рефераты бесплатно

МЕНЮ


Историко-географический анализ изменений политической карты России за прошедшее столетие

партийных комитетов различных уровней, объединенных принципом

«демократического централизма», была воспроизведена система управления

бывшей империи. Поэтому можно утверждать, что сугубо унитарное, по сути,

государство имело формально-юридическую федеральную форму территориального

устройства (8).

В этой главе рассмотрим административно-территориальное деление

России за прошедшее столетие, а так же проследим за ее изменениями в разные

периоды развития нашей страны, которых было три- Российская империя, РСФСР

и Российская Федерация.

2.1. Российская империя.

Входя в состав Российской империи, территории не теряли своего

самоуправления. Право на территориальное самоуправление содержится в

Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном Уложении 1649г., Своде законов

Российской империи. Однако территории в Российской империи были неравны в

вопросах широты своего самоуправления. Разнообразие форм

децентрализованного управления регионами России расширяло возможности

политического маневра центральной власти, обеспечивало гибкость управления,

не разрушая при этом унитарного характера Российского государства.

Другой особенностью административно-территориального устройства

Российской империи до 1917 г. было территориальное несовпадение зон

ответственности органов административного управления с районами действий

финансовых, судебных и военных ведомств (за исключением генерал-

губернаторов). Это обеспечивало независимость правоохранительных органов,

финансового и судебного контроля от нарушений законности и произвола

местных органов власти. Такая система препятствовала развитию сепаратизма и

коррупции(8).

Можно выделить три типа территорий в Российской империи, различающихся

степенью самостоятельности.

1. Губернии Российской империи. Этот тип был характерен для

территорий, на которых проживало в основном русское население, а также

Прибалтики, Закавказья, Туркестана.

На этих территориях при наличии управленческой системы унитарного

государства (генерал-губернаторства) имелись и органы самоуправления:

сначала сословного, а позже — земского. Эти структуры занимались вопросами

местного самоуправления, и их существование было вполне совместимо со

структурами унитарного государства, так как их функции не пересекались.

Имперские структуры ведали вопросами фискальными, промышленными,

правоохранительными, в то время как структуры самоуправления занимались

вопросами ведения и организации местного коммунального хозяйства,

культурной жизни. Так, в Прибалтике действовали органы местного бюргерства

— городские магистраты, а также приходские собрания, конвенты, ландтаги и

комитеты. В самой России вопросами местного самоуправления занимались

земства.

Нерусское население пользовалось широкими правами и участвовало в

управлении в тех губерниях, в которых оно составляло большинство. Так,

значительные права были даны различным сословиям Закавказья: грузинские

дворяне получили права русских дворян, знать за участие в военных действиях

получала высокие чины и должности в центральных и местных органах власти

Империи. Широкие права имело высшее мусульманское сословие Закавказья.

Поэтому нет оснований для суждений о дискриминации нерусского населения.

2. Автономии Российской империи. Второй тип управления в унитарной

России представляли собой автономии Польши и Финляндии. Польша имела

собственную Конституцию и законодательную власть — Сейм, который состоял из

Короля (российский император), Сената и Посольской избы. Финляндия также

имела свои органы власти и управления, свою судебную систему. Ее

законодательство было обособлено от законодательства Российской империи.

3. Протектораты Российской империи. Этот тип управления заключался в

политике протектората. Российская власть имела договоры о покровительстве с

Хивинским ханством, Бухарским эмиратом и Урянхайским краем (нынешняя Тува).

В обмен на покровительство российской власти передавались права внешних

сношений и военной защиты этих территорий, а русские купцы получали права

на льготную торговлю(16).

А что касается статистики административно-территориального деления

России, то здесь я приведу таблицу 1 в которой представлено

административно-территориальное деление России по состоянию на 1905 год с

разбивкой губерний и областей по макрорегионам, принятым российской

статистикой в начале XX века.

В 1909 г. на Дальнем Востоке из состава Приморской обл. были выделены

самостоятельные области — Камчатская (напомним, что она была упразднена в

1856 г. ) и Сахалинская (центр — Александровск-Сахалинский). В апреле

1914 г. на юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы

под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии. В 1914 г.,

кроме губернского и областного деления, большинство областей (они

располагались обычно на окраинах империи) входило в состав 4 генерал-

губернаторств (Иркутского, Приамурского, Степного, Туркестанского). Было 5

областей в Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г., ликвидировано в

1881 г. и вновь восстановлено в 1905 г. ). Области войска Донского,

Уральская, Тургайская были самостоятельными на правах губерний(10).

2.2. РСФСР.

РСФСР строилась как федерация, состоящая из разнородных субъектов. С

одной стороны, ее образовывали автономные национальные государственные

образования, с другой — области и края, как территориальные единицы, не

имевшие автономии.

В период после октября 1917 г. в области региональной политики

существовало три основных направления, одним из которых было районирование

и новое административно-территориальное устройство, так же целью

национальной политики советского времени было создание государственных

образований для нерусских национальностей в местах их компактного

проживания. При этом зачастую автономии создавались в таких районах, в

которых русские составляли большинство. Только в некоторых Северо-

Кавказских автономиях, Чувашии и Татарстане титульная национальность была в

большинстве. В таких же автономиях как, к примеру, Адыгея и Карелия,

русские составляли более 80 процентов населения.

Из созданных в 20-е годы автономий некоторые стали впоследствии

союзными республиками (к примеру, Киргизская АССР), некоторые так и

остались автономиями, хотя оснований стать союзными республиками имели не

меньше (Татарстан, Башкирия, Дагестан и некоторые другие). Основными вехами

развития территориальных образований в РСФСР было первоначальное создание

крупных краев и областей, затем их «разукрупнение»(8).

Решение проблемы районирования и нового административно-

территориального устройства вызревало, когда вся Россия была разбита на ряд

исторически сложившихся экономических районов, в рамках которых

проектировался подъем промышленного производства на базе преимущественного

развития электроэнергетики. Стали создаваться крупные экономические и

одновременно административно-территориальные районы: Уральская область,

Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный края, которые

соединяли промышленное и сельскохозяйственное производства, образовывали

единые экономические комплексы. Создавались они для сокращения перевозок,

привлечения дополнительных трудовых ресурсов, структурирования

экономического пространства республики.

Однако, административная система, элементами которой были регионы —

экономические комплексы, противоречила национально-территориальному делению

республики. В результате было принято решение о разукрупнении областей и

краев. Уральская область, например, в 1934—1938 гг. была разделена на

четыре самостоятельных: Свердловскую, Челябинскую, Обь-Иртышскую и

Пермскую, а в годы войны еще добавились Курганская и Тюменская (18).

Этот период развития России, особенно с 1923 по 1929 гг., в контексте

административно-территориальных изменений, наиболее динамичен, так как в

это время государство было вынуждено усилить свою роль в экономике и взять

на себя выполнение многих социальных функций (8).

В 1921–1922 гг. завершилось становление РСФСР. Особенно широко

образование автономных республик и областей шло на Кавказе и в Сибири. В

1921г. были образованы Дагестанская, Горская (на территории, где проживали

чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы) и Крымская

АССР, в 1922 г. Якутская АССР, в 1923 г. — Бурят-монгольская АССР и

Карельская АССР (преобразована из Карельской трудовой коммуны), АССР немцев

Поволжья (преобразована из автономной области). 22 августа 1921 г.

образуется автономная область Коми, 1 июня 1922 г. — Ойротская автономная

область. В 1921 г. из Горской АССР выделился Балкарский округ и,

объединившись с созданной до этого Кабардинской автономной областью,

составил Кабардино-Балкарскую автономную область. Затем из Горской АССР

выделился Чеченский округ, в ноябре 1922 г. преобразованный в Чеченскую

автономную область. На карачаевской территории, выделившейся из Горской

АССР, и черкесской — из Кубано-Черноморской области, 12 января 1922 г. была

создана Карачаево-Черкесская автономная область. В 1926 г. из нее выделился

Черкесский национальный округ, преобразованный в 1928 г. в Черкесскую

автономную область в составе Ставропольского края. 7 июля 1924 г. с

упразднением Горской АССР создаются Северо-Осетинская и Ингушская

автономные области.

В 1923 г. в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных

областей, 63 губернии и области. 21 апреля 1925 г. Чувашская автономная

область была преобразована в Чувашскую АССР. Киргизская АССР была

переименована в Казахскую АССР, а Кара-Киргизская автономная область была

переименована в Киргизскую автономную область, которая в 1926 г. была

преобразована в Киргизскую АССР. В 1928 г. создается Мордовский округ в

составе Средне-Волжского края. Для народов Севера также стали создаваться

национальные округа. Первый такой округ, Коми-Пермяцкий, был учрежден в

1925 г(8).

При помощи таблиц 2, 3, 4 проанализируем динамику изменений

административно-территориального деления.

В дальнейшем динамика изменения административно-территориального

деления по сравнению с 1923 - 1929 гг. была менее интенсивна.

2.3. Российская федерация.

После распада СССР, важной задачей того времени стало сохранение

территориальной целостности России. В 1991 году возникла угроза распада,

республики, входившие в РФ, объявили о своем суверенитете и отказа от

статуса автономий. Субъекты федерации требовали равноправия и большей

самостоятельности. Вносились предложения о создании конфедерации взамен

федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из

РФ. Отчисления в федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В

условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей,

обнищания населения элита национальных республик подогревала

националистические чувства. К осени 1991 года все автономные республики

провозгласили себя суверенными государствами. Большинство автономных

областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также

начали свою борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской

государственности во многом определялась противостоянием республиканских

региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала

в течение всего 1992 года.

К лету десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия

(Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или

прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали

сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории(22).

Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать

ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого

правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова,

например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР –

неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в

одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной

политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной

власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержку в

правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование

республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в

федеральный бюджет. В основе сепаратизма лежало желание республик

самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. И поэтому так болезненно

воспринималось то, что, например, в Татарии почти безвозмездно проводилась

перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных

поступлений России не был способен прокормить себя(23).

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал

Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора

о разграничении полномочий между федеральными органами государственной

власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев,

областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург).

Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно.

Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами

Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны

договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с

Татарстана(24).

Современная Россия, занимающая 1/7 часть земной суши, едва ли не

мировой рекордсмен по усложненности политико-территориального деления: 89

субъектов Федерации весьма разнородны по размерам территории, природным

условиям, численности и составу населения, уровню развития экономики и

культуры (25).

Федеративное устройство основано на государственной целостности,

единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и

полномочий между органами государственной власти РФ и органами

государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов

в РФ(26).

В состав РФ входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев и 49

областей, 1 автономная область и 10 автономных округов, Москва и называемый

"второй столицей" город прямого подчинения Центру Петербург(27).

Российская модель федерализма сочетает два разных принципа : 51

субъект федерации выделен по территориальному признаку, 38 - по

национальному. При этом автономные национальные образования, будучи

самостоятельными субъектами Федерации, административно сами - подобно

русской матрешке - входят в состав других субъектов (например, Ханты-

Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в составе Тюменской

области)(28).

Рис.7. Экономические районы и субъекты Российской Федерации(29, 30).

[pic]

Экономические районы и субъекты Федерации:

| |Северный район | |Уральский район |

| |Северо-Западный район | |Западно-Сибирский район|

| |Центральный район | |Восточно-Сибирский |

| | | |район |

| |Волго-Вятский район | |Дальневосточный район |

| |Центрально-Черноземный район| |Северо-Кавказский район|

| |Поволжский район | | |

|Северный район: |Центрально-Черноземный |Западно-Сибирский |

|Республика Карелия |район: |район: |

|Республика Коми |Белгородская область |Республика Алтай |

|Архангельская область |Воронежская область |Алтайский край |

| Ненецкий автономный |Курская область |Кемеровская область |

|округ |Липецкая область |Новосибирская |

|Вологодская область |Тамбовская область |область |

|Мурманская область | |Омская область |

| | Поволжский район: |Томская область |

| Северо-Западный район: |Республика Калмыкия |Тюменская область |

|Ленинградская область |Республика Татарстан | Ханты-Мансийский|

|Новгородская область |Астраханская область |автономный округ |

|Псковская область |Волгоградская область | Ямало-Ненецкий |

|город Санкт-Петербург |Пензенская область |автономный округ |

| |Самарская область | |

| Центральный район: |Саратовская область | Восточно-Сибирски|

|Брянская область |Ульяновская область |й район: |

|Владимирская область | |Республика Бурятия |

|Ивановская область | Северо-Кавказский |Республика Тыва |

|Калужская область |район: |Республика Хакасия |

|Костромская область |Республика Адыгея |Красноярский край |

|Московская область |Республика Дагестан | Таймырский |

|Орловская область |Республика Ингушетия |автономный округ |

|Рязанская область |Кабардино-Балкарская | Эвенкийский |

|Смоленская область |Республика |автономный округ |

|Тверская область |Карачаево-Черкесская |Иркутская область |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.