География: 9 класс
|какое и обеспечивает система |Транспортный фактор - важный |
|географических наук. |фактор размещения |
| |машиностроения, и его отрасли |
|11/2 {Продолжение} |размещаются в районах, где |
|Р. присутствует в этом регионе|хорошо развита транспортная |
|как экспортер "сырых |сеть. Другие важные факторы |
|продуктов": угля, древесины, |размещения отрасли - факторы |
|рыбы и морепродуктов. Южн. |трудовых ресурсов и |
|Часть Дальнего Востока, по |наукоемкости. Еще близость |
|которой проходит |потребителя влияет на |
|Транссибирская магистраль - |размещение отрасли. |
|наиболее освоенная и |Машиностроение развито во всех|
|заселенная. Здесь |регионах страны. Но |
|сосредоточено более 2/3 |специализация его различна в |
|населения района, почти всё |разных регионах. |
|его с/х. Главные с/х районы - | |
|это равнинные тер-рии, | |
|относящиеся к его степной зоне| |
|- Прихайканская низменность и | |
|Зейско-Буреинская равнина. | |
|Связи между севером и югом | |
|Дальнего Востока | |
|осуществляются главным образом| |
|по морю. Район | |
|специализировался на тех видах| |
|продукции, которые было | |
|экономически выгодно | |
|перевозить в Европ. Россию. | |
|Это - руды цв. металлов, | |
|рыбная промышленность, | |
|лесозаготовки и | |
|целлюлозно-бумажное | |
|производство. Т.к. к | |
|Европейской России ближе | |
|находятся аналогичные | |
|производства Восточной Сибири,| |
|то на Дальнем Востоке эти | |
|отрасли ориентируются на | |
|экспорт (прежде всего в | |
|Японию). | |
|13/1 Характеристика |14/1 Характеристика комплекса |
|топливно-энергетического |отраслей по производству |
|комплекса России. |конструкционных матриалов и |
|Топливно энергетический |химических веществ. |
|комплекс, снабжает топливом и |Основная химия включает в себя|
|электроэнергией все отрасли |производство минеральных |
|обеспечивает развитие |удорбрений, хлора, соды, |
|хозяйства. Продукция ТЭК в |серной кислоты и других |
|настоящее время - основная |продуктов. Проще всего |
|статья экспорта России. В |размещение производства |
|состав ТЭК входят отрасли |калийных удобрений; все |
|добычи и переработки различных|калийные соли добываются на |
|видов топлива и |крупнейшем в мире Соликамском |
|электроэнергетика. Важным |месторождении, а сами |
|показателем, характеризующим |удобрения производятся в |
|работу ТЭК является топливно |городах Соликамске и |
|энергетический баланс (ТЭБ). |Березнике. Большая часть |
|До середины 60-х годов главную|фосфорных удобрений |
|роль играл уголь, в 70-х годах|производится из апатитового |
|доля угля сократилась, а нефти|концентрата, добываемого в |
|возрасла. А сейчас доля нефти |Хибинах. Другое крупное |
|сокращается, а доля газа |месторождение фосфатного сырья|
|возрастает. Одной из главных |- Егорьевское в Московской |
|проблем развития ТЭК является |области, а в городе |
|то, что основные запасы |Воскресенск производят |
|энергетических ресурсов страны|фосфоритую муку. Большая часть|
|находятся в восточной части |азотных удобрений производится|
|страны - за Уралом, а основные|на основе природного газа, и |
|районы потребления энергии - |эти производства привязаны к |
|на западной части. Предприятия|трассам газопроводов. Химия |
|по добыче топлива оказывают |органического синтеза включает|
|большое воздействие на |в свой состав производсьво |
|природу, поэтому выбор места |синтетического каучука, |
|для него должен учитывать |пластмасс, синтетических смол,|
|требования охраны окружающей |химических волокон. |
|среды. |Производство синтетического |
| |каучука разместилось в |
| |Ярославле, Воронеже, Ефремове |
| |Тульской области и Казани. В |
| |Омске и Ярославле сложились |
| |комплексы взаимосвязанных |
| |производств: нефтепереработка |
| |- синтетический каучук - |
| |шинное производство. |
|15/1 Металлургический комплекс|16/1 Характеристика |
|России. |химико-лесного комплекса |
|Отрасль включает чёрную и |России. |
|цветную металлургию. |В составе химической |
|Металлургия сильно загрязняет |промышленности выделяют добычу|
|воздух, воду и экологический |горно-химического сырья, |
|фактор становится главным для |основную химию и химию |
|её размещения. Главные базы |органического синтеза. |
|цветной металлургии - |Основная химия производит |
|Центральная, Уральская, |минеральные удобрения, хлора, |
|Сибирская. Для руд тяжёлых |соды, серн. к-ты и др. |
|цветных металлов характерное |продукты. Химия органического |
|низкое содержание металла в |синтеза производит синтетич. |
|руде, главный фактор |каучук, пластмассу, химические|
|размещения - сырьевой. Легкие |волокна и др. Комплекс |
|цветные металлы получают |отраслей, связанных с |
|методом электролиза. Главный |переработкой древесины, |
|фактор размещения этого |включает в себя |
|производства - энергетический.|лесозаготовительную, |
|Важнейшие задачи, которые |деревообрабатывающую и |
|должны быть решены в отрасли, |целлюлозно-бумажную отрасли. |
|- это освоение новых богатых |Названия этих отраслей |
|месторождений меди в |отражают три стадии |
|Забайкалье, более полное |производства: заготовку |
|извлечение из руд всех |древесины, ее механическую |
|полезных элементов, решение |обработку и ее химическую |
|задач охраны природы на |переработку. Механич. |
|предприятиях отрасли. |обработка древесины |
| |расположена как в районах |
| |лесозаготовок, так и в районах|
| |потрелбления. |
| |Целлюлозно-бумажная |
| |промышленность, потребляющая |
| |много воды, вначале |
| |развивалась на европейском |
| |севере. Самая острая проблема |
| |лесного комплекса - неполное |
| |использование древесины. |
| |Другая проблема - истощение |
| |лесов, прилегающих к железным |
| |дорогам и судоходным рекам. |
|17/1 Агропромышленный комплекс|18/1 Инфраструктурный комплекс|
|России. |России. |
|Агропромышленный комплекс |Инфраструктурный комплекс |
|(АПК) объединяет все отрасли |отраслей хозяйства, |
|хоз-ва, принимающие участие в |обслуживающий промышленное и |
|производстве |с/х производство, а также |
|сельскохозяйственной продукции|население: транспорт, связь, |
|и ее доведении до потребителя.|торговля, водоснабжение и |
|Выделяются 3 звена в АПК: 1) |т.п.; наука, образование, |
|Производство средств |здравоохранение и охрана |
|производства для сельского |окружающей среды и др. В Р. |
|хозяйства и перерабатывающей |инфраструктурный комплекс |
|промышленности; 2) Сельское |подразделяется на |
|хоз-во; 3) Транспортировка, |производственную и |
|заготовка, хранение, |непроизводственную |
|переработка и реализация |(социальную). |
|сельскохозяйственной |Научно-техническая революция |
|продукции. Сельское хоз-во |усилила зависимость темпов |
|состоит из растениеводства и |роста производства и его |
|животноводства. Основой с/х |эффективности от развития |
|являются с/х угодья - земли, |инфраструкт. комплексов. |
|используемые в с/х | |
|производстве. В зоне тундры | |
|оленьи пастбища. В лесостепной| |
|зоне доля сельхозугодий | |
|возрастает. Максимум распашки | |
|приходится на степные районы. | |
|Растениеводство развито в | |
|лесостепных и степных районах.| |
|Ведущей его отраслью является | |
|зерновое хоз-во. по | |
|производству ячменя, овса и | |
|ржи Р. занимает первое место в| |
|мире. Технические культуры | |
|занимают лишь 5% всей посевной| |
|площади. Наиболее | |
|распространен подсолнечник. | |
|Сахарная свёкла растёт в | |
|основном в степной зоне. | |
|Производство овощей | |
|сконцентрированно в южных | |
|р-ах. Производство плодов и | |
|ягод там же . Поэтому | |
|плодоовоще- консервная и | |
|винодельческая промышленность | |
|также тяготеет к этим р-ам. | |
|19/1 Развитие транпортного |20/1 Рекреационные ресурсы |
|комплекса России. |России. Организация отдыха |
|Транспорт - необходимое |граждан. |
|условие функционирования |К непроизводственной сфере |
|народного хоз-ва, жизни |народного хоз-ва относятся |
|населения и вообще |такие отрасли хоз-ва, которые |
|существования любого |обслуживают население или |
|государства, особенно столь |обеспечивают существование |
|протяженного, как Р. Продукция|общества в целом (управление, |
|транспорта - это перевозки |наука, искусство и т.п.). |
|грузов и пассажиров. Грузовой |Можно выделить следующие |
|транспорт обеспечивает и |группы отраслей, в |
|производственные связи между |совокупности образующ. сферу |
|предприятиями, и доставку |услуг: жилищно-коммунальное |
|населению предметов |хоз-во, услуги по социальному |
|потребления. Выделяют |обеспечению населения, |
|следующие виды транспорта: |розничная торговля и |
|ж/д-ый, водный - морской и |общественное питание, бытовое |
|речной, автомобильный, |обслуживание, |
|авиационный, трубопроводный. |кредитно-финансовое |
|Каждый из них имеет свою |обслуживание, рекреационное |
|специфику, но для обеспечения |обслуживание населения (гл. |
|работы народного хоз-ва страны|обр. организация туризма и |
|они должны быть взаимосвязаны,|экскурсий, а также дома отдыха|
|работая согласованно. |и т.д.), услуги связи, |
|Разделение труда между |культурное обслуживание, |
|различными видами транспорта |общественное обслуживание |
|обусловленно и их |воспитание и обучение детей, |
|технологическими |медицинское |
|особенностями. Наиболее |обслуживание.Пассажирский |
|дешёвые виды транспорта - |транспорт занимает особое |
|водный и трубопроводный. |место в сфере обслуживания: к |
|Работа транспорта (грузооборот|помощи пассажирского |
|или пассажирооборот) |транспорта прибегают для |
|измеряется в тонно-километрах |поездок в различные |
|или пассажиро-километрах. |учереждения, для вызовов на |
|Преимущество автомобильного |дом и для многого другого. Все|
|транспорта в том, что он |эти отрасли в совокупности |
|осуществляет перевозки "от |могут быть названы социальной |
|двери до двери". Среднее |инфраструктурой общества. |
|расстояние перевозки ~22 км. | |
|Наибольшая доля грузооборота | |
|(46%) приходится на | |
|трубопроводный транспорт. | |
|Среднее расстояние перевозки | |
|>2300 км. Доля ж/д транспорта | |
|в грузообороте составляет | |
|~40%. Самый грузонапряжённый | |
|уч-к дороги - между | |
|Новосибирском и Омском, где на| |
|запад идут уголь, лес, зерно и| |
|др. грузы, и соединяющие Алтай| |
|и Кузбасс с Уралом | |
|(Южносибирская магистраль). | |
|Одна из проблем ж/д транспорта| |
|- нехватка подвижного состава | |
|(в бывшем СССР вагоны для | |
|электропоездов производились в| |
|Риге, электровозы - в Тбилиси | |
|и т.д.). В настоящее время | |
|оргнизуется их производство на| |
|заводах Р. | |
|21/1 Экологические проблемы |22/1 Исторические особенности |
|России. |заселения и освоения |
|При характеристике экологич. |территории России. |
|проблем следует рассказать о |Территория, входящая ныне в |
|составе хоз-ва, т.к. каждая из|состав Р., была заселена |
|отраслей может вызвать |людьми примерно 10-12 тыс. лет|
|специфические экологич. |назад. Территория между Волгой|
|проблемы. Развитие добывающей |и Окой начала осваиваться |
|промышленности ведёт к |славянами ещё с 8-9 веков, |
|сокращению запасов полезных |будучи долгое время дальней |
|ископаемых.Тепловая энергетика|сев-восточной переферией |
|загрязняет воздух соединениями|Киевской Руси. После |
|серы, отвалы шлаков выводят из|монголо-татарских завоеваний |
|оборота пахотные земли, |13 века здесь формируется |
|загрязняют поверхностные и |новый центр русских земель, во|
|подземные воды. Главн. |главе которого становится |
|загрязнителями среды являются |Москва. Именно вокруг этого |
|химия, металлургия и |центра начинается |
|целлюлозно-бумажная |территориальное приращение |
|промышленность. Среди отраслей|российского гос-ва. |
|сельского хоз. растениеводство|Изначальное направление |
|может способствовать эрозии |колонизации - на север и |
|почв, их деградации. Крупные |сев-восток. В 1581 году первый|
|животноводческие комплексы с |русский отряд пересекает |
|токами нечистот могут |Уральский хребет, а в 1639 |
|загрязнять водоемы, |году русские появляются уже на|
|неумеренный выпас скота может |берегах Охотского моря. Наряду|
|привести к уничтожению |с заселением территорий |
|растительного покрова. |осуществлялось ее исследование|
|Строительство, транспорт |учеными и путешественниками. |
|изымают из оборота земельные |С/х-ое освоение Сибири |
|угодья, губят естесвенные |начинается с 19 века, а |
|природные сообщества. |наибольший приток насел-я |
|Основными путями решения |происходит в начале 20 века |
|экологических проблем могут |после строительства |
|быть не только строительсво |Транссибирской ж/д. В западном|
|разнообразных очистных |направлении распространения |
|сооружений и устройств, но и |русских происходило в меньших |
|внедрение новых малоотходных |масштабах, поскольку эти |
|технологий, перепрофилирование|территории уже были плотно |
|производства, перенос их на |заселены - за исключением |
|новое место с целью снижения |района Санкт-П. Русское |
|вредного воздействия. |заселение Прибалтики |
| |происходило в основном в связи|
| |с развитием промышленности в |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|