Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики
наблюдался столь резкий спад численности индейского населения, как в 16- 17
вв. В 1950 году 0,8 млн. жителей Мексики говорили на одном из 45 индейских
языков и диалектов, а 7 млн. говорили на испанском и одном из индейских
языков. Мексиканская статистика ведет исчисление индейского населения по
лингвистическому признаку. У некоторых индейских племен сохранился родовой
строй, а у других - племенной. Эти две формы уживаются, существуют наряду с
муниципиями. После революции 1910-1917 гг. усилилось внимание к проблемам
индейского населения: организованно обучение в школах на индейских языках,
центры изучения индейской культуры. Но все же до сих пор положение
индейского населения бедственно. До половины индейского населения не имеет
земли. Индейцы живут в основном на севере страны. Самый многочисленный
индейский народ - ацтеки. Майя живут на полуострове Юкатан, где они
составляют половину населения. В тропических лесах живут «лесные» майя и
лакандоны. В горных районах на юге страны проживают лилитеки и сапотеки.
Почти все испанские эмигранты после поражения испанской республики в 1939
году живут в Мексике.
Население:
Испано-индейские метисы - 55 %
Индейцы-29 % Потомки европейцев – 15 %.
Экономика и политика.
Будучи в течение 300 лет испанской колонией, Мексика являлась для Испании
дешевым источником сырья и рынком сбыта товаров. Такая политика обогатила
очень небольшую по численности мексиканскую элиту, состоявшую из испанцев и
креолов (мексиканцев испанского происхождения), но препятствовала
экономическому развитию. Экономика базировалась в основном на выращивании
кукурузы, бобовых, чилийского красного перца и разведении крупного рогатого
скота для внутреннего потребления, на добыче серебра и другого минерального
сырья, а также выращивании табака на экспорт. Она в сильной степени
зависела от использования труда местного населения, состоявшего в основном
из индейцев (позже метисов). Войны за независимость (1810–1821) и
последовавшая за ними нестабильность разорили страну и затормозили
инвестиционный процесс. В конце 19 в. диктатор Порфирио Диас (правил в
1876–1910) использовал расточительные финансовые стимулы, чтобы привлечь
иностранных инвесторов, которые приступили к освоению месторождений нефти
Мексики и построили железные дороги, шоссе, портовые сооружения,
телеграфные линии и системы линий электропередач. Это вызвало бурное
экономическое развитие и рост среднего класса, который возмущался
предоставлением иностранцам более благоприятных условий. Поскольку объем
производства кофе, хлопка, сахарного тростника и мексиканской пеньки
возрастал за счет сокращения натурального сельского хозяйства, большинство
крестьян пострадали, так как земли, принадлежавшие их общине, так
называемые «эхидос», были заняты частными землевладельцами, и они были
вынуждены работать на плантациях, которые специализировались на выращивании
экспортных культур, или все вместе покидать землю. Движение за возвращение
земли крестьянам и против экономического господства иностранцев привело к
вспышке революции 1910, которая свергла Диаса.
Новое правительство предприняло активные действия по «мексиканизации»
экономики. В 1930-е годы президент Ласаро Карденас национализировал
железные дороги страны, экспроприировал 17 иностранных компаний, которые
контролировали нефтяную промышленность, и осуществил крупную земельную
реформу.
Во время Второй мировой войны правительство приступило к созданию
отечественной промышленности для замены импорта (ICI) – эта концепция
широко распространилась по всему западному полушарию в результате Великой
Депрессии. Эта стратегия строилась на создании протекционистских барьеров
для поощрения «зарождающихся отечественных отраслей промышленности»,
которые бы смогли производить товары, которые ранее покупались за границей.
К другим стимулам развития предпринимательства относились налоговые льготы,
займы с низкими процентами, дешевая электроэнергия, послушное профсоюзное
движение и строительство обширной сети шоссейных и железных дорог,
аэропортов и сооружений связи. Такая политика правительства вызвала
«экономическое чудо», которое проявилось в высоких темпах экономического
роста.
Ситуация в экономике Мексики в начале 1970-х годов стала улучшаться
благодаря открытию «Петролеос мехиканос» («Пемекс»), государственной
нефтяной компанией, крупных нефтяных месторождений в Табаско, Чьяпас и в
заливе Кампече, однако вскоре оказалась неспособной обслуживать огромный
внешний долг, когда цены на нефть начали падать в период экономического
спада 1981–1982. Экстренные займы, предоставленные США и международными
финансовыми организациями, сопровождавшиеся резким обесцениванием песо и
политикой строгой экономии, спасли страну от банкротства.
Убедившись, что проведение политики поощрения отечественного производства с
целью замещения импорта будет сдерживать развитие страны, президент Мигель
де ла Мадрид Уртадо (1982–1988) приступил к реформе, направленной на
устранение протекционистских барьеров. Де ла Мадрид и Салинас стремились
получить иностранные займы, привлечь современные технологии, поощрять
вненефтяной экспорт и бороться с инфляцией, а также содействовали членству
Мексики в ГАТТ.
В 1988 заключение соглашения о свободной торговле между США и Канадой
побудило Салинаса выработать аналогичное соглашение, которое бы включило
Мексику. Переговоры, длившиеся более года, привели к созданию Северо-
Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое было
утверждено Конгрессом США в ноябре 1993 и позволило распространить условия
свободной торговли не только на промышленные, но также и на
сельскохозяйственные товары; бытовые, транспортные, банковские и
инвестиционные услуги; и такие виды интеллектуальной собственности, как
авторские права, торговые марки и программное обеспечение для компьютеров.
Три государства договорились также о проведении в жизнь законов об
окружающей среде и труде, в т.ч. законы об охране детства, минимальной
зарплате и безопасности труда на рабочих местах. НАФТА вступило в действие
с 1 января 1994.
Еще до вступления в должность 1 декабря 1994 будущий президент Эрнесто
Седильо Понсе де Леон обещал «обеспечить защиту» мелкого бизнеса, компаний
средних размеров и крестьян, которые не могли конкурировать с более
эффективно работающими корпорациями США и Канады.
Еще до того, как новый президент приступил к исполнению своих обещаний, он
столкнулся с ситуацией экономического спада. Раздутый торговый дефицит,
огромный внешний долг и увеличение денежной массы привели к обесцениванию
песо. В конце декабря 1994 Седильо обнародовал планы по ограничению роста
зарплат, урезанию государственных расходов и расширению участия частного
капитала в экономике Мексики. Президент Клинтон разработал в начале 1995
программу выхода из кризиса; тем не менее, ВВП в течение этого года
стремительно сократился на 6,2 % на фоне роста цен на 52 %. Жесткая
политика Седильо улучшила состояние экономики в конце 1996, заложив основу
для ее роста в 1997 (прирост 4,8 %) и 1998 (4,5 %).
Период оздоровления мексиканской экономики продолжался недолго, и вскоре
цены на нефть начали падать. Хотя нефть и нефтепродукты составили в 1998
только 12 % экспортной выручки, ими подпитывалась 1/3 федерального бюджета.
Дефицит в поступлениях вынудил министра финансов урезать государственные
расходы трижды в течение года и существенно сократить бюджет 1999.
Более оптимистически настроенная НАФТА поощряла расширение торговли по
всему континенту. Двусторонняя торговля Мексики с ее партнерами выросла на
67 % в период между 1993 (91 млрд. долл.) и 1996 (152 млрд. долл.), хотя в
конце 1990-х годов дефицит платежного баланса стал увеличиваться. Несмотря
на критику со стороны озлобленных националистов, Седильо продолжал
осуществлять приватизацию, сосредоточив внимание на объектах
телекоммуникаций, железных дорогах, портах, электростанциях и
нефтехимических заводах. Валовой внутренний продукт (ВВП) Мексики в 1997 –
общий выпуск товарной продукции и оказанных услуг – составил 402,5 млрд.
долл. или 4184 долл. на душу населения. В 1997 промышленность составила
28,3 % ВВП, сфера услуг и торговля – 65,3 %, сельское и рыбное хозяйство –
6,1 %. Прирост объема производства мексиканской экономики ежегодно
составлял в 1995 – 6,2 %, в 1996 – 5,1 %, 1997 – 7 %, в 1998 – 5,3 %.
Политическое устройство: Исполнительная власть. Официально Мексика имеет
федеральную форму правления. Фактически политическая власть
сконцентрирована в руках национального правительства в городе Мехико.
Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому прямым всеобщим
голосованием на один шестилетний срок. Главе исполнительной власти должно
быть не менее 35 лет, он должен также жить в стране в течение года,
предшествующего выборам, и быть урожденным мексиканцем. Новые выборы
назначаются в случае смерти президента или его неспособности исполнять свои
обязанности в течение первых двух лет срока.
Президент Мексики с 2000 – Висенте Фокс Кесада. Родился в 1942, изучал
менеджмент в Мехико и Гарвардском университете, затем работал в концерне
«Кока-кола», где отвечал за работу в Центральной Америке, основал
сельскохозяйственную фирму и собственную фабрику. В 1987 вступил в
консервативную Партию национального действия. В 1988 Фокс был избран в
конгресс, а в 1995 выиграл губернаторские выборы в штате Гуанахуато.
Кабинет состоит из 19 государственных управлений: внутренних дел,
иностранных дел, обороны, военно-морского флота, финансов, энергетики и
горной промышленности, торговли, сельского хозяйства и водных ресурсов,
связи и транспорта, социального развития, образования, труда и социального
обеспечения, президентского управления, аграрной реформы, здравоохранения и
обеспечения, туризма, рыбного хозяйства, юстиции и главного контрольно-
финансового управления.
Законодательная власть. Конституция облекает законодательной властью
двухпалатный конгресс. Нижняя палата, или палата депутатов, состоит из 500
членов. Избиратели выбирают депутатов на трехлетний срок на основе
всеобщего избирательного права: один депутат от каждых 250 тыс. человек
населения или для его части, которая превышает 125 тыс. человек. Из 500
депутатов 300 человек выбираются по одномандатным избирательным округам;
остальные 200 человек – на основе пропорционального представительства.
Верхняя палата, или сенат, состоит из 128 членов, по 4 члена от каждого
штата и федерального столичного округа, избираемых прямым всеобщим
голосованием на шестилетний срок, с полной ротацией его членов каждые шесть
лет. Реформа 1993 предоставляет оппозиционным партиям не менее 25 % мест в
сенате. Конгресс собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1
сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе парламента
законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой
обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные
посты, в т.ч. в обе палаты конгресса. В 1993 была принята поправка к
конституции, исключающая т.н. «пункт подчиненности», в соответствии с
которым, если партия наберет 35 % голосов по всей стране, она автоматически
получает большинство мест в палате депутатов. Эта поправка не позволяет ни
одной из партий получить более 315 мест в нижней палате. Поправки к
конституции принимаются при одобрении их не менее 325 депутатами.
Следовательно, ни одна из партий сама по себе не может вносить поправки в
основной закон страны. До начала 1990-х годов контроль конгресса за
исполнительной властью существовал только в теории; власть президента над
законодательной властью была почти абсолютной – главным образом потому, что
правящая Институционно-революционная партия владела львиной долей мест в
обеих палатах. Промежуточные выборы в июле 1997 лишили правящую
Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов,
хотя за ними сохранилось большинство мест в сенате. После выборов 2000 ни
одна из партий не имеет большинства в конгрессе.
Судебная система. Во главе федеральной судебной системы стоит верховный
суд, состоящий из 21 судьи, назначаемый президентом на шестилетний срок, с
согласия сената. Верховный суд имеет судебную и административную власть над
нижестоящими судами. Президент назначает также судей в 12 выездных окружных
судов, состоящих из трех судей; в 9 унитарных выездных окружных судах и 68
окружных судах, состоящих из одного судьи. Законодательно были созданы суды
специальной юрисдикции, в т.ч. налоговый суд и управление по арбитражу,
отвечающее за разрешение трудовых конфликтов.
Органы власти штатов. Мексика состоит из 31 штата и одного федерального
округа. Центральный регион охватывает столичный Федеральный округ и штаты
Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго, Халиско, Мехико, Мичоакан, Морелос,
Пуэбла, Керетаро и Тласкала. Северный, самый большой регион, состоит из
штатов Коауила, Чиуауа, Дуранго, Нуэво-Леон, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас и
Сакатекас. Северо-Тихоокеанский регион включает штаты Нижняя Калифорния
Северная, Нижняя Калифорния Южная, Наярит, Синалоа и Сонора. В Южно-
Тихоокеанский район входят штаты Колима, Чьяпас, Герреро и Оахака. Регион
Мексиканского залива состоит из штатов Кампече, Кинтана-Роо, Табаско,
Веракрус и Юкатан.
Конституция наделяет штаты полномочиями, которыми не обладает центральная
власть, хотя на практике мексиканские штаты имеют ограниченную реальную
власть.
Распределение территории по штатам идет следующим образом:
ШТАТ ТЕРРИТОРИЯ
км2.
Агуаскальентес 6472
Вера Крус
71896
Герреро
64458
Гуанахуато
30575
Дуранго
123520
Идальго
20870
Кампече
50952
Керетаро
11480
Кинтана-Роо
50843
Коауила
150395
Колима
5205
Мехико
21414
Мичоакан
60093
Морелос
4964
Наярит
27053
Нижняя Калифорния север 71627
Нижняя Калифорния юг 72465
Нуэво-Леон
65103
Оахака
94211
Пуэбла
33997
Сакатекас
72843
Сан-Луис-Потоси
6324
Синалоа
58488
Сонора
182553
Табаско
25337
Тамаулипас
79602
Тласкала
4027
Федеральный округ
1483
Промышленность.
Промышленность сосредоточена главным образом в зоне с 80-километровым
радиусом от города Мехико и в городах Монтеррей и Гвадалахара. Промышленный
коридор тянется вдоль бульшей части северной границы Мексики. Добыча нефти
сосредоточена на восточном побережье от Тампико до Вилья-Эрмоса, на морских
буровых установках в заливе Кампече. Большинство ферм по разведению
крупного рогатого скота находится в северных и центральных штатах, в них
сосредоточена и большая часть других полезных ископаемых. Малорентабельное
производство кукурузы, бобовых, тыквы, баклажанов и чилийских красных
перцев размещено по всей стране, за исключением тех районов, где этому
препятствуют климат и естественная растительность (северные районы пустынь
и леса в Табаско, Юкатане и Чьяпасе) или территория (скалистые горные
долины ЗападнойСьерры-Мадре). Мотыги и плуги, запряженные буйволами, все
еще широко используются малорентабельными крестьянскими хозяйствами,
которые редко могут позволить себе использовать более передовую
сельскохозяйственную технику, которая применяется крупными
землевладельцами. Товарное сельское хозяйство наиболее развито и
механизировано в районах к северу от долины Мехико и на северо-западных
склонах и в долинах Западной Сьерры-Мадре, особенно в штатах Синалоа и
Сонора, где выращиваются, в основном на экспорт, фрукты и овощи,
произрастающие в условиях умеренного климатического пояса, в частности
помидоры и дыни. Товарные тропические культуры выращиваются на центральном
побережье и на юге: сахарный тростник – на равнинах, кофе – в горных
районах, мексиканская пенька на Юкатане, а бананы, манго, гуайява, папайя и
ананасы в ряде других районов.
Добывающая промышленность. Шахты и нефтяные поля Мексики, которые когда-то
принадлежали главным образом корпорациям США, теперь в основном
национализированы. Мексика является одним из основных мировых
производителей серебра (2536 т в 1996) и плавикового шпата (480 тыс. т в
1997), а также главным поставщиком сурьмы, кадмия, марганца, ртути и цинка.
В 1997 было произведено 170 тыс. т свинца, 360 тыс. т меди и 2,3 млн. т
серы, а также большое количество золота, молибдена, вольфрама, олова,
висмута, урана, барита и высококачественного коксующегося угля.
Имеются три главных горнодобывающих района. На севере Нижняя Калифорния и
штаты Сонора, Синалоа, Чиуауа, Коауила, Нуэво-Леон, Дуранго и Сакатекас
богаты серебром, медью, углем, золотом, железной рудой, цинком, свинцом,
молибденом, баритом, плавиковым шпатом, ураном и вольфрамом. На побережье
Мексиканского залива, штаты Веракрус, Табаско и Кампече производят серу,
алюминий и марганец. Значительное количество золота, марганца, плавикового
шпата, свинца и цинка страны добывается в западно-центральных штатах
Халиско, Герреро, Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго и Сан-Луис-Потоси..
Мексика является четвертым по объему добычи в мире производителем сырой
нефти и занимает пятое место по разведанным запасам углеводородов, равным
60,16 млрд. баррелям нефти.
Когда в начале 20 в. началась коммерческая добыча нефти, она стала играть
важную роль в экономике Мексики и ее внешнеэкономических связях. После
экспроприации иностранных нефтяных компаний в 1938 государственная компания
«Петролеос Мехиканос» («Пемекс») воспользовалась монополией на освоение,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|