Народы Северного Кавказа
|(средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и |
|заградительные стены. На равнине И. жили кр. селениями, вытянутыми |
|вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный |
|саманный или турлучный дом, в к-ром помещение каждой супружеской |
|ячейки имело отд. выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его|
|жены - кунацкая (гостевая комната). Совр. дома - преим. кирпичные с |
|черепичной или железной крышей. Традиц. одежда И. общекавк. типа. Муж.|
|рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, |
|прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила |
|распространение общекавк. черкеска с газырями. Тёплая одежда - |
|овчинная шуба и бурка. Осн. головной убор - папаха конусовидной формы,|
|войлочные шляпы. В 20-е гг. 20 в. появились фуражки, иеск. позже |
|-высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная жен. одежда:|
|удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие |
|штаны, бешмет. Повседневные головные уборы -платки и шали. |
|Традиц. пища И.~ в основном мясо-молочная и растительная. Наиб. |
|распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из |
|пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, |
|молочные продукты (специ-фич. "даты-кодор" - творог с топлёным маслом)|
|и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства. |
|Сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, |
|куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании|
|малых семей были нередки и большие семьи, особен в горах. Браки |
|экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная |
|солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и для совр. |
|И. Традиц. верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ |
|святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся |
|развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели |
|нар. медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й пол. 19 в., |
|распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с 16-18 вв., в горной |
|- с 19 в. В фольклоре И. заметное место занимает нартский героич. |
|эпос. Устное нар. творчество: героич., историч. и лирич. песни, |
|сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец |
|- парная лезгинка. В прикладном иск-ве выделяются резьба по камню и |
|изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным |
|орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры). |
|ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий (самоназв.), народ в Рос. Федерации (899 тыс. чел.), |
|осн. нас. Чечни. Числ. в Чечне и Ингушетии 734 тыс. чел. Живут также в|
|Дагестане (ок. 58 тыс. чел.), Ставропольском кр. (15 тыс. чел.), |
|Волгоградской обл. (11,1 тыс. чел.), Калмыкии (8,3 тыс. чел.), |
|Астраханской (7,9 тыс. чел.), Саратовской (6 тыс. чел.), Тюменской |
|(4,6 тыс. чел.) обл., Северной Осетии (2,6 тыс. чел.), Москве (2,1 |
|тыс. чел.), а также в Казахстане (49,5 тыс. чел.), Киргизии (2,6 тыс. |
|чел.), на Украине (1,8 тыс. чел.) и др. Общ. числ.-957 тыс. чел. |
|Верующие Ч.- мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух |
|толков - накшбапди и падири. Говорят на чеченском яз. |
|нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, |
|чеберлоевский, мелхинский, итумкалин-ский, галанчожский, кистинский. |
|Распространён также рус. яз. (свободно владеют 74%). Письменность |
|после 1917 сначала на осн. араб., затем - лат. графики, с 1938 - на |
|основе рус. алфавита. В "Географии" Страбоиа упоминается этноним |
|гаргареи, этимология к-рого близка цахскому "гергара" - "родной", |
|"близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В арм. |
|источ- никах 7 в. Ч. упоминаются под именем нахча матьян (т.е. |
|"говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 в. упоминается "народ |
|нохчи". В перс. источниках 13 в. дано назв. сасапы, позднее вошедшее в|
|рус. документы. В документах 16-17 вв. встречаются племенные назв. Ч. |
|(ичке-ринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - |
|чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - ч1аьнтий, шаройцы - шарой, |
|терлойцы - т1ерлой). Антропол. тип пранахов можно считать |
|сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние Ч., |
|освоившие не только сев. склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано|
|вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским |
|кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих обл. Сев. Кавказа |
|в 8-12 вв. сформировалось полиэтнич. Аланское царство, в горной зоне |
|Чечни и Дагестана - гос. образование Сарир. После монголо-татар. |
|нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская |
|равнина вошли в состав Золотой Орды. К кон. 14 в. население Чечни |
|объединилось в гос-во Симсисм. В 16-17 вв. Кавк. перешеек был объектом|
|постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом -Крымским |
|ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на |
|чеченских землях ставятся первые рус. крепости и казачьи городки, |
|устанавливаются дипломатич. связи чеч. правителей и аульных обществ с |
|Россией. Тогда же окончательно складываются совр. границы расселения |
|Ч. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в |
|отношении Чечни приобретает колон, характер. В последние годы |
|правления Екатерины II рус. войска заняли левый берег Терека, соорудив|
|здесь участок Кавк. военной линии, основали воен. крепости от Моздока |
|до Владикавказа по чеч.-кабард. границе. Это привело к росту |
|освободит. движения Ч. в кон. 18-1-й пол. 19 вв. К 1840 на терр. Чечни|
|и Дагестана складывается теократич. гос-во - имамат Шамиля, |
|первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее |
|поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена |
|вместе с Хасавюртовским окр., заселённым ауховскими Ч. и кумыками, в |
|Терскую обл. В 1922 образована Чеченская авт. обл. в составе РСФСР. |
|Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у нес в ходе |
|Кавк. войны. Были введены делопроиз-во и преподавание на родном яз., |
|проведены другие культурные и соц.-экономия, преобразования. Вместе с |
|тем начавшаяся в 1920-х гг. коллективизация, сопровождавшаяся |
|репрессиями, нанесла большой урон Ч. В 1934 Чечня объединена с Ингуш. |
|АО в Чеч.-Ингуш. АО, с 1936 - Чеч.-Ингуш. АССР. В февр. 1944 ок. 500 |
|тыс. Ч. и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них |
|значит, число погибло в первый год ссылки. В янв. 1957 Чеч.-Ингуш. |
|АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для Ч. были|
|закрыты цеск. горных р-нов, и бывших жителей этих р-нов стали селить в|
|равнинных аулах и казачьих станицах. Ч.-ауховцы вернулись в Дагестан. |
|В 1992 съезд нар. депутатов Рос. Федерации постановил преобразовать |
|Чеч.-Ингуш. Респ. в Ингуш. Респ. и Чеч. Респ. Традиц. землсдельч. |
|культуры - ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже|
|стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и |
|огородничество. Пахотные орудия - плуг (гота), полезное орудие (нох). |
|Была распространена трёхпольная система. В горных обл. было развито |
|отгонное овцеводство. На равнинах разводили кр. рог. скот, |
|использовавшийся в т.ч. в качсстве рабочей силы. Разводили также |
|породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными |
|районами Чечни существовала хозяйств, специализация: получая хлеб с |
|равнины, горные Ч. сбывали взамен излишки скота. Важную роль играли |
|кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеч. сукно, |
|производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртов-ском, Аргунском |
|окр. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление |
|войлочных ковров, бурок и др. войлочных изделий. Центрами оружейного |
|произ-ва были сел. Старые Ата-ги, Ведено, Дарго, Шатой, Джу гурты и |
|др., гончарного - сел. Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. |
|Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, |
|произ-во шёлка, обработка кости и рога. Горные селения имели |
|беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные |
|каменные дома с плоской крышей. В ниж. этаже помещался скот, в верх., |
|состоявшем из двух комнат,- жильё. Многие селения имели |
|жилищпо-оборонит. башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были |
|крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и |
|рек. Традиц. жилище - турлучное, состояло из неск. комнат, вытянутых в|
|ряд, с отдел, выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Осн. |
|комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся|
|жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из |
|комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во|
|дворе. Двор с хоз. постройками обычно обносился забором. Отличит, |
|чертой интерьера чеч. жилища было почти полное отсутствие мебели: |
|сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены |
|увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол |
|покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались |
|священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если |
|даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права |
|родственника. Надочаж-ной цепью клялись и проклинали. Хранительницей |
|очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на муж. и жен. |
|половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества |
|считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных |
|овец. Не позднее 16 в. Ч. было известно произ-во шёлка и льняного |
|полотна. Традиц. одежда имела много общего с общекавк. костюмом. Муж. |
|одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного |
|покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх |
|рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска |
|считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными но талии, |
|расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлич. застёжками, на |
|грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись н |
|ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, |
|бурка (верта). Муж. голов, уборами были высокие, расширяющиеся кверху |
|папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и |
|войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, |
|сбивание её влекло кровную месть. Осн. элементами жен. одежды были |
|рубаха и штаны. Рубаха имела тупикооб-разный покрой, длину иногда ниже|
|колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на |
|одну или три пуговицы. Верх. одеждой был бешмет. Праздничной одеждой |
|служила |
| |
|Кабардино-Балкария |
|КАБАРДИНЦЫ, адыге (самоназв.), народ в России (числ. 386 тыс. чел.), |
|коренное население Кабардино-Балкарии (ок. 364 тыс. чел.). Живут также|
|в Краснодарском и Ставропольском краях и Сев. Осетии. Общая числ. в |
|пределах быв. СССР - ок. 391 тыс. чел. Живут и во многих странах |
|Юго-Восточной Азии, Зап. Европы и Сев. Америки. Говорят на |
|кабардино-черкесском яз. абхазо-адыг-ской группы северокавказской |
|семьи. Письменность на основе рус. алфавита. Верующие - |
|мусульмане-сунниты моздокские К.- в основном христиане-православные. |
|Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этнич. общность адыгов. |
|Предки К., как и др. адыгских народов, были аборигенным нас. Сев. и |
|Сев.-Зап. Кавказа. Они известны в 1-6 вв. как зихи, в 13-19 вв. как |
|черкесы. В сер. 1-го тыс. часть адыгов была оттеснена гуннами за |
|Кубань. В 13-15 вв. наблюдалось обратное движение в Центр. |
|Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды -самостоят, полит, |
|единицы и формированием кабард. народности. В 1557 верх. князь Кабарды|
|Темрюк попросил рус. царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 |
|по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В|
|16-18 вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, |
|чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабард. князей.|
|Сохранялись архаич. формы власти: нар. собрания, тайные муж. союзы. В |
|1921 в составе РСФСР образована Кабард. АО, с 1922 - объединённая |
|Каб.-Балк. АО, в 1936 преобразована в Каб.-Балк. АССР. С 1944 по 1957,|
|когда балкарцы были насильственно депортированы, республика |
|существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Каб.-Балк. АССР была |
|восстановлена. В янв. 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял |
|Декларацию о суверенитете и провозгласил Каб.-Балк. ССР, с марта 1992 |
|Каб.-Балк. Республика. Важную роль в нац. движении играет Конгресс |
|кабард. народа (созд. в 1991). Традиц. занятия - пашенное земледелие и|
|отгонное скотоводство, гл. обр. коневодство (всемирную известность |
|получила кабард. порода). Развиты промыслы и ремесла: муж.- кузнечное,|
|оружейное, ювелирное, жен.- сукновальное, войлочное, золотошвейное. |
|Планировка поселений до сер. 19 в. кучевая, затем уличная. У князей, |
|дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) |
|для гостей -кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с |
|двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и кам. |
|строения, крыши из железа и черепицы появились во второй пол. 19 в. |
|Традиц. муж. костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и |
|кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верх.- бурка, |
|овчинная шуба, башлык. Традиц. жен. одежда - шаровары, туникообразная |
|рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые |
|пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки. |
|Традиц. пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, |
|курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена |
|сушёная и копчёная баранина, из к-рой делается шашлык. К мясным блюдам|
|подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток - махсыма |
|изготовляется из пшённой муки солодом. По крайней мере до 19 в. |
|преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья,|
|но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, |
|подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в |
|этикете, в т.ч. избегании между супругами, родителями и детьми, каждым|
|из супругов и старшими родственниками другого. Существовала |
|соседско-общин-иая и фамильпо-патронимич. организация с фамильной |
|экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к|
|19 в. была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было |
|широко распространено аталычест-во. Высоко ценилось гостеприимство, |
|имевшее ритуализованный, даже сакра-лизованный характер, а также |
|куначество. Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм|
|обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Мм. |
|элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к воен. |
|быту элементами материальной культуры, как муж. одежда, приёмы |
|седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних |
|народов. В духовной культуре начиная с 15 в. возрастало влияние |
|ислама, к-рый всё более вытеснял языч. и христ. верования. Традиц. |
|игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным|
|и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за ба-раныо |
|шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: |
|нарт-ский эпос, историко-героические песни и др. Традиц. изобразит, |
|мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, |
|характерны рогообразные завитки. Совр. быт всё более урбанизируется, |
|но в нём удерживается много традиц. черт. Сохраняются пищевые |
|предпочтения и многие нац. блюда. В основном сохраняются правила |
|этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и |
|женщинами, в застолье. У К., как и у др. адыг. пародов, сильно |
|стремление к этнич. самоутверждению и культурному возрождению. Создано|
|общество "Хасаг ("Народное собрание"). Установлены связи с |
|одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная |
|черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского |
|мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама. |
|БАЛКАРЦЫ, таулула (самоназв., "горец"), народ в России (78,3 тыс. |
|чел.), коренное нас. Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также |
|в Казахстане (3,0 тыс. чел.), Киргизии (2,1 тыс. чел.). Общая числ. |
|85,1 тыс. чел. Локальные группы: балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), |
|бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), |
|урусбиевцы, илибаксанцы (бакъсанчыла). Язык карачаево-балкарский |
|тюркской группы алтайской семьи. Письменность на осн. рус. графики |
|(создана в 1924 на осн. араб. графики Верующие - мусульмане-сунниты В |
|формировании Б. приняли участие, видимо, три осн. этнич. компонента: |
|древнейший - кавказоязычное нас., ирано-язычные аланы, появившиеся в |
|горной полосе Центр. Кавказа в 4-5 вв., и тюр-коязычные племена, |
|возможно, кубанские болгары и, несомненно, кыпчаки,поселившиеся в 13 |
|в. в горах Кавказа и частично ассимилировавшие аланов-осетин. Жители |
|всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|