотальность, эффективность, законность, справедливость, независимость, публичность. Рассмотрим суть этих принципов.

Тотальность выражается в полном учете движения всех ресурсов и финансовых потоков. Однако держать под контролем все каналы движения ресурсов и их возможной утечки на каждом из контролируемых объектов весьма дорого и неэффективно. Поэтому принцип тотальности предполагает выявление ключевых объектов контроля, наблюдение за которыми позволяет отслеживать состояние и движение финансовых и материальных ресурсов в целом. Иначе говоря, важно установить центры финансового учета и создать по каждому из них базы данных о текущих доходах и расходах.

Отсюда вытекает принцип эффективности контроля. Он с критериальных позиций трактуется двояко: как эффективность использования бюджетных средств, обеспечиваемая мерами финансового контроля, и как эффективность самого процесса контроля. В первом случае она выражается совокупностью показателей социально-экономической динамики, во втором — соотношением затрат на проведение контроля с доходами государственного бюджета, выявленными в результате проверок. Принцип эффективности реализуется путем мониторинга ключевых точек объектов, диагностики состояния объектов и выявления допущенных нарушений финансовой дисциплины.

Принцип законности состоит в оценке деятельности объекта контроля с позиций гражданского, в том числе финансового права. Действия контрольных органов исключительно в рамках законности являются основой справедливой оценки деятельности проверяемых структур. Нарушение принципа законности и обусловленного им принципа справедливости способствует расширению масштаба криминализации экономики и снижению эффективности самого контроля.

Критериальной основой принципа законности является целевое использование государственных финансовых ресурсов. При определении критерия "целевое использование ресурсов" исходят из официально зафиксированной характеристики их нецелевого использования. Под нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая неправомерность затем закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств.

Принцип независимости финансового контроля, важность которого особо подчеркивается вышеупомянутой Лимской Декларацией, заключается в постулате о необходимости функциональной и организационной независимости контрольных органов для выполнения возможных на них задач. Этот принцип распространяется на юридическую и финансовую независимость контрольного органа, а также независимость его членов, от влияния проверяемых организаций. Независимость контрольного органа и его членов должна быть гарантирована законом, регламентирующим условия обеспечения хозяйственной автономии субъекта контроля от проверяемых структур и административной независимости ревизоров.

Принцип публичности финансового контроля предусматривает открытость его результатов, за исключением сведений, содержащих государственную или коммерческую тайну, не только для контролируемых объектов и вышестоящих организаций, но и для широкой общественности. В этом заключается демократизм финансового контроля, условие его объективности и эффективности.

2. Виды финансового контроля

Концепция финансового контроля в нашей стране базируется на его международно признанных целях, сформулированных в указанной Лимской Декларации. С учетом национальных традиций, действующего законодательства и реальных общественных потребностей они конкретизированы в Указе Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. № 1095. Этим указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль должен обеспечивать контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Из указанных макроэкономических целей вытекают следующие основные задачи государственного финансового контроля. Началом начал является проверка правильности составления и использования государственного бюджета на всех уровнях бюджетирования. Чрезвычайно важна проверка имущественного состояния и эффективности использования государственных ресурсов предприятий и организаций. Понятно, что необходимо строго следить за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, тарифной и валютно-денежной политики, за соблюдение норм и правил ведения бухгалтерского учета, своевременным предоставлением бухгалтерской и статистической отчетности. Наконец, контроль нужен в целях выявления резервов роста финансовых ресурсов государства. Приведенный круг задач не является исчерпывающим, но претерпевает постоянные изменения с учетом изменений в финансовой системе, законодательстве и содержании общественных потребностей. Он варьируется также в зависимости от уровня контроля, полномочий субъектов контроля и его функционального назначения.

Независимо от конкретики решаемых задач и специфики их исполнения содержание государственного финансового контроля определяется его общими принципами. К ним относятся тотальность, эффективность, законность, справедливость, независимость, публичность. Рассмотрим суть этих принципов.

Тотальность выражается в полном учете движения всех ресурсов и финансовых потоков. Однако держать под контролем все каналы движения ресурсов и их возможной утечки на каждом из контролируемых объектов весьма дорого и неэффективно. Поэтому принцип тотальности предполагает выявление ключевых объектов контроля, наблюдение за которыми позволяет отслеживать состояние и движение финансовых и материальных ресурсов в целом. Иначе говоря, важно установить центры финансового учета и создать по каждому из них базы данных о текущих доходах и расходах.

Отсюда вытекает принцип эффективности контроля. Он с критериальных позиций трактуется двояко: как эффективность использования бюджетных средств, обеспечиваемая мерами финансового контроля, и как эффективность самого процесса контроля. В первом случае она выражается совокупностью показателей социально-экономической динамики, во втором — соотношением затрат на проведение контроля с доходами государственного бюджета, выявленными в результате проверок. Принцип эффективности реализуется путем мониторинга ключевых точек объектов, диагностики состояния объектов и выявления допущенных нарушений финансовой дисциплины.

Принцип законности состоит в оценке деятельности объекта контроля с позиций гражданского, в том числе финансового права. Действия контрольных органов исключительно в рамках законности являются основой справедливой оценки деятельности проверяемых структур. Нарушение принципа законности и обусловленного им принципа справедливости способствует расширению масштаба криминализации экономики и снижению эффективности самого контроля.

Критериальной основой принципа законности является целевое использование государственных финансовых ресурсов. При определении критерия "целевое использование ресурсов" исходят из официально зафиксированной характеристики их нецелевого использования. Она дана в письме Минфина РФ от 16.04.96 № 3-А2-02 "О нецелевом использовании средств, выделенных из Федерального бюджета". Под нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая неправомерность затем закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств.

Принцип независимости финансового контроля, важность которого особо подчеркивается вышеупомянутой Лимской Декларацией, заключается в постулате о необходимости функциональной и организационной независимости контрольных органов для выполнения возможных на них задач. Этот принцип распространяется на юридическую и финансовую независимость контрольного органа, а также независимость его членов, от влияния проверяемых организаций. Независимость контрольного органа и его членов должна быть гарантирована законом, регламентирующим условия обеспечения хозяйственной автономии субъекта контроля от проверяемых структур и административной независимости ревизоров.

Принцип публичности финансового контроля предусматривает открытость его результатов, за исключением сведений, содержащих государственную или коммерческую тайну, не только для контролируемых объектов и вышестоящих организаций, но и для широкой общественности. В этом заключается демократизм финансового контроля, условие его объективности и эффективности.

С учетом вышеуказанных целей задач и на основе базисных принципов финансового контроля определяется его структура по видам, формам и методам.

В российской практике финансовый контроль по типу контрольных органов традиционно разделяется на государственный и негосударственный, а последний на внутрихозяйственный, осуществляемый собственными силами предприятия, и независимый, выполняемый на договорных началах аудиторской фирмой.

Государственный финансовый контроль может осуществляться от имени законодательных органов (представительной власти), исполнительных органов (административный контроль), судебных органов, а также министерств и ведомств в пределах состава их полномочий (например. Министерства финансов Российской Федерации, отраслевых министерств в отношении подведомственных им организаций). Приоритет в области бюджетно-финансового контроля согласно отечественному законодательству отдается органам представительной власти.

Исходя из временных параметров, финансовый контроль классифицируется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль - наиболее рациональный способ воздействия на объект управления. Он носит предупреждающий характер и позволяет предотвратить возможные нарушения финансового законодательства и выявить дополнительные ресурсы на стадии планирования. Такой контроль особенно важен при введении в действие новых нормативно-распорядительных документов по регулированию финансовой деятельности контролируемых структур. Масштабы его использования лимитируются, главным образом, ограниченностью финансовых и трудовых возможностей контрольных органов, а также юридической необоснованностью их чрезмерного вмешательства в хозяйственную самостоятельность предприятий.

Текущий контроль, называемый также оперативным контролем, проводится в процессе самих хозяйственных и финансовых операций. Он базируется на данных первичного учета, результатах инвентаризаций и визуальных наблюдений. Преобладающая сфера его применения - внутрихозяйственный контроль. Текущий, как и предварительный контроль, обычно не носит репрессивного характера, а способствует предотвращению правонарушений.

Последующий контроль выражается в углубленном изучении результатов финансовой деятельности объекта за определенный период с использованием отчетной, планово-учетной документации и других источников информации. Он позволяет обнаружить недостатки предварительного и текущего контроля и дает основания для принятия радикальных решений, в том числе репрессивного характера. По его результатам корректируется стратегия развития контролируемого объекта.

Исходя из глубины контроля, с учетом стоящих перед ним задач различают обследование и проверку.

Обследование состоит в проведении экспресс-анализа финансового и имущественного состояния контролируемого объекта. Если в процессе оперативной диагностики его финансово-хозяйственной деятельности обнаруживаются факты нарушений, то в соответствии с заключением по результатам обследования назначается тематическая, счетная, счетно-аналитическая или комплексная проверка. Проверка предполагает более глубокий контроль, чем обследование, которое рассматривается в качестве основной формы предварительного контроля.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.