рефераты бесплатно

МЕНЮ


Экономика ФРГ

крупнейшим торговым партнером является Франция (свыше 10 %). На долю США

приходится 8 - 9 %, Японии - 3-4 %. Доля развивающихся стран составляет

около 12 %.

ФРГ является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала.

Германские компании занимают третье место в международном рейтинге ОЭСР по

объему инвестиций за рубежом. Экспорт капитала из Германии был официально

разрешен в 1952 году. С начала 90-х годов иностранные капиталовложения в

экономику ФРГ по объемам превышают средства, вкладываемые немецкими фирмами

и банками за рубежом. За период 1990-1997 гг. общий объем накопленных

немецких зарубежных инвестиций (нетто) составил 1564, 0 млрд. нем. марок,

тогда как совокупные иностранные капиталовложения в экономику страны

достигли соответственно 1758,4 млрд. нем. марок.

Обратную тенденцию имеет динамика прямых инвестиций. За период 1990 -

1997 гг. совокупные прямые частные капиталовложения немецких предприятий за

рубежом достигли 309,4 млрд. немецких марок (нетто), тогда как прямые

иностранные вложения в экономику ФРГ составили только 35,2 млрд. немецких

марок. Отрицательное сальдо по прямым инвестициям с зарубежными странами

приняло в ФРГ устойчивый характер и возросло с 5 - 6 млрд. в 80-е годы до

48,4 млрд. немецких марок в 1997 году. Доля прямых капиталовложений

немецких фирм за рубежом в общем объеме зарубежных инвестиций в последние

годы составляет от 25 до 35 %, тогда как аналогичный показатель для

иностранных капиталовложений в экономику ФРГ не превышает 5 %.

Слабая заинтересованность иностранных инвесторов объясняется, в

частности, самыми высокими в мире издержками на оплату труда в ФРГ,

высокими налогами и высоким уровнем требований к охране окружающей среды.

Вместе с тем экономическая и политическая стабильность в ФРГ, правовая

защищенность экономических субъектов, устойчивая валютно-финансовая

система, емкий внутренний рынок, наличие передовых технологий и

высококвалифицированной рабочей силы делают страну привлекательной для

притока иностранного капитала.

Большая часть зарубежных инвестиций из ФРГ направляется в промышленно

развитые страны Запада, на которые в 1997 году приходилось около 75 %

общего объема иностранных капиталовложений ФРГ, в том числе около 80 % всех

прямых инвестиций. Эти же страны доминируют в импорте капиталовложений ФРГ

из-за рубежа (95 и 80 % соответственно).

Крупнейшими партнерами ФРГ в Европе по инвестиционному обмену являются

страны-члены Европейского Союза, доля которых в общих капиталовложениях ФРГ

за рубежом в 1997 году составила около 52 %, а в прямых инвестициях - около

35,6 %. В объемах капиталовложений из-за рубежа в экономику ФРГ на эти

страны приходилось 70,6 % общих капиталовложений и 60 % прямых инвестиций.

Крупнейшим инвестиционным партнером ФРГ традиционно остаются США, доля

которых в 1997 году в общих капиталовложениях ФРГ за рубежом составила

около 20 %, а в прямых иностранных инвестициях - 25,0 %. В общем объеме

импорта капитала в ФРГ доля США была значительна - 9,0 %. В последние годы

увеличивался объем инвестиций в экономику стран Центральной и Восточной

Европы (ЦВЕ). В 1997 году на государства данного региона приходилось 3,8 %

всех иностранных капиталовложений ФРГ и 8,5 % прямых частных инвестиций

немецких фирм за рубежом. Наиболее значительные инвестиции немецкими

фирмами и банками осуществляются в экономику Венгрии, Чехии и Польши.

Главные инвесторы ФРГ - кредитные институты, инвестиционные и

страховые компании. В производственном секторе наибольшая инвестиционная

активность наблюдается в химической промышленности и автомобилестроении.

Правительство ФРГ предоставляет гарантии для прямых инвестиций германских

компаний за рубежом. В 1996 году 46 % из них приходилось на страны

Центральной и Восточной Европы и 40 % - на страны Юго-Восточной Азии.

«Немецкое экономическое чудо» как результат правильно выбранной

валютной политики

Началом валютной политики ФРГ следует считать 21 июня1948 года, когда

немецкая марка начала свое восхождение «на Олимп своих свершений» в

результате денежно-валютной реформы после окончания Второй мировой войны.

Существовавшие деньги гитлеровских времен – рейхсмарки (в дальнейшем РМ) –

были заменены немецкими марками (в дальнейшем НМ) дойче марк.

Юридическим лицам и гражданам РМ были обменены, включая вклады в

банках, на НМ в соответствии с количеством возвращенных денег и размером

вклада в финансовых учреждениях – так называемые старые долговые иски.

Сразу после реформы принимается закон о блокированных вкладах,

«заморозивший» еще 70 % вкладов на этих счетах. Окончательное соотношение

между РМ и НМ составило 6,50 НМ за каждые 100 РМ.

Денежное обращение регулировалось следующим образом:

1. физическим лицам выделялось по 60 НМ на каждое лицо в соотношении 1:1;

2. юридическим лицам, предпринимателям и представителям свободных профессий

выделялись денежные средства на коммерцию, размер которых определялся

количеством работников: из расчета 60 НМ на каждого из них;

3. по отношению к тем, у кого старые долговые иски были низкими,

действовали особые правила, учитывающие социальное положение;

4. старые долговые иски региональных организаций (железных дорог, почтовых

отделений, финансовых учреждений) не обменивались, а были просто

упразднены. Земли ФРГ и муниципалитеты получали деньги из расчета их

среднемесячного дохода за последние 6 месяцев, предшествующих реформе, а

железные дороги и почтовые отделения – в размере 50 % ежемесячных

доходов. Для финансирования учреждений действовал особый метод покрытия

общих обязательств: все обязательства в РМ были обменены на НМ в

соотношении 10:1;

5. наконец, для снятия социальной напряженности такие регулярно

повторяющиеся операции, как заработная плата, плата за квартиру,

различного вида пособия, в том числе по социальному страхованию, были

пересчитаны в соотношении 1:1.

Актив финансовых учреждений (в отличие от небанковских организаций) не

был пересчитан в НМ. Вместо этого банки получили запись в кредит в кредит

счета Земельного центрального банка, соответствующего определенному

проценту общего объема их обязательств, возникших после пересчета на НМ.

Важнейший результат денежно-валютной реформы - установление

фиксированного курса НМ по отношению к доллару США. Для того чтобы привлечь

в экономику страны свободный капитал, 19 сентября 1949 года была проведена

девальвация марки на 20 % с одновременным установлением нового паритета к

американскому доллару, равного 4,2 НМ.

Либерализация внешней торговли привела к столь значительному росту

импорта, что, несмотря на увеличение экспорта, баланс внешней торговли

оказался пассивным. Существенно важным моментом явилось то, что ввозимые

товары предназначались не столько для удовлетворения растущего потребления,

сколько для изготовления наукоемких и высокотехничных товаров, которые

впоследствии снова экспортировались. Именно таким способом ФРГ удалось

укрепить свое положение как независимого государства на мировом рынке, даже

несмотря на девальвацию марки.

Одновременно импорт снизился до политически допустимых пределов.

Наряду с этим, разрабатывается положение о лицензиях – разрешениях на ввоз

– и устанавливается требование депонировать наличными деньгами в НМ сумму в

размере 50 % эквивалента иностранной валюты, затребованной для импортных

операций. Право на выдачу импортных лицензий изымается из компетенции

частных банков для финансирования внешней торговли и передается центральным

банкам федеральных земель. Тесное взаимодействие между промышленностью,

торговлей и профсоюзами, возникает путем заключения свободных соглашений, и

организуемый серийный выпуск товаров массового спроса. Таким образом

обеспечивалось потребление в условиях минимальной покупательной

способности при отсутствии функционирования рынка в полную силу.

Начинают постепенно шаг за шагом функционировать оптовые рынки,

формироваться система связей и контактов между коммерческими отделами

частных фирм, что обеспечивает более тесное взаимодействие производителей с

поставщиками и с розничной торговлей.

Результаты такой политики проявились довольно быстро. Через полгода –

в конце 1948 года – рост цен приостановился и стал даже снижаться при

одновременном улучшении качества продукции. Произошло выравнивание спроса и

предложения.

Главный риск, связанный с переходом от централизованного

распределения товаров или сырья гитлеровской Германии к рыночной экономике,

состоявший в опасности возрождения инфляции и потере денежной стабильности,

удалось преодолеть за фантастический срок – полгода.

Фаза хозяйственного оздоровления характеризовалась стремлением

превратить имеющиеся в избытке деньги в деньги для производства. Тяжелая

промышленность и капитальное строительство финансировались и загружались за

счет прибылей и сверхприбылей от производства потребительских товаров.

О том внимании, которое уделялось подготовительному этапу,

свидетельствует более 30 проектов денежно-валютной реформы.

С методологической точки зрения преобразования в экономике Германии

следует рассматривать как довольно мобильный процесс, в котором

краткосрочные меры увязывались с задачами на длительную перспективу, исходя

из логики проведения самой экономической реформы. Свободное конвертирование

валюты для коммерческих операций вводилось на протяжении последующих десяти

лет, вплоть до 1958 года, когда немецкая марка стала наконец

конвертируемой.

Важнейшим по экономическому значению фактором возрождения народного

хозяйства ФРГ при переходе на рыночные отношения явилась политика

ускоренной амортизации. Правительство дает разрешение на списание

предпринимателями амортизации основного капитала не в нормах,

соответствующих фактическому износу, а в завышенном размере, что приводит к

искусственному завышению издержек производства и к уменьшению балансовой

прибыли на сумму излишне списанной амортизации. Предприниматель платит

налоги лишь с прибыли. Уменьшение балансовой прибыли автоматически вызывает

снижение налогов. Реальная прибыль при этом возрастает.

Другая характерная особенность ФРГ состояла в том, что после окончания

Второй мировой войны, жилищное строительство выбрано как средство ускорения

темпов роста всей экономики, оказавшее существенное влияние на процесс

воспроизводства. Без быстрого восстановления разрушенного жилья нельзя было

восстановить промышленность, другие сферы хозяйства и перейти к рыночной

экономике.

Финансирование жилищного строительства в основном осуществлялись из

государственного бюджета, но для полного решения проблемы этих средств было

явно недостаточно, что вызвало необходимость привлечения частного капитала.

Одновременно с этим восстанавливается рынок капиталов. Если в 1948

году выпуск на рынке облигаций оценивался в 28,6 млн. марок, то в 1956 году

- 17,6 млрд.

С дугой стороны кредитная политика ФРГ также преследовала цель

сохранить устойчивость национальной валюты и предотвратить инфляцию, во

всяком случае ее локализовать. Организация банков находилась в полной

зависимости от роста образования капитала. После капитуляции Германии по

распоряжению оккупационных властей банки были децентрализованы, а бывший

Центральный банк рейха распущен. Филиалы же немецких коммерческих крупных

банков, наоборот, получили региональную самостоятельность в отдельных

землях страны. Однако их деятельность ограничивалась только отдельными

землями, на территории которых они располагались. После денежно-валютной

реформы положение не изменилось.

Между тем, подобного рода децентрализация тормозила процесс

образования капитала, и в ноябре 1948 года создается банк «Кредитное

учреждение по восстановлению». Этот банк не конкурировал с другими.

Государство же не предоставляло ему основной капитал.

В целом организационно-управленческо-кредитный механизм ФРГ стал

формироваться по образу и подобию американской федеральной системы.

В результате подобной ограничительной политики, направленной на

обеспечение стабильности денег, основное внимание стало уделяться поддержке

экономики страны.

Одновременно вводятся налоговые льготы для всех покупателей вновь

введенных в обращение государственных, коммерческих и промышленных ценных

бумаг. Именно они стали способствовать образованию капитала.

Постепенно кредитная политика перестает оказывать основное влияние на

процесс инфляции и достижение стабильности немецкой марки. Когда немецкая

марка стала свободно конвертируемой, самофинансирование предприятий

получило дальнейшее развитие.

Одной из мер, направленных против инфляции, следует считать

государственную политику в области заработной платы, в соответствии с

которой зарплата не повышалась пропорционально росту цен, как, например, в

настоящее время в Российской Федерации, она увязывалась с повышением

производительности труда в каждой отрасли.

В стабилизации денежного обращения большую роль сыграло

государственное регулирование. Дотации из государственного бюджета

способствовали изменению структуры промышленного производства.

В ФРГ очень осторожно относились к наличию государственного долга, так

как долг снимает с рынка свободные капиталы, которые фирмы могут направить

на расширение производственных мощностей, а коммерческие банки вынуждены

сокращать кредиты. Следовательно, государство не может получить ожидаемый

эффект от дефицитного финансирования.

Существенна роль государства и в регулировании внешнеэкономических

связей страны. Наряду с отменой закона о поощрении экспорта, после реформы

и снижении импортных тарифов были приняты следующие меры по освобождению

оборота товаров, платежей и капиталов от ограничений:

. введение общего свободного от ограничений расчетного минимума для

незначительных платежей;

. прогрессирующая либерализация предписаний об обязательной регистрации

иностранных платежных средств;

. либерализация правил о безвозмездном ввозе и вывозе (подарки);

. упразднение обременительной формальности получения единичных разрешений

в транзитной торговле;

. заключение товарных сделок на определенный срок;

. либерализация предписаний относительно выдачи иностранной валюты для

путешествий;

. либерализация страховых заграничных операций;

. либерализация предписаний, касающихся инвестиций внутри ФРГ со стороны

обладателей иностранных капиталов (немецких капиталовложений за

границей);

. упрощение правил импорта и экспорта.

Наряду с импортом, связанным с иностранной помощью, после денежной

реформы начал быстро развиваться и коммерческий импорт, финансируемый из

собственных валютных ресурсов предприятий. Спустя полгода после начала

реформы объем этих двух видов импорта соответствовал объему импорта

накануне Второй мировой войны.

Исключительно важное значение в достижении конвертируемости марки

имело активное участие Германии в деятельности европейских стран по

преодолению барьеров внутриевропейской торговли сначала с помощью

двусторонних, а затем и многосторонних соглашений о порядке платежей и

расчетов, которые решали проблему выравнивания платежных дефицитов с

помощью так называемого правовыравнивания.

Ограничения в торговле были ликвидированы в конце 1949 года на 50 % по

сравнению с началом осуществления денежной валютной реформы.

В результате резко увеличивается значимость ФРГ среди основных

высокоразвитых стран мира. По запасам золота и валюты ФРГ заняла 3 место

среди этих стран – 10,2 %, что почти равняется сумме аналогичных

показателей Великобритании, Франции и Италии, в то время как в 1948 году

запасы золота и валюты в ФРГ составляли всего 0,5 %.

Наконец, нельзя не отметить, что ФРГ до 1957 года не расходовала на

оборону ни единого пфеннинга, что, естественно, помогало ей быстро

возродить отрасли гражданской промышленности и выйти с их товарами на

мировой рынок.

Наличие указанных аспектов валютной политики свидетельствует: в ФРГ

была разработана и тщательно продумана система мер проведения денежно-

валютной реформы. При этом конвертируемость немецкой марки рассматривалась

внутри страны не как цель, а как средство проведения экономических реформ.

Список использованной литературы:

1.

2. «Мировая экономика». В.К. Ломакин, Москва, 2000г.

3. «Россия и Германия в Европе». Орлов Б., Тиммерманн Х., Москва, 1998г.

4. «Социальное рыночное хозяйство» (Германская модель), Москва, 1998г.

5. «Благосостояние для всех». Эрхард Л., Москва, 1993г.

6. «Процесс трансформации в новых землях ФРГ», Оппендлер К.-Х., Москва,

1998г.

7. «Международные экономические отношения» (Четвертое издание) Е. Ф.

Авдокушин, ИВЦ «Маркетинг», Москва, 1999 г.

8. «История европейской интеграции», Москва, 1996 г.

9. «Механизм экономического роста ТНК», Москва 1990 г., Н. Зубарев, И.

Клышков.

10. «Мировой рынок труда», Москва, 1994 г.

11. «Международные экономические отношения» Е. Ф. Авдокушин, Юрист,

Москва, 1999 г.

12. «Экономика» Михайлушин А.И., П.Д. Шимко, 2001 г.

13. «Мировая экономика» Т. Грис, А. Леусский, Е. Лозовская, 2001 г.

14. «История мировой экономики» М.Бор, 2000 г.

15. «Экономика. Курс основ.» Л.С. Гребнев, Р.М. Нуреев, 2000 г.

16. «Международные экономические отношения» под ред. Е.Ф. Жукова, 1999 г.

17. «Экономика» А.Г. Войтов, 2001 г.

18. «Мировая экономика» Т.Е. Басова, 1997 г.

19. «Мировая экономика. Вопросы и ответ» П.В. Сергеев, 2000 г.

20. «Международная экономика» Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов, 1999 г.

21. «Мировая экономика» Т.Р. Тэор, 2000 г.

22. «Мировая экономика. Структура, ресурсы, тенденции и проблемы» С.Ф.

Сутырин, 2001 г.

23. «Международные экономические отношения» К.А. Семенов, 1999 г.

24. «Экономика» А.И. Архипов, А.И. Нестеренко, А.К. Большакова, 2000 г.

25. «Современная экономика» О. Мамедов, 1997 г.

26. «Внешнеэкономическая деятельность» В.К. Поспелова, Б.М. Смитиенко,

2000 г.

27. «Рефераты по экономике» А.Н. Владимиров, 2000 г.

28. «Валютная политика» А.Г. Наговицын, 2000 г.

29. «Региональное развитие. Опыт России и ЕС» А.Г. Гранберг

30. «Мировая экономика» З.К. Раджабова, инфра-М, Москва, 2002 г.

31. «Региональная экономика», Б.В. Москвин, Юнити, Москва, 2001 г.

32. «Международная экономика», А. Киреев, Международные отношения, Москва,

2001 г.

33. «Курс современной экономики» И.А. Ревинский, 2002 г., Новосибирск

34. «Прогнозирование и планирование экономики» В.И. Боржевич, Г.А.

Кандаурова, 2001 г., Минск, Интерпрессервис

35. «Экономика сельского хозяйства» И.А. Попов, 2001 г., Дело и сервис

36. «Экономика», 2001г., И.В. Липсиц, Вита-пресс

37. «Валютные рынки», Н.М. Артемов, Москва, 2001 г.

38. «Экономические проблемы на рубеже веков», О.Т. Богомолов, Москва,

Экономика, 1998 г.

39. «Анализ, синтез, планирование в сфере экономики» А.В. Андрейчиков,

О.Н. Андрейчикова, Москва, Финансы и Статистика, 2001 г.

40. «Социально-экономическая география» С.Ю. Корнекова, С.П. Семенов,

Санкт-Петербург, 2001 г., Питер

41. «Устойчивый экономический рост» А.В. Черезов, 2000 г., Москва,

Экономика

42. «Занятость населения» О.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, Ростов-на-Дону,

Феникс, 2001 г.

43. «Социальная экономика» Г.Э. Слезингер, Дело и сервис, Москва, 2001 г.

44. «25 книг по мировой экономике» А. Бейтон, К. Долло, А.М. Дре, А.

Казорла

-----------------------

[1] «Мировая экономика. Экономика зарубежных стран». Под редакцией В.П.

Колесова, М.Н. Осьмовой, Москва, 2001г.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.