Основные направления научных исследований в России и за рубежом
общего объема публикаций в таких отраслях научного поиска, как химия,
математика и технические науки.
Помимо индивидуального вклада стран в европейскую науку, нельзя не
видеть и коллективного вклада Европейского Союза в мировую науку. Весьма
высоки показатели внутриевропейского сотрудничества у таких малых стран ЕС,
как Люксембург, Португалия, Бельгия, Ирландия и Испания. Их наука не столь
развита, чтобы конкурировать на внешних рынках, и пока нуждается в
значительной поддержке со стороны ЕС.
Технологический и инновационный рейтинг Европы традиционно фиксируют
индикаторы патентной статистики, основанные на базах данных Патентного
ведомства США. В США Европа патентует меньше, чем Япония. Наибольшее
количество американских патентов у Германии; далее следуют Великобритания,
Франция, Италия и Нидерланды.
Так же как и в США, в Европе регистрируются не только европейские
патенты. В европейское Патентное ведомство наибольшее количество заявок
ежегодно приходит от ученых и инженеров Германии, Франции и Великобритании.
Среди европейских стран Франция и Великобритания доминируют (и
специализируются) по патентам в аэрокосмической сфере. Активно патентуется
в США европейская фармацевтика. У Германии, Дании и Италии сильны позиции в
электротехническом машиностроении; лидерами патентования в химии выступают
Германия и Франция; в транспортных технологиях — Бельгия и Германия.
В эпоху индустриализма познавательный универсализм европейской науки
был продуктивен абсолютно; ныне же экономика, основанная на знаниях,
требует прежде всего успехов в инновационном секторе, где наука Старого
Света оказалась отнюдь не лидером. «Блоковый», силами ЕС, способ решения
масштабных научно-технических задач здесь уже апробирован. На очереди явно
стоят новые типы стратегического партнерства европейских стран с целью
сохранения научно-технологического потенциала Европы в мире перед вызовом
североамериканской и азиатской науки.
Старый Свет по-прежнему богат идеями, но отстает в освоении ключевых
наукоемких технологий. Это главные болевые точки Западной Европы. Например,
«на британских ученых приходится около 7% цитирования в мировой научной
литературе и лишь 3% всех зарегистрированных в мире патентов. У Японии это
соотношение прямо противоположно — 4% всех цитирований, но 14% патентов».
Анализ системы организаций исследований в национальных границах (без учёта
и региональной и наднациональной составляющих) сегодня лишь в ограниченных
пределах способен характеризовать научное пространство Старого Света [6].
Институциональным стержнем наднационального развития европейской науки
безусловно стали «Рамочные программы НИОКР» Европейского Союза. Это формы
реализации научной и технологической активности, финансируемой ЕС и
координируемой Европейской комиссией. Рамочные программы все активнее
стимулируют инновационную реализацию научных знаний посредством
кластеризации и концентрации ресурсов. Наиболее активны в кооперативных
проектах такие страны ЕС, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия,
Нидерланды, Италия, Испания и Греция. Основными принципами трехуровневого
взаимодействия (наднациональные — национальные — региональные исследования)
стали: безусловная государственная поддержка национальной фундаментальной
науки; стремление к тому, чтобы оказывать содействие научным исследованиям
в масштабе ЕС именно «в тех областях, которые для отдельных государств-
членов являются слишком дорогостоящими и поэтому управление ими должно быть
перенесено на уровень сообщества»; взаимодействие государства и регионов в
проведении политики научно-технологического развития, нацеленной на рост
инноваций.
Последнее десятилетие XX века с точки зрения организации европейской
науки прошло под знаком «проб и ошибок». Система «центр — регионы» во
многом оказалась не готовой к восприятию новых управленческих новаций.
Особенно очевидны «промахи» регионализации в деятельности «научных парков».
Выяснилось, что «большинство научных парков — это не более чем
принаряженные промзоны, где не наблюдается никакого особого взаимообмена.
Вызвать взаимообмен внутри фирм или научных учреждений не так-то просто.
Так что не следует полагать, что эффекты концентрации и взаимообмена
происходят сами собой». Стратегии регионализации научно-технического
развития не стоит абсолютизировать, а тем более подменять ими национальные
стратегии (в Великобритании практически отсутствует региональная политика,
что не мешает этой стране в течение десятилетий сохранять первые места в
рейтингах мировой науки).
Главная цель региональной составляющей научно-технической политики
состоит в том, чтобы способствовать повышению уровня научных исследований
тех территорий, которые слабы в этом отношении и потому оказываются на
периферии научной кооперации в Европе, участвуя всего лишь в 5—8 процентах
проектов. Основная стратегия региональной политики направлена прежде всего
на усиление конкурентоспособности европейской промышленности, и поэтому
главная задача — оптимизировать процесс передачи технологий от науки к
промышленности через стремление к объединению усилий государственного и
частного секторов, «встраивание» регионов в сети глобальной экономики и
мирового научно-технического сотрудничества и т. п. Патронаж по отношению к
фундаментальной науке при этом безусловно закреплен на национальном уровне.
Исследование западноевропейской науки невозможно и вне анализа
образовательного контекста. Модель социального развития, ныне обозначаемая
проектом «обучающейся экономики», выдвигает сферу высшего образования на
первый план в социальной системе. К этой роли институт образования (по
своей природе консервативный и инерционный) оказался во многом не готов.
Традиционализм европейского образования на протяжении веков был залогом его
устойчивости, но «традиционное обучение представляет собой скорее диффузию
и трансляцию знаний, нежели их прогресс», а нынешнее поколение людей живет
обычно не тем образованием, которое оно само породило, а тем, которое
создала предшествующая эпоха.
В качестве основной структурной единицы академической науки выступает
«идея университета» как некой колыбели научного творчества,
священнодействию внутри которой студенты мешать не должны. В существующей
образовательной стратегии студенты в значительной степени предоставлены
сами себе и минимальным образом — опеке преподавателей. Педагогический
процесс (при сложившемся в Европе к настоящему времени преимущественно
бесплатном высшем образовании) фактически бесприбылен. Деньги зарабатывает
наука, получая их за результаты исследований, а также за престиж вуза,
который тоже в первую очередь связан с научными результатами, полученными в
«именитых» стенах и получившими мировое признание. Наука столкнулась с
проблемой эффективности раньше, чем высшее образование, и ныне даже
фундаментальные исследования (в том числе через институт грантов) оказались
вписанными в рыночную логику.
Что касается над системой «высшее образование — наука», то в ЕС он в
значительно большей степени реализован по отношению к исследовательскому, а
не к образовательному компоненту. Наибольшее количество университетов,
участвующих в программах ЕС, приходится на Великобританию (19,7 процента),
Германию (19,7) и Францию (17,6). При этом 1-е место — 37,4 процента
патронажа — по степени участия в программах ЕС принадлежит университетам,
основанным до 1800 года, которые имеют более высокий престиж и более
высокий уровень подготовки своих сотрудников и выпускников, что выражается
и в распределении финансовых ресурсов ЕС.
Вузы, и в первую очередь университеты, все активнее принимают участие
и в реализации рамочных программ ЕС. Но это говорит прежде всего о том, что
исследовательский потенциал университетов задействован в Европе намного
более эффективно, нежели образовательный.
3.3 Перспективы науки в Европе
Перспективы науки в Европе отчасти проясняет концепция европейского
научного пространства (ЕНП) как новой реалии стран ЕС. Эта «идеология»
заложена в стратегию будущих мер поддержки исследований в странах
Европейского Союза, а также в следующую, шестую «Рамочную программу на 2002
— 2006 годы». Стратегия ЕНП органично продолжает курс на создание в Европе
различных интегративных структур. Европейское экономическое пространство
уже стало реальностью, европейское научное пространство еще только
предстоит создать, но необходимость этого уже не подвергается сомнению.
Глобализация экономики и коммуникаций, инновационные и многие другие
императивы сделали становление ЕНП целью, реализация которой не терпит
отлагательства.
При всем осознании необходимости перемен ответ Европы на вызовы
глобализации явно недостаточен по сравнению с другими лидерами мировой
науки. В 1999 году в Европе на «исследования и разработки»
(«research&development») было затрачено всего 1,8 процента ВВП, тогда как в
США — 2,7, в Японии — 3,1. Европа отстает и по количеству исследователей,
числу патентов и экспорту высоких технологий. Сознавая это, Европейская
комиссия в январе 2000 года провозгласила создание европейского научного
пространства как основы для формирования на континенте «общества,
основанного на знаниях», Европарламент поддержал этот проект в резолюции от
18 мая 2000 года, идея ЕНП с удовлетворением воспринята европейским научным
сообществом и промышленностью.
Реализация этой программы потребует более структурированной, чем
прежде, политики. Значительно теснее должна стать связь между национальными
исследовательскими программами и межправительственными исследовательскими
инициативами. Кооперационные сети различных уровней должны послужить тем
остовом, на базе которого будет строиться ЕНП. Направления ЕНП не
предрешают структуру очередной шестой «рамочной программы», а
самостоятельно распределяются по следующим профильным областям:
— исследовательская активность (приоритет промышленных исследований,
сети и координация национальных программ);
— исследования и инновации (усиление возможностей технологических
инноваций в ЕС);
— проведение европейской политики в области исследовательской
инфраструктуры, в том числе крупномасштабных электронных сетей;
— человеческие ресурсы в науке, технологиях и инновациях (поощрение
мобильности, участия женщин, привлекательности для молодежи и привлечение
исследователей из третьих стран);
— наука, общество и граждане (установление в Европе нового
«общественного договора» между наукой, политикой и этическими требованиями
общества).
К приоритетам «европейских исследований» отнесет:
— «постгеномные» исследования в биологии и изучение основных болезней
на уровне, соответствующем общемировым критериям;
— нанотехнологии как междисциплинарное поле исследовании;
— исследования в области информационного общества, особенно касающиеся
проблем объединенной Европы;
— аэронавтика и космос как межгосударственная сфера исследований;
— исследования, характеризующиеся высокой неопределенностью и рисками;
— исследования, рассматривающие модель развития Европы как
целостности.
Реализация концепции ЕНП предусматривает создание сети национальных
программ, координируемых ЕС, тематических, дисциплинарных и
междисциплинарных «сетей превосходства» (основанных на поддержке инноваций
и исследовательской инфраструктуры университетов и частного бизнеса через
объединение финансовых потоков от национальных и региональных организаций,
структурных фондов ЕС и частных инвесторов), движение к долговременным
(более четырех лет) схемам поддержки научных исследований, устранение
барьеров, мешающих передвижению исследователей, знаний и технологий,
расширение диалога «наука — общество» (в том числе через СМИ) и
систематическое распространение в обществе информации о научно-технических
достижениях.
В целом движение Европы к постиндустриальной науке идет не в сторону
«массовизации усредненности» (при параллельном культивировании
элитарности), а напротив, реализации принципа «повышения уровня средних до
уровня высших». Приверженность классической парадигме получения
теоретических знаний и сегодня — в условиях весьма жесткого научного
соперничества с американской исследовательской традицией — позволяют науке
Старого Света оставаться наиболее цитируемой в мире, ибо новое знание и
инновационный поиск — вещи все же нетождественные. Если новое знание и
возможно без инноваций, то обратное нереально ни при каких обстоятельствах.
К началу третьего тысячелетия сформировалось три мировых центра
научного притяжения: Северная Америка, Европа и Азия.
Научно-технические области, для которых прогнозируются наиболее
высокие темпы технологического прогресс в период с1998-2003 гг.
Таблица 5
|Область |США |Япония |Зап. Европа |Азия |
|Вычислительная техника |1 (21,6%) |5 (6,5%) |6 (7,8%) |5 (1 1,5%) |
|Биотехнология |3 (1 1,8%)|1 (29,3%) |1 (51,9%) |2 (26,9%) |
| | | | | |
|Средства информатики и |2 (13,7%) |2 (25,0%) |2 (45,5%) |1 (53,8%) |
|связи | | | | |
|Электроника |4 (10,8%) |4 (14,1%) |3 (18,2%) |4 (15,4%) |
|Сверхпроводимость |7 (2,9%) |3 (20,7%) |4 (18,2%) |3 (19,2%) |
|Промышленные материалы |8 (2,0%) |7(1,1 %) |5 (11,7%) |9 (3,8%) |
|Энергетика |-- |-- |7 (7,8%) |8 (3,8%) |
|Космическая |6 (3,9%) |6 (2,2%) |8 (6,5%) |6 (11,5%) |
|промышленность | | | | |
|Транспортное |5 (3,9%) |8(1,1%) |9 (1,3%) |7 (7,7%) |
|оборудование | | | | |
4. Научная деятельность в США
Основные направления исследований и разработок США в 2002 г.
Таблица 6
|Министерства, ведомства и программы |
|Национальные институты здравоохранения |
|Биомедицинские исследования |
|Обороны |
|Научно-исследовательская инициатива |
|НАСА |
|Космический запуск |
| |
|Исследование Марса |
|Происхождение Вселенной |
| |
|Система космического зондирования |
|Энергетики |
|Фундаментальные исследования |
|Энергетика полезных ископаемых |
|Национальный научный фонд |
|Партнерство в математике и естественных науках |
|Математические науки |
|Нанонаука и нанотехнология |
|Сельского хозяйства |
|Биотехнология |
| |
|Биопродукты и биоэнергетика |
| |
|Торговли |
|Исследования Мирового океана |
|Спутник на полярной орбите для контроля состояния окружающей среды |
| |
|Собственные исследования |
| |
|Транспорта |
|Наземные высокоскоростные дороги |
|Интеллектуальные транспортные системы |
|По делам ветеранов |
|Исследования в области разработки протезов |
|Образования |
|Исследования Национального института инвалидности и реабилитация |
| |
|Исследования и распространение их результатов |
Необходимо отметить, что американское общество удовлетворено
состоянием дел в науке, где США являются бесспорным лидером, и никто не
сможет в ближайшие годы, бросить им вызов. Однако в области развития
технологий и применения их результатов Соединенные Штаты - лишь один из
лидеров, наряду с Японией и Европейским Союзом. Они не обладают тем же
запасом прочности, как в науке. Этот факт составляет предмет постоянных
дебатов в США, в ходе которых эксперты стремятся ответить на вопрос: почему
Соединенные Штаты так сдают свои позиции при переходе от одной фазы научно-
технического прогресса к другой.
Главная задача федеральной власти в этом вопросе, по мнению всех
участников этого процесса - ученых, промышленников и правительственных
чиновников, заключается в создании в стране такого климата, который бы
способствовал скорейшей разработке новых технологий и их адаптации к
общественным потребностям. И роль правительства в этом вопросе чрезвычайно
велика. Достаточно вспомнить почти плановое управление научно-техническим
комплексом в Японии и некоторых "новых промышленных странах". Но усиление
роли государства противоречит общим идеологическим установкам
Республиканской партии, для которой "чем меньше государства в экономике,
тем лучше". Поэтому администрацией Дж. Буша-мл. проводится политика,
согласно которой государство не должно подменять своими действиями рынок.
Государственная поддержка оказывается лишь в тех областях, где у частного
капитала нет стимула для инвестиций. Если же государственные инвестиции
оказываются в зоне интереса фирм, то, считают республиканцы, снижается
заинтересованность последних в собственных инвестициях и ослабляется общий
конкурентный настрой фирм. Прошедшее десятилетие показало, что разумное
сочетание интересов государства и частных фирм вполне достижимо.
Республиканская администрация стремится продолжить и развить это
направление сотрудничества с бизнесом.
Заключение
Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира
обусловлена, особенностями исторического и социально-экономического
развития и зависит от культурно-этнических факторов. Различия лежат в
основном в особенностях организации научной деятельности, структуре и
качестве научного потенциала, специфики исследований. Для определения
уровня развития науки в стране необходима особая методика оценки,
определенная система показателей.
К началу третьего тысячелетия сформировалось три мировых центра
научного притяжения: Северная Америка, Европа и Азия.
В науке США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в
ближайшие годы, бросить им вызов. Но в области развития технологий и
применения их результатов Соединенные Штаты - лишь один из лидеров, наряду
с Японией и Европейским Союзом.
В целом движение Европы к постиндустриальной науке идет не в сторону
«массовизации усредненности», а напротив, реализации принципа «повышения
уровня средних до уровня высших».
К числу самых приоритетных направлений развития науки и техники,
Российской Федерации наряду с фундаментальными исследованиями отнесены семь
направлений, в целом соответствующих мировым тенденциям: информационные
технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и
химические продукты; технологии живых систем; транспорт; топливо и
энергетика; экология и рациональное природопользование.
Список использованной литературы
1. Артамонов М. В. Финансирование научных исследований. Высшее
образование в России. 2001. - №2. – с35-40.
2. Варшавский А. Социально-экономические проблемы российской
науки: долгосрочные аспекты развития. Экономика и
математические методы. 2000. - №10. – с28-34.
3. Водопьянова Е. Наука Западной Европы. Свободная мысль – ХХI.
2002. - №3. – с74-81.
4. Карбунов С. Научно-технические приоритеты республиканской
администрации. США, Канада; экономика, политика, культура.
2002. - №4. – с22-37.
5. Комаров Е. НИОКР в Японии. Управление персоналом. 1999. - №11.
– с 45-49.
6. Ковалев Ю. Ю. Типы стран по уровню развития. Вестник
московского университета. Серия 5. География. 2001. - №2. –
с27-31.
7. Соколов А. Выбор научно-технологических приоритетов. Человек и
труд. 2000. - №8. – с56-58.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|