рефераты бесплатно

МЕНЮ


Голландия

Европейского союза.

В 1997 году нидерландский экспорт мяса птицы вырос по сравнению с

предыдущим годом на 7% и достиг рекордного за последние годы уровня 619

тыс. тонн. Основной прирост произошел за счет увеличения поставок в Россию,

Польшу, Латвию, Югославию и Великобританию. В тот же период голландский

импорт мяса птицы вырос на 9% и составил 230 тыс. тонн. Экспорт голландской

садоводческой продукции превысил в 1997 году 20 млрд. гул. Значительно

возросли продажи в Великобританию и в страны Восточной Европы. Экспорт в

Германию, главному потребителю нидерландских продуктов садоводства, остался

практически на уровне прежних лет (+3%). Экспорт овощей увеличился на 6%.

Значительно возросли продажи грунтовых помидоров (поставки в США, Японию и

Германию увеличились в два раза) и лука (в Германию, Великобританию и

Россию). Экспорт в Германию, главному потребителю голландских овощей, вырос

на 5%. Объемы экспорта овощей возрасли в первом квартале 1998 года по

сравнению с аналогичным периодом 1997 года на 15%.

В 1997 году в Нидерландах было произведено 8 млн. тонн картофеля

(девятое место в мире и второе, после Германии, в ЕС). Одна треть урожая

предназначена для переработки в крахмал. Сбор картофеля остался на уровне

последних лет при сокращении посевных площадей. Урожайность с гектара

повысилась на 3%. Торговый оборот сельскохозяйственного кооператива

"Кампина мелкуни" увеличился в 1997 году на 6,5% и составил 6,8 млрд. гул.

Главная причина роста объема продаж, по мнению руководства компании, -

хорошая конъюнктура молочной продукции в Нидерландах, Бельгии, Германии и

странах Восточной Европы. Американская компания по переработке картофеля

McCain (оборот - 5,9 млрд. гул., имеет филиалы в 11 странах) приняла

решение о строительстве крупнейшего в мире предприятия по выпуску

картофельных полуфабрикатов. Планируемая мощность производства - 125 тыс.

упаковок картофеля в час. Объем инвестиций - 55 млн. гул. McCain уже имеет

в Нидерландах три производства. Нидерландское страховое общество

(государственная компания по страхованию экспортных кредитов)

прогарантировало контракт на 20 млн. гул. о поставках фирмами Cebeco и

Agrico техники для хранения овощей и картофеля для российских компаний

"Протва-агро" и "Ижора-агро".

Фирмы Cebeco и Agrico работают в России с 1992 года. Основной проект -

агропромышленный комплекс в районе Коломны в Московской области. В 1997

году там произведено 20 млн. кг картофеля, моркови, капусты, свеклы и

другой с/х продукции. В реализации проекта также участвует голландская

компания Arcadis Euroconsult. Cebeco и Agrico рассматривают возможности

расширения своего присутствия в России, в частности прорабатывают новые

проекты в Московской и Ленинградской областях.

Концерн "Юнилевер" открыл фабрику по производству мороженого в

Австралии. Фабрика, оснащенная в соответствии с последними достижениями в

этой области, находится близ Сиднея. Количество работающих - 250 чел.

Стоимость проекта - 92 млн. гул. Мороженое - один из основных видов

продукции "Юнилевер". В 1997 году концерн реализовал почти в 90 странах

мира различных сортов мороженого на сумму в 6 млрд. долл. Общая прибыль

концерна в первом квартале 1998 г. составила 1,46 млрд. гул. (в первом

квартале 1997 г. - 914 млн. гул.). Торговый оборот - 22,5 млрд. гул.

Наиболее динамично росли продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+22% по

сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), в Африке (+21%),

Латинской (+15%) и Северной Америке (+8%).

Концерн "Юнилевер" приобрел контрольный пакет акций Московского

маргаринового завода. Подробности сделки не сообщаются. На первом этапе

"Юнилевер" планирует вложить 20 млн. долл. В реконструкцию предприятия. В

ближайшее время в Москве будет налажен выпуск масла "Рама" и майонеза

"Калвэ". Это вторая крупная инвестиция "Юнилевер" в российскую экономику: в

1994 году им была приобретена фабрика по производству туалетных

принадлежностей "Северное сияние" в Санкт-Петербурге. Торговый оборот

компании по производству кофе Drie Mollen (торговые марки - Gala и Mill

House) увеличился в 1997 году почти в два раза и составил 600 млн. гул.

Прибыль возросла на 61%, достигнув 21,3 млн. гул. В 1997 году компания

сделала ряд крупных инвестиций во Франции (фирма Cafes Excella), Испании

(фирма Union Tostadora) и Германии (фирма F. С. Klipp). Улучшилась работа

филиала Drie Mollen в России. В планах компании дальнейшее расширение

присутствия в этих странах, а также в Бельгии, Великобритании и Польше.

Компания контролирует 8% продаж кофе на нидерландском рынке.

Один из ведущих голландских пищевых концернов – компания BolsWessanen -

объявил о продаже своего подразделения, занимающегося производством

спиртных напитков, фирмы Bols (торговые марки Bols, Bokma, Coebergh),

инвестиционному фонду CVC Capital Partners. Штаб-квартира фонда находится в

Лондоне. Он основан в 1981 году и занимается размещением капиталов

американские инвесторов в Европе. Его активы оцениваются в 6 млрд. гул.

Оборот фирмы "Болс" составил в 1997 году 500 млн. гул. Она насчитывает 900

сотрудников, из них 300 в Нидерландах. По заявлению руководства концерна

Wessanen отныне компания сосредотачивает свою деятельность на производстве

продовольственных товаров, прежде всего сыра (торговая марка Leerdammer),

мороженого и деликатесов. В то же время онасохраняет 35% акций фирмы

"Сатрап".

Торговый оборот пивоваренного концерна "Хейнекен" увеличился в 1997

году на 11% и достиг 13,5 млрд. гул. Главными рынками сбыта продукции для

"Хейнекен" остаются Европа (около 70% оборота) и США. Нидерланды остаются

крупнейшим экспортером пива в мире. Что касается внутреннего рынка, то

потребление пива на душу населения возросло с 85,1 литра в 1996 году до

86,4 литра в 1997 году. Около 90% голландцев предпочитают светлые сорта

пива (pils), 2,6% - с пониженным содержанием алкоголя, 7,1% - специальные

сорта.

Ряд исторических и географических факторов, особенности предшествующего

экономического развития и рынка труда, в частности наличие

высококвалифицированных научных и производственных кадров, определили место

Нидерландов в послевоенной Европе и международной экономической системе.

Нидерланды всегда стремились играть важную роль в мировой торговле,

тяготея, в основном, к посредническим операциям. Образование Европейского

сообщества очень выгодно сказалось на нидерландской экономике. Нидерланды

стали воротами европейского континента, главным "распределительным" центром

Западной Европы. Возросла транзитная функция Нидерландов. Постепенно они

превратились в важнейший в Европе перевалочный пункт нефти и

нефтепродуктов, газа, металлов, какао, ряда других сельскохозяйственных

продуктов. Голландия располагает передовой транспортной системой, основой

которой являются морские порты Роттердам (крупнейший контейнерный порт в

мире) и Амстердам, а также международный аэропорт "Схипхол" (самый быстро

развивающийся аэропорт в Европе), и специальной дистрибьютерской

инфраструктурой. В 1996 г. нидерландские транспортные предприятия перевезли

около 300 млн. т. грузов.

[pic]

Рисунок - Портово-промышленный комплекс Роттердам в Нидерландах

Нидерланды имеют развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль во

всей транспортной системе Западной Европы. Центральное место в стране (по

грузообороту) занимает водный и автомобильный транспорт. Регистровый тоннаж

морского флота составляет 4,5 млн. б.р.т. Роттердам продолжает оставаться

самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой

нефти.

Ввиду благоприятного налогового законодательства количество судов под

нидерландским флагом увеличилось за два последних года с 106 до 647. Их

общий тоннаж достиг уровня 1986 года. Грузооборот порта Роттердам составил

в первом полугодии 1998 года 157 млн. тонн, на 1,6% больше аналогичного

показателя прошлого года. Обработано 280 тыс. контейнеров, на 10,5% больше,

чем в первой половине 1997 года. Увеличились перевозки химической продукции

(+13,4%), металлов и изделий из них (+6,1%), сырой нефти (+2,0%) и

нефтепродуктов (+1,2%). Сократился грузопоток сельхозпродукции (-14,8%) и

угля (-13,2%). Значительную часть проходящих через Роттердам грузов

составляет сырая нефть. В январе-июне 1998 г. через порт прошло 49 млн.

тонн нефти, главным образом из Норвегии и Саудовской Аравии. Грузооборот

порта Роттердам вырос в 1997 году на 5,2% и составил 307,3 млн. тонн.

Прирост обеспечен, главным образом, увеличением объема перевозок руд и

металлолома (+14,8%), угля (+18,6%) и нефтепродуктов (+37,8%). Грузооборот

порта Амстердам составил в 1997 году 56 млн. тонн.

Внутренние судоходные пути (5 тыс. км. или 20% внутренних судоходных

путей Западной Европы) обслуживают 6 тыс. голландских судов общим

водоизмещением около 5 млн. т. Голландский флот на внутренних водах

является крупнейшим в Западной Европе; его доля в международных перевозках

составляет 65% грузооборота Нидерландов.

В 1997 году по внутренним водам Нидерландов было перевезено около 320

млн. тонн грузов. Три четверти перевозок было осуществлено голландскими

компаниями. 96 млн. тонн грузов предназначалось нидерландским потребителям.

В основном это сырье, нефть, природный газ и строительные материалы. 225

млн. тонн грузов было доставлено иностранным потребителям, в том числе 165

млн. тонн в различные порты на Рейне.

Протяженность автомобильных дорог страны - 114 тыс. км. Автопарк

составляет 6 млн. ед. (5,4 млн. - легковые автомобили). Автотранспортом

перевозится 55-60 млн. пассажиров в год. Железные дороги имеют

протяженность 2828 км. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится

более 200 млн. пассажиров и 20 млн. т. грузов.

Гражданская авиация представлена главным образом компанией КЛМ

(ежегодно перевозит около 6 млн. пассажиров). Крупнейший аэропорт -

"Схипхол" (обслуживает до 28 млн. пассажиров в год - 3 место в Европе). В

стране насчитывается 12 международных и 10 внутренних аэродромов.

Гражданский воздушный флот состоит из 590 самолетов.

Голландская авиакомпания KLM занимает двенадцатое место среди

крупнейших авиакомпаний мира. Ее оборот в 1997 г. - 6,7 млрд. долл.

Лидерами рынка являются американская American Airlines (оборот - 18,5 млрд.

долл.) и британская British Airways (13,9 млрд. долл.). По перевозкам

грузов лидирует германская Lufthansa (более 1 млн. тонн в год). Если в

гульденах, то оборот компании KLM составил в 1997 году 13,4 млрд. гул.

(1996 год - 10,4 млрд. гул.). Прибыли достигли рекордного за всю ее историю

уровня - 2,2 млрд. гул. (1995 г. - 547 млн. гул., 1996 г. - 231 млн. гул.).

Было перевезено около 13 млн. пассажиров. 25% акций KLM принадлежит

нидерландскому правительству. Компания насчитывает в настоящий момент 26

тыс. сотрудников. Летный парк – 119 самолетов, в том числе 30 "Боинг 747",

9 "Боинг 767", 9 "МД 11". В декабре 1997 года KLM заключила соглашение о

стратегическом партнерстве с итальянской государственной авиакомпанией

Alitalia. KLM имеет подобные соглашения с компаниями Northwest Airlines

(США), Air UK (Великобритания), Kenya Airlines (Кения). Идут переговоры о

сотрудничестве с рядом авиакомпаний из стран Центральной Европы (венгерской

Malev) и Юго-Восточной Азии (гонконговской Cathay Pacific). KLM владеет

частью акций компаний Martinar, Transavia (Нидерланды) и Braathens Safe

(Норвегия).

Авиакомпания KLM подписала с властями КНР соглашение об увеличении

своих рейсов в Китай. Отныне еженедельно будут осуществляться три рейса

компании в Пекин и два в Шанхай. Переговоры о расширении полетов KLM в

Китай шли несколько лет и осложнялись тем фактом, что KLM осуществляет

регулярные рейсы на Тайвань.

В Нидерландах обсуждаются планы приватизации столичного аэропорта

"Схипхол". 75,8% акций аэропорта принадлежит голландскому государству,

21,8% - властям Амстердама и 2,4% - мэрии Роттердама. Оборот "Схипхола" в

1997 году составил 1,1 млрд. гул. (+13% по сравнению с 1996 годом). Доходы

достигли 247 млн. гул. (1996 г. - 174 млн. гул.). Пассажирооборот в 1997

году - 31,6 млн. (+13,6%). "Схипхол" - четвертый по значимости аэропорт в

Европе (после Лондона, Парижа и Франкфурта). По прогнозам администрации

"Схипхола", инвестиции в его развитие составят в ближайшие пять лет около 3

млрд. гул. Пассажирооборот амстердамского аэропорта "Схипхол" увеличился в

первом полугодии 1998 г. до 15,7 млн. чел. Его рост по сравнению с

предыдущим годом составил 11%. Это произошло, прежде всего, за счет

увеличения пассажиров на авиарейсах в Северную Америку, Африку и Европу.

Количество чартерных рейсов выросло на 4,4%, в основном в связи с

проведением в мае 1998 г. в Амстердаме финального матча Евролиги по

футболу. Грузооборот аэропорта вырос на 3,7% и достиг 587,5 тыс. тонн.

Экспорт и импорт. Отношения с другими странами

Нидерланды, в которых проживает всего 0,3% населения земного шара,

занимают 7 место в списке ведущих торговых наций мира. На них приходится

свыше 4% мировой торговли. По уровню экспорта на душу населения (более 14

тыс. гульд.) Нидерланды занимают одно из первых мест в мире. Доля экспорта

в ВНП составляет около 60%. На страны ЕС приходится 64% импорта и 74%

экспорта. Основной торговый партнер - ФРГ: 24% импорта и 30% экспорта

Нидерландов. На долю готовых изделий в экспорте приходится 58%,

сельскохозяйственных товаров - 24%, энергоносителей - 10%. Значительную

роль играет экспорт услуг (42 млрд. гульд.). По прогнозам Нидерландской

федерации экспортеров, голландский экспорт в 1998 г. должен был превысить

400 млрд. гул. (в 1997 году он составил 387 млрд. гул.). Ожидается

значительный рост экспорта в страны Центральной и Восточной Европы.

Согласно опросу, проведенному среди крупнейших нидерландских экспортеров,

двумя основными проблемами на пути дальнейшего расширения экспорта являются

высокая себестоимость голландской продукции (прежде всего ввиду высокой

стоимости рабочей силы), нехватка высококвалифицированных кадров в сфере

внешней торговли.

Согласно прогнозам министерства экономики нидерландский экспорт в 1998

году составит примерно 420 млрд. гул. По оценкам министерств экономики,

число нидерландских малых и средних предприятий, ориентированных на экспорт

своей продукции и услуг, возрастет к 2002 году до 65 тыс. Около 50 тыс.

мелких и средних фирм, т. е. примерно четверть предприятий этого сектора,

участвует во внешнеэкономической деятельности. Особая роль в стимулировании

роста экспортного потенциала отводится торгово-промышленным палатам и

различным ассоциациям местных предпринимателей, а также государственным

органам, в том числе ставится задача оказания активной консультативной

помощи частным предприятиям со стороны голландских посольств и консульств в

зарубежных странах.

Нидерландский экспорт вырос в 1997 году по сравнению с предыдущим годом

на 10% и достиг 378 млрд. гул. Импорт увеличился на 11% и составил 346

млрд. гул. Экспорт в страны ЕС составил 297 млрд. гул. (+9%), импорт – 212

млрд. гул. Положительное сальдо в торговле со странами Евросоюза - 85 млрд.

гул. (+9 млрд. гул. по сравнению с 1996 годом). Наиболее динамично росла

торговля с Великобританией (импорт - +13%, экспорт - +16%), Францией

(импорт - +9%, экспорт - +9%), Германией (импорт - +4%, экспорт - +6%) и

Бельгией (импорт - +6%, экспорт - +4%). Экспорт в страны не входящие в ЕС

составил в 1997 году 82 млрд. гул. (+15%), импорт - 134 млрд. гул. (+17%).

Отмечается значительное увеличение торговых операций с США: импорт

увеличился на 26%, экспорт - на 19%.

Нидерландский экспорт в страны Европейского союза составил в феврале

1998 года 26 млрд. гул., на 9% больше аналогичного периода прошлого года.

Импорт из стран ЕС - 18 млрд. гул. (+8% по сравнению с февралем 1997 года).

Положительное сальдо в торговле с ЕС в январе-феврале 1998 г. достигло 16

млрд. гул. Голландский экспорт в страны, не входящие в состав ЕС,

увеличился в феврале, по сравнению с предыдущим годом, на 11% и составил 7

млрд. гул. Импорт - 12 млрд. гул. (+15%). Торговый дефицит в торговле с

этими странами составил в январе-феврале 1998 г. 11 млрд. гул. Торговый

оборот филиалов германских компаний в Нидерландах достиг в 1997 году 58

млрд. марок. По оценкам специалистов двух стран, в ближайшие пять лет он

будет возрастать на 6% ежегодно. В Нидерландах действует около 1550

германских фирм, на которых работает более 100 тыс. чел. Согласно опросу,

проведенному среди местных предпринимателей, немцы - наиболее

привлекательные деловые партнеры для голландцев. Что касается германских

деловых кругов, то наибольшие деловые симпатии среди них имеют британцы и

швейцарцы. Голландцы занимают третью позицию, опережая представителей

главного торгового партнера ФРГ - французов, занимающих, согласно опросу,

лишь пятое место. Нидерланды поддержали предложение Германии, на встрече

руководителей стран ЕС в Кардиффе, о пересмотре размеров взносов участников

Союза в его фонды. В настоящий момент голландский взнос в ЕС составляет 5,5

млрд. гул. или 0,7% от ВВП страны. По оценкам местных экспертов, в случае

достижения новых договоренностей по данному вопросу он может быть сокращен

до 0,4% ВВП.

5. Население

Население всей страны составляет 15,3 млн. человек. Наряду с

голландцами в стране живут фламандцы и фризы, а также выходцы из бывших

колоний. По религиозной принадлежности население разделяется на католиков

(36%), последователей голландской реформистской церкви (18%), кальвинистов

(8%), мусульман (2,9%), буддистов (0,6%), не связывают себя с какой-либо

религией 32%. В Голландии очень высокий уровень урбанизации – 88%. По

средней плотности населения Нидерланды занимают 3-е место в мире ( 449 чел.

на 1 кв. км). Для наглядности добавим: если бы плотность в Австралии была

бы такой же, то там поместилось бы почти все население земного шара.

Государственный язык – нидерландский.

6. Крупнейшие города

Самым большим городом Голландии является Амстердам с населением 680

тыс. человек. Столица хоть и находится в Амстердаме, резиденция

правительства находится в Гааге, небольшом городе на побережье Северного

моря. Исторически сложилось так, что все крупные города Голландии находятся

на побережье моря. Также большим городом является Роттердам.

7. Интересные и занимательные факты

Безусловно, Голландия является цветочной столицей мира, или как ее еще

называют – страна тюльпанов. Цветоводство занимает не только важную статью

экспорта, а под цветочные поля отведено 10 тыс. га., но и имеет множество

интересных и увлекательных историй. В средние века головка тюльпанов

ценилась очень высоко, а за некоторые тюльпаны люди отдавали даже целые

состояния. Особенно ценились черные тюльпаны.

Список использованной литературы:

1. Бусыгин А.В. Побеждающее море: о голландцах и Голландии. - М:

Мысль,1990.

2. В.П. Максаковский. Географическая картина мира.. – Ярославль: - 1995.

3. Царегородцев А.Н., Асоян Е.Б. и соавт. Как делать бизнес в Нидерландах.

– М: Обозреватель, 1995.

4. Научно - популярное географо-этнографическое издание «Страны и

народы»,М.: - 1992 .

5. Краткий географический справочник «Страны и народы»., М.: - 1992 г.

6. Иллюстрированный энциклопедический словарь 1997г.

7. Большая Советская Энциклопедия.

8. Малый атлас мира 1997г.

9. Детская энциклопедия. М.: - 1988 г.

10. Весь мир: страны, флаги, гербы. - Минск: Харвест, 1999.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.