рефераты бесплатно

МЕНЮ


Народное хозяйство Украины

аналогичного накопления капитала. Но, во-первых, далеко не все они прошли

этот позорный путь, во-вторых не в таких огромных масштабах, как это

проявилось у нас, когда общенародное богатство массово и безнаказанно

расхищалось ворами на глазах людей, что лишь подстегнуло волну воровства,

недоверия к власти, правового нигилизма и вседозволенности, и в-третьих, в

правовых государствах воры жестко наказываются - независимо от их

социального или служебного места в структуре общества.

На мой взгляд, начинать рыночную трансформацию с такой неудачной политики,

ведущей к экономическому хаосу, молодому независимому государству нельзя.

Это таит в себе большую опасность. Противоправно накопленный капитал не

случайно вывозится и прячется за границей или в собственных тайниках: его

владельцы понимают, что он может быть такими же путями и методами

насильственно разграблен или конфискован противоохранительными органами.

Однако ограбленному украинскому народу от этого не легче. Он оказался в

жалком положении.

Грубые ошибки и слабые знания при осуществлении эффективной социально -

экономической политики государства настолько раскрутили маховик разрушения,

что теперь остановить его инерционность трудно. Ожидать успехов в условиях,

когда большинство людей стали жить значительно хуже, чем до рыночных

реформ, не приходится. Это вызывает лишь понятное недовольство. Не случайно

страну охватила волна насилия. Обострение социально - экономических

трудностей, подрыв настоящей мотивации к созидательной трудовой

деятельности и несправедливость лежат в основе бурного всплеска

преступности, падения нравственности и духовности, нежелания честно и

высокопроизводительно работать, жить на свои собственные доходы. Речь идет

об утрате высших человеческих качеств, которые формируются в поколениях и

закладываются в генетический код нации.

Народы Украины испокон века уважали библейские заповеди. Всегда считалось

безнравственным и преступным разворовывать и разрушать то, что нужно

человеку, глубоко уважались честный труд, знания, высокая порядочность и

взаимопомощь в преодолении жизненных трудностей. И эти высокие национальные

свойства общества, идеалы человеческого бытия ни в коей мере нельзя

растерять в трудные и сложные сегодняшние времена. Наоборот, именно

опираясь на них, всячески поддерживая и развивая эти важнейшие человеческие

качества, государственная социально - экономическая политика должна

обеспечить достижение стратегической цели прогрессивного развития,

наращивания частного и общественного богатства. Безусловно, для этого нужны

соответствующие знания, а также умение каждого действовать активно и

результативно, нужны время и инвестиции.

При этом следует учитывать, что в настоящее время государственные

накопления для производственных инвестиций довольно ограничены. Приток

иностранного капитала ни в коей мере не адекватен масштабам украинской

экономики. Частный денежный капитал также не торопиться переливаться в

производственную сферу добровольно. Сегодня его владельцам значительно

проще и выгоднее конвертировать крайне обесценившиеся карбованцы в СКВ и

или держать их ( на всякий случай ) в иностранных банках, или

инвестировать с меньшим риском за границей, или направлять в быстрые и

высокоприбыльные торговые обороты, или вкладывать на депозитные счета

наиболее надежных украинских коммерческих банков, с которыми они постепенно

сращиваются в интересах приумножения общего богатства более простыми,

легкими и надежными путями.

Как ни парадоксально, действующее законодательство гарантирует богатую

палитру многообразных почти беспроигрышных и безопасных вариантов

противоправной наживы - и не только для коррумпированных чиновников разных

рангов ( их количество растет темпами, превышающими темпы экономического

спада), но и для новой прослойки так называемых "новых предпринимателей"

криминогенного происхождения (включая многообразные коммерческие структуры

под крышей пристойной деятельности, отдельные коммерческие банки, те

группировки, которые "примазались" к переделу имущества и земли и т.д.).

Более того: от ограбленного государства обогатившееся меньшинство требует

через своих лоббистов в парламенте и Правительстве все новых и новых

"наиболее благоприятных условий" для производственного инвестирования, хотя

оно очень хорошо знает, как уже подвело государство к грани финансового

банкротства, к унизительному поиску мелких кредитных подачек в

международных валютных кругах. В то же время теневой отток собственной

валюты за границу значительно превышает ее приток в Украину, превращая

последнюю в инвестиционного донора экономически наиболее развитых стран

Запада. Такая внешняя экономическая политика ни в коей мере не способствует

экономическому укреплению нашего государства.

Очень важной составляющей экономических реформ являются процессы

экономического разгосударствления и приватизации, формирования настоящего

хозяина, который бы имел собственный экономический интерес в развитии

активной хозяйственной деятельности, особенно - в сферах

товаропроизводства, в его технологическом и организационном обновлении,

создании гибких производственных систем, которые бы хорошо адаптировались к

изменчивой рыночной конъюнктуре. Не отвечают истине утверждения, что, вроде

бы, в Украине до последнего времени не происходило реформирования системы

собственности. Скорее, наоборот - на мой взгляд, оно протекало слишком

быстро и бессистемно, игнорируя даже законодательную базу - отсутствие

необходимых для этого правовых актов. Так называемая "прихватизация"

(бесплатно или за бесценок) государственной собственности руководящей

верхушкой и обогатившимся меньшинством приобрела огромные масштабы.

Кстати, как свидетельствует статистика, в начале 1995 года уже более

половины промышленности и около 70% строительных структур по стоимости

производственных фондов не являются государственной собственностью. В

сельском хозяйстве свыше 90% колхозов реформированы на принципах паевания

имущества, и развернулся процесс земельной реформы. Реформируются также

совхозы. Созданы 32 тыс. фермерских хозяйств. Торговля де-факто уже давно

является частной. Расхищена и распродана значительная часть государственных

транспортных средств. Приватизировано большинство обслуживающих

предприятий, покупается и продается государственный квартирный фонд, и т.д.

Но дело в том, что от такого бурного "приватизационного" процесса нет

прироста реального эффекта.

Поэтому теперь нет достаточно весомых оснований, чтобы в современных

условиях фетишизировать действие этого фактора как панацею от всех

экономических болезней. Приватизировать нужно не без исключения, чтобы

немедленно, одним правовым актом, превратить всех в "бумажных"

собственников, которые без инвестиционных возможностей дополнительно ничего

не создадут, а всесторонне обоснованно, по оценочному критерию конкретного

прироста эффекта. Сколько из приватизированных объектов - по своим

кадровым, инвестиционным и технологическим возможностям, по точно

разработанным бизнес-планам - могут быть быстро преобразованы в

высокопроизводительные, конкурентноспособные предприятия, которые дадут

более высокую ( по сравнению с неприватизированными ) эффективность,

столько и нужно приватизировать. По мере наращивания нужного потенциала (

кадрового, финансового и материального ) можно приватизировать очередные

объекты, обеспечивая тем самым планомерное наращивание конечной

результативности. Ее оценка по количеству и удельному весу

приватизированных объектов является экономической бессмыслицей. Так уже во

времена сталинщины оценивали темпы коллективизации. Последствия такой

практики достаточно известны, чтобы повторить их вновь.

Потеря мощных промышленного, аграрного, научно-технического и природного

потенциала страны таит в себе немалую опасность для ее будущего, для

национальной независимости. История не оправдывает тех политических и

государственных деятелей, которые ради собственного обогащения довели

большинство украинского народа до обнищания, с угрозой ускоренного

вымирания. Явные симптомы этого ужасного процесса уже прослеживаются в

обострении социально-демографического кризиса. Процессы депопуляции

охватили подавляющее большинство сельских и городских поселений. Если дела

и дальше пойдут так, то украинцам опять, как уже не раз случалось в разные

исторические эпохи, придется искать свою судьбу на чужбине. В последнее

время тенденции миграционных потоков населения нашей страны быстро тяготеют

к отрицательному сальдо.

Наиболее распространенными в мировой практике показателями оценки

экономического положения государств выступают производство ВНП, ВВП и НД в

целом и в расчете на душу населения. Они свидетельствуют о степени

использования собственных экономического, научно-технического и природного

потенциалов страны, а также об уровне жизни ее населения. Чем выше эти

показатели, тем результативнее система хозяйствования в государстве,

прочнее - его экономическое положение, шире - возможности социального и

духовного развития каждого человека и всего народа. Однако достоверная

сравнительная оценка показателей производства ВНП, ВВП и НД в расчете на

душу населения по отдельным странам и их группам, по регионам и

континентам, по всем странам мира - дело достаточно сложное с

методологической и методической точек зрения.

Как свидетельствует всемирная история, зарождение и расселение, развитие и

жизнь разных народов Земного шара складывались тысячелетиями, имеют

соответствующие, свойственные только им, национальные и духовные традиции,

а также приспособленные к конкретным природно-климатическим условиям

способы труда и существования. У каждого народа - свои представления и

убеждения в отношении критериальных оценок прогресса и регресса, добра и

зла, хорошего и плохого.

Находясь на разных ступенях общечеловеческого прогресса, народы по-разному

оценивают качество жизни, исходя при этом не только из уровня чисто

финансовой и материальной обеспеченности. Ее структура и качество, а также

ее идеалы в представлениях большинства людей ( например, Юга и Севера )

далеко не одинаковы - не говоря уже об идеалах духовных, о потребностях в

знаниях и умениях в отношении тех или иных действий. Ввиду этого, измерение

человеческого благополучия в разных странах лишь по объемам производства

ВВП и НД в расчете на душу населения является недостаточным и носит в

определенной степени условный характер.

Не случайно, что ныне данные об объемах производства в Украине ВВП ( или

ВНП ) в расчете на душу населения в долларовом выражении, по разным

подсчетам, далеко не одинаковы. Они очень существенно отличаются друг от

друга. Минстат Украины не публикует абсолютных величин ВВП в долларовом

выражении. Он ограничивает эту информацию фиксацией изменений в

относительных показателях. Но бурный рост стоимостных показателей в

условиях гиперстагфляции затрудняет их корректные пересчеты в сопоставимый

вид ( в постоянных ценах и в долларовом выражении ). Не случайно они

подвергаются сомнению и пересчитываются аналитиками в отдельности. По

данным Минстата Украины, динамика нашего ВВП такова: в 1990г.-100%, в

1991г.-92,5%, а в 1992г.-83,1%, в 1993г.-76,5 и в 1994г.-57,2%.[3] Эта

динамика имеет значительно лучший вид, чем фактический спад производства

основных видов продукции в натуре.

За первое полугодие 1995 года в Украине зафиксировано снижение ВВП ( по

сравнению с первым полугодием 1994 года ) еще на 11,4%[4], то есть

обнаруживается тенденция к последовательному экономическому спаду.

По данным статистики ООН, где опубликованы объемы НД в расчете на душу

населения за 3 года по всем странам мира, в Украине в 1990 году он

определен в размере 4005 долл. США, в 1991 году - соответственно, 2884, а в

1992 году - всего 318[5], то есть уменьшился со 100 до 7,9% ( или в 12,7

раза ). Это ни в коей мере не вытекает не из фактического темпа спада ВВП,

промышленного и сельскохозяйственного производств, ни - тем более - из

изменений численности населения Украины за эти годы. Цифры названного

издания по Украине, к сожалению, вызывают большое сомнение и имеют

некорректные расхождения с официальной статистикой нашего государства.

В свою очередь, Мировой Банк реконструкции и развития публикует собственные

расчеты объемов ВНП в расчете на душу населения по странам мира, в 1991

году она имела ВНП в расчете на душу населения в размере 5180 дол.США[6],

то есть почти на уровне Бразилии и Аргентины, а 1993 году этот показатель

снизился до 4030 дол.[7] ( или на 22,3% ). Причем экономически развитые

страны, в большинстве случаев, достигли прироста ВНП ( при общем его

размере в расчете на душу населения, в 4-6 раз больше ) : США имели этот

показатель на уровне 24,7 тыс.дол., Япония - соответственно, 21,1 тыс., ФРГ-

21 тыс., Канада- 20,4 тыс., Франция- 19,4 тыс., Италия- 18,1 тыс.,

Великобритания- 17,7 тыс., Тайланд- 6390 дол., Бразилия- 5470 дол., Россия-

5240 дол. и т.д., тогда как страны Африканского континента с низким

экономическим развитием - в пределах от 100 до 250 дол. В Таджикистане в

расчете на душу населения приходилось 470 дол. ВНП, в Индии - 1250, в Китае

- 2120 дол. Такой огромным диапазон расхождений в уровнях экономического

положения народов мира свидетельствует о нерешенности глобальной проблемы

человечества - экономической и социальной справедливости, прогрессивного

развития для обеспечения достойной жизни человека.

На наш взгляд, ближе к истинному экономическому положению в Украине данные

о производстве ВВП в расчете на душу населения, приведенные Европейским

центром макроэкономического анализа, которые базируются на

скорректированных материалах Минстата Украины. Хотя они и очень занижены по

сравнению с расчетными показателями международных организаций ( в частности

- в базовом(1990)году), все же последующие темпы спада более или менее

правильно коррелируют с действительными экономическими изменениями, при

относительно заниженных абсолютных величинах. По этим расчетам, общие

изменения ВВП в расчете на душу населения имеют следующий вид: в 1990 году

- 2467 дол.США, в 1991 году - 2143, в 1992 году - 1909, в 1993 году - 1490

и в 1994 году - 912 дол.[8]. Таким образом, в 1994 году осталось всего 37%

от уровня аналогичного показателя 1990 года и 61% - от уровня 1993 года.

Если даже скорректировать эти данные по всем годам в соответствии с

величиной их занижения в 1990 году, то общая тенденция остается без

существенных изменений, а абсолютные показатели, естественно,

увеличиваются. Но, все равно, Украина, вследствие обострения кризиса,

оказывается в группе слаборазвитых государств, имея в настоящее время, по

нашей оценке, не более 1300 дол. ВВП в расчете на душу населения. Правда,

российские аналитики оцеивают размер ВВП в расчете на душу населения

Украины в 1990 году в 6077 дол.( что даже значительно выше оценки Мирового

Банка ), а в 1993 году - в 2509 дол.США[9], то есть, соответственно, в 2,5

и 1,7 раза выше указанных оценок Европейского центра, при темпе спада за 3

года со 100 до 41,3%. Ошибки в оценках различных международных организаций,

ученых-аналитиков и экспертов таятся, прежде всего, в несовершенных методах

расчета самого объема ВВП и перевода его из украинских карбованцев, которые

бурно инфляциировали, в долларовое выражение.

На внутреннем потребительском рынке Украины в эти годы курс доллара

искусственно завышался, происходил интенсивный процесс долларизации

внутреннего денежного обращения. Тот, кто имел доллары, мог покупать здесь

потребительские товары по ценам ниже уровня цен на внутренних рынках

западных стран. Цены же экспортных украинских товаров на западных рынках,

наоборот, искусственно занижались против уровня мировых. Из-за этого страна

теряла свои валютные ресурсы, что фактически занижало и стоимостные

показатели ВВП. Действие этого фактора не только усиливало кризисное

состояние, но и выступало причиной и следствием товарной интервенции со

стороны конкурентов украинских товаропроизводителей, которая вытесняла их с

собственного внутреннего рынка.

В этих условиях попытки активизации роста ВВП и НД давали прямо

противоположный результат. Национальное товаропроизводство под видом

перехода к рынку было загнано монетарной политикой, в ее широком смысле,

сначала в своеобразный анабиоз, а затем - и в последующий упадок.

Подталкивание к взрывному росту цен вызвало не всплеск, а паралич

доходности настоящих хозяев и большинства граждан, а также их

платежеспособности. Почти во всех производственных и социальных сферах были

утрачены возможности осуществлять своевременные взаимоплатежи и даже

обычные рыночные акты купли-продажи. Последние подменяются или бартерными

операциями, или увеличением взаимной задолженности предприятий.

Крайне отрицательно повлияли также на платежи, с одной стороны, бурный

подъем цен на продукцию выше реальной стоимости ее производства и сбыта

самими товаропроизводителями (особенно - монополистами, которые даже и не

подозревали, что такой невероятный рост цен вернется им бумерангом), а с

другой,- отсутствие надлежащего банковско-финансового регулирования и

контроля денежного обращения, сбалансированности движения цен и

платежеспособности, жесткой платежной дисциплины. Заложниками неплатежей

стали не только субъекты предпринимательской деятельности, юридические и

физические лица, товаропроизводители и потребители, но и само государство,

все общество. Если в ближайшее время усилиями всех ветвей власти

(законодательной, исполнительной и судебной) не будет пробит этот тромб, то

окончательный развал украинской экономики станет неизбежен. Никакая

активизация других составляющих рыночного реформирования не поможет.

Здесь нужны политическая воля и сила государственной власти, введение

жесткого регулирующего механизма сосредоточения и заинтересованности

денежного обращения (независимо от форм собственности и хозяйствования)

исключительно через кассовые расчеты и банковскую систему, прекращение ее

наживы из "инфляционного и эмиссионного воздуха", махинаций в сферах

процентной и курсовой политики, искусственной задержки взаиморасчетов,

бесконкурентной торговли валютной и ценными бумагами на так называемой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.