Город Дмитров. С древних лет до наших дней (+ много фотографий)
княжество становится одним из самых влиятельных на Руси, и с ним вынуждены
считаться не только другие веские княжества и Новгород, но и зарубежные
государства. Сыновья Всеволода III "Большое гнездо ", разделившие после
смерти отца его наследство, вели длительную междоусобную борьбу. В 1213
году Дмитров, принадлежавший князю переславскому Ярославу Всеволодовичу,
подвергся нападению его брата - Владимира. Дмитровцы совали посады,
затворились в крепости и отбили все приступы. Владимир, испуганный вестью о
приближении Ярослава со своей дружиной, отступил к Москве, оставив в
прикрытие часть своей дружины. Отряд был уничтожен дмитровцами,
организовавшими преследование ярославской дружины.
Междоусобицы князей тяжелым бременем легли на плечи простых людей -
горожан и поселян. Но все ужасы померкли перед нашествием иного врага -
татаро-монгольских орд. Вместе с другими городами русской земли Дмитров
подвергся жестокому разорению в 1238 году. Вот свидетельство летописи:
"Татары разсыпашася по всей земли той к Ростову и к Ярославлю »на Городець
по Волге, все грады поплениша и до Галичья Мерьского,а инии к Юрьеву, и к
Переславлю, и к Дмитрову и тех взяша; а инии Тверь взяша, в ней же сына
Ярослава убиша и все грады поимаше по Ростовской земли и Суздальской во
един месяц февраль 14. И несть же места до Торжку по всей земли той, идеже
не быша".
В начале XIV столетия Дмитров упоминается в связи с событием,
свидетельствующим о его роли как стратегического укрепленного пункта,
который занимал центральное местоположение среди городов Владимиро-
Суздальской земли. Под 1301 годом летопись сообщает:
"Того же лета бысть съезд всем князем в Дмитрове о княженьях и бысть
молва велия. Князь великий же Андрей Александрович володи-мирский, князь же
Михаиле Ярославич тверской, князь великий Данило Александрович московский,
князь Иван Дмитриевич, внук Александров переславский и поделишися".
Съезд четырех князей проходил на территории тогдашнего княжества
переславского, в который Дмитров входил еще с начала XIII столетия. Внук
Александра Невского, князь Переславский и Дмитровский Иван принимал у себя
могущественных соседей - князей Владимирского, Московского и Тверского. Эта
мирная конференция "за круглым столом" не прекратила междоусобиц, а для
Дмитрова сохранилась как воспоминание о его былом значении в символике
герба, утвержденного в XVIII веке:
"Герб города Дмитрова представляет в верхней части щита герб Московский,
а в нижней четыре княжеских короны в горностаевом поле, в память бывшего в
оном городе знаменитого четырех Российских князей съезде".
Середина XIV столетия - известный рубеж в жизни Руси. В это время
начинается процесс собирания русских земель вокруг единого центра, в роли
которого выступила Москва. В княжение Дмитрия Ивановича, впоследствии
прозванного Донским, Дмитров входит в состав Московского княжества. Вместе
с москвичами героически сражались дмитровцы на Куликовом поле, вместе с
Москвой и другими городами пережил Дмитров новое нашествие татар в 1382
году.
Еще раньше, в 1372 году, Дмитров подвергся нападению со стороны тверичей,
соперников Москвы. "Михаиле, - сообщает летопись, - с своей ратью единой
Тверской пришед, взя город Дмитров, и посад и села пожже, а бояр и людей
множестве с женами и с детьми среде в Тверь".
И, наконец, последнее нашествие татар под водительством хана Едигея в
1408 году, во время которого Дмитров еще раз подвергся разорению. Но эти
последние усооицы и нашествия уже не могла помешать общему процессу
объединения Руси, усилению политичен ского и военного могущества Москвы, а
вместе с ней и подъему Дмитрова.
Во второй половине XIV столетия происходит интенсивное заселение края, в
котором большую роль играли переселенцы с юга. В междуречье Оки и Волги
возникают новые города и селения, усиливается экономическое и политическое
значение уже существующих городов. В это же время возникают и многие
монастыри, превратившиеся в течение XV и XVI столетий, как, например,
Троице-Сергиев монастырь, в важные укрепленные и торговые центры,
обладающие значительными земельными владениями. Троице-Сергиев монастырь,
основанный в середине XIV столетия, становится вскоре своеобразным
рассадником "дочерних" монастырей.
Как свидетельствует предание, один из учеников основателя Троицы - Сергия
Радонежского - Мефодий поселился в глухом лесу на берету Яхромы. Постепенно
вокруг него собирается все больше и больше любителей уединения и
благочестия, и, по совету своего наставника Мефодий основывает новый
монастырь. В его истории рассказывается: "Преподобный Мефодий, приняв совет
и благословдевие своего наставника, начал сам трудиться в построении церкви
и кедий, пеш ноша деревья через речку, которая и получила от сего название
Пешноши, а по ней и монастырь наименован Пешношским. цщеаяаевским же
называется он от соборной церкви, сооруженной во имя святителя и чудотворца
Николая". Объяснение названия реки Пешноши - типичная топонимическая
легенда, но сама история основания монастыря настолько типична, что не
вызывает сомнений.
Примерно в одно время с Николо-Пешношским или немного позднее на берегу
реки Сестры возникает Богородице-Рождественский монастырь на Медведевой
пустыни.
Удельные князья, на территории которых находились монастыри, всячески
поддерживали их - жаловали земельные владения, предоставляли льготы в
торговле и т.п. Для монастырей Дмитровского края одним из первых таких
благодетелей был князь Петр Дмитриевич, получивший во владение Дмитровский
удел по завещанию своего отца - Дмитрия Донского.
В описании удела Петра Дмитриевича, данном во втором завещании Дмитрия
Ивановича, можно найти довольно четкие границы земель, расположенных вокруг
Дмитрова и связанных с ним как центром удельного княжества.
Вхождение Дмитрова в состав Московского княжества, укрепление политических
и хозяйственных связей с Москвой и другими городами и, в то же время,
известная его самостоятельность как удельного центра вызвали экономический
подъем города и края. Дмитров, расположенный на удобном речном пути
("водяном ходе") по Яхроме, Сестре, Дубне в Волгу, становится в концу XV -
началу XVI столетий одним из центров внутреннего и международного обмена.
Наибольшего расцвета Дмитров достигает в княжение Юрия Ивановича, сына
Ивана 111,8 первой трети XVI столетия.
«Речной путь, шедший из Дмитрова, затем разветвлялся: одна ветвь вела на
север, другая на запад. Северный путь по Волге и Шексне связывал Дмитров с
Белым Озером, где находился Кирилло-Белозерский Монастырь, один из важных
торговых центров на севере Руси. По этому пути доставлялись в Дмитров соль,
рыба и другие товары. В 1553 году этой дорогой ездил на богомолье в Кирило-
Белозерск Иван Грозный. Западный путь шел через Тверь к Новгороду Великому,
а далее на север, к Ладоге и Орешку.
Третий путь вниз по Волге вел к Нижнему Новгороду, а далее на юг до самого
Каспия. Кроме того, получили некоторое значение и другие пути, водные и
сухопутные. Для Дмитрова наибольшее значение имела дорога на Москву. В это
время Дмитров становится своего рода северным портом Москвы, перевалочным
пунктом, где товары перегружались с воды на сушу. Среди товаров, привозимых
в Москву через Дмитров, кроме соли и рыбы, имели значение железная руда и
упоминаемые в таможенных грамотах Дмитрова икра, мед и другие товары.
Главным товаром, отправлявшимся через Дмитров на север, был хлеб.
Оживление торговли в крае подняло значение и других пунктов, связанных
так или иначе с главными торговыми путями. Крупнейшим торговцем становится
Троице-Сергиев монастырь. Принимали участие в торговле и другие монастыри
Дмитровского края - Николо-Пешношский и Медведева пустынь, а также
дмитровский Борисоглебский монастырь, возникший, вероятно, в первой
половине XV столетия.
Все это время растет торговое значение села Рогачева, расположенного у
реки Яхромы выше Дмитрова. К Рогачевской пристани подходили довольно
крупные суда, а здесь товары перегружались и далее следовали на юг к
Дмитрову в лодках, имевших небольшую осадку. Рогачево сохранило роль
местного торгового центра и после упадка Дмитрова.
Экономический подъем XV - первой половины XVI столетий сказался и на
других сторонах жизни края. Именно в это время возводятся в Дмитрове
величественные каменные здания Успенского собора в кремле и собора
Борисоглебского монастыря. Строятся каменные здания и за пределами Дмитрова
- Никольский собор в Пешношском монастыре, Богородице-Рождественский собор
в Медведевой пустыни.
Но этот расцвет Дмитрова оказался временным, и уже в середине XVI
столетия появились признаки упадка. После ликвидации удела упала роль
Дмитрова как административного центра. Переместились и основные направления
торговых путей: приобрел большое значение путь к Белому морю через
Ярославль и Вологду. Крупным торговым центром становится Архангельск, через
который осуществляется связь с Западной Европой. Дмитровская торговля все
больше приобретает местный характер.
В период польско-литовской интервенции Дмитров на короткое время оказался
в центре военных событий. После неудавшейся шестнадцатимесячной осады
Троице-Сергиевого монастыря, оборона которого - одна из героических страниц
отечественной истории, интервенты под предводительством гетмана Сапеги в
январе 1610 года отступили по дороге к Дмитрову. Их по пятам преследовало
русское войско князя М.Скопина-Шуйского. Сильный отряд интервентов захватил
Дмитров и подверг его страшному разорению.
"Город Дмитров взяли, - повествует летописец, - и огнем пожгли, а
Московскую силу, посадских людей, жен их детей посекли и церкви божий
поколебали и одеяние с них пограбили, и с икон оклады сдирали, иконы метали
и книги пограбили и церкви пожгли".
Мрачную картину запустения являет собой Дмитровский край в первой
четверти XVII столетия. По данным "Сотной выписи" города Дмитрова 1624
года, здесь на посаде показано 107 дворов, а людей в них 127 человек;
пустых же дворовых мест 99, т.е. почти столько же. По этому же описанию, в
городе числилось торговых мест: лавок 45, харчевен 6, три погребушка, да
скамьи, да 2 места лавочных, пустых же лавочных мест было около 200.
На территории бывшего Дмитровского удела наблюдается подобная же картина:
резкое уменьшение числа дворов и населения в селах и деревнях, а зачастую и
исчезновение целых селений, упоминаемых в документах XVI столетия.
Восстановление края происходило постепенно на протяжении XVII столетия. К
концу века наблюдается довольно значительный рост населения, оживление
торговли и ремесел, как в самом Дмитрове, так и в других местах края.
Проследим его на примере Дмитрова. Переписные книги 1646 года показывают
такую картину: в Дмитрове в середине XVIII столетия было уже 242 двора с
общим населением около 1300 человек (по подсчетам М.Н.Тихомирова), хотя это
намного меньше того, что было в городе в период его наибольшего расцвета, и
почти полное отсутствие пустых дворов.
В этих же переписных книгах встречается упоминание об одном событии,
характерном, по-видимому, для Дмитрова в этот период - об оттоке населения
в Москву и другие места: у жителя Сторожевской лободы Тимошки Биричева сын
Гришка "бежал", о другом посадском человеке говорится, что он "збрел з
бедности", его сосед Аноха Мошмяков» "сам сшел к Москве". При описании
Васильевской слободы упоминаются два человека, ушедшие из Дмитрова. "Живет
в Москве в наймах", - говорит о них переписная книга.
Переписная книга 1705 года так определяет занятие большого числа
Дмитровцев : "кормится черной работою огородной". Как мы видим,
традиционное занятие жителей Дмитрова, огородничество, к началу XVIII
столетия играло важную роль в хозяйственной жизни города. В последней
трети XVII столетия некоторое значение в хозяйстве Дмитрова приобрели
рыбные пруды, в которых содержалась живая рыба (для нужд царского двора).
Рыба привозилась в особых «прорезанных стругах с севера по старому водному
пути с Волги» и ее притоков Шексны. В Дмитрове существовал специальный
"государев высший двор", ведавший учетом и поставкой рыбы для царского
обеда. Кроме того, в дворцовом ведомстве состояла Конюшенная слобода.
Специальные выборные люди от этой слободы заведовали государевыми лугами по
реке Яхроме, с которых поставлялось сено на нужды двора.
Город управлялся воеводами, а некоторое время в 30-40-х годах XVII века -
губными старостами. Посадские люди избирали из своей среды земского
старосту и его помощников.
Дмитровцы страдали от притеснений приказных людей и откупщиков. Как видно
из жалобы старосты и посадских людей города Дмитрова 1697 года, приезжающие
из Москвы различных чинов приказные «Мхи по приказу воеводы ставятся на
постой посадским людям, подцы у них емлют и корм себе и лошадям берут, сено
и овес безденежно...". Ранее, в 1632 году, посадские люди жаловались на
откупщиков, что "от великого их насильства" они "в конец погибли".
В лучшем положении, по-видимому, находились Конюшенная слойка. Жители ее
были свободны от многих повинностей, которые приходилось выполнять
посадским людям. В одном документе 1704 года об Обитателях Конюшенной
слободы говорится, что они "в Дмитрове и в посаде торгуют и промышляют
всякими торгами и промыслами и, дела в Дмитрове свои имеют".
Значительную роль в землевладении Дмитровского края в этот период играли
монастыри. Самым богатым землевладельцем в северном Подмосковье в это время
был Троице-Сергиевский монатырь. Авторитет монастыря, особенно после
событий смутного времени и интервенции, настолько вырос, что он находился
под особым покровительством монархов, которые использовали его иногда и как
место защиты (Петр 1, например, дважды укрывался в монастыре во время
стрелецких бунтов в 1682 и 1689 годах), и как место важных государственных
переговоров (так, мирный договор 1618 года был заключен в окрестностях
Троице-Сергиева монастыря - в селе Деули). Увеличение монастырских владений
продолжалось вплоть до второй половины XVII века. К концу столетия в
монастырских и архиерейских вотчинах Дмитровского уезда числилось 2710
крестьянских дворов. Из этого числа дворов 1103 находились во владении
одного только Троице-Сергиева монастыря. Кроме Троицы, имели свои владения
в уезде и другие монастыри: Кирилло-Белозерский, Троице-Калязинский,
Новодевичий и др. Новгородскому архиерейскому дому принадлежало село
Ильинское, а патриарху - Игнатово.
Среди местных монастырей выделялся своим богатством Николо-Пешношский. Он
довольно быстро оправился после разорения периода "смуты" и заново
отстроился: к XVII столетию относится строительство новой каменной
Богоявленской церкви, каменных стен и башен, окружающих монастырь. В уезде
Николо-Пешношскому монастырю, по данным середины XVIII столетия,
принадлежало 13.189 десятин земли и 2.327 "душ" крестьян.
Расслоение, существовавшее в монастырской вотчине - как внутри монастыря
и в подмонастырской слободе между меньшой братией и высшим духовенством,
так и вовне, между монахами и крестьянами -приводило не раз к
столкновениям. Вторая половина XVII века - время упорных восстаний
приписных крестьян против монастыря. Об одном из таких восстаний монахи
Пешношского монастыря писали в своем прошении царю Алексею Михайловичу:
"...В прошлом, государь, 173 (т.е. 1665) году все крестьянешки и служка
Левка Винидиктов с товарищи приходили на монастырь бунтом, и крепости
всякие пограбили и казначея старца Нафонаила смертным боем били и на чепь
сажали".
Известную роль в XVII столетии в Дмитровском уезде играет и поместное
землевладение, получившее развитие позднее, особенно с середины XVIII века.
XVIII столетие, и особенно вторая его половина - время нового
экономического подъема Дмитрова, а вместе с ним и края.
В петровскую эпоху Дмитровский край вовлекается в орбиту общерусских
экономических связей. В связи со строительством новой русской столицы -
Петербурга - и созданием отечественной промышленности оживляются и
транзитные торговые пути, проходящие по территории северного Подмосковья.
Получил некоторое значение и старый речной путь на север, заметно оживилась
торговля в Рогачеве и Дмитрове. Известен целый ряд указов Петра,
относящихся непосредственно к Дмитрову и касающихся посылки мастеровых,
торговых и работных людей в строящийся Петербург. В это же время начинается
крупная "отпускная" торговля хлебом с новой русской столицей.
Но особенно сильно сказались последствия реформ и новых экономических
связей уже в царствование Екатерины II в последней трети XVIII столетия.
Время Екатерины II, как известно, характеризуется увеличением роли
помещичьего землевладения и все усиливающимся закрепощением крестьян. В
Дмитровском уезде, по данным генерального межевания, проводившегося в
последней трети XVIII столетия, существовали большие помещичьи владения:
Нарышкиных и Разумовских - 7.641 десятина, Голицыных - 5.294 десятины,
Салтыковых - 4.914 десятин целый ряд других.
Положение помещичьих крестьян было несравненно тяжелее государственных,
бывших монастырских. Отчуждение монастырских владений, по указу 1764 года,
сыграло положительную роль в улучшении участи бывших монастырских крестьян
за счет развития промыслов и торговли. Это привело к обогащению некоторых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|