рефераты бесплатно

МЕНЮ


Экономико-географическая характеристика страны на примере Испании

сельского хозяйства, специализируется в выращивании ячменя и пшеницы. С

1970-х годов резко вырос объем производства фруктов и овощей. В 1992 объем

выращенных фруктов и овощей (в весовом выражении) превзошел урожай

зерновых. Многие фрукты и овощи производятся на экспорт, главным образом в

страны ЕС, и Испания получает огромную прибыль от торговли этой продукцией.

В стране обрабатывается только 40% земель, а около 16% возделываемых

земель орошаются. Луга и пастбища занимают 13% территории, леса и

редколесья – 31% (против 25% в 1950-е годы). Поскольку на протяжении

столетий во многих местностях страны леса нещадно вырубались, правительство

реализовало широкомасштабную программу лесовосстановительных работ. Среди

лесных культур очень ценится пробковый дуб; в настоящее время Испания

занимает второе место в мире (после Португалии) по производству коры

пробкового дерева. Приморская сосна широко используется для получения смолы

и скипидара.

Развитие сельского хозяйства в Испании осложняется из-за ряда серьезных

проблем. Во многих районах почвы эрозированы и малоплодородные, а

климатические условия неблагоприятны для выращивания сельскохозяйственных

культур. Только северный приморский район Испании получает достаточное

количество осадков. Кроме того, лишь небольшая часть земли орошается,

главным образом на восточном побережье и в бассейне р. Эбро. Другая

проблема заключается в том, что слишком много земли принадлежит

неэффективным латифундиям (очень крупным поместьям, главным образом на юге

страны) и минифундиям (очень маленьким фермам с наделом менее 20 Га, в

основном на севере и востоке). В латифундии вкладывалось недостаточно

капиталов, и они нуждаются в модернизации, тогда как площади минифундий

слишком малы, чтобы вести экономически эффективное хозяйство. Лишь

отдельные латифундии были механизированы, и там стали выращивать новые

культуры, например подсолнечник, и внедрять современные методы

круглогодичного сбора урожая в парниках, что значительно повысило

доходность ферм в таких провинциях, как Альмерия и Уэльва.

До Гражданской войны республиканское правительство пыталось осуществить

радикальную земельную реформу, основанную на экспроприации крупных

землевладений. Однако при Франко все внимание было направлено на

техническую модернизацию сельского хозяйства. В результате проблемы

распределения земли остались нерешенными; после победы националистов в 1939

многие крупные земельные наделы были возвращены их прежним владельцам. К

значительным достижениям относятся сооружение ирригационных систем на

площади 2,4 млн. га. обрабатываемых земель и переселение большого числа

крестьян на орошаемые земли. Кроме того, в период с 1953 по 1972 была

осуществлена программа консолидации землевладений общей площадью более 4

млн. га. В соответствии с третьим планом развития (1972–1975) около 12%

всех расходов было направлено на внедрение прогрессивных методов ведения

сельского и рыбного хозяйства. Принятые в 1971 законы о земельной реформе

предусматривали санкции против землевладельцев, которые не принимали мер по

модернизации сельского хозяйства в своих поместьях в соответствии с

предписаниями Министерства сельского хозяйства и которые отказывались

предоставлять кредиты фермерам-арендаторам для повышения уровня

сельскохозяйственного производства или выкупа арендуемых участков.

Испания удерживает второе место в мире по производству оливкового масла и

третье – по производству вина. Плантации оливковых деревьев находятся

главным образом в латифундиях Андалусии и Новой Кастилии, а виноград

выращивают в Новой и Старой Кастилии, Андалусии и восточных районах страны.

Цитрусовые, овощи и сахарная свекла – тоже важные сельскохозяйственные

культуры. Основная зерновая культура, пшеница, выращивается на центральных

плато Месеты с использованием методов богарного земледелия. В 60-е годы

большие успехи были достигнуты в животноводстве. В 1993 в Испании

насчитывалось 55 млн. голов домашней птицы (23,7 млн. в 1933), 5,1 млн.

голов крупного рогатого скота (3,6 млн. в 1935), а также 16,1 млн. свиней и

24,5 млн. овец. Большая часть поголовья скота сосредоточена в более влажных

северных районах страны.

Рыболовство

Рыбное хозяйство дает менее 1% товарной продукции Испании, но эта отрасль

быстро и почти непрерывно расширяется с 1920-х годов. Улов рыбы возрос с

230 тыс. тонн в 1927 до 341 тыс. тонн в среднем в год в период 1931–1934; в

90-е годы среднегодовой улов достиг 1,5 млн. т. Значительная часть промысла

ведется у берегов Страны Басков и Галисии. Больше всего вылавливают сардин,

хека, макрели, анчоусов и трески. 20–25% всего улова ежегодно

перерабатывают на консервы. Однако рыбоконсервная промышленность какое-то

время испытывала застой, в результате Испания потеряла рынки сбыта в

Португалии, Японии и других странах. Такие факторы, как снижение импорта

листового железа для производства консервных банок, рост цен на оливковое

масло и сокращение улова сардин, сдерживали развитие данной отрасли.

Сегодня же флот испанских морских рыболовецких судов - самый многочисленный

в Европе, однако рыбакам приходится бороться с падением квот ЕС на ловлю

рыбы.

Промышленное производство

В 1994 на долю промышленности приходилось около 1/3 общего выпуска товаров

и услуг. Примерно 2/3 промышленной продукции было произведено

обрабатывающей промышленностью, тогда как горнодобывающая промышленность,

строительство и коммунальные услуги давали только оставшуюся треть.

Развитие промышленности в 1930-х – начале 1960-х годов находилось под

контролем государства. Еще в 1941 был создан Институт национальной

индустрии (ИНИ), государственная корпорация, отвечавшая за создание крупных

государственных предприятий, контроль частной промышленности и проведение

протекционистской политики. С 1959 экономика стала несколько более

открытой, а частным предприятиям была отведена ведущая роль в развитии

промышленности. Функции ИНИ ограничивались созданием предприятий в

государственном секторе экономики. В результате, темпы роста промышленности

возросли, что продолжалось до начала 1970-х годов. После 1974 года

неэффективный государственный сектор промышленности вошел в полосу

глубокого кризиса. Новое правительство, пришедшее к власти в 1982 году,

стремилось реорганизовать ИНИ, в системе которого тогда было занято 7%

промышленных рабочих, в том числе 80% занятых в судостроении и половина

занятых в горнодобывающей промышленности. Принятые меры включали

приватизацию многих предприятий. После 1992 ИНИ распался на две группы: ИНИ

Лимитед, состоявшую из прибыльных или потенциально прибыльных

государственных фирм и не финансировавшуюся из государственного бюджета; и

ИНИСЕ, контролировавшую неприбыльные фирмы (некоторые из них были проданы

частному сектору или упразднены). Другие государственные фирмы, особенно

специализировавшиеся на производстве стали и добыче угля, в 1990-е годы

стали малоприбыльными, но, поскольку там были заняты многие тысячи людей,

предполагалось, что прекращение их деятельности и отмена государственных

субсидий будут осуществляться только постепенно.

Обрабатывающая промышленность

Многие отрасли обрабатывающей промышленности имеют четкую географическую

локализацию. Такая важная исторически сложившаяся отрасль, как текстильная

промышленность, сосредоточена в Каталонии, особенно в Барселоне. Главный

очаг черной металлургии – Страна Басков с центром в Бильбао. В 1994 было

выплавлено 12,3 млн. тонн стали, что почти на 400% превысило уровень 1963.

Больших успехов испанцы добились в автомобилестроении. Так в 1992 было

произведено 1,8 млн. легковых, 382 тыс. грузовых автомашин. На сегодняшний

день, пожалуй, самым крупным в Испании является концерн «Seat», входящий в

немецкий Volkswagen Group. Автомобили «Seat» вот уже несколько лет колесят

по дорогам Европы, составляя конкуренцию немецким и скандинавским авто.

Объем промышленного производства сократился в 1991–1992 в результате

мирового спада во всех отраслях промышленности, кроме энергетики. За

последний год производство промышленной продукции в Испании выросло на 10,2

% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это наибольший темп за

последние 2 года. Высокая активность наблюдается в области производства

электронной техники (27,5 %). По автономным областям лидирующее положение

занимают Страна Басков (10,7 %), Астурия (10,5 %) и Риоха (10 %).

Энергетика

Зависимость Испании от импорта энергоносителей постепенно увеличивалась, и

в 1990-х годах за счет этого источника обеспечивалось 80%

энергопотребления. Хотя с начала 1960-х годов в Испании были обнаружены

несколько месторождений нефти (в 1964 была найдена нефть в 65 км к северу

от Бургоса, а в начале 1970-х годов – близ Ампосты в дельте Эбро),

использование отечественных источников энергии не поощряется. В 1992 в

балансе производства электроэнергии почти половина приходилась на долю

местного угля и импортной нефти, 36% – на долю ядерного топлива и 13% – на

долю гидроэнергии. К сожалению, из-за низкого энергетического потенциала

рек Испании роль гидроэнергетики сильно сократилась (в 1977 она давала 40%

выработанной электроэнергии). Благодаря наличию больших запасов урана был

разработан план развития атомной энергетики. Первая АЭС была запущена в

1969, однако в 1983 по экологическим соображениям был введен запрет на

строительство новых АЭС, и на сегодняшний день «мирный атом» дает лишь

треть от всей производимой электроэнергии.

Табл. 8. Производство электроэнергии в 1996 и 1998 году(№14, раздел

«Испания»)

| |1996 |1998 |

|Всего (млрд. кВт) |163,468 |179,648 |

|На ТЭС (в % от общего) |43,17 |48,23 |

|На ГЭС (в % от общего) |23,92 |19,16 |

|На АЭС (в % от общего) |32,74 |31,23 |

|На других типах ЭС (в % от общего) |0,17 |1,38 |

Коммуникация и связь

Одна из самых молодых, эта отрасль экономики Испании переживает

своеобразный бум. Новейшие интернет-технологии, беспроводная сотовая и

спутниковая связь проникают даже в самые малонаселенные уголки страны,

предлагая потребителям качественные и недорогие услуги. Если в 1996 году

интернет-провайдеров насчитывалось около 50, то в 2000 эта цифра

увеличилась вдвое. Стоимость одного часа работы во Всемирной паутине

колеблется от 25 до 90 центов, что весьма доступно для широкого круга

пользователей. Бывшая государственная коммуникационная компания

Telefonica, не знавшая конкуренции почти 70 лет, и сегодня является самой

большой и технологически сильной в области услуг сотовой связи, так только

в 1996 году она имела 3 миллиона «мобильных» абонентов. Также в жесткой

конкурентной борьбе не отстает и национальный оператор №2, компания

Retevision, предоставляя широкой спектр услуг.

Испанское телевидение вещает на 9 каналах, но в большинстве районов

возможно принимать только пять. Общегосударственной компанией считается

компаний TVE Internacional, выпускающая несколько новостных каналов, а

также производящей познавательные, развлекательные и детские программы.

Вещание ведется на испанском и каталонском языках, а сигнал транслируется

на значительную территорию с 10 спутников, в том числе и самого

популярного в Европе Hot Bird 13.0°E. Также, на сегодняшний день в Испании

насчитывается свыше 400 кабельных, а также до 10 круглосуточных платных

спутниковых каналов. В каждом, даже небольшом городе вещает радиостанция

FM-диапазона, предлагая слушателям обширный репертуар музыкальных программ.

Кроме того, в местах паломничества туристов в эфире можно услышать

программы на английском, немецком и французском языках. Так на 1993 год в

Испании насчитывалось 406, а в 1999 году уже станций FM-диапазона.

Транспорт

Внутренняя транспортная система Испании имеет радиальную структуру с

большим числом главных автодорог и железнодорожных линий, сходящихся в

Мадриде. Железнодорожные линии в Испании эксплуатируются государственной

компанией RENFE (Национальная Сеть Испанских Железных Дорог). Поезда в

Испании подразделяются на несколько видов в зависимости от скорости и

уровня комфорта. Общая протяженность сети железных дорог около 22 тысяч км,

из них около четверти электрифицированных, по данным на 1994 год. Главные

линии используют широкую колею; местные линии, составляющие по

протяженности 1/6 от всей сети, имеют узкую колею. В конце 1960–1970-х

годах железные дороги Испании были существенно модернизированы: обновлен

подвижной состав, улучшены рельсовая подушка и полотно, а крутые повороты и

спуски уравнены.

В 1987 началась реализация 13-летнего плана развития железнодорожного

сообщения, и в 1993 благодаря субсидиям от ЕС была пущена первая

высокоскоростная пассажирская линия Мадрид – Кордова – Севилья, а затем

ответвление Кордова – Малага. Поезда, сконструированные по последнему слову

техники, развивают скорость до 300 км/ч, и если состав опаздывает больше

чем на 5 минут, пассажирам возвращают деньги за билеты обратно.

Постоянное инвестирование в инфраструктуру железных дорог является

решающим фактором роста отрасли. Даже современный подвижной состав не будет

эффективно использоваться при плохом состоянии инфраструктуры или ее

несоответствии объему и характеру перевозок, что отлично понимают испанские

железнодорожники. Модернизация линий железных дорог позволит сократить

продолжительность поездки пассажиров и доставки грузов до такого уровня,

при котором железнодорожный транспорт может конкурировать с автомобильным.

Так, максимальный объем инвестиций мировых банковских структур вкладывается

именно в железные дороги Испании, где предусмотрено построить 5800 км новых

линий и создать к 2010 году сеть высокоскоростных железнодорожных сообщений

общей протяженностью 7200 км. На этот проект необходимо будет затратить

свыше 120 млд. долларов, сумма, которая значительно выше, чем для Германии

и Великобритании. Так только в 2002 году испанское правительство выделило 3

млд. долларов в их развитие, а это на 33 % больше инвестиций 2001 года.

Заложено финансирование новых инициатив в области высокоскоростного

строительства, включая реконструкцию линий на северо-востоке и северо-

западе (в Галисии), продление высокоскоростной линии к побережью

Бискайского залива, новые высокоскоростные магистрали Мадрид —

Валенсия/Аликанте и Мадрид — Толедо. Помимо высокоскоростного

строительства, крупные статьи расходов связаны с развитием пригородных

сообщений, усилением инфраструктуры действующих линий сети.

Табл. 9. Длина железных дорог в 1996 и 1998 гг. (в км.) (№14, раздел

«Испания»)

| |1996 |1998 |

|Всего |13 950 |15 079 |

|С широкой колеей |12 781 |12 781 |

|Со стандартной колеей|525 |525 |

|С узкой колеей |1 773 |644 |

В Испании действуют две государственные авиакомпании – «Иберия» и

«Авиако», а также ряд небольших частных авиакомпаний, работающих на местных

линиях. В декабре 2001 года в Европе число пассажиров снизилось на 13.7%, а

на трансатлантических рейсах в Северную Америку - на почти 22%. Та же

тенденция - в январе 2002 года. Но в феврале число пассажиров выросло - на

2.1%, что дает надежду хоть на медленный, но относительно постоянный и

надежный рост перевозок.

Автодорожная сеть Испании составляет 332 тыс. км, из них 2/5 – с твердым

покрытием. В последнее десятилетие резко увеличился парк автомобилей. Так к

1965 в Испании насчитывались 529,7 тыс. легковых автомобилей и 260 тыс.

грузовых (включая тракторы), а к 1991 соответствующие показатели достигли

12,5 млн. и 2,5 млн. машин.

Рекреационные ресурсы

В 1998 году впервые за всю туристскую историю Испании здесь было

зарегистрировано 47 743 000 туристов, что выдвинуло ее на почетное второе

место в мире после Франции. США, в течение многих лет имевшие «серебро»,

были вынуждены переместиться уже на третью ступеньку почета. 91% всех

туристов, посетивших Испанию в 1999 году, составили жители европейских

стран.

На российском рынке Испания сохранила свои позиции в рейтинге выездного

туризма, где по-прежнему занимает пятое место, согласно официальным данным

Госкомстата России. Она уступает Турции (737,7 тыс. человек), Китаю (646,7

тыс.), Финляндии (457,8 тыс.) и Польше (402,2 тыс.). В 1998 году в Испанию

выезжали 210,4 тыс. туристов, что на 3,8% больше, чем в предшествующем, а в

2000 году Испанию посетили уже 260 тысяч россиян.

По данным Испанского института Туризма, наибольшим спросом в нашей

стране пользуются турпакеты отдыха на курортах Каталонии (52% турпотока из

России), Канарских островов (17.4%), Андалусии (15.3%), Валенсии (8,2%) и

Балеар (6%). До 87% всех туристов приезжают в Испанию с целью отдыха, что

обеспечивает устойчивый доход как владельцам туристических, так и в

государственную казну.

Испанцы присвоили отдельным участкам своего Средиземноморья красивые и

звучные имена. С севера на юг следуют:

• Коста-Брава, что можно примерно перевести как Скалистый, Дикий Берег;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.