Экономико-географическое положение Финляндии
В центральном районе, объединяющем города Хельсинки, Эспоо и Вантаа,
проживают около одного миллиона человек. Средняя плотность населения страны
составляет 14 человек на 1 кв. км, однако его размещение неравномерно. В
южных районная живет более 4/5 всего населения; здесь плотность его
достигает от 45 до 80 человек на 1 кв. км. В центральных и восточных
районах она уменьшается до 13 человек на 1 кв. км, а на обширных
территориях севера - до 1-2 человек. К северу от 65 - й параллели проживает
всего 10% населения страны. Миграция.
[pic]
[pic]
[pic]
Рис. 2.
Естественный прирост в годах и поселках заметно выше, чем в сельских
местностях. Причиной является более высокая рождаемость на динамику
населения в различных районах, оказывает влияние миграция, которую
подразделяют на внутреннею и внешнею. Городское население быстро растет, а
сельское население соответственно уменьшается. В 1971-1981 гг.
увеличивалась численность населения только в южных ляни, имеющих
положительный баланс во внутренней миграции. В большинстве общины Финляндия
в настоящие время преобладает отрицательный баланс миграции населения.
Наибольший баланс миграции отмечается в последние годы в тех районах
северной и восточной Финляндии, где в отраслевой структуре экономики
преобладает сельское хозяйство. Миграция из этих районов направлялась как в
крупные центры на юге страны (в основном в столичный район) так и в
промышленные районы Швеции. Демографические изменения можно разделить на
три этапа:
1. Первый этап отражает состояние с/х общины во время ведения натурального
хозяйства. Тогда система расселения росла и расширялась прежде всего в
связи с освоением новых земель. Наибольший относительный прирост населения
отмечался на периферии общины и в отдельных деревнях, где еще имелись
незанятые земли пригодные для обработки. Зато в центральных частях общины
вокруг поселка (административного центра) расселение, достигнув своего
максимума, затормозилось.
2. Второй этап отражает положение 50-х годов, рост расселения, в связи с
освоением новых земель все еще был выше среднего на периферии общины, но,
кроме того, начался рост и в центральных густонаселенных частях, причем
темп превышал темп среднего прироста. Однако этот процесс был связан не с/х
производством, а с урбанизацией.
3. Третий этап отражает положение 80-х годов, рост расселения приобрел
центростремительный характер. Население административного центра и еще
более возросло по сравнению с предыдущим этапом как в количественном так в
территориальном отношении. Зато на периферии общины численность населения
стала уменьшаться в периферийной зоне. (См. рис.3.)
Отмеченные этапы динамики населения в пределах одной общины оказываются
справедливыми и для всей Финляндии. В соответствии с описанной моделью на
современном этапе пророст населения имеет отрицательный баланс в
периферийной зоне, где позднее всего осваиваются с/х угодия. В крупных
густонаселенный районах страны прирост превышает средний уровень, и
наиболее выражен в пригородах.
[pic]
Рис. 3.
Хозяйство.
а) Общая характеристика.
Финляндия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Доля в ВВП
(1994, %): промышленность 33, сельское, лесное хозяйства и рыболовство 5,4.
(См.рис.4.) Добыча железной, медной руды, цинка, хрома. Производство
электроэнергии 63,9 млрд. кВт. ч (1995), в т. ч. ок. 1/5 — на ГЭС, ок. 1/3
— на АЭС. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (судостроение,
производство оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности, электротехническое и радиоэлектронное), целлюлозно-бумажная
и деревообрабатывающая (крупное производство пиломатериалов, бумаги и
картона, фанеры, мебели), черная и цветная металлургия, химическая,
текстильная., швейная, крупная пищевая промышленность. В сельском хозяйстве
преобладает молочно-мясное животноводство, в растениеводстве — посевы
кормовых трав и зерновых (преимущественно овес и ячмень). Длина (1993, тыс.
км) железных дорог 5,9, автодорог 77,7 (1996). Главные морские порты:
Хельсинки, Турку, Котка. Паромное сообщение со Швецией, Эстонией, Польшей,
Германией. Экспорт продукции целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей,
машиностроительной, химической, легкой, пищевой промышленности. Основные
внешнеторговые партнеры: страны ЕС, Россия. Денежная единица — финляндская
марка. В 2002 заменена евро. Финляндия - развитая индустриально - аграрная
страна, имеющая современную промышленность, интенсивное сельское и лесное
хозяйство. Доля промышленности и строительства в ВВП превысила 2/5, а
сельского, лесного и рыбного хозяйства уменьшилось до 0.1. Резко возросла
занятых в сфере обслуживания.
Финляндия позже других стран Северной Европы вступила на путь
капиталистического промышленного развития, которое длительное время
сдерживалось рядом причин: сравнительной суровостью природных условий,
слабой заселенностью территорий, политической зависимостью сперва от
Швеции, потом от России, нехватка национальных капиталов.
Развитие капитализма в Финляндии и индустриализация страны в большой
степени связана с главным природным ресурсом - лесом. Когда во второй
половине прошлого века спрос на лес на западноевропейских рынках стал
быстро расти, финская древесина вслед за норвежской и шведской нашла
широкое применение как строительный материал и сырье для производство
бумаги. Сооруженный в те годы Сайменский канал дал выход в море лесу из
центральных и восточных районов страны. На берегах Финского и Ботнического
заливов выросли лесопильные заводы и лесные гавани. Доходы от торговли
лесом укладывались в сооружения целлюлозных заводов и бумажных фабрик.
Таким путем уже в начале XX в. сложились основы специализации Финляндии в
международном разделении труда как одного из главных производителей и
экспортеров лесобумажных товаров. Однако вплоть до середины XX в. Финляндия
оставалась страной с преобладанием сельского и лесного хозяйства над
промышленностью, которая к тому же имела ярко выраженный односторонний
характер: на кануне второй мировой войны древесина и продукты ее
переработки составляли более 4/5 стоимости финского экспорта.
Из аграрно-индустриальной страны Финляндия превратилась в индустриально –
аграрную в этом отношении догнала соседские скандинавские страны. Если
накануне второй мировой войны доля сельского и лесного хозяйства валовом
национальном продукте составляла более 1/3, а доля промышленности - около
1/3, то в конце 80 г. доля промышленности увеличилась до 1/2 и втрое
превзошла долю сельского и лесного хозяйства.
Характерная яркая выраженная черта экономики Финляндии - высокая степень
централизации и концентрации капитала и производства. Три десятка
крупнейших концернов, частных, государственных и смешанных, сосредотачивают
на своих предприятиях около половины рабочей силы, выпускает более половины
промышленной продукции, и обеспечивают до 3/4 экспорта Финляндии. В черной
металлургии доминируют государственная компания “Раотарукки”, в цветной -
“Оутокумпу”. Почти все судостроительные верфи принадлежат концерну “Раума-
Репола”, “Вяртсиля” и “Валмет”. В производстве подъемных кранов монопольное
положение занимает компания “Коне”, в производстве легковых автомобилей -
“СААБ - Валмет”. Компании “Нокиа” и “Солора” выпускает около половины
продукции электронной промышленности. Более половины производства целлюлозы
сосредоточено на предприятии концернов “Энсо - Гудцайт”, “Кеми”, “Куммене”,
“Юхтюнеет паперитехтаат”. Около 4/5 оптовой торговли находится в руках двух
фирм - “Туро” и “Кеско”.
“Двадцать семейств” крупной буржуазии владеют контрольными пакетами
наиболее мощных промышленных компаний и одновременно занимают ключевые
позиции в двух главных коммерческих банках — “Кансаллис осаке панкки” и
“Суомен юхдюспанкки”. Эти два гиганта сосредоточили в своих руках более 4/5
всего капитала и кредита коммерческих банков страны. Выделяется семья
Эрнрутов, тесно связанная с банком “Кансаллис осаке панкки” и рядом
крупнейших лесопромышленных, машиностроительных, судоходных и других
компаний. Эрнруты и другие могущественные кланы, которых называют “финскими
Рокфеллерами”, стали фактическими хозяевами целых отраслей промышленности.
Они оказывают большое влияние не только на экономическую, но и в
значительной степени на политическую жизнь страны.
Важную роль в экономике Финляндии играет государственный сектор. Это
объясняется традиционным владением государством большой частью земельных,
лесных и минеральных ресурсов, переходом в руки государства после войны
военных заводов и предприятий, принадлежавших германскому капиталу,
значительными государственными капиталовложениями в энергетику, металлургию
и другие отрасли тяжелой индустрии.
Предприятия, находящиеся под контролем государства, выпускают примерно 1/5
промышленной продукции страны. Наиболее значительна доля государственного
сектора в горнорудной промышленности, металлургии, электроэнергетике,
нефтепереработке, химии и машиностроении. Государство владеет 1/3 земельной
и около 1/4 лесной площади страны.
Финляндия позже других стран Северной Европы открыла двери иностранному
капиталу. Участие иностранного капитала в экономике Финляндии пока
сравнительно невелико. Наиболее значительны позиции шведского капитала в
машиностроении. Крупные дочерние компании имеют в Финляндии американские и
англо-голландская нефтяные монополии.
[pic]
Рис. 4.
б) Промышленность.
По числу работающих в промышленности и по объему валовой промышленной
продукции Финляндия занимает второе место среди стран северной Европы
(после Швеции). Промышленности Финляндии, как и Швеции, преобладают две
группы отраслей: одна из них связана с обработкой и переработкой древесины
другая - с выплавкой и обработкой металла. Но если в Швеции издавна
преобладала металлопромышленность, то в Финляндии долго доминировала
лесопромышленность
Топливно-энергетическая промышленность.
Снабжение энергией — одна из наиболее сложных экономических проблем
Финляндии. Перед второй мировой войной 3/4 потребности страны в энергии
покрывалось собственными ресурсами. Основу топливно-энергетического баланса
составляла древесина, на которую падало более 3/5 общего потребления
энергии, на гидроэнергию приходилась 1/8 и на 1/4 потребление энергии
покрывалось ввозом минерального твердого и жидкого топлива, собственные
ресурсы которого в стране отсутствуют.
Быстрый рост спроса на энергию, прежде всего со стороны весьма энергоемкой
целлюлозно-бумажной промышленности, и одновременно ограничение потребления
дров в связи с более интенсивным использованием древесины в лесобумажном
производстве вызвали резкую перестройку топливно-энергетического баланса.
Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии покрывается за счет собственных
ресурсов. Остальное же топливо поступает из-за рубежа. Ежегодно ввозится
13—14 млн. т. нефти и нефтепродуктов, около 4 млн. т. каменного угля и
кокса и около 1 млрд. куб. м. природного газа. Главный поставщик твердого и
жидкого топлива в Финляндию — Россия. Природный газ также поступает из
России по проложенному через Карельский перешеек газопроводу.
Нефтеперерабатывающие заводы расположены на южном и юго-западном побережье
страны в Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ Турку.
Электроэнергетика Финляндии долгое время использовала преимущественно
гидроэнергетические ресурсы. Большое гидроэнергетическое строительство
развернулось после второй мировой войны на реках северной части страны.
Были сооружены каскады электростанций в бассейнах рек Оулуйоки и Кемийоки.
Общая мощность возведенных на этих двух богатых гидроэнергией реках 15
электростанций достигает 1300 МВт. и превышает половину мощности всех
гидроэлектростанций страны.
К концу 1960-x годов наиболее мощные и выгодные в технико-экономическом
отношении водопады были уже освоены, и лидерство в финской
электроэнергетике перешло к тепловым электростанциям, значение которых из
года в год возрастает. В 1977 г. на долю ТЭС пришлось около 2/3
производства электроэнергии. Размещены тепловые электростанции в основном
на южном и юго-западном побережье страны у крупных городов, нефтяных портов
и нефтеперерабатывающих заводов. Крупнейшая ТЭС страны “Инкоо” (мощностью
800 МВт.), расположенной на берегу Финского залива юго-западнее Хельсинки,
вторая по значению ТЭС (мощностью 440 МВт.) находится рядом с
нефтеперерабатывающим заводом в Нантали, близ Турку. На юго-востоке страны
сооружена электростанция, топливом для которой служит природный газ,
подаваемый из России.
Новый этап в развитии электроэнергетики Финляндии начался после того, как в
1977 г. вступило в строй первая АЭС близ города Тивисы на берегу Финского
залива. Электростанция построена при техническом содействии СССР и работает
на российском уране.
Только после второй мировой войны в значительной мере в результате
хозяйственных связей с Россией в Финляндии быстро стали развиваться
металлургия, металлообработка и машиностроение.
Лесная промышленность.
Лесобумажная промышленность обладает богатой сырьевой базой - обширными
таежными лесами. А ежегодно финские лесорубы заготовляют в зависимости
коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн. куб. м. Древесины, главным
образом еловой и сосновой.
Финляндия - один из крупнейших производителей в мире пиломатериалов,
бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 млн.
куб. м. пиленных и струганных досок. По экспорту пиломатериалов занимает
третье место после России и Канады. Наиболее крупные центры лесопиления
расположены в устьях главных лесосплавных рек - Кюмийоки, Кокемяэнйоки,
Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города Котка на побережье Финского
залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром
лесопиления относятся также Ланпенранта, расположенная на южном берегу
озера Сайма, у начало Сайменского канала. Размещение лесопильных и других
деревообрабатывающих предприятий. На реках и озерах имеет в основном
исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть
потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса
автомобильным транспортом.
Ныне металлопромышленность заняло ведущее место по числу занятых, объему
капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее,
лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и
определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в
мировой торговле.
Черная металлургия.
Финляндия располагает значительной сырьевой базой для черной металлургии.
Железная руда месторождения Отанмяки, расположенного южнее оз. Оулуярви,
хотя и требует обогащения, но зато содержит ценные легирующие металлы —
титан и ванадий, высоким содержанием железа отличается руда заполярных
месторождений Кярвясвара, близ города Рованиеми, и Колари, у самой границы
со Швецией. Открыты довольно крупные железорудные месторождения на дне
прибрежной части Балтийского моря — Юсcape, близ полуострова Ханко, и
Нюхамн, у Аландских островов. В целом запасы железной руды оцениваются в
200—300 млн. т.
Предприятия черной металлургии выплавляют около 2 млн. т. чугуна, 2,5 млн.
т. стали и выпускают 2 млн. т. стального готового проката. Главный центр
черной металлургии — город Рахе на берегу Ботнического залива. Здесь в 60—
70-х годах при участии СССР построен крупнейший во всей Северной Европе
металлургический завод “Раутарукки”. Он производит 4/5 всего выплавляемого
в стране чугуна и 2/3 стали. Изготовляемый на заводе стальной лист
используется в судостроении и частично идет на экспорт. Руда поступает в
основном из рудников Отанмяки и Кярвясвара, а также ввозится из Швеции.
Одним из главных поставщиков железорудного сырья для доменных печей завода
“Раутарукки” стал Костомукшский горно-обогатительный комбинат в Карелии,
сооружаемый с участием финских фирм. Небольшие преимущественно передельные
металлургические заводы действуют на юге страны — в Иматре, в районе Турку
и на полуострове Ханко.
Цветная металлургия.
Цветные металлы — главное минеральное богатство страны. Запасы меди
составляют около 1 млн. т. Медноколчеданная руда наиболее известного
месторождения Оутокумпу на востоке Озерного плато содержит также цинк,
кобальт, серу, железо, серебро, золото. Из руды находящегося в этом же
районе месторождения Коталахти одновременно с медью извлекается никель.
Запасы цинка определяются в 2 млн. т. Основная его добыча вместе с медью и
свинцом ведется из месторождения полиметаллических руд Виханти,
расположенного южнее Оулу. По добыче меди и цинка Финляндия занимает одно
из ведущих мест в Зарубежной Европе.
На севере страны, близ Кеми, начата разработка одного из крупнейших в мире
месторождений хрома, содержащего до 30 млн. т. металла. По запасам хромовой
руды Финляндия занимает третье место в мире после ЮАР и Зимбабве, а по
добыче — четвертое место, уступая лишь названным странам и Турции. Хромовая
руда после ее переработки и концентрат на заводе в Торнио экспортируется.
Предприятия цветной металлургии размещены на побережье Ботнического залива
или вблизи от него. Добытая в Оутокумпу и там же обогащенная руда поступает
и виде концентратов на завод в Харьявалте, где из нее выплавляются черновые
медь и никель, которые затем перерабатываются электролитическим методом на
заводе в Пори. На одном из крупнейших в Европе цинковых заводов в Коккола
из концентратов, поступающих из Виханти и с других рудников, изготовляются
электролитический цинк и кобальт.
Машиностроение.
Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на
внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция которой занимает в
финском экспорте по стоимости второе место после лесобумажного
производства. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены
преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города страны — Хельсинки.
Турку и Тампере - одновременно важнейшие машиностроительные центры.
В машиностроении выделяются, прежде всего, судостроение и изготовление
оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
С участием шведских концернов “Вольво” и “СААБ-Скания” создана
автомобильная промышленность, впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых и
около 2 тыс. грузовых
автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и деталей поступает из
Швеции.
Химическая промышленность.
Большая потребность целлюлозно-бумажного производства и в химикалиях,
прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической
промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат
сырьевой базой для лесохимии и производства удобрений. Рост
нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в
том числе выпуску синтетических смол и пластмасс. Главные центры химической
промышленности — Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски.
Текстильная промышленность.
Текстильная промышленность — одна из старейших промышленных отраслей
страны, развитие которой было связано с емким русским рынком. Еще середине
прошлого иска в Тампере сложилось крупное льняное и хлопчатобумажное
производство. Позже в Хельсинки и его окрестностях возникли шерстяные
фабрики. Текстильную промышленность дополняют многочисленные швейные и
трикотажные предприятия.
Широкую известность во многих отраслях мира получила фарфоровая посуда и
художественная керамика фабрики “Арабия” в Хельсинки.
В пищевой промышленности наиболее развито находящееся под контролем
кооператива “Валио” производство молочных продуктов. Часть сливочного масла
и сыра идет на экспорт. [pic]
Рис. 5.
в) Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство продолжает играть важную роль в экономике страны, хотя
доля занятого в нем (вместе с лесным хозяйством) экономически активного
населения за последние два десятилетия уменьшилась почти втрое. Сельское
хозяйство полностью обеспечивает потребности страны в молочных и мясных
продуктах и в основном в продовольственном и кормовом зерне. Для этой
отрасли в Финляндии характерны преобладание мелкого и среднего
землевладения, ярко выраженная специализация на молочном животноводстве и
тесная связь с лесным хозяйством.
Финляндия — страна мелких и средних ферм. Хозяйства, имеющие участки пашни
размером до 10 га, составляют более 3/5 общего числа ферм и владеют более
2/5 всей пахотной земли. Хозяйства с участками в 10—20 га, которые в
условиях Северной Европы считаются средними, составляют более 1/4 общего
числа хозяйств и имеют более 1/3 пахотной земли. Таким образом, мелкие и
средние хозяйства, составляющие 9/10 всех ферм, располагают 3/4 пахотной
земли. Идет систематическое разорение мелких фермеров, в результате общее
число хозяйств из года в год сокращается.
Подавляющее большинство мелких и средних хозяйств поддерживают свое
существование продажей леса с принадлежащих им лесных участков, размеры
которых в несколько раз превышают размеры пахотных угодий. В среднем по
стране на каждую ферму приходится лишь 11 га пашни и в то же время более 50
га продуктивных лесов. Выручка за проданный лес дает в среднем более
четверти доходов фермеров, а во многих мелких хозяйствах — до половины всех
денежных доходов. В обширных районах Центральной и Северной Финляндии
лесное хозяйство служит основным источником существования крестьян, а
сельское хозяйство — лишь дополнительным. (См.рис.6.)
Своеобразие отраслевой структуры сельского хозяйства наряду с характерным
для всех стран Северной Европы преобладанием животноводства над земледелием
состоит в Финляндии, как и в Дании, в исключительно большой роли молочного
производства. Примерно 4/5 всех доходов финского сельского хозяйства дает
животноводство, а доходы от реализации молока составляют 3/5 доходов от
животноводства.
[pic]
Рис. 6.
г) Транспорт.
Близкое к полуостровному положение страны в сочетании с изобилием
глубоких заливов способствует развитию морских перевозок. Морем идет 4/5
импортных и около 9/10 экспортных грузов. По сравнению с соседними
Скандинавскими странами торговый флот невелик — его тоннаж несколько больше
2 млн. т. Вес доставляемых морем грузов, среди которых преобладает
минеральное топливо, вдвое превышает вес отправляемых из финских портов
грузов, состоящих преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди
многочисленных портов на побережье финского и Ботнического заливов
выделяются размерами грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего
импортных грузов, и Котка, откуда отправляется больше всего экспортных
грузов. Порт Турку отличается интенсивным развитием автопаромного сообщения
со Швецией. В соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии
нефтеимпортный порт.
Среди развитых в юго-восточной озерной части страны внутренних водных путей
выделяется Сайменский канал, соединяющий одноименную систему озер с Финским
заливом и проходящий частично по территории России.
Внутри страны грузы перевозятся главным образом автомобильным и
железнодорожным транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая 6 тыс. км,
принадлежит государству. Она сложилась, еще, когда Финляндия входила в
Россию.
В стране насчитывается более 1 млн. легковых и 130 тыс. грузовых
автомобилей. Наряду с проложенными между городами автомагистралями
повсеместно развита сеть поддерживающихся круглый год грунтовых дорог.
д) Туризм, рекреация.
[pic]
Рис. 7.
Внутренние различия городов.
Отличительная черта размещения населения и хозяйства Финляндии —
сосредоточение их на юге страны. Финские географы, исходя из уровня
заселенности и хозяйственной освоенности территории, делят свою страну на
две почти равные по площади части: южную, которую называют Освоенной
Финляндией, и северную, или Неосвоенную Финляндию. Границу между “югом” и
“севером” обычно проводят от города Йоэнсу на востоке страны в северо-
западном направлении к городу Оулу на побережье Ботнического залива. В
южной половине Финляндии, где равнинный, низменный ландшафт сочетается со
сравнительно мягкими климатическими условиями, проживает около 9/10
населения, производится более 9/10 промышленной и сельскохозяйственной
продукции, проложена густая сеть автомобильных и железных дорог. В северной
же части страны с довольно суровыми природными условиями лишь после второй
мировой войны началось серьезное использование богатых лесных,
гидроэнергетических и рудных ресурсов. В этот же период ускорилось и
сельскохозяйственное освоение территории. В целом, однако, обширная
Северная Финляндия продолжает все еще оставаться экономически слабо
освоенной и редконаселенной. Если на юг страны можно выделить два уже в
основном сложившихся экономических района — Юго-запад и Приозерье, то север
как район еще только формируется.
Заключение
Финляндия-высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По занимаемой
площади превосходит такие Европейские государства, как Великобритания и
Италия, стоя на 7 месте среди европейских стран. Имеющая современную
промышленное, интенсивное сельское и лесное хозяйство. Ведущие отрасли
промышленности: машиностроение, целлюлозно-бумажная и
деревообрабатывающая,чёрная и цветная металлургия, химическая, текстильная,
швейная, крупная пищевая промышленность. Финляндия позже других стран
Северной Европы вступила на путь капиталистического промышленного развития.
Характерная яркая выраженная черта экономики Финляндии- высокая степень
централизации и концентрации капитала и производства. Отличительная черта
размещения населения и хозяйства Финляндии- сосредоточение их на юге
страны. В целом, однако, обширная Северная Финляндия все ещё продолжает
оставаться экономически слабо освоенной и редконаселённой.
В данном реферате пере домной стояла цель как можно ближе познакомиться с
культурой, традициями, необычайным природным ландшафтом расположенной на
севере страны. Я считаю, что в этой работе мне удалось всесторонне раскрыть
интересующие меня вопросы и преодолеть поставленные задачи.
Список используемых материалов.
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 г.
2. «География: страны и народы» школьная энциклопедия: АССОЦИАЦИЯ ХХI ВЕК
2000 г.
3. «География Финляндии», М.:-1997г.
4. «Основы страноведения» Я.Г. Машбиц М: Просвещение, 1999 г.
5. «Страны и народы», Научно - популярное географо-этнографическое
издание 1992
Страницы: 1, 2
|