Италия
процесс урбанизации. В стране растет число городов, население которых
превышает 100 тыс. человек.
С каждым годом возникают и расширяются все новые городские агломерации и
конурбации. Практически все пространство от Турина до Милана и далее до
Бергамо представляет собой в настоящее время почти сплошную урбани
зированную территорию.
В 70-е годы наметились новые тенденции в ходе урбанизации Италии. В связи с
экономическим кризисом и безработицей стало труднее найти работу в крупных
городах, да и другие социальные проблемы там ощущаются острее, поэтому
приток переселенцев в крупнейшие города (и прежде всего Северной и
Центральной Италии) стал намного меньше. Наиболее интенсивно растут теперь
средние города с числом жителей от 50 тыс. до 100 тыс., расположенные в
сравнительно слабо индустриализированных и урбанизированных районах с
развитым сельским хозяйством и туризмом и со сравнительно небольшой
загрязненностью окружающей среды.
Чрезвычайно остра в Италии жилищная проблема. Дефицит жилья ощущается
прежде всего в пригородах, исторических центрах крупных городов и
периферийных сельских районах, особенно на Юге. Это вызывается высоким
спросом на жилье в крупных городах, недостаточными капиталовложениями в
жилищное строительство, спекуляциями строительных компаний и другими
причинами. Жилищное строительство ведется преимущественно в крупных
городах. Окна и двери новых итальянских домов пестрят вывесками «продается»
и «сдается», однако при этом часть жилищного фонда страны остается
незаселенной из-за недоступных цен.
Италия выделяется среди всех европейских промышленно развитых
капиталистических стран исключительной остротой социально-экономических
проблем и классовых конфликтов. С каждым годом обостряются противоречия
между монополистической буржуазией и всеми другими слоями общества. Растет
политическая роль рабочего класса.
Тяжело отражается на жизни итальянского народа инфляция, рост цен на
продукты и за коммунальные услуги. Стоимость жизни здесь растет быстрее,
чем в других западноевропейских странах. Массовая безработица и низкий
спрос на рабочую силу сдерживают рост заработной платы.
Трудящиеся Италии под руководством рабочего класса с каждым годом все
активнее борются за защиту своих интересов, против безработицы и инфляции,
требуют улучшить условия труда, увеличить заработную плату. Организуется
все больше стачек с общеэкономическими и политическими требованиями. В
стране ежегодно происходят тысячи забастовок, в которых участвуют миллионы
человек. Особую остроту выступлений итальянских трудящихся в последние годы
вызывают не только неустойчивое экономическое и политическое положение, но
и активизация деятельности различных экстремистских террористических групп.
Выступления итальянского рабочего класса отличаются массовостью,
сочетанием стачек на отдельных предприятиях с проведением региональных и
общенациональных забастовок. Новый размах приобрело крестьянское движение.
Крестьяне и батраки требуют пересмотра аграрных договоров, улучшения
условий аренды земельных участков и внедрения системы социального
обеспечения.
Хозяйство
Италия — экономически развитое капиталистическое государство. По доле в
мировом капиталистическом производстве (3,6% в 1981 г.) она уступает лишь
США, Японии, ФРГ, Франции и Великобритании. Италия — индустриально-аграрная
страна. Стоимость итальянской промышленной продукции почти в 4 раза
превышает стоимость продукции сельского хозяйства. Промышленные изделия
составляют большую часть итальянского экспорта.
Значительная часть национальных богатств страны находится в руках крупных
монополий, которые направляют развитие итальянской экономики. Особенно
выделяются своей мощью частнокапиталистические группы «Монтэдисон» в
химической и электротехнической промышленности, ФИАТ — в машиностроении, и
прежде всего в автомобилестроении, «Пирелли» — в резиновой промышленности.
15 итальянских монополий входят в число 500 крупнейших внеаме-риканских
концернов капиталистического мира.
Для итальянской экономики характерно активное вмешательство
государственного капитала в промышленность, высокий уровень развития
государственно-монополистического капитализма. Наиболее распространенной
формой воздействия государства на экономику является участие крупнейших
государственно-монополистических объединений — Института промышленной
реконструкции — ИРИ. Наряду с этим иногда государство непосредственно
создает предприятия в соответствии с различными государственными
программами. Его участие особенно велико в тех областях экономики, где
необходимы большие капиталовложения. Государству почти полностью
принадлежит энергетика, на 50% — транспорт, на 30% — горнодобывающая
промышленность, на 45% —металлургия, на 22% — транспортное машиностроение,
а также многие предприятия легкой промышленности, многие крупные банки.
Наряду с крупными монополистическими объединениями существует огромное
количество мелких и мельчайших фирм и предприятий. Распыленность особенно
свойственна легкой промышленности.
Значительное участие в итальянской экономике, особенно в хозяйстве Южной
Италии, принимает иностранный капитал, главным образом США, Великобритании
и Швейцарии. Большую часть иностранных капиталовложений привлекают
нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение (особенно электротехническая
и электронная промышленность) и сфера услуг.
Участие Италии в Европейском экономическом сообществе, развивавшаяся в его
пределах специализация производства вызвали необходимость для итальянской
экономики приспособиться к новым условиям рынка. Как и в других
капиталистических странах, экономика Италии развивается стихийно. За
некоторым экономическим подъемом 60-х годов последовал спад и затем
жестокий кризис начала 70-х.
Остры такие проблемы, как высокие темпы инфляции, рост цен, стоимости
жизни, безработица, глубокие отраслевые и территориальные диспропорции,
прежде всего непропорциональный уровень развития Северной и Южной Италии.
Промышленность — ведущая сфера экономики Италии. Она дает около %
национального дохода, и на нее приходится более % всех занятых.
Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и
энергетическими ресурсами. Среди полезных ископаемых страны выделяются по
своему промышленному или экспортному значению природный газ, пириты,
полиметаллические руды, калийные соли, киноварь (ртутная руда), асбест и
некоторые другие. Итальянская обрабатывающая про-•Аы.шдекность базируется
прежде всего на импортном сырье.
В промышленности Италии преобладает тяжелая индустрия, ведущая роль в
которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились
также металлургическая, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая
промышленность. В основном в стране развиты отрасли, которые требуют
квалифицированной рабочей силы, сравнительно немного сырья и топлива и
выпускают большей частью массовую продукцию.
В процессе индустриального развития Италии произошла коренная перестройка
ее энергетической базы. Традиционные твердое топливо и гидроэнергия были
оттеснены на второй план нефтью, на которую приходится 70% энергобаланса, и
природным газом (17%). Из природных источников энергии Италия располагает
месторождениями газа, бурными горными реками и незначительными
месторождениями нефти. Старое каменноугольное месторождение в Аосте уже не
разрабатывается, истощаются и запасы угля «сульчис» на Сардинии. Италия
вынуждена закупать за границей 98% всей потребляемой нефти, 80% твердого
топлива и 44% природного газа.
Нефтеперерабатывающая промышлен -ность Италии самая мощная в
капиталистических странах Европы. Она обеспечивает не только внутренний
спрос, но и самый большой среди всех европейских капиталистических стран
экспорт нефтепродуктов. Нефть в Италию доставляется танкерами по
Средиземному морю • главным образом из стран Ближнего Востока, Северной
Африки, а также из СССР. Отечественная добыча нефти составляет около 1,5
млн. т в год. Месторождение Рагуза на Сицилии, еще недавно главное в
стране, истощается. Наиболее крупные в стране месторождения — Джела (на
Сицилии) и Малосса (близ Милана).
Самый крупный нефтеперерабатывающий завод (мощностью 20 млн. т в год сырой
нефти) построен на острове Сицилия, в городе Милаццо. Поскольку итальянские
не фтеперерабатывающие заводы Используют в основном импортную нефть,
ввозимую морским путем, большинство их расположено вблизи морских портов,
особенно на Юге. На Севере с его разветвленной системой трубопроводов
нефтеперерабатывающие заводы приближены к потребителю — к крупным
промышленным центрам внутренних районов.
В связи с энергетическим кризисом последних лет в Италии пытаются снизить
долю нефти в структуре энергобаланса, прежде всего путем экономии энергии в
разных отраслях хозяйства, а в дальнейшем — путем более широкого
использования ядерной, геотермальной и солнечной энергии.
Большое значение для всего хозяйства Италии имеет использование местного и
импортного природного газа. Освоены богатые месторождения природного газа в
долине р. По, на юге Апеннинского полуострова, на острове Сицилия и на
континентальном шельфе в районе Ра-венны-Римини. В 1980 г. добыча его
достигла 12,5 млрд. куб. м. Потребность в природном газе с каждым годом
растет, страна импортирует природный газ из Северной Африки, Нидерландов и
СССР.
Весьма важную роль в энергетическом хозяйстве Италии играет
электроэнергетика, одна из самых развитых в техническом отношении отраслей
промышленности. Гидроэнергоресурсы Италии используются практически
полностью. В прошлом ГЭС составляли основу итальянской электроэнергетики,
но в последние годы 70% производства электроэнергии (186 млрд. кВт- ч в
1980 г.) приходится на тепловые электростанции.
Доля гидроэлектростанций в выработке энергии значительно меньше — 27% в
1980 г. На коротких горных реках Италии с небольшим средним расходом воды
преобладают гидроэлектростанции небольшой или средней мощности. Большая
часть гидроресурсов сосредоточена в Альпах, там же построены и самые
крупные ГЭС: Грозно (428 МВт), Санта-Мас-сенца (355 МВт).
Еще в 1905 г. в Лардерелло (Центральная Италия) появились первые в мире
геотермические электростанции, но до сих пор этот вид энергии используется
недостаточно.
Доля атомных электростанций в производстве электроэнергии пока еще скромна,
но в дальнейшем именно с АЭС связывают в Италии надежду вывести энергетику
страны из кризиса. Италия, одна из первых стран в мире начавшая
строительство крупных АЭС, впоследствии заметно отстала от большинства
развитых государств. В стране имеется несколько атомных электростанций.
Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную
зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от
внешнеэкономических связей. В частности, в-большой мере это относится к
черной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в
основном из США, импортируется более 90% потребляемой железной руды, 75% —
металлолома, а также руды легирующих металлов. Добыча железной руды в самой
Италии (на острове Эльба и в долине р. Аосты) невелика по своим масштабам
(185 тыс. т в год).
В стране производят в год 12 млн. т чугуна и 24,6 млн. т стали. Металлургия
тяготеет главным образом или к портам, через которые ввозятся сырье и
топливо для отрасли, или к крупным центрам машиностроения, т. е. к рынкам
сбыта.
Наиболее крупные и технически совершенные заводы принадлежат
государственному объединению «Финсидер». Ядро отрасли составляют четыре
крупных металлургических комбината полного цикла, все они расположены в
портовых центрах — в Генуе, Неаполе, Пьом-бино и Таранто. Два южных
металлургических комплекса — Таранто и Баньоли (Неаполь) дают около
половины всей выпускаемой в стране стали. Основная продукция, которая идет
на мировой рынок, — это тонкая холоднокатаная листовая сталь и стальные
трубы.
В производстве цветных и легких металлов наиболее развиты алюминиевая
промышленность, выплавка свинца, цинка и ртути, т. е. те отрасли, которые
лучше всего обеспечены местными сырьевыми ресурсами.
По производству алюминия (273 тыс. т в 1981 г.) Италия занимает четвертое
место среди капиталистических стран Европы. Используются в основном
привозные бокситы и лишь частично местные. Большинство алюминиевых заводов
Италии расположено на северо-востоке страны, в материковых пригородах
Венеции и в городах Больцано, Мори, Фельтре. Крупный алюминиевый завод
находится в Порто-Весме, на Сардинии. Основной центр производства
вторичного алюминия — Милан.
Италия стоит на четвертом месте в Западной Европе по производству цинка
(196 тыс. т в 1981 г.) и свинца (129 тыс. т в 1981 г.). Свинцово-цинковая
промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные,
поступающие из месторождений на острове Сардиния и в Альпах. Выплавка цинка
как более энергоемкое производство тяготеет к крупным тепловым
электростанциям (в городах Порто-Маргера, Монтепони, Порто-Весме) или к
крупным ГЭС (Кротоне). Свинцовоплавиль-ные заводы расположены в основном
вблизи сардинских месторождении полиметаллических руд (Сант-Антиоко, Сан-
Гавино-Монреале, Монтепони).
В последние годы по экологическим причинам Италия почти не использует свои
богатейшие месторождения киновари, и уступила Испании мировое первенство по
производству ртути.
Одно из первых мест в мире Италия занимает по производству магния. Сырье
для этой отрасли встречается здесь почти повсеместно. Производство магния,
использующее энергию альпийских рек, целиком сосредоточено на единственном
заводе электролиза магния в Больцано.
Известна Италия и своими месторождениями сурьмяной руды — антимонита, из
которой получают около 1 тыс. т сурьмы в год на горно-металлургическом
комбинате в Манчано, близ Гроссето, работающем на руде с ближайших
тосканских месторождений антимонита.
Ведущая отрасль итальянской индустрии — машиностроение — занимает первое
место по числу занятых (около 2 млн. человек). Оно в состоянии обеспечить
почти все основные потребности страны в машинах.
Среди отраслей машиностроения особенно выделяется автомобилестроение. По
техническому оснащению важнейших заводов, по качеству и особенно по
экономичности выпускаемых автомобилей итальянская автомобильная
промышленность занимает одно из первых мест в капиталистическом мире, а по
размерам производства — пятое место после Японии, США, ФРГ и Франции.
Италия — один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок.
Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили (1,3 млн. машин в
1981 г.).
Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ — самая мощная из частных
фирм Италии и одна из крупнейших автомобильных монополий мира. На
многочисленных заводах концерна, рассеянных по всей стране, выпускают не
только легковые автомобили (главным образом малолитражные и
микролитражные), но и грузовики, автобусы, двигатели различных типов,
металлургическую продукцию, дизельные локомотивы, электровозы, трамваи,
троллейбусы, тракторы и пр. Концерн ФИАТ владеет также несколькими
компаниями в области промышленного строительства, автотранспорта и
судоходства и пр. Ему принадлежит видная туринская газета «Стам-па», а
также гостиницы, торговые, рекламные предприятия и многое другое, Это
настоящая «империя» внутри Итальянской Республики.
Большинство предприятий ФИАТ расположено в Турине и его окрестностях, близ
Новары и в Ломбардии. Появились автомобильные заводы ФИАТ и на Юге Италии —
в Поджореале, близ Неаполя, и в Термини-Имерезе, около Палермо. Специалисты
ФИАТа участвуют в строительстве автозаводов во многих странах мира, в том
числе в Советском Союзе.
Заводы остальных, менее значительных автомобильных фирм — «Феррари» и
«Мазерати», выпускающие гоночные автомобили, «Ланча», государственной
компании Альфа-Ромео и др. расположены на севере — в Милане, Турине, Кивас-
со, Больцано, Модене, а также близ Неаполя.
Италия — родина мотороллера. Итальянские мотороллеры и мотоциклы пользуются
большим спросом у местного населения и известны во многих странах мира.
Географические условия и исторические причины объясняют традиционность для
Италии судостроения. Около 90% всех судостроительных мощностей страны
принадлежат трем крупным государственным судостроительным компаниям во
главе с «Италкантьери». На Адриатическом море важнейшие центры судостроения
— Монфальконе, где находятся самые крупные в стране верфи, Триест, Венеция
с пригородом Порто-Маргера и Анкона. Лигурийское побережье с судоверфями в
городах Генуе, Рива-Тригозо, Специи, Ливорно, Марина-ди-Карра-ра —
старейший район итальянской судостроительной промышленности. На Юге
судостроение развито в портовых городах — в Неаполе, Кастелламмаре-ди-
Стабия, Таранто, Мессине, Палермо.
Немалых успехов добилась Италия в традиционной для нее электротехнической
промышленности, особенно в новой ее отрасли — производстве электронной
техники.
Быстро растет производство электрооборудования для бытового потребления. В
частности, по выпуску холодильников и стиральных машин Италия выдвинулась
на первое место среди капиталистических стран Европы и на третье — в мире.
Самый мощный в стране узел электротехнического производства — Миланская
провинция вместе с провинциями Варесе, Бергамо и Комо. В последние годы
строительство электротехнических предприятий сдвинулось на Юг, в районы
городов Неаполя и Бари.
Электронная промышленность Италии — сравнительно молодая, но быстро
развивающаяся отрасль. Важнейший центр этого производства — Милан. В
Центральной Италии выделяется Римская провинция, на Юге — Неаполь и его
ближайшее окружение.
Италия стоит на одном из первых мест в мире по производству пишущих и
счетных машин и другого конторского оборудования. Это производство
сосредоточено в основном в руках компании «Оливет-ти», заводы которой
находятся в пьемонт-ском городе Ивреа.
В крупнейших промышленных центрах Ломбардии и Пьемонта почти полностью
сосредоточено производство станков и шарикоподшипников. Итальянская
промышленность производит токарные, фрезерные, шлифовальные станки,
Страницы: 1, 2, 3
|