рефераты бесплатно

МЕНЮ


Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение

сосны, ели, кедра и черемухового ствола. Материалом для покрытия скользящей

части служили лосиные, лошадиные и оленьи камусы; иногда лыжи подшивали

собачьими шкурами. У томских и барабинских татар в прошлом бытовали широкие

подшитые лыжи с выгибом под ступательной площадкой, острым носком и менее

острым задником. Отличительной чертой таких лыж являлся снеговой мешок

(часто тканевый) на месте ступательной площадки, в который вставлялась

нога, а мешок завязывался вокруг неё вверху. Голицы у сибирских татар были

распространены разных типов - прямые с бортиками по краям ступательной

части, лыжи с приподнятой ступательной площадкой и др. Помогали себе при

хождении на лыжах специальными палками.

Среди всех групп сибирских татар были распространены долблёные лодки

(кама, кеме, кима) остроконечного типа, изготовлявшиеся из осины, реже из

тополя. Нередко для увеличения грузоподъемности к долбленке прикрепляли

набойки (бортовые доски). Во многих татарских хозяйствах имелись дощатые

лодки русского типа. Такие лодки активно используются в хозяйствах

сибирских татар и в настоящее время. Для передвижения на лодках применяют

шесты (на мелководье) и вёсла (на глубине).

Сибирские татары занимались земледелием еще до присоединения Западной

Сибири к русскому государству. В большинстве районов земледелие было

мотыжным и характеризовалось небольшим составом культур - ячмень, полба,

овес. Но и во второй половине XIX - начале XX в. Земледелие у татар Сибири

находилось на низком уровне. Небольшое количество сельскохозяйственных

культур (рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, просо), примитивные

сельскохозяйственные орудия, небольшие пахотные участки (две трети хозяйств

имели менее 10 десятин пашни), преобладание трехпольной системы

севооборота, отсутствие практики удобрения пашен - все это обусловливало

низкие урожаи, которые часто не обеспечивали потребности семьи в хлебе до

нового урожая. Огородничеством сибирские татар начали заниматься поздно -

лишь в середине XX в. При этом для прополки использовались специальные

орудия.

Основными пахотными орудиями в хозяйствах сибирских татар были

заимствованная у русских крестьян простая одноконная деревянная соха с

железным сошником, позднее – одноконный плуг. В качестве

сельскохозяйственных орудий использовались серпы, косы-литовки, цеп,

деревянные вилы, грабли и лопаты. Сжатые хлеба вязали в снопы, а те

складывали в копны и позднее скирдовали. После просушки снопы перевозили на

ток. Для очистки намолоченного зерна пользовались деревянными лопатами, а

для сгребания - специальными приспособлениями.

В связи с обилием рыбы рыболовство было прибыльным занятием для многих

групп сибирских татар. Большую часть рыбы продавали зимой в мороженом виде

на городских базарах и ярмарках. Эуштинцы продавали рыбу и летом в Томске,

перевозя ее в живом виде в специально оборудованных для этого больших

лодках с решетками. Рыболовством татары занимались и на речках, и на

озерах. Ловили щуку, хариуса, карася, окуня, линя, чебака, язя, налима,

муксуна, тайменя, нельму, осетра, стерлядь и др. Особенно существенное

значение рыболовство имело у барабинских и тюменских татар в селениях,

расположенных в полосе крупных озер, где рыбу ловили большими артелями. При

этом в местах ловли рыбы сооружались рыболовные землянки.

Основными орудиями лова служили сети (ау), сетевые запоры и неводы (ау,

алым, елым), кривды (куру), которые татары иногда плели из покупных ниток.

Неводы делились по своему назначению на язевый (опта ау), сырковый (йешть

ау), карасевый (йазы балык ау), муксуновый (чрынды ау). Ловили рыбу и

удочками (кармак, лец), переметами, «дорожками». Широко были распространены

орудия лова корзиночного типа: морды (суган, суген), верши и корчажки.

Использовали также фитили и бредни. Крупную рыбу ловили ночью при свете

факелов острогой из трех-пяти зубьев (сапак, цак-цы). Широко так же было

распространено запорное рыболовство с использованием котцов(езе) и сложных

запорных сооружений (туан), основным элементом которых являлась земляная

дамба (пьеу, йерь бийеу). Собравшуюся в котле рыбу вычерпывали сачками и

черпаками.

Доля охоты в структуре традиционных промыслов к концу XIX в.

Существенно сократилась и уже не являлась главным промыслом для всех

сибирских татар. В некоторых селениях охотой уже совсем не занимались, в

отдельных селениях было по несколько охотников - промысловиков. В тайге они

добывали лисицу, колонка, горностая, белку, зайца. Охотились также на

волков, лосей, косуль, рысей и медведей. Летом добывали кротов. Обилие дичи

способствовало сохранению охоты на диких гусей, уток, куропаток, рябчиков,

глухарей.

При охоте применялись ружья и покупные железные капканы и манки. При

охоте на волков татары употребляли чекмеры - дубинки из дерева с утолщенным

концом, обитым железной пластиной. Волков ловили также западнями. Иногда

охотники пользовались длинными ножами (клинками). Есть сведения, что в

некоторых группах сибирских татар для охоты на водоплавающую птицу и мелких

пушных зверей использовались луки с тупыми стрелами. На колонка, горностая

и глухаря ставили самодельные деревянные ловушки (кулемки), приманкой в

которых служили рыба, мясо и т.д., ловушки давящего типа (пасмак).

Использовались при охоте также черканы (чирканы) и самострелы, ставили

разнообразные волосяные петли и силки (тозок, тосок, кыл). Устанавливая

капканы зимой, охотник заметал свои следы метёлкой. Охота была пешей (зимой

пользовались лыжами), при проверке капканов и ловушек в некоторых местах

ездили на лошадях. Почти все охотники имели собак. Охотники - промысловики

жили в сезон охоты в охотничьих избушках или землянках, шкуру добытого

зверя сушили, растянув на стенах жилищ или хозяйственных построек.

Традиционным занятием для сибирских татар была обработка дерева и

изготовление из него различных изделий. Основным инструментом для этого

служило тесло. Среди всех групп сибирских татар встречались специалисты по

изготовлению долбленых лодок из цельного дерева, выгибанию лыж и коромысел

, а также плетением коробов для саней и телег.

Сибирские татары владели технологией обработки волокна как

растительного (лён, конопля), так и животного (шерсть) происхождения.

Культура прядения льна на волокно сибирским татарам стала широко известна

лишь с начала 19 века от татар - переселенцев с Поволжья и Приуралья; до

этого основным растительным волокном для изготовления тканей была конопля

(киндер). Шерсть использовали преимущественно овечью, иногда козий пух.

Для подготовки волокна к прядению использовали чесала, затем волокно

пряли на различного вида прялках, в т.ч. Корневых и самопрялках. Затем

приступали собственно к тканью на ткацких станках "турап урыны",

непременной деталью которых было бердо, часто орнаментированные. Ткани

выполнялись, в основном, простым полотняным переплетением и использовались

для изготовления одежды, предметов внутреннего убранства жилища и пр.

В целом, хозяйственные взаимоотношения татар и русских в годы массового

переселения последних развивались благоприятно и осуществлялись в различных

формах. Русские никогда не селились в татарские деревни, а основывали свои

поселения. В настоящее время отмечается чересполосное с русскими расселение

татарского населения.

2. ЖИЗНЬ КАЗАХОВ.

Казахи представляют собой довольно сложный по происхождению народ. В

числе их ранних предков называют ираноязычных саков, усуней, племена

государственного объединения Кангюй, живших в различных районах Казахстана

и Средней Азии еще до нашей эры. В этногенезе казахов принимали далее

участие аланы первых веков н. э., выходцы с Алтая — тюргеши, теле и другие

племена времен тюркских каганатов (VI—VII вв.), племена огузов (IX—X вв.),

кимаков и кипчаков (VIII—XI вв.). Последние играли особо важную роль в

формировании казахов, язык которых относится к кипчакской группе тюркских

языков.

До недавнего времени большинство ученых уверенно отвечали, что первые

казахские группы появились в Сибири в XVIII веке. Действительно, в основном

сибирская территория стала заселяться казахами с XVIII века, даже со второй

его половины. Но их исторические связи с южными районами Западной Сибири

имеют все же более древнюю историю.

Известен факт появления казахов вместе с узбеками на Иртыше с

мусульманским войском в период религиозной войны в 1394—1395 годах.

Казахи проникали в места расселения сибирских татар в XV веке во времена

Абулхаира, когда тот стоял во главе объединения «узбеков» (кочевников,

объединявших и казахов), бывал на Тоболе, в Чимге-Туре (Тюмени), имел там

своего ставленника и владел областью Тара. Ученые Казахстана предполагают,

что небольшая группа жалаиров (казахов Большой Орды) в XV—XVI веках

очутилась в Сибири. Существует изложенная в легенде версия, что отцом

родоначальника сибирских ханов Тайбуги был казахский хан Мамык, убитый

Чингисханом. В первой половине XVI века кочевья казахского хана Тугума

находились на сибирских рубежах, видимо, по соседству с чатами (позднее

вошли в группу томских татар), в сражении с которыми и был убит этот хан.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в первой половине XV века

среди казахов существовал аймак чат, многие из его членов присоединились

к Абулхаиру. В XVI веке казахские кочевые группы часто появлялись в

бассейне верхнего Тобола, Ишима и Иртыша, там находились кочевья и

казахов центральных районов Казахстана. Сибирская летопись так сообщает о

завоевании Кучумом Сибирского ханства: «Прийде же степью ис Казачьи орды

царь Кучюм, Муртазеев сын со многими воинскими людьми...». В составе этих

воинов были казахи, ногайцы и узбеки. Правда, если с южными соседями —

ногайцами — Сибирское ханство при Кучуме поддерживало союзнические

отношения, то с казахами нередко воевало. В годы войны Русских с Кучумом

казахи вели переговоры с русскими о совместных действиях против Кучума и

принятии казахами русского подданства. Тем не менее в войске самого Кучума

в этот период находились также и воины казахи.

После Кучума на короткое время в районе Тобольска уже при русских осел

Сейдяк, сын убитого Кучумом сибирско-татарского хана Едигера. С ним

находился «царевич Казачьи орды» (по выражению летописи) вместе со своими

людьми. Видимо, какая-то часть сибирских татар также вошла в состав

казахов.

В конце XVI века границы казахов в Сибири сомкнулись с границами

Русского государства, между ними стали укрепляться посольские связи,

оживилась торговля. Путь из Тобольска, Тары в среднеазиатские торговые

центры пролегал через казахские степи. По пути купцы часто закупали у

казахов скот.

Но с начала XVII века экономические и политические связи России с

казахскими ханствами были затруднены вторжением в районы Северного и

Западного Казахстана, в южные районы Сибири западных монголов. Последние

заняли значительные территории по берегам Оби, Иртыша, Оми, Ишима, Тобола.

К середине XVII века их походы на казахские кочевья приняли систематический

характер. Войны между калмыками и казахами отодвинули последних с сибирских

территорий.

В результате этих событий связи казахов с Сибирью ослабли, но совсем

все же не прекратились. Казахи появлялись в отдельные периоды на сибирских

землях, совершали, в частности, походы в Барабинскую степь. В 1690 году они

вместе с каракалпаками были в районе Тарханского острова Тюменского округа.

Из документов конца XVII века можно понять, что в тот период казахи

совершали походы и далее на восток — в Тобольский и Тарский уезды.

В то же время поражения от джунгарских (западные монголы) войск

приводили казахов к необходимости искать союзников. Русские в этот период

продвинулись уже далеко на юг, вплоть до Ямышевского озера. Часть казахов

стала переселяться на север уже не с захватническими целями, а под защиту

Русского государства. В начале XVIII века они были замечены по р. Ишим в

Западно-Сибирском регионе. В первой половине XVIII века казахи заселили

южные районы Сибири, более активно селились они также в бассейне Тобола. Но

было их немного.

Часть казахов проникала в Сибирь в это время в составе бухарцев,

которых вместе с ними образовывали узбеки, таджики, уйгуры. Интересно, что

в целом казахов (подразумеваются различные слои населения, от зажиточных

скотоводов и частично теленгутов — служилых людей — до бедных казахов)

называли собирательным термином «бухара». Возможно, это облегчало вхождение

казахов в состав сибирских бухарцев — социальный термин мог затем

переосмыслиться как этническое самоназвание.

В 1741—1742 годах казахи испытали новое вторжение тарских феодалов на

территорию Среднего и Младшего жузов. Набеги калмыков повторялись вплоть до

прекращения существования Джунгарии как государства в 1758 году. Часть

казахов по-прежнему бежала от грабежей джунгаров и от разорения хивинскими

феодалами к русским границам.

В этих условиях и происходило добровольное присоединение Казахстана к

России. В 1716 году казахи ханов Каипа и Абулхаиоа обратились к России с

пожеланиями жить с русскими в мире и просили покровительства. Через десять

лет казахи Младшего жуча снова обратились к России с просьбой принять

их в подданство. В 1731 году их прошение было удовлетворено. Помимо

большинства казахов Младшего жуза во главе с Абулхаиром вскоре к России

присоединилась часть родов Среднего жуза, возглавляемых ханом Семеке. В

1740 году подданство России приняла большая часть родов Среднего жуза. В

начале 40-х годов XVIII века начался процесс присоединения и казахского

населения Среднего Жуза, который затянулся, правда, почти до середины XIX

века.

После падения Джунгарии часть казахов передвинулась на север и

развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском. Движение казахов

в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли были столь быстры,

что русские власти в 1765 году устроили десятиверстную пограничную полосу с

целью запретить продвижение кочевников. Но эта мера серьезно ограничить

миграции казахов в Сибирь не могла. Постепенно им стали разрешать

переходить эту линию.

С XVIII века начинается формирование этнографической группы омских

казахов. Первый период этого процесса приходится на 1758—1822 годы. В 1782

году в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором

оказалась и часть казахов-переселенцев. Они сосредоточивались вдоль

Сибирской пограничной линии, переходили ее и обращались с прошениями об

отведении им земель в сибирских губерниях. В этот период разрабатывается

целый ряд законодательных мер, в числе которых определяющим был «Устав о

сибирских киргизах» 1822 года. В русских документах тогда казахи значились

киргизами, киргиз-казахами или киргиз-кайсаками.

В первой четверти XIX века часть казахов была зафиксирована в

Курганском, Ишимском и Омском округах как постоянное население. Казахов,

живших в Тобольской и Томской губерниях а также на землях русских казачьих

отрядов, обозначали «внутренними киргизами». По реформе управления

сибирских губерний 1822 года казахи Среднего жуза оказались в Омской

области, и их стали называть сибирскими киргизами. Северными соседями

казахов были сибирские татары, поддерживавшие с ними и семейно-брачные

отношения.

В XVIII веке в районах кочевания казахов стали селиться русские,

направленные на службу в построенные многочисленные военные городки и

крепости. Казахи понемногу и сами стали оседать в русских поселениях — в

основном временно, на период найма на сезонные работы. Но некоторые

казахи записывались в сословия казаков, мещан и крестьян, поступали на

службу к русским купцам, служили ямщиками, становились работниками. В

Омском округе были зафиксированы крещеные казахи, хотя большинство их

держалось мусульманской веры. Ограничение территории для кочевок, особенно

в XIX веке, приводило к тому, что многие сибирские казахи стали постепенно

оседать. Более массовый переход казахов в районы Тобольской губернии

начался со второго десятилетия XIX века, как это видно из документа «Дело о

поселении киргиз вдоль Сибирской линии». В 1816 году в Тобольской губернии

числилось 869 казахов, из них 235 человек проживали в Омском округе, 552 —

в Ишимском и 82 — в Курганском. В ревизии 1816 года были учтены только

осевшие в этих округах на постоянное жительство казахи и не учтены казахи,

временно переходившие границы сибирских губерний для устройства здесь своих

кочевий. Общая численность этих двух категорий казахов в 1823 году

составила по Омскому округу 1622 человека.

Следующий период расселения казахов в южных районах Западной Сибири

охватывает время после 1822 года и почти до конца 1880-х годов. Он

характеризуется законодательным закреплением постоянных территорий за

казахами, установлением административно-территориальных единиц с

ограничением переходов казахов с одной территории на другую. Хозяйственно-

культурные контакты с русским населением расширяются. Постепенно растет

численность казахов в степной зоне. Помимо омских казахов небольшие группы

их расселяются в южных районах Тобольской и Томской губерний.

Следующий этап расселения казахов в Западной Сибири относится к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.