рефераты бесплатно

МЕНЮ


География отраслей общего машиностроения

Все это говорит о том, что техническая база размещаемого производства

должна иметь научное обоснование и строиться на передовых методах и

средствах организации труда, в противном случае производные от нее технико-

экономические параметры производства (энерго - и электровооруженность,

трудоемкость, топливоемкость и др.) могут быть определены неправильно, что,

в свою очередь, приведет к ошибкам и в его территориальной организации.

Под внепроизводственными факторами следует понимать совокупность

природных и экономических условий в районах, способствующих или

сдерживающих экономически эффективное развитие общего машиностроения. К ним

относятся природные и климатические условия районов, условия обеспечения

производства необходимым сырьем, материалами, топливом, тепловой и

электрической энергией, водой и трудовыми ресурсами, объемы потребления

машиностроительной продукции, возможности обеспечения кооперированных

связей в районах и др.

Внепроизводственные факторы играю существенную роль в размещении

производства, и предопределяют территориальную дифференциацию его

эффективности, поскольку каждый из экономических районов различается не

только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их

стоимостными показателями.

К внепроизводственным факторам следует отнести природно-климатические

условия районов, которые на эффективность размещения влияют через величину

удорожающих коэффициентов на заработную плату работающих, а также стоимость

строительства и оборудования. В зависимости от территориального пояса,

например, стоимость строительно-монтажных работ может возрасти в 2,7 раза,

климатического района — 1,14, уровня сейсмичности — в 1,08 раза. То же

можно сказать и о стоимости оборудования по территориальным зонам.1

Количественные и качественные показатели сырьевых, топливно-

энергетических, водных, земельных ресурсов также влияют на эффективность

территориальной организации общего машиностроения. По имеющимся данным

межрайонная дифференциация стоимостных показателей достигает значительных

размеров. Наиболее значительна она по топливу и электроэнергии.

Территориальная дифференциация затрат на водные и земельные ресурсы тоже

достигает больших размеров, но в абсолютном выражении в сравнении с другими

видами затрат они практически не соизмеримы. Дифференциация по стоимости

различного вида производственных ресурсов значительна не только между

экономическими районами, но и внутри них. Особенно это необходимо учитывать

при внутрирайонном анализе производства и при формировании территориально-

производственных комплексов.

Нельзя, однако, забывать, что общее машиностроение относится к

сравнительно мобильной отрасли промышленности, и его размещение не

определяется только наличием необходимых ресурсов и условий в районах.

Последние при необходимости можно создать за счет широких кооперированных

связей между отраслями машиностроения и смежными отраслями промышленности.

Однако в этом случае разница в затратах будет достигаться за счет не только

действительной дифференциации стоимостных показателей на ресурсы, но и

дополнительных затрат на их транспортирование потребителям.

Необходимо также иметь в виду, что наряду с основными факторами

внепроизводственного характера на размещение общего машиностроения большое

влияние оказывает уровень сложившегося промышленного производства и

действующей социальной и производственной инфраструктуры. Если район

индустриально развит и обеспечен жилищно-коммунальными и культурными

учреждениями, эффективность размещения предприятий общего машиностроения

может быть значительно выше.

Отраслевые особенности машиностроительных производств выражают

важнейшие технико-экономические показатели, используемые при обосновании

размещения предприятий. По особенностям производства общее машиностроение

связано главным образом с районами потребления готовой продукции, за

исключением тех случаев когда выпускаемые изделия при значительной

металлоемкости отличаются абсолютной транспортабельностью (например,

локомотивы). Так как предприятия общего машиностроения отличаются невысокой

трудоемкостью, наличие трудовых ресурсов не играет решающей роли в

размещении. Зато существенное влияние на размещение производства оказывает

энергоемкость продукции.

Во многих случаях более целесообразно изготовлять машины в том районе,

где имеется металл, и затем поставлять их в пункты потребления. Это в

первую очередь относится к металлоемкому машиностроению, потребляющему

большое количество металла на изготовление тяжелых и крупногабаритных машин

с низким коэффициентом использования его. При изготовлении машин некоторых

наименований масса отходов превышает в 2 - 2,5 раза массу готовых машин. В

отдельных случаях экономически рационально размещать предприятия

машиностроения вблизи металлургических предприятий. Тогда при

металлургических заводах создаются заготовительные цехи (литейные,

прессовые, сварных конструкций), поставляющие свою продукцию группе

машиностроительных заводов. Часто целесообразно размещать

машиностроительные предприятия в районах потребления машиностроительной

продукции, так как перевезти металл в районы потребления готовой продукции

экономически выгоднее, чем доставлять готовые машины из районов

металлургического производства.

Приближение производства машиностроительных изделий к местам их

потребления целесообразно и в интересах снижения физического объема работы

транспорта и транспортных расходов. В тоже время упрощаются хозяйственно-

технические связи между создателями машин и их потребителями. Они

становятся более тесными и постоянными и, благодаря этому, способствуют

повышению качества машин в производстве и эффективности эксплуатации их.

В настоящее время почти каждый район имеет свои предприятия

представляющие общее машиностроение, производственный профиль которого

соответствует экономическим предпосылкам и направлению дальнейшей

индустриализации и перспективному развитию экономики района.1

2.2 Современная география общего машиностроения.

Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки

металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но

довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы

отраслей — транспортное машиностроение (без автостроения), производство

технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и

строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться

железнодорожная сеть страны (Центральный район, Санкт-Петербург).

Впоследствии оно продвинулось к источникам сырья. В настоящее производство

локомотивов имеется в следующих районах: тепловозов — в Центральном

(Коломна, Брянск, Калуга, Людиново, Муром), электровозов — на Северном

Кавказе (Новочеркасск).2

В тех же районах и по аналогичным причинам было создано

вагоностроение, но современное размещение его предприятий отличается более

широкими территориальными границами по сравнению с границами

локомотивостроения. Близость к металлургическим базам для производства

вагонов хотя и желательна, но не играет такой роли, как при размещении

предприятий локомотивостроения. Однако появляется дополнительный фактор:

несмотря на увеличение выпуска цельнометаллических вагонов, до сих пор в

вагоностроении широко используются пиломатериалы. Поэтому условия для его

развития благоприятны в тех районах, которые располагают необходимыми

источниками древесного сырья или ориентируются на привозную древесину.

Производство вагонов получило развитие в Центральном (Брянск, Калинин,

Мытищи) районе, на Северо-Западе (Санкт-Петербург), на Урале (Нижний Тагил,

Усть-Катав) и в Западной Сибири (Новоалтайск).1

Новый центр по производству грузовых вагонов (в том числе

контейнеровозов) формируется в Восточной Сибири (Абакан).

Судостроение охватывает строительство и ремонт судов, а также судовое

машиностроение. Оно делится на морское и речное.2

Судостроение "привязано" к морским побережьям (часто находясь в устьях

рек и внутренним водным путям сообщения. Среди отраслей машиностроительного

комплекса выделяется наиболее продолжительным циклом производства. Другие

особенности отрасли: строительно-монтажный характер технологических

операций, разнообразие типов судов и наличие многочисленных смежников по их

производству.

По назначению суда делятся на транспортные, промысловые (для добычи и

обработки рыбы, крабов, морского зверя), промышленно-добывающие (драги,

нефтебуровые установки, лесосплавные суда и др.), спортивно-туристкие.

Самая широкая по составу — группа транспортных судов, включающая грузовые и

пассажирские, а также суда смешанного типа. Грузовые суда в свою очередь

представлены сухогрузными, наливными и сухогрузно-наливными. Наконец, для

сухогрузных судов характерна специализация по роду перевозимого груза и

грузообработке: лихтеровозы, контейнеровозы, рефрижераторы.

Важнейшие центры морского судостроения расположены на побережьях

Балтийского (Санкт-Петербург, Клайпеда, Выборг), Баренцева (Мурманск),

Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток) морей. Они имеют

определенную специализацию. Так, предприятия Санкт-Петербурга дают главным

образом транспортные суда, в том числе ледоколы-атомоходы.

Центры речного судостроения находятся в Волго-Вятском (Нижний

Новгород) районе, в Поволжье (Волгоград), Западной Сибири (Тюмень,

Тобольск), Восточной Сибири (Качуг) и на Дальнем Востоке (Благовещенск).

Сельскохозяйственное машиностроение явно тяготеет к местам потребления

готовой продукции, причем специализация предприятий находится в строгом

соответствии с профилем сельского хозяйства разных районов страны. Так

производство зерновых комбайнов сосредоточено на Северном Кавказе (Ростов,

Таганрог), в Сибири (Красноярск), льноуборочных машин в Центральном районе

(Бежецк), картофелеуборочных (Рязань, Тула), силосоуборочных (Люберцы).

Ориентация на потребителей готовой продукции характерна и для отраслей

и, обеспечивающих промышленность технологическим оборудованием. Например,

производство машин и оборудования для легкой и полиграфической

промышленности находятся главным образом в Центральном районе и на Северо-

Западе.1

Проанализировав местоположения основных центров общего машиностроения

можно определить влияние конкретных факторов на некоторые отрасли (см.

таблицу 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Степень влияния конкретных факторов на размещение

общего машиностроения.2

|Отрасли общего |Сырьевые |Топливно-эн|Трудовые |Районы |

|машиностроения |ресурсы |ергетически|ресурсы |потребления |

| | |е ресурсы | |продукции |

|Локомотивостроение |++ |- |+ |+ |

|Судостроение |- |- |+ |+++ |

| | | | | |

|Станкостроение |+ |- |++ |++ |

| | | | | |

|Сельскохозяйственное |- |- |+ |+++ |

|машиностроение | | | | |

Если же говорить более конкретно о самих предприятиях общего

машиностроения, то в таблице 2.2.2

Таблица 2.2.2

Основные предприятия общего машиностроения.1

|Название предприятия |Город |Вид продукции |

|Коломенский | | |

|тепловозостроительный |Московская обл. г. |Тепловозы магистральные|

|завод имени Куйбышева |Коломна | |

|Людиновский | | |

|тепловозостроительный |Г. Людиново |Тепловозы магистральные|

|завод | | |

|Ордена трудового | | |

|красного знамени завод |Нижегородская обл. г. |Дробилки |

|дробильно-размольного |Выкса | |

|оборудования | | |

|Алтайский |Алтайский край, |Вагоны грузовые |

|вагоностроительный |г.Новоалтайск |магистральные |

|завод | | |

|Мытищинский | | |

|вагоностроительный |Московская обл. г. |Вагоны метрополитена |

|завод |Мытищи | |

|Алтайсельмаш |Алтайский край, г. |Технологическое |

| |Рубцовск |оборудование для с/х |

|Тверской вагонзавод |г. Тверь | Пассажирские вагоны |

можно увидеть перечень крупнейших из них. Проанализировав по карте-

схеме (см. карта-схема с.37) их местоположение можно сказать, что

большинство из них расположены на территории России с учетом особенностей

размещения предприятий данной отрасли.

Результаты деятельности предприятий общего машиностроения можно

увидеть из общих цифр, характеризующих нынешнее состояние данной отрасли в

динамике (см. таблицу 2.2.3).

Таблица 2.2.3

Производство основных видов продукции общего машиностроения.1

| |1970|1975|1980|1985|1990|1991|1992|1993|1994|1995|1996|

|Тепловозы | | | | | | | | | | | |

|магистральные| | | | | | | | | | | |

|, секций: |95 |66 |67 |75 |46 |39 |33 |22 |16 |12 |5 |

| | | | | | | | | | | | |

|Вагоны | | | | | | | | | | | |

|грузовые,тыс.|28,6|32,6|31,4|27,1|25,1|22,4|16,9|12,3|7,8 |7,1 |7,4 |

|шт | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | |

|Вагоны | | | | | | | | |709 |489 |449 |

|пассажирские,|1257|1430|1348|1337|1225|1013|961 |997 | | | |

|шт. | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | |

|Вагоны | | | | | | | | |200 |202 |177 |

|метрополитена| | | | | | |299 |282 | | | |

|шт. |250 |300 |309 |365 |317 |311 | | | | | |

| | | | | | | | | | | | |

|Металлорежущ | | | | | | | | |20,1|18,0|12,1|

|Станки, тыс. | | | | | | |53,4|41,9| | | |

|шт. |119 |128 |118 |97,9|74,2|67,5| | | | | |

| | | | | | | | | | | | |

|Станки с | | | | | | | | | | | |

|числовым | | | | | | | | | | | |

|прогр. | | | | | | | | |0,5 |0,3 |0,1 |

|управлением, |1,4 |4,1 |6,3 | | | |5,0 |1,4 | | | |

|тыс. шт. | | | |13,7|16,7|12,6| | | | | |

| | | | | | | | | | | | |

|Кузнечно-прес| | | | | | | | |3,1 |2,2 |1,2 |

|совые |30,4|37,5|43,1| | | |16,5|7,5 | | | |

|машины,тыс.шт| | | | | | | | | | | |

|. | | | |37,1|27,3|23,9| | | | | |

| | | | | | | | | | | | |

|Кузнечно-прес| | | | | | | | |13 |12 |7 |

|совые машины | | | | | | | |16 | | | |

|с прогр. |— |— |117 | | | |95 | | | | |

|управлением: | | | | | | | | | | | |

| | | | |234 |370 |315 | | | | | |

| | | | | | | | | |49 |57 |29 |

|Автоматически| | | | | | | |103 | | | |

|е и |294 |423 |567 | | | |180 | | | | |

|полуавтомат. | | | | | | | | | | | |

|линии для | | | |754 |556 |297 | | | | | |

|маш-я: | | | | | | | | |12,1|6,2 |2,5 |

| | | | | | | | |33,0| | | |

|Комбайны, |99,2|97,5|117 | | | |42,2| | | | |

|тыс. шт., | | | | | | | | | |145 |118 |

| | | | |112 |65,7|55,4| | |327 | | |

|Зерноуборочны| | |400 | | | | |629 | | | |

|е |— |— | | | | |2658| | |— |— |

| | | | |639 | | | | |0,1 | | |

|в том числе | | |10,0| |648 |951 | |0,6 | |0,5 |0,6 |

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.