рефераты бесплатно

МЕНЮ


Франция

странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к

высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд — к умеренному

(насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические

установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный

компонент (21% ВВП), что связано с усилением международного разделения

труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее

высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической

промышленности (40—60%). Это в значительной мере связано с особенностями

развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных

достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле

НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ — 3,6%). Характерной чертой

научно-исследовательской деятельности выступает ее военная направленность.

Доля средств, направляемая на военные исследования, достигает 19% всех

расходов на НИОКР, а ФРГ — около5%.

Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По целому ряду из них

она занимает ведущие позиции — атомная энергетика, авиационная техника,

оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По

другим сильно отстает— информатика, электроника, биотехнология. В настоящее

время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной

промышленности, химической и фармацевтической приходится более 60%

ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в таких отраслях, как

общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти

расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно

ниже, чем в других ведущих отраслях.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему.

Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди

четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в

этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16%экспорта и 20%

импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговым

партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в

торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е

гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является

значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися

рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения

внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт

капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых

инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны,

где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но

значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось

86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%.

За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В 80-е

гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов

в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях —

металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве

автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала

инвестированы в ФРГ и Великобритании.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых

инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее

и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50%

французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в

странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется

в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных

предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди

иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в

отдельности европейской страны значительно уступают им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных

фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3товарного экспорта.

Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях

промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в

нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в

химической — 55%, сельскохозяйственном машиностроении — 50%, производстве

ЭВМ и средств информатики — 49%, точном приборостроении — 36%. Большинство

иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых

входят в число первых десяти фирм в отрасли. В производстве ЭВМ ведущее

положение занимают американские «ИБМ» и «Хэниуэлл», в сельскохозяйственном

машиностроении— «Интернэшнл Хавестер», «Катерпиллер», «Дир энд К°».

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках

развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет

финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою

слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает

только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны.

Несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с членством

Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсторонней помощью. В

условиях структурной перестройки экономики извивающихся стран и усиления

процессов интернационализации производительных сил, увеличился объем

технической помощи, которая стала важным средством обеспечения деятельности

ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительная часть помощи идет

нa сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и

обрабатывающих отраслей.

Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с

Российской Федерацией. В экспорте основное место занимают машины и

оборудование, химические и сельскохозяйственные продукты. Ввозит Франция из

РФ топливо и сырьевые товары.

Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится с отрицательным

сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья,

части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В

последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами.

Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией.

Франция выступает как чистый импортер технологических достижений. Дефицит

сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает половину

отрицательного сальдо внешней торговли страны. В свою очередь, 73% всего

дефицита технического обмена приходится на долю таких отраслей, как

электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку

патентов и лицензий идет в США.

В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта

импортозамещающих производств. Наряду с идеей«нового завоевания внутреннего

рынка» выдвинута идея «нового завоевания западноевропейского рынка».

Развитие конституционного процесса после II мировой войны

Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание

историков, юристов, политиков. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее

народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский

народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и

принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее

конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и

принятия Декларации прав человека и гражданина.

В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два

периода: первый - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 г., второй -

с момента принятия действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г.

был вдохновлен общим демократическим подъемом после победы над гитлеровским

фашизмом - наиболее демократичный за всю историю страны -мог служить

юридической базой для последующих социальных и политических преобразований.

Конституция 1958 г. как результат изменения соотношения политических сил в

стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой

Республике. Непосредственным поводом для ее принятия послужил ультраправый

мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны

в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в

Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 г.,

регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти

"сильной" личности - генералу Шарлю де Голлю. Одновременно Национальное

собрание указало принципы, на которых должна основываться новая

Конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть

единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения

властей, ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть

должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с

колониальными народами.

Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на

установление парламентского режима и на разделение функций главы

государства и главы правительства. Формальным условием создания новой

конституции было требование к правительству проводить консультации с

Конституционным советом консультативным комитетом, на две трети состоявшим

из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После

разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом,

процедура разработки проекта была мало демократичной. Основной закон

разрабатывался главным образом, экспертами, причем специалисты по

конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом.

Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во

французской конституционной истории традицию разработки актов избранными

народом учредительными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные

им, главным образом, в речи в Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его

концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в

наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, находящихся

в тот период у власти.

Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы различны

по объему. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики и

отношениям между Парламентом и Правительством.

Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в

стране. Наверху пирамиды находится Конституция, ниже - органические законы,

еще ниже - обычные законы. Несколько особняком “держатся” законы,

принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным

образом ратифицированные Францией.

Основной закон установил республиканскую Форму правления, имеющую смешанный

характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава

государства избирается без участия парламента, правительство назначается им

же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед

нижней палатой парламента). Неделимый характер французского государства

определен ст.53 Конституции, в которой указано: "Никакая уступка, никакой

обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без

согласия заинтересованного населения". В случае отделения какой-либо

французской территории она могла бы обрести статус государства только после

подписания соответствующего договора о выходе из Франции. В настоящее время

неделимая Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских

департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с

особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре, заморские

территории (Новая Каледония, Полинизия, Уоллис и Футуна, Южные и

антарктические территории).

Демократический характер Республики говорит о существовании в стране

одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве

составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное,

но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических

партий и группировок (ст.4).

Собственно Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее

значительная, действующего конституционного законодательства. В

соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав

человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным

образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное

законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и "основные

принципы, призванные законами Республики", к которым отсылает преамбула

Основного закона 1946 г.

Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее

структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя список

не содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по

времени принятия) конституционных актах различных государств, но и

Декларация 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются

примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод,

провозглашенных в них, широк, например, продолжает действовать даже такое

экзотическое для нашего времени право, как правь на сопротивление

угнетению. Оно было характерно для "золотого" времени буржуазной

государственности, наступившего сразу же после того, как было покончено с

феодальными порядками.

Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в

руках исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть

имеет "двухглавую" структуру: она включает Президента Республики и Премьер-

министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями,

осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести

ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На

Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность

представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен

проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента.

Правительство несет политическую ответственность перед Национальным

собранием и уголовную перед обеими палатами парламента. Однако, юридическая

иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике с

самого начала существования Пятой Республики установился обычай

ответственности Правительства перед Президентом страны, т.е. был введен

монизм исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках главы

государства и Правительства - одно из проявлений конституционно-автоританой

тенденции во французском государственном механизме, которая всегда был ему

присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого

голосования, Президент находится на вершине иерархии органов

государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента

оставались неизменными за все время существования Пятой Республики,

поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы

государства, укрепила и без того его господствующее положение. Процесс

концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к

изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены

широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в

некоторых случаях для действий и "через голову" парламента, например, при

проведении референдумов на основании ст.11 Конституции. Основной закон 1958

г. - первая французская Конституция, закрепившая существование политических

партий.

Еще одна особенность Конституции 1958 г. - учреждение Конституционного

совета, органа, ранее не известного французской истории. Конституция 1958

г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать

нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о

референдуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для

пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее "чистом" виде

предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на

референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения

референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 -

при изменении Основного закона. Конституция 1958 г. по способу изменения

является "особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение

двух этапов - принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра

Основного закона согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в

идентичной редакции. При этой процедуре обе палаты Парламента -

Национальное собрание и Сенат - находятся в равных условиях. После принятия

поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть

осуществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе - на

совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право

выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики. Однако для

ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало

Правительство, а не члены парламента. Процедура ратификации в Конгрессе

предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда

проведение референдума нецелесообразно.

Первый абзац статьи 91 Конституции предоставил правительству право в

течение четырехмесячного срока с момента промульгации этого акта принимать

все меры законодательного характера, необходимые для применения

Конституции. Юридически все нормы Конституции 1958 г. действуют, однако

фактически некоторые статьи остаются лишь "мертвыми деревьями" во

Французской "конституционной аллее". Положения раздела XIII практически не

могут быть применены после распада Сообщества.

В настоящее время в Конституцию Франции 1958 г. были внесены поправки,

пожалуй самые значительные после реформы 1962 г., изменившей способ

избрания главы государства и установившей новый способ избрания главы

государства, а также принципиально иную систему государственной власти в

стране. Это закон об изменении Конституции, принятый 4 августа 1995 г.

Конституция

Ныне действующая Конституция Франции существует с 1958 г. По структуре

содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает преемственность

основных положений о правах человека, изложенных в Декларации 1789 года и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.