рефераты бесплатно

МЕНЮ


Народы Северного Кавказа

|(средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и |

|заградительные стены. На равнине И. жили кр. селениями, вытянутыми |

|вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный |

|саманный или турлучный дом, в к-ром помещение каждой супружеской |

|ячейки имело отд. выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его|

|жены - кунацкая (гостевая комната). Совр. дома - преим. кирпичные с |

|черепичной или железной крышей. Традиц. одежда И. общекавк. типа. Муж.|

|рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, |

|прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила |

|распространение общекавк. черкеска с газырями. Тёплая одежда - |

|овчинная шуба и бурка. Осн. головной убор - папаха конусовидной формы,|

|войлочные шляпы. В 20-е гг. 20 в. появились фуражки, иеск. позже |

|-высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная жен. одежда:|

|удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие |

|штаны, бешмет. Повседневные головные уборы -платки и шали. |

|Традиц. пища И.~ в основном мясо-молочная и растительная. Наиб. |

|распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из |

|пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, |

|молочные продукты (специ-фич. "даты-кодор" - творог с топлёным маслом)|

|и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства. |

|Сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, |

|куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании|

|малых семей были нередки и большие семьи, особен в горах. Браки |

|экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная |

|солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и для совр. |

|И. Традиц. верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ |

|святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся |

|развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели |

|нар. медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й пол. 19 в., |

|распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с 16-18 вв., в горной |

|- с 19 в. В фольклоре И. заметное место занимает нартский героич. |

|эпос. Устное нар. творчество: героич., историч. и лирич. песни, |

|сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец |

|- парная лезгинка. В прикладном иск-ве выделяются резьба по камню и |

|изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным |

|орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры). |

|ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий (самоназв.), народ в Рос. Федерации (899 тыс. чел.), |

|осн. нас. Чечни. Числ. в Чечне и Ингушетии 734 тыс. чел. Живут также в|

|Дагестане (ок. 58 тыс. чел.), Ставропольском кр. (15 тыс. чел.), |

|Волгоградской обл. (11,1 тыс. чел.), Калмыкии (8,3 тыс. чел.), |

|Астраханской (7,9 тыс. чел.), Саратовской (6 тыс. чел.), Тюменской |

|(4,6 тыс. чел.) обл., Северной Осетии (2,6 тыс. чел.), Москве (2,1 |

|тыс. чел.), а также в Казахстане (49,5 тыс. чел.), Киргизии (2,6 тыс. |

|чел.), на Украине (1,8 тыс. чел.) и др. Общ. числ.-957 тыс. чел. |

|Верующие Ч.- мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух |

|толков - накшбапди и падири. Говорят на чеченском яз. |

|нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, |

|чеберлоевский, мелхинский, итумкалин-ский, галанчожский, кистинский. |

|Распространён также рус. яз. (свободно владеют 74%). Письменность |

|после 1917 сначала на осн. араб., затем - лат. графики, с 1938 - на |

|основе рус. алфавита. В "Географии" Страбоиа упоминается этноним |

|гаргареи, этимология к-рого близка цахскому "гергара" - "родной", |

|"близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В арм. |

|источ- никах 7 в. Ч. упоминаются под именем нахча матьян (т.е. |

|"говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 в. упоминается "народ |

|нохчи". В перс. источниках 13 в. дано назв. сасапы, позднее вошедшее в|

|рус. документы. В документах 16-17 вв. встречаются племенные назв. Ч. |

|(ичке-ринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - |

|чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - ч1аьнтий, шаройцы - шарой, |

|терлойцы - т1ерлой). Антропол. тип пранахов можно считать |

|сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние Ч., |

|освоившие не только сев. склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано|

|вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским |

|кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих обл. Сев. Кавказа |

|в 8-12 вв. сформировалось полиэтнич. Аланское царство, в горной зоне |

|Чечни и Дагестана - гос. образование Сарир. После монголо-татар. |

|нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская |

|равнина вошли в состав Золотой Орды. К кон. 14 в. население Чечни |

|объединилось в гос-во Симсисм. В 16-17 вв. Кавк. перешеек был объектом|

|постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом -Крымским |

|ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на |

|чеченских землях ставятся первые рус. крепости и казачьи городки, |

|устанавливаются дипломатич. связи чеч. правителей и аульных обществ с |

|Россией. Тогда же окончательно складываются совр. границы расселения |

|Ч. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в |

|отношении Чечни приобретает колон, характер. В последние годы |

|правления Екатерины II рус. войска заняли левый берег Терека, соорудив|

|здесь участок Кавк. военной линии, основали воен. крепости от Моздока |

|до Владикавказа по чеч.-кабард. границе. Это привело к росту |

|освободит. движения Ч. в кон. 18-1-й пол. 19 вв. К 1840 на терр. Чечни|

|и Дагестана складывается теократич. гос-во - имамат Шамиля, |

|первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее |

|поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена |

|вместе с Хасавюртовским окр., заселённым ауховскими Ч. и кумыками, в |

|Терскую обл. В 1922 образована Чеченская авт. обл. в составе РСФСР. |

|Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у нес в ходе |

|Кавк. войны. Были введены делопроиз-во и преподавание на родном яз., |

|проведены другие культурные и соц.-экономия, преобразования. Вместе с |

|тем начавшаяся в 1920-х гг. коллективизация, сопровождавшаяся |

|репрессиями, нанесла большой урон Ч. В 1934 Чечня объединена с Ингуш. |

|АО в Чеч.-Ингуш. АО, с 1936 - Чеч.-Ингуш. АССР. В февр. 1944 ок. 500 |

|тыс. Ч. и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них |

|значит, число погибло в первый год ссылки. В янв. 1957 Чеч.-Ингуш. |

|АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для Ч. были|

|закрыты цеск. горных р-нов, и бывших жителей этих р-нов стали селить в|

|равнинных аулах и казачьих станицах. Ч.-ауховцы вернулись в Дагестан. |

|В 1992 съезд нар. депутатов Рос. Федерации постановил преобразовать |

|Чеч.-Ингуш. Респ. в Ингуш. Респ. и Чеч. Респ. Традиц. землсдельч. |

|культуры - ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже|

|стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и |

|огородничество. Пахотные орудия - плуг (гота), полезное орудие (нох). |

|Была распространена трёхпольная система. В горных обл. было развито |

|отгонное овцеводство. На равнинах разводили кр. рог. скот, |

|использовавшийся в т.ч. в качсстве рабочей силы. Разводили также |

|породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными |

|районами Чечни существовала хозяйств, специализация: получая хлеб с |

|равнины, горные Ч. сбывали взамен излишки скота. Важную роль играли |

|кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеч. сукно, |

|производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртов-ском, Аргунском |

|окр. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление |

|войлочных ковров, бурок и др. войлочных изделий. Центрами оружейного |

|произ-ва были сел. Старые Ата-ги, Ведено, Дарго, Шатой, Джу гурты и |

|др., гончарного - сел. Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. |

|Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, |

|произ-во шёлка, обработка кости и рога. Горные селения имели |

|беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные |

|каменные дома с плоской крышей. В ниж. этаже помещался скот, в верх., |

|состоявшем из двух комнат,- жильё. Многие селения имели |

|жилищпо-оборонит. башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были |

|крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и |

|рек. Традиц. жилище - турлучное, состояло из неск. комнат, вытянутых в|

|ряд, с отдел, выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Осн. |

|комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся|

|жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из |

|комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во|

|дворе. Двор с хоз. постройками обычно обносился забором. Отличит, |

|чертой интерьера чеч. жилища было почти полное отсутствие мебели: |

|сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены |

|увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол |

|покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались |

|священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если |

|даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права |

|родственника. Надочаж-ной цепью клялись и проклинали. Хранительницей |

|очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на муж. и жен. |

|половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества |

|считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных |

|овец. Не позднее 16 в. Ч. было известно произ-во шёлка и льняного |

|полотна. Традиц. одежда имела много общего с общекавк. костюмом. Муж. |

|одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного |

|покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх |

|рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска |

|считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными но талии, |

|расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлич. застёжками, на |

|грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись н |

|ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, |

|бурка (верта). Муж. голов, уборами были высокие, расширяющиеся кверху |

|папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и |

|войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, |

|сбивание её влекло кровную месть. Осн. элементами жен. одежды были |

|рубаха и штаны. Рубаха имела тупикооб-разный покрой, длину иногда ниже|

|колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на |

|одну или три пуговицы. Верх. одеждой был бешмет. Праздничной одеждой |

|служила |

| |

|Кабардино-Балкария |

|КАБАРДИНЦЫ, адыге (самоназв.), народ в России (числ. 386 тыс. чел.), |

|коренное население Кабардино-Балкарии (ок. 364 тыс. чел.). Живут также|

|в Краснодарском и Ставропольском краях и Сев. Осетии. Общая числ. в |

|пределах быв. СССР - ок. 391 тыс. чел. Живут и во многих странах |

|Юго-Восточной Азии, Зап. Европы и Сев. Америки. Говорят на |

|кабардино-черкесском яз. абхазо-адыг-ской группы северокавказской |

|семьи. Письменность на основе рус. алфавита. Верующие - |

|мусульмане-сунниты моздокские К.- в основном христиане-православные. |

|Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этнич. общность адыгов. |

|Предки К., как и др. адыгских народов, были аборигенным нас. Сев. и |

|Сев.-Зап. Кавказа. Они известны в 1-6 вв. как зихи, в 13-19 вв. как |

|черкесы. В сер. 1-го тыс. часть адыгов была оттеснена гуннами за |

|Кубань. В 13-15 вв. наблюдалось обратное движение в Центр. |

|Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды -самостоят, полит, |

|единицы и формированием кабард. народности. В 1557 верх. князь Кабарды|

|Темрюк попросил рус. царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 |

|по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В|

|16-18 вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, |

|чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабард. князей.|

|Сохранялись архаич. формы власти: нар. собрания, тайные муж. союзы. В |

|1921 в составе РСФСР образована Кабард. АО, с 1922 - объединённая |

|Каб.-Балк. АО, в 1936 преобразована в Каб.-Балк. АССР. С 1944 по 1957,|

|когда балкарцы были насильственно депортированы, республика |

|существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Каб.-Балк. АССР была |

|восстановлена. В янв. 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял |

|Декларацию о суверенитете и провозгласил Каб.-Балк. ССР, с марта 1992 |

|Каб.-Балк. Республика. Важную роль в нац. движении играет Конгресс |

|кабард. народа (созд. в 1991). Традиц. занятия - пашенное земледелие и|

|отгонное скотоводство, гл. обр. коневодство (всемирную известность |

|получила кабард. порода). Развиты промыслы и ремесла: муж.- кузнечное,|

|оружейное, ювелирное, жен.- сукновальное, войлочное, золотошвейное. |

|Планировка поселений до сер. 19 в. кучевая, затем уличная. У князей, |

|дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) |

|для гостей -кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с |

|двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и кам. |

|строения, крыши из железа и черепицы появились во второй пол. 19 в. |

|Традиц. муж. костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и |

|кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верх.- бурка, |

|овчинная шуба, башлык. Традиц. жен. одежда - шаровары, туникообразная |

|рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые |

|пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки. |

|Традиц. пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, |

|курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена |

|сушёная и копчёная баранина, из к-рой делается шашлык. К мясным блюдам|

|подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток - махсыма |

|изготовляется из пшённой муки солодом. По крайней мере до 19 в. |

|преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья,|

|но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, |

|подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в |

|этикете, в т.ч. избегании между супругами, родителями и детьми, каждым|

|из супругов и старшими родственниками другого. Существовала |

|соседско-общин-иая и фамильпо-патронимич. организация с фамильной |

|экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к|

|19 в. была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было |

|широко распространено аталычест-во. Высоко ценилось гостеприимство, |

|имевшее ритуализованный, даже сакра-лизованный характер, а также |

|куначество. Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм|

|обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Мм. |

|элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к воен. |

|быту элементами материальной культуры, как муж. одежда, приёмы |

|седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних |

|народов. В духовной культуре начиная с 15 в. возрастало влияние |

|ислама, к-рый всё более вытеснял языч. и христ. верования. Традиц. |

|игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным|

|и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за ба-раныо |

|шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: |

|нарт-ский эпос, историко-героические песни и др. Традиц. изобразит, |

|мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, |

|характерны рогообразные завитки. Совр. быт всё более урбанизируется, |

|но в нём удерживается много традиц. черт. Сохраняются пищевые |

|предпочтения и многие нац. блюда. В основном сохраняются правила |

|этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и |

|женщинами, в застолье. У К., как и у др. адыг. пародов, сильно |

|стремление к этнич. самоутверждению и культурному возрождению. Создано|

|общество "Хасаг ("Народное собрание"). Установлены связи с |

|одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная |

|черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского |

|мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама. |

|БАЛКАРЦЫ, таулула (самоназв., "горец"), народ в России (78,3 тыс. |

|чел.), коренное нас. Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также |

|в Казахстане (3,0 тыс. чел.), Киргизии (2,1 тыс. чел.). Общая числ. |

|85,1 тыс. чел. Локальные группы: балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), |

|бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), |

|урусбиевцы, илибаксанцы (бакъсанчыла). Язык карачаево-балкарский |

|тюркской группы алтайской семьи. Письменность на осн. рус. графики |

|(создана в 1924 на осн. араб. графики Верующие - мусульмане-сунниты В |

|формировании Б. приняли участие, видимо, три осн. этнич. компонента: |

|древнейший - кавказоязычное нас., ирано-язычные аланы, появившиеся в |

|горной полосе Центр. Кавказа в 4-5 вв., и тюр-коязычные племена, |

|возможно, кубанские болгары и, несомненно, кыпчаки,поселившиеся в 13 |

|в. в горах Кавказа и частично ассимилировавшие аланов-осетин. Жители |

|всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.