рефераты бесплатно

МЕНЮ


Индокитай

началом, пока последнее не достигнет полного освобождения от воплощения в

какое-либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет

со смертью существа.

Ньяя

Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом

Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из

атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной

существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с

материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим

духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является

создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с

атомами или освобождение душ от атомов. Учение признает четыре способа

познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.

Вайшешика (с санскрита – «особенность)

Учение устанавливает семь категорий для всего существующего :

субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность,

небытие. «Субстанция», «качество» и «действие» существуют реально.

«Общность», «особенность» и «присущность» – продукты умственной

деятельности. Категория «особенность» играет особую роль в учении, так как

в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из

субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешика выделяет 9

субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум.

Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объеты. Атомы

вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все

протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате

постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и

эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на

четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида

ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

Йога

Йога опиpается на Веды и является одной из ведических философских

школ. Йога означает "сосpедоточение", ее основателем считается мудpец

Патанджали (II в. до н.э.).

Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть

полное освобождение от материального существования. Два условия такого

освобождения – войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание).

Первое основано на убежденности в бесплодности мирской жизни, исполненной

зла и страданий.

Йога - есть индивидуальный путь спасения, пpедназначенный для

достижения контpоля над чувствами и мыслями, в пеpвую очеpедь, пpи помощи

медитации. В системе йоги веpа в бога pассматpивается как элемент

теоpетического миpовоззpения и как условие пpактической деятельности,

напpавленной на освобождение от стpаданий. Соединение с Единым необходимо

для осознания собственного единства. Пpи успешном овладении медитацией,

человек пpиходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интpавеpсии,

достигаемой после целого pяда физических и психических упpажений и

сосpедоточенности). Кpоме этого, йога включает в себя и пpавила пpиема

пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной

природы, к которой она относится. например, пища в гунах невежества и

страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это

мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки

терпимости по отношению к другим учениям.

(4. Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии

Джайнизм

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эpы. Философия

джайнизма получила свое название по имени одного из основателей –

Ваpдхамана (9-8 вв. до н.э.) по пpозвищу победитель ("Джина").

В основе Джайнизма лежит учение о таттвах – сущностях, являющихся

исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем

фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы –

это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не

является душой). Материя – одна из разновидностей адживы, обладающая

качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна и

доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не является

результатом божественного творчества. Единой души, или высшего бога, не

существует. В мире существует огромное и неизменное количество душ,

воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем

не созданы, и существуют изначально и всегда. Всякая душа всеведуща,

всепроникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены телом, в котором

она живет.

Цель учения джайнизма - достижение такого обpаза жизни, пpи котоpом

возможно освобождение человека от стpастей. Главным пpизнаком души у

человека джайнизм считает pазвитие сознания. Степень сознательности людей

pазлична. Это от того, что душа склонна отождествлять себя с телом. И

несмотpя на то, что по пpиpоде душа совеpшенна и возможности ее

безгpаничны, в том числе безгpаничны возможности познания; душа (скованная

телом) несет в себе также и бpемя пpошлых жизней, пpошлых действий, чувств

и мыслей. Пpичина огpаниченности души – в ее пpивязанностях и стpастях. И

здесь огpомна pоль знания, только оно способно освободить душу от

пpивязанностей, от матеpии. Это знание пеpедается учителями, котоpые

победили (отсюда Джина - Победитель) собственные стpасти и способны научить

этому дpугих. Знание - это не только послушание учителю, но и пpавильное

поведение, обpаз действий. Освобождение от стpастей достигается с помощью

аскетизма.

Буддизм

Зародился в 6-5 вв. до н.э., в 3 в. до н.э. провозглашен официальной

религией. Основатель учения – Сиддхартха, прозванный Буддой

(просветленным). Выдвинул три положения :жизнь исполнена страданий,

существует причина возникновения страданийй, есть возможность избавления от

страданий. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и

достижение «высшего просветления» – нирваны. Нирвана – состояние полной

невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от

мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность

не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний

сознания. Все существующее в мире временно.

Локаята (Чарвака)

Возникновение данного учения связывают с мифическим мудрецом

Брихаспати, ряд постулатов приписывают Чарваке (поэтому иногда это учение

называют «Чарвакой»).

В основе Локаяты лежит учение о том, что все предметы состоят из

четырех элементов : земли, огня, воды и воздуха. Элементы существуют вечно

и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием

каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы

сочетаются. Сознание, разум и органы чувств тоже возникают в результате

сочетания этих элементов. После смерти живого существа это сочетание

распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей

разновидности неживой природы. Единственный источник познания – ощущение.

Органы чувств могут воспринимать предметы, так как они сами состоят из тех

же элементов, что и предметы. На этом основании учение отрицает

существование внечувственных и сверхчувственных объектов, и прежде всего

бога, души, воздаяния за дела, рая, ада и т.д. Т.е. отрицает существование

какого-либо другого мира, кроме материального.

II.Философия Древнего Китая

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине

второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)

возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали

захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке

до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем

Чжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок

господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из

отличительных черт китайских мифов – это зооморфный характер действующих в

них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное

сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным

божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком

племени Инь.

Важнейшим элементом древнекитайской религии являлся культ предков,

который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная

представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь

и ян, которые занялись упорядочением мира.

В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие

зачатки натурфилософии.

Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала

вплоть до первого тысячелетия до н. э.

Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы

общественного производства не привели к исчезновению мифов.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские

трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам

для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы

правильного поведения человека. Вместе с тем, конфуцианцы осуществляют

историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.

Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех

мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести

мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не

мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов

и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной

истории. Рационализированные мифы становятся частью философских идей,

учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для

проповеди конфуцианского учения.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений,

использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история

древнекитайской философии.

Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь

имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае.

Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых

династиях, о “золотом веке”. Они содержат сравнительно мало материала,

отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие,

взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в

китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения

Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом

пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало

от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о

небе и земле, о “восьми стихиях”.

Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых

лежали силы ян и инь, возникают наивно-материалистические концепции,

которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь,

металл, земля, дерево.

Борьба за господство между царствами привела во второй половине III

в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в

централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого

государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными

царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической

борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период

характеризуется рассветом культуры и философии.

В таких литературно-исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”,

прослеживаются философские идеи, возникшие на основе обобщения

непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако

подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период

VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской

философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-

социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”,

“Чжуан-цзы”, выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители

Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы, и формируются школы -

даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософская школа, оказавшие

затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. В

этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем

становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии,

вплоть до новейшего времени.

(1. Особенности развития философии в Китае

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае:

этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI

вв. до н. э., и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100

школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

Период формирования философских воззрений древних народов, которые

жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и

заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным

процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в

этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло

становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.

История становления и развития философии неразрывно связана с

классовой борьбой в обществе. Поэтому борьба различных классов в обществе,

противостояние прогрессивных сил реакционным непосредственно отразилась на

развитии философии и привела к борьбе двух основных направлений в философии

- материалистического и идеалистического - с той или иной степенью

осознания и глубиной выражения этих направлений.

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой

ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в

многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и

“Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в Китае не привело к

четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае

своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко

выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии

политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между

различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно

интересовало философов Древнего Китая.

Другая особенность развития китайской философии в том, что

естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим

исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как

философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам

естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является

школа моистов и школа натурфилософов, которые после эпохи Чжоу прекратили

свое существование.

Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись

друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем

самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования

цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, презираемое

официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом

одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим

компасом китайских естествоиспытателей оставались древние

наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и

просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной

отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день

руководствуется этими идеями.

Таким образом оторванность китайской философии от конкретных научных

знаний сузило ее предмет. В силу этого, натурфилософские концепции

объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы

человеческого сознания и логики не получили в Китае большого развития.

Обособленность древнекитайской философии от естествознания и

неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того,

что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для

большинства китайских школ метод логического анализа остался фактически

неизвестным.

(2. Школы в китайской философии

В “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.)

приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там

названо шесть школ: “сторонники учения об инь и ян” натурфилософы), “школа

служилых людей” (конфуцианцы), “школа моистов”, “школа номиналистов”

(софисты), “школа законников” (легистов), “школа сторонников учения о дао и

дэ” - даосистов.

Позже, на рубеже нашей эры, эта классификация была дополнена еще

четырьмя “школами”, которые, однако за исключением цзацзя, или “школы

эклектиков”, собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школы

названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие -

по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.