рефераты бесплатно

МЕНЮ


Геополитика и геоэкономика Норвегии

с собственной сферой влияния и с правом голоса в европейских делах. Такая

престижная позиция вызывает беспокойство некоторых западных держав. Однако

на практике динамичный экономический процесс в Европе будет делать Россию

всё более слабым партнером при любых обстоятельствах. Пока европейские

отношения продолжаются фокусироваться на политико-экономических вопросах,

российская военная мощь не будет трансформирована в политическую мощь.

Такая ситуация будет сохраняться, пока Россия не испытывает необходимости

акцентировать свой статус как великая держава, например, путём

использования ядерной дипломатии. Опасения на Западе предоставить России

слишком престижные позиции в общеевропейских институтах столь же абсурдны,

как и опасения в России в отношении экспансионистской стратегии Запада -

причём по совершенно одинаковым причинам.

Глава 3. Норвежско-Российский диалог.

3.1. Соседи по северу.

Основы взаимоотношений между Норвегией и Россией заложены историей и

географией.

Географически Норвегия протянулась на 2 тысячи 650 км вдоль западного и

северного побережья Скандинавии, ее территория, примыкающая к этому

побережью, составляет 325 тысяч кв.км, а также включает в себя архипелаг

Свальбард с островом Медвежий, расположенный приблизительно между 74 и 81

градусами северной широты и составляющий примерно 63 тысячи кв.км, и остров

Ян-Майен площадью 380 кв.км, расположенный между Исландией и Гренландией.

Кроме того, Норвегия объявила суверенитет над Землей Королевы Мод в

Антарктиде, над островом Петра 1 у западного побережья Антарктиды и над

островом Буве, расположенным между Южной Африкой и Антарктидой за пределами

действия Договора об Антарктике.

Сухопутная граница между Норвегией и Россией составляет не более 196 км.

Однако это старейшая и наиболее стабильная российская граница. И она всегда

была границей мира. Веками территории на Крайнем Севере были мало заселены,

и основные заботы государства сводились к сбору налогов на пушную торговлю.

В течение многих столетий территории на севере не были делимитированы, и

перекрывающие друг друга претензии королей Норвегии и Швеции и русских

царей сочетались с терпимым подходом всех заинтересованных сторон за

исключением, возможно, налогоплательщиков, мнением которых никто не

интересовался. После делимитации в 1751 году границы между Швецией

(включавшей Финляндию) и Норвегией статус оставшегося самого северного

участка, там, где норвежская территория соприкасается с российской, был

определен Договором 1826 года. С тех пор поправок в этот договор не

вносилось. Мир в этом районе был нарушен только дважды: в 1941 году, когда

германские войска напали на Россию, и в 1944 году, когда Красная Армия

перешла границу, чтобы изгнать оккупационную армию и освободить восточный

Финмарк — самую северную область Норвегии.

Географически территории Норвегии и России образуют побережье Баренцева

моря, расположенного между их соприкасающимися участками континентальной

суши, норвежским архипелагом Свальбард (Шпицберген), российскими

архипелагами Земля Франца Иосифа и Новая Земля. Российские рыбаки

традиционно вели промысел у норвежского побережья, а купцы заходили в

норвежские порты для обмена рыбы на зерно и муку (эта практика получила

известность как "поморская" торговля, причем здесь использовался даже

особый диалект, состоявший из элементов немецкого, норвежского и русского

языков). Норвежские охотники на тюленей, китов и зверя организовывали

экспедиции на Свальбард и в восточную часть Баренцева моря, а также на

Землю Франца Иосифа и на Новую Землю. Начиная с конца XVII века, русские

охотники из великих северных монастырей плавали на Свальбард, однако эти

экспедиции впоследствии стали более редкими и полностью прекратились в

середине XIX века. В конце того же столетия переселенцы из Норвегии в

надежде на лучшую жизнь стали оседать в редких поселках на побережье

Кольского полуострова — российские власти приветствовали этот факт как

возможность укрепить экономику этого малонаселенного района.

3.2.Географический фактор.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР означает также, что и у Норвегии, и у России имелись

стратегические интересы, привязанные к их смыкающимся территориям. Эти

стратегические интересы объективно различны, поскольку Россия является — и

будет оставаться — великой державой с огромными людскими и природными

ресурсами, значительными обычными вооруженными силами, а также одним из

самых внушительных в мире стратегических ядерных потенциалов. Норвегия,

напротив, небольшая страна, не имеющая ни желания, ни возможности

осуществлять какую-либо военную политику за пределами собственных границ.

Придерживаясь фундаментального принципа миролюбивого подхода к

международным отношениям, Норвегия содержит скромную по размерам военную

структуру, предназначенную исключительно для целей самообороны и для

участия в международных операциях по поддержанию мира и по оказанию

гуманитарной помощи.

В период между установлением независимости Финляндии и началом второй

мировой войны напряженности в пограничных районах между Норвегией,

Финляндией и Россией не было. После войны ситуация изменилась:

— Финляндия уступила Петсамо, и Норвегия и Россия вновь стали

непосредственно граничить друг с другом;

— единство союзников в период войны сменилось конфронтацией и состоянием

холодной войны;

— Норвегия стала одним из государств — основателей НАТО; — с созданием

ядерного оружия и расширением российского Северного флота Кольский

полуостров превратился в базу одного из сильнейших в мире военных флотов и

местом размещения огромного арсенала ядерных вооружений, а также

складирования массы отработанного ядерного топлива с военных кораблей и

ледоколов и других ядерных отходов.

Норвегия внесла свой вклад в усилия по снижению уровня напряженности,

приняв политику ограниченного автономного сдерживания в отношении военной

активности на норвежской территории: уже в феврале 1949 года, то есть еще

до вступления страны в НАТО, правительство Норвегии информировало Советский

Союз о том, что оно не станет участником никакого договора, который включал

бы обязательство со стороны Норвегии по созданию баз для вооруженных сил

иностранных государств, если Норвегия не станет объектом нападения или

угрозы нападения. Позднее Норвегия заявила, что при тех же условиях ядерное

оружие не будет размещаться на норвежской территории. Норвегия также

проводит политику, в соответствии с которой военные и воздушные натовские

учения не должны проводиться ближе пятисот километров от российской

территории и которая исключает передвижения иностранных воинских частей

вблизи границы. В связи с окончанием холодной войны эти ограничения были в

определенной степени модифицированы, однако их основные положения

сохранились.

Между Россией и странами — членами НАТО ведется дискуссия о будущей

конфигурации Организации североатлантического договора и о формах

сотрудничества между НАТО и Россией. Данная статья — не подходящее место

для разговора об этой дискуссии. Но можно с уверенностью предположить, что

граница между Норвегией и Россией будет продолжать оставаться одной из

самых мирных границ в Европе.

3.3.Экологическая безопасность Норвегии.

Однако обломки холодной войны все же надолго останутся с нами в виде

ядерных отходов, присутствующих в огромных количествах на северо-западе

России. Эти отходы состоят из плутония с ядерных боеголовок ракет, бомб,

артиллерийских снарядов и торпед, которые снимаются с вооружения и

разбираются, из стержней отработанного топлива двигателей ядерных подводных

лодок и ледоколов, а также из различных других видов отходов. Четыре

стареющих реактора Кольской АЭС имеют гражданское назначение, но в то же

время они являются неотъемлемой частью послевоенного развития данного

региона.

О масштабе этой проблемы говорит тот факт, что около 70 ядерных подводных

лодок сняты с вооружения, однако технически не "списаны" и стоят в доках со

стержнями отработанного ядерного топлива по-прежнему в реакторах

двигателей. Условия хранения этих реликвий холодной войны оставляют желать

много лучшего. Российский Северный флот, которому предназначено оставаться

основой потенциала ответного ядерного удара, страдает от последствий

радикальных сокращений военных расходов. Потребности содержания кораблей,

несущих боевое дежурство, приходят в противоречие с равно необходимыми

мероприятиями по удовлетворительному обслуживанию моторных и реакторных

отсеков, а также корпусов кораблей, снятых с вооружения.

Накопление ядерных материалов и отходов, находящихся в различных условиях

хранения и наблюдения, представляет собой значительную опасность случайной

утечки жидкостей и газов с соответствующей угрозой загрязнения воздуха и

воды. Независимо от добрых намерений и наилучших побуждений тех, кто несет

за это ответственность, данное положение дел представляет собой

неприемлемый элемент риска для здоровья и благополучия местного населения,

прежде всего жителей Мурманской и Архангельской областей. В то же время

некоторые из указанных хранилищ находятся менее чем в пятидесяти километрах

от ближайших норвежских поселений, и их жители переживают то же

беспокойство, что и их соседи по восточную сторону границы.

Однако проблема эта не только местная. Потенциальные угрозы здоровью

настолько значительны, что вызывают беспокойство на национальном уровне в

непосредственно заинтересованных странах и, более того, — из-за размеров

возможных последствий — во все европейском масштабе.

Дополнительный элемент заключается в том, что реки северо-запада России

впадают в Баренцево море, где и Норвегия, и Россия занимаются управлением и

эксплуатацией одного из богатейших в мире рыболовных районов. Это

представляет собой значительный экономический интерес для обеих стран, с

весомым экспортным компонентом. Исключительно важно, чтобы на международных

рынках сохранялась уверенность в качестве и чистоте рыбы, выловленной в

Баренцевом море. Малейший слух о недостаточном качестве или радиоактивной

зараженности рыбы, пойманной в Баренцевом море, может иметь серьезные

последствия в условиях нынешнего времени, когда природоохранные соображения

играют растущую роль в сознании потребителя. Общественное мнение все более

податливо на эмоциональном уровне на сообщения средств массовой информации

по вызывающим беспокойство вопросам, в особенности когда речь заходит о

рисках, связанных с ядерной темой. Реакция потребителя, с точки зрения

приемлемости продукции, может быть резкой и продолжительной.

Правительства обеих стран осознают серьезность этих вопросов и намерены

принять эффективные меры по выправлению сложившейся ситуации. Эта обоюдная

решимость была выражена на самом высоком уровне в Декларации об основах

отношений между Королевством Норвегия и Российской Федерацией, подписанной

Президентом Б. Н. Ельциным и тогдашним премьер-министром Гру Харлем

Брундтланд 26 марта 1996 года в ходе государственного визита Президента

России в Норвегию.

Помимо этого, данные вопросы учтены в соглашениях о сотрудничестве в

области охраны окружающей среды, о раннем предупреждении об авариях на

ядерных объектах, о сотрудничестве в области безопасности ядерных объектов

и о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с военной

деятельностью.

На основе этого Норвегия разработала программы участия в усилиях,

направленных на повышение безопасности российских ядерных объектов,

утилизацию, обработку и хранение ядерных отходов и отработанного ядерного

топлива, на решение проблем радиоактивного заражения в северных районах и

угроз для окружающей среды, связанных с ядерным оружием.

Важность проблем, порождаемых военной деятельностью, с очевидностью

вызывает необходимость большого внимания международного сообщества. Важная

роль принадлежит Международному агентству по атомной энергии. Мы должны

стремиться получить возможно более разностороннее содействие третьих строи:

техническое, политическое и финансовое. В этом контексте многообещающая

инициатива предпринята министрами обороны Норвегии, России и Соединенных

Штатов Америки, принявшими во время встречи министров обороны Российской

федерации и НАТО в сентябре 1996 года в городе Бергене Декларацию о

природоохранном сотрудничестве в военной области в Арктике.

Норвегия по-прежнему готова работать вместе с Россией над поиском

эффективных средств предотвращения угроз окружающей среде. В течение

длительного времени видное место в общей повестке дня занимал следующий

проект: поиск технических средств решения проблемы комбината

"Печенганикель", расположенного в городе Никель, в пятнадцати километрах от

общей межгосударственной границы. Этот комбинат выбрасывает 230 тысяч тонн

диоксида серы в год — в несколько раз больше, чем вся Норвегия. Результат —

полное уничтожение растительности вокруг города, создающее впечатление

лунного ландшафта. Норвегия выразила готовность оказать практическое

содействие в предотвращении распространения этой катастрофы окружающей

среды на ее территорию, предложив безвозмездную помощь в размере 43 млн.

американских долларов на модернизацию комбината, которая позволила бы

понизить выбросы до приемлемого уровня. Правительство России согласилось

внести на эти цели такую же сумму.

3.4. Арктическая ориентированность-важный элемент в отношениях между

Россией и Норвегией.

Важным элементом наших отношений является арктическая ориентированность

обеих стран. Со временем она менялась, и маршруты норвежского и российского

рыболовного, зверобойного и охотничьего промысла, добычи тюленей и китов

передвинулись. К 1870 году на архипелаге Шпицберген происходила в основном

норвежская активность, и возникла необходимость обеспечить правопорядок на

этих островах, которые считались не относящимися к юрисдикции никакой

страны (ничейная земля). В период между 1871 годом и первой мировой войной

Норвегия поднимала вопрос об установлении упорядоченной власти перед

Россией и перед более широким кругом государств, однако решение достигнуто

не было.

Версальская мирная конференция постановила передать архипелаг под "полный

и абсолютный суверенитет Норвегии" "в соответствии с условиями" Договора о

Шпицбергене от 9 февраля 1920 года.

Условия этого договора главным образом предусматривают равноправие судов и

граждан стран-участниц с точки зрения рыболовного и охотничьего промыслов,

горнорудной и иной доходной деятельности на земле и в территориальных

водах, а также ограничения на налогообложение. Далее Норвегия обязалась

воздерживаться от создания или разрешения на создание какой-либо военно-

морской базы или же строительства оборонительных укреплений на этом

архипелаге, "который никогда не может использоваться в военных целях".

Россия пошла на уступку в регулировании договором принадлежности

Шпицбергена, и в 1925 году Норвегия вступила в управление данной

территорией как неотъемлемой частью королевства под древним названием

Свальбард. Россия присоединилась к договору в 1935 году.

К этому времени на территории архипелага уже действовала российская

угольная компания "Арктикуголь".

В 1944 году советское правительство предложило изменить статус Свальбарда,

затребовав уступить под его юрисдикцию остров Медвежий и, предложив ввести

совместное управление Норвегией и СССР остальной территории в качестве

кондоминиума. После внимательного изучения Норвегия отвергла это

предложение, и Москва более не возвращалась к своей инициативе по

пересмотру Договора 1920 года. Однако эта инициатива имела долговременный

эффект: впредь Норвегия рассматривала различные предложения или аргументы,

выдвигаемые советской стороной, с оглядкой на нее. Норвежцы искренне

опасались возможности новой попытки поставить под вопрос основы

суверенитета Норвегии над архипелагом или получить односторонние

преимущества для "Арктикугля" по сравнению с другими государствами-

участниками договора.

В начале 1970-х годов приоритетный интерес у "Арктикугля" и у норвежских и

западных нефтяных компаний приобрела нефтеразведка на Свальбарде.

Одновременно соображения охраны окружающей среды породили планы создания

национальных парков, природоохранных зон и принятия общих мер по защите

окружающей среды. Свальбард уже был не отдаленной точкой в Арктике, а

частью современной Норвегии, что вызывало растущее внимание к нему со

стороны общественности. Местная администрация получила дополнительные

ресурсы, и губернатор архипелага распространил свою власть на всю его

территорию. Новые требования со стороны администрации были восприняты

"Арктикуглем" как вмешательство в его деятельность, что привело к

многочисленным трениям. По большей части на сегодня эти сложности

неактуальны.

Продолжается другая дискуссия. По мнению Норвегии, положения Договора

1920 года должны трактоваться строго по тексту. Права, предоставленные

участникам договора и их компаниям, проистекают из конкретных условий

договора, то есть они касаются участков суши и территориальных вод вокруг

островов. Таким образом, эти права не распространяются на континентальный

шельф или же за пределы территориального моря. Это соответствует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.